Турист Audrey Horne (audrey_horne_3502)
Audrey Horne
была 19 апреля 2019 15:42

Гуча — Сербия Август 2015

Предыдущие отзывы о Сербии:

1. Ниш: жуткий, но симпатичный

3. Дрвенград: отвязная кинодеревня Эмира Кустурицы

4. Белград: моjе срце

Летом Сербия превращается в мировую столицу фестивалей. В городе Нови Сад проходит знаменитый рок-фест Exit, в столице страны, Белграде — Beerfest. А в области Драгачево, что на западе, знаменитый Смотр трубачей. Каждый август на целую неделю маленькая деревушка Гуча, расположенная далеко в горах, превращается в неофициальную столицу государства: сюда приезжают десятки тысяч туристов, чтобы стать свидетелями невероятно экстравагантного праздника — фестиваля трубной музыки, фольклора, народного творчества и, конечно, сербской кухни.

Именно сюда, в Гучу, мы отправились из города Ниш. Несколько часов мы промучились в автобусе компании «Ниш Экспресс». Это позже один очень приятный житель Нови Сада сказал нам, что в его стране все, что имеет приставку «экспресс» или «де люкс» — не соответствует действительности. Мы же имели несчастье убедиться в этом заранее и на практике: наш «экспресс» сделал не меньше десяти остановок в разных захолустьях, пока, наконец, не доставил нас на автовокзал города Чачак. Отсюда до Гучи примерно 40 минут на автобусе — на этот раз по живописной горной дороге и без остановок.

При въезде в город туристов встречает памятник веселому трубачу. Трубу местные жители любят давно: говорят, любовь эта началась еще два века назад, когда князь Милош Обренович основал первый военный оркестр. А первый сбор трубачей в Гуче состоялся 55 лет назад. Тогда он насчитывал всего-то четыре оркестра. Но за пол века фестиваль разросся до международных масштабов, а журнал National Geographic назвал его одним из десяти самых интересных мероприятий планеты, проходящих в августе.

Гуча: труба зовет!

Туристы из Европы этот праздник давно «распробовали», поэтому, если не хотите спать в палаточном городке без удобств, позаботьтесь об аренде жилья сильно заранее. Мы арендовали комнату в частном доме прямо на сайте фестиваля. Хозяин апартаментов — очаровательный сербский дедушка — с радостью угощал нас пивом и воодушевленно рассказывал о том, как любит Россию. И его не смущало что ни мы, ни наши соседи-немцы сербским языком не владеем.

Каждый год праздник открывается парадом трубачей и исполнением гимна фестиваля. Потом духовые не смолкают здесь ни днем ни ночью: оркестры играют в кафе и на улицах. Уникальность фестиваля в том, что музыканты играют по слуху, демонстрируя свое мастерство. Каждый вечер на главной позорнице (то есть главной сцене) выступают звезды трубного жанра. Кульминация фестиваля — определение лучшего трубача. В последний вечер все на той же главной позорнице соревнуются двадцать лучших музыкантов, один из которых станет обладателем почетной «Золотой трубы».

Но Гуча — это не только музыка. Это еще и праздник желудка. Здесь всюду жарится мясо на роштиле — то есть на гриле, а местная гучинская плескавица — без сомнения лучшая во всей Сербии! Еще одной жемчужиной сербской кухни является купус — это капуста, приготовленная с мясом в огромном глиняном горшке. Также здесь можно отведать нежного молочного поросенка, зажаренного целиком прямо на ваших глазах.

Ну и какое же веселье без пива? Оно здесь льется рекой. Правда, выбор не очень большой. В основном представлен местными производителями. А это Jelen — то есть олень, и Lav — то есть лев. Оба этих «пивных животных» всю дорогу будут бороться за ваше внимание и любовь.

Зрители могут не только следить за соревнованием трубачей, но и сами принять участие в различных конкурсах. Вот уже много лет неотъемлемой частью фестиваля является выбор лучшего тамада. А еще — возле памятника трубачу — ежегодно играется «Драгаческая свадьба» — театрализованное шоу, поставленное с соблюдением всех местных обычаев.

Гуча: труба зовет!

Соотечественников здесь видно сразу: в первый же вечер в толпе у главной сцены мы разглядели российский флаг. Оказалось, его владельцы приезжают на фестиваль каждый год уже несколько лет. Мы очень подружились, и все три дня, что были отведены в нашем путешествии на гучинский фестиваль, старались держаться вместе.

По плану из Гучи мы должны отправиться в Кустендорф — знаменитую этнодеревню, построенную режиссером Эмиром Кустурицей. Но оказалось, что из города Чачак автобусы туда ходят всего дважды в день. Чтобы не терять в маленьком Чачаке четыре часа, мы взяли такси и отправились в местечко под названием Овчар Баня.

Свойства здешних минеральных вод известны на всю Европу. Но речь не о них. А о многочисленных монастырях, которые расположены в Овчарско-Кабларском ущелье вдоль реки Западная Морава. Эту местность громко величают Сербским Афоном. Нам посчастливилось побывать в двух монастырях: Йование и Успение. Первый стоит на склоне горы, второй — на самой ее макушке.

Монастырь Йование — совсем крохотный. Он был заново возведен 60 лет назад. Прежний комплекс был затоплен при строительстве гидроэлектростанции. Когда именно здесь появился монастырь — с уверенностью сказать нельзя. Согласно легенде, он был возведен до середины XII века, но исследования, проведенные в XIX веке указывают, что много столетий Йование лежал в руинах.

На той же горе, но на 200 метров выше, располагается самый молодой из Овчаро Кабалрских монастырей — Успение. Первые упоминания о нем содержатся в турецких источниках 1536 года. На горе сохранились развалины башни, которая относилась к первым монастырским сооружениям. Все остальные постройки восстановил перед Второй мировой войной епископ Николай Велимирович. На вершине горы пилигрима просят позвонить в колокол. Местные монахини, узнав о вашем приходе, обязательно угостят вас сладостями, напоят водой и проведут экскурсию по монастырю. А после — можно отдохнуть в уютной беседке в тени деревьев, и насладиться прекрасным видом на ущелье.

Продолжение следует…

PS: В качестве иллюстраций использованы скрин-шоты из моего фильма о поездке в Сербию.

Сербия, Гуча. Фестиваль трубачей.

August 2015. Serbia, Guča Trumpet Festival. Август 2015. Сербия. Гуча. Фестиваль трубачей.

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм