Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:03

Дар-Эс-Салам, Занзибар Северный, Занзибар — Танзания Январь 2007

Итак, мы уже неделю в пути из нашего более чем трехнедельного африканского экстрим-путешествия на траке-вездеходе по маршруту Найроби — водопад Виктория.

В эту первую неделю мы полностью окунулись в атмосферу Африки и познакомились, проехав по дорогам Кении и Танзании уже более полутора тысяч километров, как с образом жизни населения этих мест, так и с его богатым животным миром, который удалось сохранить в заповедниках Серенгети и Нгоронгоро. Оставив заповедники позади и проехав почти тысячу километров за два дня пути по дорогам восточной части Танзании, мы, наконец прибыли в Дар эс Салам, откуда до Занзибара - уже рукой подать.

Остров Занзибар. 31.12.2006 — 04.01.2007

Последний предновогодний день. Переночевав в комфортабельном кемпинге Sunset Beach Resort на побережье Дар эс Салама, рано утром выезжаем в морской порт, из которого отправимся на 4 дня на остров Занзибар.

У ворот в порт — полная неразбериха. Сотни людей толпятся на посадку на различные направления. Чемоданы, узлы на головах и в руках, малые дети привязаны за спиной, документы на проезд в зубах — вот портрет типичной семейной женщины этих мест. Здесь уже другой типаж лиц — какая-то смесь индо-арабо-африканская — красивые и улыбающиеся люди — занзибарцы.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Лет тридцать назад это было самостоятельное государство, но затем, не без помощи СССР, остров объединили с Танганьикой в одно государство — Танзанию. Но у них все равно осталась своя таможня и паспортный контроль всех приезжающих.

Наконец началась посадка на скоростной катер, следующий до Занзибара. До него около 40 километров. Проверка багажа и мы занимаем места в большом салоне и на верхней палубе кормы. Отчалив, катер медленно выходит из бухты и перед нами открылись прибрежные панорамы Дар эс Салама — высокие здания даун-тауна и католическая церковь, который вскоре растаяли в дали.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Выйдя из гавани, катер, набрав скорость, мчится к мечте нашего детства — острову Занзибар! Какая-то волшебная музыка, напоминающая о нашем счастливом советском детстве и сказках Чуковского, звучит в этом слове. Честно сказать, некоторые из нас только из-за встречи Нового года на Занзибаре и согласились поехать в Африку.

Город Стоун Таун и небольшая история Занзибара

Пройдя паспортный и таможенный контроль на столичной пристани города Стоун Таун, поселились в небольшом отеле Safari Lodge на узенькой улочке Malindi Street в центральной части Стоунтауна. Отельчик небольшой и единственным его достоинством было местонахождение в центре квартала местных жителей. Был последний день старого 2006 года и народ уже гулял вовсю, празднуя его уход.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Мужчины играли на какой-то дудке и разнокалиберных барабанах, а дети вовсю отплясывали и приглашали нас в круг. Эта процессия медленно двигалась по всем улочкам старого города и они как раз были у нашего отеля, когда мы туда пришли заселяться.

Заселившись, пошли знакомиться с этим, старейшим на острове, городом. Какой-то плановой экскурсии организовать не удалось, наш гид Джастин сам был тут тоже впервые, поэтому, взяв имевшиеся у нас распечатки информации по острову, пошли, что называется, «куда глаза глядят».

Старая, историческая часть, в основном, небольшая и поэтому мы довольно быстро с ней ознакомились, начав с набережной города и его порта. Собственно, отсюда город и начался когда-то…

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Оказывается, Занзибар — это не один остров, а архипелаг, состоящий из главного острова Занзибара (который ранее назывался Унгуджа — 1460 кв. км), острова Пембы, а также около 50 маленьких островков. Это одно из самых очаровательных мест в Индийском океане и один из самых старых торговых центров мира.

Как и каждое экзотическое место, Занзибар имеет свои интересные истории и легенды. Остров был известен еще во времена шумеров и ассирийцев. Полагают, что до прихода арабов черные аборигены занжи были людоедами. А в средние века остров захватили арабы и султан Омана даже разместил здесь свою резиденцию. Занзибар был самым крупным центром работорговли в этом регионе. На Занзибаре и Пембе проживает множество выходцев из Персии (ширази), Аравии, Коморских островов и Индии.

Потом здесь долгое время проявляли свои интересы португальцы и англичане. И именно при англичанах Занзибар заимел «мировой рекорд» по продолжительности войн. Здесь 27 августа1896 году была самая короткая война на Земле — всего 38 минут. В результате ее был полностью разрушен дворец самозванного султана Халид ибн Баргаш и власть была отдана законному, с точки зрения англичан, правителю Занзибара.

Интересным было и спасение этого султана — заслышав первые выстрелы английских орудий, он бросил свою пару тысяч солдат и сбежал в германское посольство. Благодаря джентльменским правилам 19 века, немцы принесли со своего корабля на руках шлюпку и, уложив в него беглого султана, сопроводили ее на глазах у изумленных англичан на свой корабль! Оказывается, шлюпка была тоже территорией Германии! Поэтому нападение на нее было равнозначно нападению на саму Германию…

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Арабское влияние заметно на острове и сейчас — в архитектуре явно преобладают арабские мотивы, подавляющее большинство населения исповедует ислам и говорят по-арабски (большинство занзибарцев ведут свою родословную от народности «банту», но влияние арабской крови в местном фенотипе хорошо заметно и невооруженным взглядом).

В начале 1964 года британское правительство передало Занзибар на управление арабскому султану, и уже через неделю Занзибар был провозглашён независимым государством. Однако после ухода британцев на острове началось восстание: чёрное население не захотело больше быть под властью арабов и свергло её. Революция сопровождалась убийствами арабов, индийцев и европейцев.

Чтобы остановить такое расовое кровопролитие, правительство пошло на очень интересную меру — сделать активное смешение рас и этим предупредить дальнейшую эскалацию межрасовых войн. Для этого выстраивали две шеренги — арабскую и негритянскую — заставляли выбирать себе партнера! Операция сработала — межрасовые конфликты прекратились!

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Какие есть интересные места в Стоун Тауне? Прежде всего — дом знаменитого певца Фредди Меркьюри. Здесь до сих пор сохранилась его квартира. Можно абсолютно бесплатно подойти к ней и прикоснуться таким образом к легенде. Правда, теперь она представляет собой дорогой отельный номер.

Есть пещера рабов расположенная на побережье, в которой перед отправкой в другие страны в ужасных условиях содержались пленные. Но мы ее не нашли.

Заглянули на рынок, поразивший нас одновременно и разнообразием экзотических продуктов, и своей антисанитарией. Здесь можно было купить все, что пожелает душа — от тропических фруктов до громадных сушеных осьминогов. Но мухи, слетавшиеся на все эти вкусности, отбивали всякое желание что-либо покупать.

Есть еще одно интересное — на любителя — место. Это Призон-айленд (остров-тюрьма), расположенный километрах в пяти в океане прямо напротив города. По названию можно догадаться о его прежнем назначении. Сейчас здесь находится тюремный отель и тюремный ресторан. Некоторые из нас съездили туда на экскурсию и сказали, что в качестве «заключенных» там выступают гигантские черепахи. Их можно погладить по головам и потрогать за панцирь.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Очень колоритен нам показался Стоун-Таун — старейший город в Восточной Африке. Его узкие улочки, красочные базары и мечети словно сошли со страниц сказок «1001 ночи». Большое влияние на архитектуру города оказали арабы и индусы — отсюда всякие резные балконы и знаменитые занзибарские двери.

Двери действительно впечатляют: толстые, тяжёлые и снаружи все в металлических шипах (занзибарцы шутят, что сначала ставится такая дверь, а потом уже к ней пристраивается само здание). Эти двери — то, без чего невозможно знакомство с островом. Они здесь повсюду и являются главным атрибутом жилища любого состоятельного занзибарца. Такие двери делаются на века. И каждая имеет свою символику, по которой можно многое узнать о ее хозяине.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Мода на такие двери пошла из Индии, где их устанавливали, чтобы обороняться от боевых слонов. На Занзибаре слонов нет, но двери прижились. У нашего отельчика Safari Lodge тоже были такие же двери.

