Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 18 апреля 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Бишкек — Киргизия Сентябрь 2013

В Бишкек я ехал на маршрутке из Алма-Аты. Сначала маршрутка едет строго на запад, вдоль гор. У киргизской границы шофер всех высаживает. Пассажиры проходят контроль сами, потом выходят на другой стороне и ждут, пока водитель оформит все бумаги.

Киргизская граница проходится забавно. Подхожу я к погранцу в будке, он берет паспорт.

-О, Эстония?

-Да, -говорю, -Эстония.

-А, ну тогда тебе надо зайти вооон в ту дверь, там поставят штамп и с ним уже ко мне.

Сунулся в тот кабинет, там сидят уже более важные и менее приветливые господа. Сказали оставить паспорт и выйти. Минут через пять вынесли и вручили уже со штампом. С ним пошел к первому погранцу, и тот уже не глядя пропустил.

От границы до Бишкека уже совсем близко. Водитель, въехав в Киргизию, врубил какой-то жесткий тюремный шансон —

-Щелкают засовы и гремят замки… Я по новой арестован, радуйтесь, волки… (прослушать)

Потом новая песня —

-На пальцах четки крутятся… Начальник строго хмурится… А косячок раскурится… По кругу на троих… (прослушать)

А самый писец был, когда женским голосом запели —

-Здравствуй, Бутырка родная… Тут уже даже народ в маршрутке захихикал от такого репертуара :)

А вот в гостинице при оплате вдруг оказалось, что в Киргизии почему-то все очень не любят Mastercard. Вот странно, да? А эстонский Swedbank, что характерно, точно так же не любит Visa и в последние годы всем выдает как раз только Mastercard. Выручила Visa Electron от SEB, а то пришлось бы в банкомат бежать. Банкоматы, при этом, берут любые карты.

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Если в Астане и Алма-Ате славянских лиц на улицах очень много, то вот в Бишкеке они уже встречаются гораздо реже. Но что характерно — русский язык слышен очень часто. Я даже специально стал прислушиваться, кто и на каком языке говорит. Результаты удивили — по-русски говорили как славяне, так и явные монголоиды. Причем говорили между собой! И что еще более характерно, по-русски между собой говорили вовсе не люди старшего поколения, а именно молодые киргизы! Как видно, здесь имеет место та же ситуация, что и в Казахстане — русский язык, однажды заняв здесь главенствующее положение, не сдает своих позиций, даже лишившись государственной поддержки. Хотя нет, в Киргизии несколько лет назад русский язык получил официальный статус, так что все вывески здесь выполнены на двух языках. А вот что касается бизнеса, то там-де-факто главным является русский язык.

Вообще о национальном составе жителей Бишкека можно прочитать в Википедии. Раньше, в советское время, в полумиллионном Фрунзе русских людей было больше половины, а киргизов — всего 22%. С распадом СССР большинство русских уехали, сейчас их всего около четверти, при этом киргизов уже 60%.

Любопытный штрих. Когда я зашел в одну турфирму, то менеджер, девушка-киргизка, заказывая мне номер в одном отеле, позвонила туда и сразу начала разговор на русском. Ну вот принято здесь так. Причем говорила без малейшего акцента! Вообще, как я понял, на киргизском здесь говорят между собой только уже знакомые люди, к клиентам же принято сразу обращаться по-русски.

Кстати, в эту турфирму я зашел, чтобы заказать экскурсию в каньон Ала-Арча, который, как пишут везде, является главной достопримечательностью в окрестностях Бишкека. Увы, автобусных туров опять не было, пришлось брать индивидуальный трансфер.

Главной магистралью Бишкека является Чуйский проспект. Назван он так потому, что Бишкек находится в Чуйской долине. Вообще Чу — это река такая.

На Чуйском проспекте можно выделить два центральных места, где собираются люди. Первое — это Филармония, перед ней стоит памятник Манасу, герою киргизского эпоса. Второй центр — площадь Ала-Чоо с Национальным Музеем. Перед музеем стоит памятник, угадайте кому? Манасу, герою киргизского эпоса:) Раньше, кстати, стоял памятник Ленину. Что характерно, Ленина не убрали совсем, а передвинули на другую сторону от музея, теперь он стоит перед правительственной резиденцией.

Также рядом с площадью Ала-Чоо находится и парламент. Вообще, тут имеет место некоторая путаница. Я так и не понял, в каком здании кто сидит, потому что показания местных разошлись. Дело в том, что во время одной из прошлых революций резиденцию тогдашнего президента толпа просто сожгла и ему пришлось переехать в здание парламента.

Вообще местные жители про свои революции говорили часто, ну и я тоже проявил эрудицию, назвав имена и их нынешнего, и бывших президентов :)

Хорошо, конечно, когда отсутствует языковой барьер и можно неограниченно общаться с местными. Те тоже проявляют интерес к туристам. На том же Чуйском проспекте покупал мороженое, так продавец пристал, откуда я, что, да как. Спрашивал, как жизнь в Эстонии. Рассказал, что у них жизнь бедная и народ старается уехать куда-нибудь. Вот, говорит, у меня брат уехал в Канаду, женился там на японке. Ну, я ему говорю — хорошая будет пара, вы же тут все вылитые японцы :)

Вывеска магазина. Или это фамилия? :)

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Множественное число в киргизском языке - Компьютерлер, Принтерлер, но — Ноутбуктар!

Национальная Филармония имени Токтогула Сатылганова

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Напротив филармонии — мэрия Бишкека. Сталинский ампир — как же раньше красиво строили!

Загружают единицы :)

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Филармония и памятник «Манас»

В Бишкеке чисто. Повсюду висят вот такие плакаты

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Загадил дом свой — не загрязняй чужой!

Эс алганды каалайсыкбы? Таштандынды тазалап кеткенди да бил!

Креативная социальная реклама

Парень обнимает девушку. Явно неполиткорректная и гомофобная реклама

В Бишкеке живут ценители литературы

Парламент Киргизии

Главная площадь Бишкека. Национальный Исторический музей и памятник «Айкол Манас»

У фонтанов

Киргизский милиционер

У фонтанов

Купаться и пить воду — запрещено!

Бабушки у фонтанов

Площадь Ала-Чоо

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

В Бишкеке дают в прокат многоместные велосипеды

Трехместный велосипед

Памятник героям революции 1905 года

КЫргЫзтелеком

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Узнай свой вес. В Киргизии высокая безработица, работу найти трудно, поэтому многие пытаются зарабатывать так

Можно заказать ковер с портретом Путина

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Агрессивная реклама Apple и сюда добралась

Велосипеды напрокат. Прямо Европа

В парке

Памятник некоему Абдыкадыру Орозбекову

Памятник Ленину позади Исторического музея. Но стоит он лицом к резиденции президента

Резиденция Президента и Правительства Киргизии

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Вход в ЦПКиО имени Панфилова. Вообще с советских времен и здесь, и в Алма-Ате просто культ генерала Панфилова. Дело в том, что перед войной Панфилов был военкомом Фрунзе, а с началом войны он собирал дивизию из призывников Фрунзе и соседней Алма-Аты. Именно из Панфиловской дивизии были те самые легендарные 28 героев-панфиловцев.

БАЛ МУЗДАК. Мороженое

Автодром «Челленджер»

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Язык бизнеса и рекламы кругом — русский

Аттракцион. Народ рассаживается

Тренировка — «Кто хочет стать космонавтом?» :)

Дворец спорта имени Кожомкула

Выставка АВТОиндустрии 19–21 сентябрДа

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

На улице у дворца спорта

Снова мэрия Бишкека

От Астаны до Бишкека. 6. В столице Киргизии

Вобщем вот такой неожиданно красивый и чистый город оказался. Впрочем, это наверно в центре так. А вот на окраинах, как я слышал, полно трущоб и самозахватов земли. Как мне рассказали, после каждой «революции» на столицу происходит наплыв селян, пытающихся любой ценой улучшить свою жизнь, а в столице, как они считают, это сделать легче.

Ну ладно, про Бишкек пока все, а на следующий день будет поездка на знаменитое озеро Иссык-Куль.