Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:18
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Люксембург, Кёльн — Германия, Белосток — Польша Август 1995

Завершение серии заметок о первой экскурсионной поездке во Францию в августе 1995-го года. Предпоследняя заметка Лион, Дижон, Нанси и Мец.

День девятнадцатый. Люксембург, Кельн.

Этот день был одним из самых длинных. Мы преодолели более тысячи километров. Проехали из Франции через Люксембург и Германию до самой Польши. Поначалу сил хватило на довольно плодотворную экскурсию по Люксембургу.

Обложки моего путеводителя по Люксембургу

Великое герцогство Люксембургское получило независимость на Венском конгрессе в 1815 году. Одновременно с этим его площадь была уменьшена в четыре раза. Части территории отошли сопредельным Франции и Германии. А с образованием Бельгии значительная часть территории Люксембурга оказалась там. Сейчас Люксембург вытянут по меридиану на 70 километров, а по широте — на 30–40 километров. Здесь живут 400 тысяч человек и самый большой в Европе валовой доход на душу населения — около 20 тысяч долларов.

Люксембург был завоеван в 1443 году Филиппом Бургундским, потом двести лет принадлежал испанской короне, дважды был частью Франции — при Людовике XIV и Наполеоне Бонапарте. А в промежутке принадлежал сто лет австрийским Габсбургам. После Наполеона Люксембург захватила конфедерация германских государств.

Первые герцоги Люксембурга были из Арденнского дома. Потом возобладала ветвь, образовавшаяся в результате брака Ермесинды Люксембургской и Валериана Лимбургского. От этой ветви произошли четыре правителя Священной римской империи: Генрих VII, Карл IV, Венсеслас и Сигизмунд. В 1815 году королевский дом Нидерландов — Нассау-Оранжские стали герцогами Люксембурга. В 1890 году правление перешло к Нассау-Вилбургской ветви — Адольфу I.

Нынешний герцог Люксембургский — Жан женился в 1953 году на Жозефине — дочери короля Бельгии Леопольда III и королевы Астрид. В 2000 году Жан передал правление своему сыну Анри.

Самое большое впечатление оставляет мост Адольфа. Во время его постройки в 1900–1903 годах был одним из самых больших каменных мостов Европы. Центральная арка имеет высоту 46 метров, ее пролет составляет 84 метра. Внизу течет река Петрусса.

В центре города мы осмотрели большой герцогский дворец, здание парламента и Кафедральный Собор Пресвятой богоматери.

В течение четырехсот лет Люксембург был крепостью. Поэтому каждый период владычества оставил свои укрепления. Особенно впечатляют подземные катакомбы протяженностью, как написано в путеводители, в 21 километр. С 1815 по 1867 годы Люксембург был оккупирован прусским гарнизоном. Потом конгресс в Лондоне принял решение навсегда демилитаризировать город и уничтожить укрепления.

Не успели оглянуться, как снова промелькнула Франция, и мы уже оказались в Германии. Здесь у нас был запланирована экскурсия в Кельн. Под Кельном очень возросла интенсивность автомобильного движения, так что пришлось постоять в автомобильных пробках перед въездом в город.

Кельн был основан римлянами в 50 году Агриппиной — женой императора Клавдия. Еще во времена Карла Великого Кельн называли вторым Иерусалимом. В 1164 году сюда были доставлены христанские реликвии волхвов. Они были помещены в главную городскую церковь, которая не сохранилась. В начале XIII века родилась идея построить католический собор, подобный французским, но превосходящим их по величине. За прототип взяли собор в Амьене и церковь Сент Шапель в Париже. В 1248 году был заложен первый камень. На подведение собора под крышу ушло триста лет — это произошло в 1560 году. Полезная площадь собора превысила площадь парижского Нотр Дама на четверть и могла вместить до 20 тысяч прихожан одновременно. Однако в это время уже был закончен Собор Святого Петра в Риме, троекратно превосходящий по площади внутренних помещений.

Обложки моего путеводителя по Кельну

Работы были продолжены через 300 лет в 1848 году по инициативе курфюрста Пруссии Фридриха-Вильгельма IV. В 1880 году спустя 632 года Кафедральный Собор Святого Петра и Марии принял свой нынешний окончательный вид. Его высота 157 метров, ширина — 86 метров, длина — 145 метров. Площадь окон — 10 тысяч квадратных метров. Он имеет самый большой в мире подвесной колокол — 24 тонны. Его посещают три миллиона туристов в год. По узкой каменной лестнице, преодолев 509 ступеней можно подняться на высоту 100 метров.

Я воспользовался этой возможностью, заплатив за «удовольствие» подняться по пятистам ступеням 3 марки.

Второй символ Кельна — кельнская вода — Eau de Cologne — одеколон. В 1792 году монах из Шартра подарил на свадьбу своему другу, купцу Мюленсу, державшийся в тайне рецепт ценной воды «Аква Мирабилис». С тех пор сине-золотая бутылочка с одеколоном завоевала весь мир.

Я воспользовался свободным временем, чтобы купить домой маленькие подарки. В продуктовом магазине на меня произвели впечатления красочные коробки шоколадных конфет «Моцарт». Я купил матери и Ирине по коробочке. Спустя несколько лет такие коробки появились почти в каждом конфетном ларёчке в Москве, но тогда они выглядели очень необычно. На работу я еще во Франции купил французское вино и шампанское.

Уже после обеда мы выехали из Кельна, вновь постояв в пробке. Дальнейший путь получился очень мучительным. По программе у нас была ночевка под Ганновером. Но наши руководители, видимо желая сэкономить, перенесли ночевку в более дешевую Польшу.

Уже в полной темноте мы проходили германско-польскую границу. Там была огромная очередь из легковых автомобилей. Наш автобус долго объезжал их, время от времени останавливаясь. Почему-то у нас давно не было зеленых стоянок, и женщины подняли бунт, требуя туалета. Автобусным биотуалетом пользоваться запретили еще в самом начале поездки. Тогда они потребовали просто остановиться на дороге. Этого делать в Германии категорически нельзя. Поэтому водители опять отказались. Женщины подняли шум. Кончилось тем, что когда мы стояли в очереди на границе, они заставили открыть дверь, гурьбой высыпали на улицу, рассевшись чуть ли не под колесами автобуса. В это время очередь из автобусов начала двигаться, и они ломанулись назад. Такое развлечение несколько омрачило экскурсионный день, наполненный «высокой» интеллектуальной пищей.

Уже поздней ночью мы прошли границу, подъехали к знакомому отелю в Слюбице, и заночевали.

Люксембург, Кёльн и Белосток

Отель в Слюбице (снимок 2013-го года)

День двадцатый. Слюбице-Белосток. День двадцать первый. Белосток. День двадцать второй. Москва.

Эти три дня были потрачены только на дорогу домой. Вспомнить особенно нечего. Первый день запомнился нудной дорогой от западной до восточной границы Польши, автомобильными пробками и дождем. В Белостоке нас ждал типично «совковый» провинциальный отель. Заночевали в ожидании отправки поездом в Москву на следующий день.

Утром погулял по Белостоку. Впечатлений очень мало. Запомнились только недавно отстроенные в модернистском стиле костелы. К тому же оказалось, что поезд на Москву уходит только в 16.00. Так что пришлось убивать полдня бесцельным блужданием по этому малоинтересному городу. К тому же гостиничные номера у нас были оплачены только до полудня. Поэтому пришлось собрать все наши чемоданы в один номер, чтобы освободить остальные номера. Хотелось как можно быстрее домой.

Польский костел в традиционном стиле

Польский костел в модернистском стиле

Наконец, сутки в поезде, и — здравствуй, Москва.

Заключение

Не знаю, смог ли я ответить на те вопросы, что задал сам себе в начале? Стоило ли совершать эту поездку? Сейчас, спустя шесть лет, когда я завершаю писать этот дневник путешествия, мне кажется, что стоило! Тогда — в 95-ом году я, может быть, впервые почувствовал себя по-настоящему свободным человеком, который делает не только то, что «надо», но и то, что «хочет».

Может быть, через годы такая оценка и претерпит изменения, но сейчас я с огромным удовольствием вспоминаю свое первое экскурсионное путешествие в Европу!

(записи 2001 года)

Вся Франция по дням

День

Маршрут

Примерный километ-раж

Время в пути (часы)

Время на экскурсиях и на отдыхе (часы)

1-ый день

22-ой день

Белоруссия-Москва

Итого:

PS: Прошло еще 14 лет. Десятки поездок и десятки новых стран. Но та поездка — самая первая, все-таки особенная. Слава богу, что сохранились видео. Благодаря им и этим записям память сохраняет замечательные моменты той поездки.

Мои видеоролики

Luxemburg

Cologne

С тех пор я еще дважды побывал в Кельне. Вот фотографии из 2001-го и 2004-го.

Люксембург, Кёльн и Белосток

Вместе с нами в Кельне побывал наш Асслан фом Хаус Ширан.

Кельнский собор (снимок 2004-го года)