Хотя на носу был Новый Год — здесь никто никуда не торопился. В индийском ресторанчике с видом на океан мы потратили около двух часов драгоценного времени на скромный обед.

Jumbo! Acuna matata! Pole-pole! — Привет! Все будет хорошо! Не спешите! — словно говорили официанты, никуда не торопясь.

Встречу Нового года часть группы решила встретить на берегу Индийского океана, уехав подальше от города на такси, а часть — в старой арабской крепости города. Внутри этой крепости, на большой зеленой лужайке были расставлены столики, за которыми расположились жители города и многочисленные туристы.

На сцене был ведущий с концертной самодеятельной программой. Потом салют и танцы с зажигательными задастыми занзибарками почти до утра.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

А наша молодежная группа, встречавшая Новый год на берегу океана, нашла там старую деревянную лодку и устроила на ее палубе праздничный стол, а рядом костер. Купание в океане и брызги шампанского! Праздничный фейерверк завершил эту встречу в 3 часа ночи.

Единственно, кто омрачил этот праздник, это наш гид англичанин Джастин. Не выдержав «соревнование» с нашей молодежью по тостированию Нового Года, свалился замертво на берегу океана. Пришлось вызывать «скорую» в лице двух аборигенов.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Оправившись от встречи Нового года, в полдень выехали на север Занзибара — полуостров Нунгви. Путь туда недалек — около 70 километров. Выехав из города, проезжаем маленькие деревеньки и плантации специй. Во многих местах по краям асфальтной дороги видны длинные коричневые полосы — это сушатся прямо на асфальте какие-то специи. Вдоль дороги много деревьев манго и кокосовых пальм.

Приехав, устроились в маленьком отельчике Safina Bungalows Nord Coast, расположившемся в 100 метрах от берега океана. Здесь недорогие бунгало (15–25 долларов/комната) и в этих местах любят останавливаться отдохнуть на 3–4 дня туристы, путешествующие, как и мы, в оверлэнд — турах.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

В комнатах спартанская обстановка — только кровать с противомоскитной сеткой и гвозди на стенах для одежды. Правда есть все другие удобства и горячая вода. На берегу — длинный белоснежный пляж, уходящий вдаль в обе стороны и небольшой ресторанчик с обилием сифуда. Столики расставлены прямо на прибрежном песке.

Сейчас — во второй половине дня — максимум воды во время прилива и всего в нескольких метрах от столиков плещется теплый бирюзовый океан. А вскоре огромный красный шар солнца будет закатывается прямо в воду…

Релакс на пляжном Занзибаре

По слухам, здесь — в северной части острова — лучший дайвинг на Занзибаре. В этих местах можно встретить дельфинов и черепах. Еще с вечера договорились о погружении с расположенным на нашем пляже дайв-центром. Сначала нас хотели развести по цене, но мы, узнав обстановку на соседних дайв-центрах, быстро сбили цену, да еще и получили групповую скидку.

Утром начался отлив и пришла фелюга — обнять и плакать! Из двух моторов на ней работал только один. Она встала метрах в 100 от берега и все снаряжениепришлось грузить на нее самим. Пока перетаскивали снаряжение, наступил босой ногой на морского ежа.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Несколько иголок вонзились в ступню и там сломались. Дикая боль — какой там дайвинг! Еле доковылял до берега. Симпатичная администраторша центра сразу поняла, в чем дело и успокоила: Acuna matata! Pole-pole!

Затем взяла плод папайи, разрезала пополам и я приложил эти дольки к горящей ноге. Я с сомением смотрел на эти дольки — может быть лучше было бы их съесть? Но через минуту свершилось чудо — боль прошла и можно было уже спокойно ходить. После этого все ходили по отливу только в специальных тапочках.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Грузимся на такую хлипкую лодку человек 25 и вперед! Курс — на остров Мнемба. Когда вышли за мыс нашего острова, началась сильная качка. Один мотор тянул слабовато и качало прилично. Инструктор что-то рассказывал о правилах и порядке погружений, но хотелось смотреть только вдаль для уменьшения симптомов болтанки. Через полтора часа подошли к острову Мнемба.

Это довольно знаменитый остров. Здесь любят отдыхать мировые знаменитости, такие как Билл Гейтс и топ-модель Наоми Кэмпбелл. Мнемба — маленький, окруженный коралловыми рифами, остров архипелага Занзибар. Он считается одним из 3-х самых романтических уголков мира. Здесь всего несколько коттеджей, которые утопают в зелени и так незаметно сливаются с мягким песчаным пляжем, что их совсем не видно со стороны океана.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Останавливаемся невдалеке от острова на бирюзовой отмели у рифа. Рядом с нами бросили якоря еще несколько фелюг с дайверами и чайниками-«масочниками». Одеваем снаряжение, проверяем баллоны, садимся на борт спиной к воде и переворачиваемся назад — в воду.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Сразу пропали все земные звуки и, собравшись попарно, уходим вслед за гидом на глубину. Сорок минут пролетели как одна. Затем часовой отдых и второй дайв уже в другом месте рифа. Там тоже богатые подводные фауна и флора.

Видели и гонялись наперегонки с черепахами. Конечно, мы им проиграли. Под водой они не такие медлительные как на земле. Обратная дорога была как-то полегче и вечером было приятно прогуляться по длинному пляжу по небольшой и теплой бирюзовой волне.

На третий день часть группы с утра поехала на экскурсию «Спайс-тур», включавшую в себя еще и осмотр тюремного острова Призон-айлэнд. Мы же решили не ехать, а прогуляться вправо от нашего пляжа — обогнуть северный мыс и пойти на другую сторону острова.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Утро. Сильный отлив. Солнце стоит в зените. В некоторых мелководных местах океан отступил почти на километр. Десятки рыбацких шхун и лодок остались на мели. У некоторых копошатся рыбаки — конопатят, смолят, ремонтируют.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Дети собирают каких-то рачков, ракушек и пытаются продать их туристам. Туристы тоже бродят по отмели и отыскивают различные дары океана.

А вот какой попался шикарный кадр — группа женщин бредет по отмели с какой-то сетью яркого бирюзового цвета! Такой кадр даже и постановочно придумать трудно.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Можно часами бродить по отмели и любоваться картинами отлива. Вот несколько женщин обрабатывают какие-то сооружения, похожие на грядки. Подойдя поближе, увидел, что это действительно грядки каких-то водорослей, придерживаемых тонким шпагатом — они достают из этой травы запутавшуюся в ней мелкую рыбешку.

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

С таким океаном не пропадешь. Пища будет всегда — нужно только знать, как ее взять. Пройдя пару километров от мыса в сторону юга острова, увидели шикарный лодж 5 звездочек. Бассейн, бары, рестораны, бунгало. Все под соломенными крышами. Пока пили холодный сок и остывали в тени, заметили, что начался прилив. Нужно возвращаться обратно.

Однако, как мы ни торопились, но прилив наступил быстрее чем мы шли обратно и на некоторых участках по берегу пройти уже было невозможно. Приходилось взбираться наверх и отыскивать тропы в густых мангровых зарослях. Пробираясь по ним, со страхом смотрели на каждую подозрительно свисавшую ветку — не змея ли?

Моя первая Африка. Сказочный Занзибар

Прощальный вечер на берегу океана. Сбылась мечта многих из нас — Новый год встретили на Занзибаре! Утром рассчитываемся с отелем и отъезжаем в Стоун Таун. Пару часов в городе на сувенирные лавочки и катером переправляемся на материк в наш кемпинг Sunset Beach Resort в Дар эс Саламе. Оттуда утром нам предстоит пересечь всю Танзанию с востока на запад — это снова около тысячи километров и два дня пути.

И за этими километрами будет мало кому известная страна — Малави. Мы еще не знали, сколько нас там ждет приключений. Хороших и - не очень ...

----------

Документальный фильм автора — «Африка. Далекая и Близкая» — 1,32' (Занзибар: 30′40″ -47′00″)

Фотографии автора и участников экспедиции — Дарьи Веретенко, Анны Старинской, Марии Тимощук, Валерия Кура, Петра Лыпко и др.

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия