Турист Олег Иванов (iffoneoff)
Олег Иванов
был 13 марта 15:44

Никосия — Кипр Июль 2015
Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Село Продромос — странноватое местечко. Все знают, что оно существует. Как-никак, самое высокогорный населенный пункт Кипра (курорт Троодос находится чуть повыше, но постоянным поселением не является). Но немногие могут сказать, зачем, собственно, туда нужно стремиться. Разве что пара прелестных горных тропинок на ум придут. Я вам так скажу — проезжая там на машине, можно никакого села и вовсе не заметить. Едешь-себе едешь, упираешься в круг. Он тут вместо перекрестка. Ресторанчик стоит, да пара магазинов.

Ничего такого, для чего имело бы высший смысл останавливаться. Один раз мы там все-таки притормозили с целью оглядеться. Вердикт был вынесен печальный, бескомпромиссный и, забегая вперед, скажем — поспешный, и состоял он из трех слов: «нефиг здесь делать». А между тем когда-то…

Беренгария Наваррская. Фото нашел в сети

…Беренгария Наваррская. Бьюсь об заклад, вы никогда и не слышали о такой королеве. И в целом это легко объяснимо и вполне закономерно. Ведь точки зрения историка, явление под названием «Беренгария» — не более, чем любопытный курьез. Выйдя замуж за безусловного героя своего времени, Ричарда Львиное Сердце, она будто исчерпала отпущенный ей высшими силами лимит удачливости. Никогда не была в Англии, которой правил её муж. Не родила ему наследника. Не удостоилась сколь-нибудь внятных упоминаний в хрониках того времени — как английских, так и страны басков, откуда и была родом. После смерти Ричарда основным её занятием было выбить для себя сколь-нибудь приличное содержание у любого, кто был расположен её выслушать. Удавалось это Беренгарии, прямо скажем, не очень… Нет, принимали вежливо, улыбались, обещали всемерно способствовать, но… кого, в самом деле, интересует королева без трона, без подданных?

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

А вот на Кипре Беренгарию не забывают. Еще бы — ведь свадьба юной принцессы и прославленного воина состоялась именно здесь, в промежутке между сражениями войск Ричарда и тогдашнего кипрского императора Исаака Комнина. На этом простом основании королева без королевства занимает подобающее ей место в пантеоне знаменитых, да и просто известных людей, тем или иным образом связанных с историей острова.

Вид на село Продромос с горы Коккини (1350 м. над уровнем моря)

… А между тем когда-то Продромос был знаменитым кипрским курортом, едва ли не самым главным (и, добавим, практически единственным) местом, привлекавшим на остров туристов. История вкратце такова: где-то с 20-х годов прошлого столетия прогрессивная общественность, не обремененная отсутствием денежных знаков, обратила пристальное внимание на горные районы Кипра. В отличие от каменистого и в целом неприветливого побережья, горы радовали зеленью, прохладой, какими-никакими речками, щадящей (особенно актуально летом) температурой и свежим воздухом. А так как добраться до всего этого великолепия на заре автомобилизма было куда сложнее, чем сейчас, поездка в горы «одним днем» всерьез никем не рассматривалась. В те благословенные времена люди даже спешили не торопясь — с чувством, с толком, с расстановкой. Короче говоря, сейчас так, как тогда «торопились», даже отдыхают немногие. В общем, если уж человек собирался в горы — к его услугам должно было быть предоставлено всё привычно-необходимое, в том числе, естественно, и жилье.

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Так и появился в Продромосе роскошный отель, дитя растущего спроса и кипрской предприимчивости. Начал стройку состоятельный по кипрским меркам местный житель Иоаннис Коккалос, а вот достраивали отель, что называется, всем миром — собственных средств предпринимателя предсказуемо не хватило. Тем не менее, летом 1931 года отель был полностью готов к приему посетителей. Чтобы подчеркнуть эксклюзивность предложения и дать понять потенциальным клиентам, что в Продромосе отнюдь не «Шиком» бриты, отель и обставили по-королевски, и назвали по-королевски — «Беренгария». Как бы намекая.

Реклама отеля «Беренгария» Фото из сети

И состоятельный клиент потянулся. В разные годы постояльцами отеля были герцоги, короли, президенты и прочие авантюристы благородных кровей, и даже Уинстон Черчилль потягивал на балконе президентского «люкса» неизменную сигару под очередной бокальчик виски…

Фото из сети

Расцвет отеля пришелся на 50-70-е годы XX столетия. А потом потянулась цепь беззаконий. Умирая, Иоаннис завещал продолжить дело жизни трем своим сыновьям. История умалчивает, был ли третий сын дураком, как и положено в традиционных сказках, а вот имена наследников сохранила. Бесполезное знание это вряд ли пригодится вам в будущем, но уж так и быть — звали их Йоргос, Костас и Анастасидис.

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

И надеюсь, вам сразу стало легче… Так вот, три сына действовали в полном соответствии с моей любимой поговоркой — «Одна голова хорошо, а три — плохо», и дело завалили. Что, где и когда пошло не так — доподлинно неизвестно, вот только в 1984 году славное предприятие лопнуло в силу естественных (а многие полагают, что и сверхъестественных) причин. Дело даже не в том, что братья не могли поделить прибыль между собой, а в том, что буквально в течение трех лет все три совладельца погибли кто при странных, кто при загадочных обстоятельствах.

Памятуя их судьбу, управление отелем никто из суеверных местных на себя брать не хотел, а вот утащить, что плохо лежит — это пожалуйста. Тащили в открытую, у всех на глазах, при дневном свете — молва утверждала, да и утверждает, что ночью три призрака братьев — владельцев, надежно охраняют крепкие стены, зато днем отсыпаются, оглашая окрестности застенчивым храпом…

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Что киприоту смерть, то русскому — фотосессия. Мы ребята в целом не суеверные, к тому же наши более пытливые друзья, Артем и Витя, прознав про это место, здесь уже побывали, и вернулись живыми.

Так что, оказавшись по случаю неподалеку, мы решили не отставать, и причаститься тайн и заброшенности.

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Когда мы прибыли на знакомый уже перекресток, стало даже несколько обидно. В самом деле, вот она, вывеска, даже не очень покосившаяся, вот шлагбаум, возле него даже дрыхнет некий мальчик, назначенный за небольшую мзду приподнимать проржавевшую конструкцию, если кому-то захочется подъехать на машине прямо к отелю, точнее, тому, что от него осталось… и как можно было не обратить на это внимания раньше, непонятно…

Ладно, и на старуху бывает проруха. Доехали же мы, в конце — концов.

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Да, здание даже сейчас впечатляет чрезвычайно. И вполне настраивает на несколько мистический лад. Даже удивительно, что посетители, желающие здесь побродить и ознакомиться, столь малочисленны.

Причем 100% русские, и 100% с фотоаппаратами.

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

А 50% от этих 100% еще и со своими моделями…

Поймали в объектив чужую модель. Тоже своего рода призрак)))

Говорю же, русскому каждая развалина — фотосессия. А и вправду, где на Кипре найти столь шикарную фактуру, да еще и совершенно бесплатно?

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Между прочим, говорят, что отель не столь давно выкупила какая-то немецкая компания с целью восстановить и возродить славную историю места, но вмешался вялотекущий кризис.

Так что пока всё идет, как идет, никто за «Беренгарией» не приглядывает. Мальчик, очень напоминающий Остапа Бендера, собиравшего деньги за вход в провал, не пристает, в силу чего игнорируется на раз-два-три…

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Вот только сколько продлится такая малина, сказать никто не может.

Вывод — смотрите наши фотографии, вдохновляйтесь, пользуйтесь. На последок, чтобы вы понимали, чего потенциально лишаетесь, скажу, что впечатление от посещения «Беренгарии» было одним из ярчайших не только за это путешествие, но и если рассматривать всё, что мы видели на Кипре в целом.

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Дети так вообще считают, что ничего интереснее им тут пока не попадалось. Окажетесь неподалеку — не пожалейте времени. Займет полчаса — час, кайф гарантирован.

Байки начинающего островитянина. Заброшенная Королева

Продолжение следует. Скоро на ваших экранах.

P.S. В своих путешествиях по Кипру мы пользуемся сервисом аренды детских товаров на Кипре http://Kiprent.ru

P.P.S. Рекомендуем нашего гида на Кипре

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия