Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Южно-Курильск — Россия Июль 2015

Сегодня мы отправляемся на первый полноценный трек — к кальдере вулкана Головнина. Вулкан Головнина (541 м) является одни из четырех действующих вулканов острова Кунашир. Кроме него, другие вулканы — это Тятя (1819 м), Руруй (1485 м), Менделеева (886 м).

Из всех вулканов Кунашира вулкан Головнина — самый южный, находится в той части острова, которая, если смотреть по карте, с трех сторон окружена территорией Японии.

Вулкан-кальдера. Последнее извержение было в 1998 году. Расположен в южной части острова. Кальдера диаметром до 4,7 км окружена гребнем высотой до 541 м. На дне кальдеры 4 небольших вулканических купола и 2 взрывных кратера, в одном из которых озеро Кипящее; в северо-восточной части кальдеры — озеро Горячее.

Вулкан Головнина зимой. Вид с Международной Космической Станции (текст курсивом и фото из Википедии)

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Ведет к вулкану Головнина дорога из Южно-Курильска. Дорога большей частью грунтовая, но в нескольких местах недавно был положен асфальт.

Когда мы выехали из гостиницы, остров был накрыт туманом, да таким, что в двух шагах было ничего не видно. Шел дождь, а тут еще, для полного счастья, машина, в которой мы ехали, сломалась — у нее закипел двигатель. Мы остановились, водитель покопался под капотом, попытался открыть бачок с охлаждающей жидкостью — и едва успел отскочить, когда жидкость фонтаном устремилась наружу. Дальше все было, как в историях про неведомую глушь. Водитель попытался позвонить знакомым в Южно-Курильск, но оказалось, что поля в этом месте нет. Во попали:)

Однако потом поле нашлось, стоило нам по моему совету подняться на склон обрыва. Правда, несмотря на это, водитель решил обойтись собственными силами. Были собраны все имеющиеся емкости для воды, и мы поехали к речке, в которой вчера купались. Там залили все емкости водой, и, периодически подливая ее в бачок, кое-как смогли доехать до конечной точки. Тем временем, группа во главе с нашей «пионервожатой» Леной уже ушла вперед.

Это было начало долгого пути. Сначала мы шли по обычной проселочной дороге, что постепенно поднималась в гору. Вот и наша группа — стоит на вершине так называемой «смотровой площадки». Почему так называемой — ну, а посмотрите, много мы тут увидели? :)

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

На площадке стоит информационный щит, рассказывающий, что вулкан был назван в честь русского мореплавателя Василия Головнина, того самого, который провел два года в японском плену, когда попытался проникнуть на Кунашир.

А дальше, отдохнув, мы нырнули в заросли курильского бамбучника — Sasa kurilensis. Да, это конечно не тот бамбук, из которого делают палки, но идти по зарослям было не так легко. Фото - Wikipedia.

Вот по таким зарослям шли несколько километров

Заросли бамбука

Периодически «включался» дождь и фотоаппарат приходилось прятать. Нашей конечной целью было вон то озеро, что показалось вдалеке.

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Это озеро на самом деле — кальдера вулкана Головнина. Знаете, что такое кальдера? Когда вершина вулкана после многих извержений периодически обваливается, постепенно на ее месте образуется вот такая гигантская яма. В ней может возникнуть сразу несколько кратеров, откуда во время извержений будет вытекать магма, а вот горячие газы и горячая вода — будут выходить повсюду. Места выхода газов называются фумаролами, если их много — то это фумарольное поле. Здесь надо соблюдать правила безопасности!

Алло! Погранзастава? У нас тут эстонские шпионы! ;)

Заходим на территорию заповедника

Дорогу перегораживает шлагбаум

И вот мы на берегу озера Горячее.

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Озеро Горячее — самое глубокое озеро острова Кунашир. Дальше сами прочитаете:)

Вода в озеро попадает из другого озера — Кипящего. А туда, в свою очередь, прямо из вулкана. Излишки воды стекают в Охотское море по реке Озерной.

Мы идем дальше

Дорога ведет к Кипящему озеру

Дорога к Кипящему озеру

Вот оно какое — Кипящее

Из озера поднимаются пары сероводорода

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Здесь можно искупаться, но делать это следует крайне осторожно, так как можно провалиться.

Народ спускается вниз в расчете на купание

В итоге максимум, на что мы решились — помочить ноги в ручье.

Ручей уходит в озеро Горячее

Кипящее

Купаемся в ручье

Озеро Кипящее и геотермальная активность. Вообще виды такие, что я постоянно вспоминал «Адскую долину» в японском Ноборибецу.

Озеро Горячее

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Вообще, если честно, Кипящее озеро я бы назвал Горячим, а Горячее — Прохладным ;) Вода в нем была именно такой, что позволило нам в нём искупаться.

Озеро Горячее

Тут я, шедший последним, обнаружил, что за нашей группой следят из-за кустов.

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Следил вот этот задохлик :)

Я сообщил проводникам, что за нами идет лиса. Те ответили, что она сейчас будет клянчить у нас печеньки. Так оно в итоге и оказалось.

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

На берегу озера у нас был организован обед типа «сухой паёк».

Накушавшись, излишками поделились с лисенком:)

Фотосессия с лисой

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Vulpes vulpes — лисица обыкновенная. Хотя, конечно, кормить диких животных это неправильно, но разве можно удержаться?

Дальше у нас был выбор — идти той же дорогой, через бамбучник и в гору, или идти в обход по дороге. Проголосовали — идти по дороге.

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Тем временем погода стала налаживаться, туман рассеялся.

Тут дорога начала подниматься вверх

Если обернуться, позади можно было увидеть озеро, где мы только что обедали.

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Тут дорога уже совсем резко пошла вверх.

Мы должны были подняться на ту «смотровую площадку», на которой были утром. Народ выбивался из сил.

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Но вот мы наконец на смотровой площадке — той самой, с которой утром мы должны были увидеть не только озеро в кальдере, но и Японию. А Япония — вот она, те горы на заднем плане — это горный хребет Ширетоко на острове Хоккайдо.

На обратном пути я поставил навигатор на запись пройденного расстояния.

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Навигатор под конец показал почти 8 км. Поскольку туда путь был короче, предположим, что туда мы прошли 7 км. Таким образом, весь путь составил примерно 15 км. Неплохо. Вот, на карте можете оценить наш путь. В правом верхнем углу — это Южно-Курильск. Слева за проливом — Япония.

На автостоянку приползли чуть живые. Как сказал Саша — «Нам сказали надеть резиновые сапоги — я надел. Кто же знал, что придется в них 15 км идти? Я в них обычно на даче от дома до туалета хожу» :)

Путешествие на край света. 5. В кальдере вулкана Головнина

Да, ноги натерли конечно. На ужин ползли, как инвалиды:)

Справа — наша «пионервожатая» Лена:)