Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 8:05

Минск — Беларусь Сентябрь 2015

В прошлый раз мы гуляли по Троицкому предместью и окрестностям.

Минск — Прогулка по Троицкому предместью.

В этот раз продолжим прогулку по историческому центру Минска и посмотрим Верхний город.

Минск_Верхний город

Сердце Верхнего города — площадь Свободы, которая возникла в начале XVI века как новый административный, торговый и культурный центр города. До 1860-х годов площадь называлась «Верхний рынок», затем до 1917 года — Соборной площадью.

Здесь в последней четверти XVI века создавали новый город в соответствии с градостроительным планом. Строились не отдельные дома, а полностью менялась старая застройка, использовались особенности природного ландшафта. Огромная по тем временам площадь была распланирована по принципам градостроительства ренессанса, к ней сходились главные городские улицы.

Минск_Верхний город

В 1499 году Минск по привилею короля польского и литовского Александра Ягеллончика получил Магдебургское право. Королевская грамота разрешала построить в городе ратушу, ставшую символом городского самоуправления. Первая ратуша была построена на этой площади в 1600 году. В конце XVIII века она была перестроена в стиле классицизма. До 1795 года, когда было отменено Магдебургское право, в ратуше проходили заседания магистрата. Потом здание было приспособлено под театр, где показывали спектакли на белорусском, русском и польском языках, по праздникам на открытой галерее второго этажа играл оркестр. Здание ратуши снесли в 1857 году по указу царя Николая I.

Минск_Верхний город

Современное здание ратуши восстановлено на своем историческом месте по чертежам 1835 года в 2003 году. Башню украшают часы и герб Минска — Дева Мария с ангелами, а венчает шпиль с флюгером, на котором вырезаны даты строительства и восстановления ратуши. Ратуша и прилегающий к ней сквер выглядя сейчас почти как и много лет назад. Здание используется сейчас как выставочный зал и для проведения торжественных мероприятий.

Минск_Верхний город

Напротив ратуши — комплекс зданий гостиного двора. На первом снимке над балконом второго этажа можно рассмотреть флаг Грузии, там находится её посольство. Нас предупредили, чтобы не фотографировали. Но было поздно, накануне я уже это сделала, меня ведь заранее никто не предупреждал.

Напротив ратуши у гостиного двора установлен памятник в честь получения Минском в 1499 году Магдебургского права: глава магистрата с королевской грамотой и ключом стоит над планом старого города.

Минск_Верхний город

Сбоку от ратуши стоит «Экипаж губернатора», пользующийся, особой любовью как туристов, так и жителей города. Это работа белорусского скульптора Владимира Жбанова. Читала, что он взял за образец экипаж Захария Корнеева, первого губернатора Минска после присоединения города к Российской империи. Я уже фотографировала такую скульптуру в Тобольске перед бывшим домом губернатора, а теперь краеведческим музеем. Читала, что такой же есть в Курске, и не в нём одном.

Есть на площади еще одна скульптурная композиция, связанная с Магдебургским правом Минска — это «Городские весы». Вместе с Магдебургским правом городу присваивались своя мера веса и длины. А каждый гражданин мог обратиться в ратушу, если ему казалось, что его обвесили или обманули.

Минск_Верхний город

Скульптура показывает как раз такой момент: продавец взвешивает покупателю товар, рядом стоит представитель ратуши и наблюдает за процессом. Вокруг на площадке среди плит изображения монет, которыми горожане расплачивались в средние века.

В XVIII веке площадь Верхнего города окружали монастыри с небольшими костёлами. Например, католический монастырь бернардинок с храмом, построенным в первой половине XVII века. Монастырь упразднили и перевели в Несвиж, а в 1860 году прежний костёл стал православным храмом. Это кафедральный собор Сошествия Святого Духа.

Минск_Верхний город

Рядом с собором размещается с 2015 года комплекс Минской духовной академии, ей же принадлежат здания на улице Зыбицкой, где находится ректорат академии. По Зыбицкой мы еще пройдем.

Правее Святодуховского собора — костёл Святого Иосифа и мужской монастырь бернардинцев, построенный в первой половине XVII века. Сейчас там архивы, а в бывших монастырских корпусах еще и отель «Монастырский».

Минск_Верхний город

В торговых рядах начала XIX века разместился ресторан «У ратуши».

Минск_Верхний город

На площади были расставлены экспонаты какого-то проекта Белорусского союза дизайнеров.

Вот это, например, «Голос леса».

А это — Memento mori.

Идем дальше. Еще одна церковь — Святого Духа. Этот греко-католический храм был построен в XVII веке в составе комплекса мужского и женского монастырей базилиан. В конце XVIII был передан православной церкви и стал называться Петропавловским собором. Его закрыли в 1930, а в 1936 взорвали, а на его месте устроили зверинец.

После взрыва сохранились фундаменты, на них и воссоздали эту церковь в 2011 году. Теперь здесь концертный зал «Верхний город».

Минск_Верхний город

А в монастырских корпусах теперь детская музыкальная школа.

Во дворе там стоит интересная скамья с надписью «Рок за бобров». Это ежегодный музыкальный фестиваль, который в июне проводится в Минске.

Минск_Верхний город

В бывшем жилом корпусе монастыря, фасад которого смотрит на площадь, в 1803 году была открыта Минская гимназия, в которой учились многие известные деятели литературы, искусства и наука Беларуси.

Напротив у сквера стоит ряд сувенирный киосков. Хочу отметить, что в Беларуси замечательные сувениры на любой вкус и из разных материалов! Мне попадались города, где кроме примитивных фотографий низкого качества, вставленных под пластик, даже магнитик купить не было возможности. Я не оригинальна, красивый магнит привожу обязательно. Еще люблю забавные фигурки котов. Здесь нужно было удерживаться, чтобы не купить лишнее.

Минск_Верхний город

По улице Интернациональной на площадь Свободы выходит фасад Белорусской государственной академии музыки. Современное здание академии построено в 1958 году по проекту архитектора Романа Гегарта, построившего многие здания в послевоенном Минске.

Рядом с ним на углу великолепное здание в стиле модерн — пятизвездочный отель «Европа». Отель на этом месте был еще в середине XIX века, в стиле модерн он было перестроен в начале XX века. Это был первоклассный отель где работал лифт, а в каждом номере был телефон, электрическое освещение, ванна. Перед войной здание было самым высоким и красивым в Минске. Не будем говорить о том, во что отель превратили после революции, а в войну его просто уничтожили, даже нечего было восстанавливать. Новый отель «Европа» построили на прежнем месте в 2006 году.

Минск_Верхний город

У площади Свободы начинается улица Ленина. До революции она называлась Губернаторской, а изначально Францисканской. Здесь с середины XVII века располагался комплекс зданий коллегиума иезуитов, который считался самым замечательным достижением архитектуры в Минске XVIII века. Жемчужиной этого ансамбля был иезуитский костёл, построенный в 1700–1710 годы в стиле виленского барокко. После упразднения ордена иезуитов это был с 1820 года Мариинский кафедральный собор.

После перестроек середины XIX века, революции и Великой Отечественной войны от бывшего иезуитского коллегиума мало что осталось. Здание костёла, например, перестроили под Дом физкультурника, но изменив фасад, почти не изменили алтарную часть. В 1993 году храм вернули церкви, сейчас полностью восстановили его внешний облик. Теперь это главный католический храм Минска — кафедральный собор Святого имени Пресвятой Девы Марии.

Минск_Верхний город

В XVII-начале XVIII века вся система образования в Минске была в руках иезуитов. В здании слева от костёла была школа, где с 1682 года преподавали поэзию, синтаксис, грамматику и риторику, а позднее добавили математику, физику и многое другое. После упразднения ордена иезуитов, в 1773 году школа была преобразована в светскую. В конце XVIII века в этом здании разместили резиденцию губернатора. В доме минского губернатора бывал и работал в его библиотеке декабрист Н. Муравьёв. Дом губернатора полностью перестроили в 1968 году, теперь сложно представить, что это памятник архитектуры и истории. Сейчас там музыкальный колледж.

На противоположной стороне улицы Ленина у ратуши можно увидеть цветочные часы. Колонны ратуши украшены ко дню города.

Минск_Верхний город

А сейчас ненадолго заглянем на улицу Зыбицкую, где еще идет реконструкция. До настоящего времени частично сохранилась нечетная сторона застройки домами XVIII–XIX веков. Улица пролегает вдоль реки Свислочь, а называлась Зыбицкой, потому что находилась в зыбкой затапливаемой пойме. Позже ее назвали Торговой, а сейчас вернули первоначальное название.

В конце улицы напротив зданий Духовной академии установлен памятный знак в честь явления иконы Божией Матери в 1500 году на реке Свислочь. Об этом я уже рассказывала в альбоме «Храмы Минска».

Минск_Верхний город

Раньше здесь жил средний класс, располагались различные предприятия — табачные фабрики, обувная фабрика. Теперь в реконструированных зданиях в основном все обусловлено близостью главного туристического центра Минска — кафе, ресторанчики, гостиницы, магазины. Здесь есть музей карет и Музей минской конки. В конце XIX века по тогда Торговой улице пролегала линия конки.

Здесь есть интересный дом — памятник дворцово-усадебной архитектуры, бывший дом представителей дворянского и шляхетского рода Ваньковичей, построенный в стиле классицизма в конце XVIII — начале XIX века.

Минск_Верхний город

Кроме того, этот дом связан с жизнью и творчеством белорусского художника первой половины XIX века Валентия Ваньковича. Памятник ему стоит во дворе.

В музее можно увидеть работы Валентия Ваньковича, а также познакомиться с жизнью белорусской усадьбы первой половины XIX века.

Минск_Верхний город

За Домом Ваньковичей находится еще один музей — Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. В экспозициях выставлены старинные фотоснимки, афиши, музыкальные инструменты и др.

В Верхнем городе еще много интересного! Но, пожалуй, достаточно.

В следующий раз пойдем рассматривать сталинский ампир.