Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Степанакерт — Азербайджан Август 2015

Дорога из Шуши в Степанакерт спускается с окружающих гор вниз, сам Степанакерт находится вот в такой котловине, недаром во время войны его было так удобно обстреливать.

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

На окраине Степанакерта, если ехать на север или на восток, стоит вот такой памятник — визитная карточка и города, и всего Нагорного Крабаха. Его изображение есть даже на государственном гербе.

Это Папик и Татик, или по-руски — «Дед и бабка». Официальное название композиции — «Мы и наши горы». Памятник поставлен здесь в 1967 году.

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Рядом с памятником стоит вот такая табличка. Не тот ли это Карен Камоевич Авагумян, чье имя, согласно «Новой газете», связано с коррупционным скандалом по поводу закупки «Меседесов»?

Памятник стоит на пригорке, откуда открывается вот такой вид.

Сюда в обязательном порядке приезжают все свадьбы, прямо как у нас в Нарве — к танку :)

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Вобщем вот такие они — наши горы.

А теперь прогуляемся по самому Степанакерту — столице самопровозглашенного Нагорного Карабаха.

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Как и в Шуши, здесь местные жители сушат на веревках белье, причем схемы сушки часто используются довольно замысловатые.

Вот например такие. У нас в Нарве вот так не принято :)

Но в целом, надо сказать, улицы и дома в Степанакерте выглядят достаточно прилично.

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Разумеется, жители города помнят героев войны за Карабах.

На улице перед музеем Карабахской войны висят вот такие плакаты.

Вообще тема армянских борцов за свободу — «федаинов» — в армянской культуре занимает центральное место. Примерно как в русской — Великая Отечественная Война. Вот для примера видеоролик — мне песня очень понравилась —

Это Дом Правительства. Что странно — его фасад смотрит не на центральную площадь, а почему-то в обратную сторону.

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Это центральная магистраль Степанакерта — Ереванский проспект. В советское время это был проспект Ленина.

Повсюду рекламируется местная карабахская водка.

Подходим к центральному парку. Надпись на плакате — 2 СЕНТЯБРЯ. В этот день в 1991 году Нагорный Карабах объявил о своей независимости от Азербайджана. Теперь это государственный праздник.

(никак не привыкну к армянским буквам: U — это «s», t — это «е», явно можно прочитать — «September», только последняя буква лишняя, это видимо признак падежа)

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

У входа в парк стоит бронзовый Степан Шаумян, в честь которого и был назван город. Он был самым известным из 26 бакинских комиссаров. Кстати, интересно, я всегда думал, что «красных» комиссаров расстреляли «белые» просто за то, что те были «красными». Ну так в школе учили. На деле там все было сложнее. На тот момент, летом 1918 года, и у белых и у красных в Баку был общий враг — наступавшие на город турки и азербайджанцы. И вот комиссаров обвинили в том, что они не смогли организовать оборону города и попытались сбежать в Астрахань. Правда взявшие власть эсеры город удержать тоже не смогли, даже несмотря на помощь прибывших английских войск.

(кстати, мы были удивлены такой длинной надписи на памятнике, количество букв не соответствовало фамилии Шаумян, по-видимому, по-армянски она пишется как Шахоумьян — это я по английской транскрипции догадался)

А это центральная площадь Степанакерта — площадь Возрождения.

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

В этом здании с башенкой заседает парламент Нагорного Карабаха. Здание справа — «Союз борцов за свободу Арцаха».

Здание напротив — президентский дворец. В настоящее время президентом НКР является Бако Саакович Саакян. Интересно, бывший президент Грузии не его родственник? :)

Есть в Степанакерте и свой «Каскад», как в Ереване ;) Он ведет с площади Возрождения к стадиону. Называется — «Аллея влюбленных».

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

К сожалению, у нас было очень мало времени на знакомство с Карабахом, так что пришлось решать, что будем делать дальше, будем ночевать в Степанакерте или поедем дальше, в сторону монастыря Гандзасар. Решили ехать к монастырю, хотя было непонятно, где мы там будем жить.

Монастырь Гандзасар — одна из самых знаменитых исторических достопримечательностей Нагорного Карабаха. Главная церковь ныне существующего монастырского комплекса была построена в 1240 году. Во время Карабахской войны азербайджанские войска обстреляли монастырь, он получил значительные повреждения, но позже был восстановлен.

Что интересно, азербайджанцы не смирились с потерей территории и до сих пор считают монастырь Гандзасар культурным объектом Азербайджана, о чем говорит вот такая марка, выпущенная в 2014 году.

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Рядом с монастырем — большое кладбище. Покоиться в святом месте — большая честь.

Когда мы приехали, вокруг монастыря происходил забавный «движ». Группа армян собиралась запустить квадрокоптер. По-видимому, они хотели снять фильм для молодой пары, которые, взявших за руки, как раз направлялись к монастырю. Они шли, касаясь стен церкви, в воздухе жужжал вертолет, а у парня в кармане трещала рация, откуда ему давали указания, куда идти и что делать для лучшей съемки. (эх, я тоже хочу такой вертолет, а то Parrot погано снимает, плюс у него связь по WiFi постоянно пропадает :))

Тут же рядом фотограф снимал какую-то девушку на лошади, а рядом с ней позировал какой-то местный житель бомжеватого вида :)

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Улыбнитесь… снимаю… В это время местный житель делал сальто :)

Потом и нам тоже предлагали сфотографироваться :)

А вот дальше мы вернулись в поселок Ванк, что у подножия монастыря, и стали искать там ночлег. Вообще поселок этот интересный. В свое время им занялся армянский бизнесмен, работающий в России — Левон Айрапетян. Он за свой счет отреставрировал и сам монастырь, и поселок — построил здесь школу, гостиницу, магазин и даже свой маленький зоопарк!

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Правда про зоопарк мы на тот момент еще не знали, а увидели на улице только двух мальчиков на осликах.

Осел — он упрямый, попробуй сдвинь его с места — не идет :)

Интересно, что и этот армянский бизнесмен тоже оказался вовлечен в коррупционный скандал. Вот что удалось найти про него в сети:

Левон Айрапетян обвиняется по делу о хищении 700 тыс. долларов у экс-сенатора Изместьева и в пособничестве и растрате средств по делу «Башнефти». Он был заключен под стражу 17 июля 2014 года и в октябре отпущен под домашний арест.

Адвокаты Айрапетяна просили изменить бизнесмену меру пресечения на подписку о невыезде, но в конце мая 2015 года Мосгорсуд отклонил эту жалобу и продлил арест до 28 июля 2015 года.

Папик, Татик и город-герой Степанакерт

Но вернемся обратно в Ванк. Вот это главное здание всего поселка — гостиница «Эклектика». Местные называют ее «Титаником». Мы сунулись туда и спросили, есть ли у них свободные номера. Администраторша ответила, что у них все забронировано. Хотя по глазам было видно, что врет :)

Мы отправились во вторую гостиницу — «Морской камень». Но там ситуация повторилась — тоже сказали, что мест нет. И что было делать? Ночевать в машине? Остановились вот у этого кафе, чтобы спросить у местных, может приютит кто.

Обычно во всех рассказах про Армению пишут, что все армяне друг друга знают, тут же достается телефон, делаются звонки и т.п. Так оно и оказалось — хозяйка кафе сказала, что ее муж знает директора «Эклектики», и сейчас они нас устроят. Ее сын поехал с нами в поселок, нашел отца, тот сказал, что сейчас нас поселит. И точно — спустя минут 15 номер для нас нашелся! Ну мы же видим — гостиница немаленькая, а народу кругом не сказать, что толпы :) Номер правда был достаточно минималистский, не совсем соответствующий внешнему виду гостиницы, но мы и этому были рады. Тем более, что недорого.

Тут же на радостях пошли в ресторан «Ван Гог», что при гостинице. Были там единственными посетителями, при этом в меню, что нам подали, поверх отпечатанных цен были от руки написаны новые, существенно ниже. Было видно, что поселок переживает не самые лучшие времена, раз приходится снижать цены.

Вобщем, так закончился наш первый день в Нагорном Карабахе. На следующий день мы поедем в монастырь Дадиванк, а потом будем штурмовать Зодский перевал.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОШтурмуем Зодский перевал

Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015

1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ

2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы

3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави

4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье

5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца

6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани

7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе

8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана

9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк

10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц

11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия