Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)

Кулдига — Латвия Август 2015

Кулдига (Голдинген)

Мы едем в город Кулдигу, история которого связана с герцогством с красивым и романтичным названием Курляндия и Семегалия, существовавшем когда-то в западной части современной Латвии. Двести тридцать лет и три года существовало герцогство, пока не стало оно после третьего раздела Речи Посполитой Курляндской губернией в составе Российской империи. Случилось это в 1795 году и продолжалось до 18 ноября 1918 года, когда в Рижском национальном театре была провозглашена независимая Латвийская Республика, в состав которой и вошла Курляндия. Само же герцогство образовалось в 1562 году при распаде Ливонского ордена, ландмейстером которого был Готард Кеттлер. И сам Кеттлер и всё высшее сословие герцогства были балтийскими немцами. Основное же население — латышские крестьяне. Считается, что латышская нация окончательно сформировалась лишь к XVII веку на основе слияния таких народностей, как курши, селы, латгалы и земгалы и ассимиляции ливов. Здесь же основным народом были курши. Отсюда и Курляндия.

Итак, после распада Ливонского ордена Кеттлеру удалось сохранить за собой Курляндию, которая была провозглашена герцогством и Готард Кеттлер стал ее первым герцогом — основателем династии Кеттлеров. Надо заметить, никогда герцогство не было полностью самостоятельным, и герцоги, опасаясь могущественных соседей, в том числе и России, признавали себя вассалами то Великого княжества Литовского, то Речи Посполитой, т. е. были под их защитой. После изгнания Кеттлера из Риги (то ли поляками, то ли литовцами) он перебрался в Голдинген (именно так называлась Кулдига) и Митаву (современная Елгава). Кеттлеры правили в Курляндии до 1711 года, когда им на смену пришли Бироны. Ну, «биронщина» — тема отдельная, и писать об этом не буду, тем более до Митавы мы не доехали. А вот о знаменитом внуке первого герцога — Якобе Кеттлере рассказать стоит, т. к. никогда так не процветала Курляндия, как при герцоге Екабе. Да, именно так называют герцога в Латвии — Екаб. И я так буду.

Герцог Екаб

Заступил Екаб на герцогство в 1642 году и правил ровно 40 лет до смерти своей в 1682 году.

В 2010 году герцогу Екабу к 400-летию на пешеходной ныне средневековой улице Кулдиги был открыт очень интересный памятник, который называется «Телепортация».

Мало того, что Екаб стал самым влиятельным и богатым из всех окрестных немецких герцогов, но и само герцогство стало богатым и влиятельным, торговавшим не только с ближайшими соседями Россией, Литвой, но и с Англией, Францией, Нидерландами, Португалией… Курляндские корабли, построенные на собственных верфях Виндавы бороздили океаны, добирались до Вест-Индии. Флот Курляндии превосходил флот Франции!!! Герцог Екаб покупал острова и переселял туда курляндцев, давая им вольную. Знаменитый остров Тобаго — тоже принадлежал Курляндии. Называли его тогда Новой Курляндией! Круто, правда? И залив был Екаба и…. А тут и заморский сосед пожаловал с Первой Северной войной. В 1658 году шведы захватили Екаба в плен и два года держали бедолагу в Риге, в то время как другие «европейские партнеры», например голландцы, подбирали всё, что плохо лежит, в т. ч. и заморские владения герцога. Война разрушила все труды герцога. Тут же подсуетились партнеры по нынешнему Евросоюзу. Шведы и французы захватили большую часть флота, голландцы и англичане хозяйничают в колониях. Европа, одним словом!

Однако, после заключения Оливского мира, когда польский король Ян II Казимир, вассалом которого был герцог Екаб, отказался от претензий на шведский престол, Екаб шведами был отпущен. Человек он был неугомонный и снова рьяно принялся за дело, однако былого расцвета достичь уже не удалось. На сынке же Екаба природа славно отдохнула и он без всяких шведов и голландцев довел герцогство до …, короче довёл.

Вот в какое интересное место привезли нас наши друзья. Добавлю, что кроме Кулдиги были в герцогстве и другие города. Это и Либава (Лиепая), и Миттава (Елгава) и Виндава (Вентспилс), но только, пожалуй, Кулдига сохранила какой-то неповторимый дух средневековья. А теперь о том, что мы здесь увидели и о том, чего, к сожалению, увидеть никому уже не удастся. Я не раз задумывался о соотношении созидательных и разрушительных сил в нашем мире. Наверное, созидательных всё же больше, раз мы еще не в пустыне живем, но до чего же бывает нелепо и обидно, когда то, что создавалось людьми десятками лет и могло бы шедевром оставаться в веках и радовать глаз потомков, низвергается, разрушается, варварски разоряется… Конкретно сейчас я говорю о Кулдигском замке, который построил магистр Ливонского ордена Дитрих фон Гронинген в 1242–1245 годах. Сначала замок имел название «замок Иисуса» (Jesusburg), а позднее — Голдинген. А на куршском языке (а именно курши в те давние времена жили на этих землях) это звучало как «Кулдинга» или «Гулдинга». Понятно, что от Голдингена и до Кулдиги рукой подать. Ну, ничего практически не осталось от замка, даже чертежей.

Прибалтийские заметки. Часть 3. Кулдига. Путешествие в средневековье

Реконструкции замка (фото из Кулдигского музея)

Есть только реконструкция замка — красив был и величествен, наверное. И стоял он в красивом и правильном месте, на высоком берегу реки Венты. И собирались здесь крестоносцы и прямо из замка отправлялись завоевывать земли проживавших в этих краях будущих латышей — куршей. Шли столетия, а замок все стоял и стоял. В нем и родился знаменитый герцог Екаб в 1610 году. Хотя столицей герцогства уже была Митава, Кеттлеры называли Кулдигу “старым, милым родовым городом”.

Крестили Екаба тоже здесь, в лютеранской церкви Святой Екатерины, к которой ведет дорога от моста у мельничного пруда.

Плотина на мельничном пруде

Мельничный пруд

Лютеранская церковь Св. Екатерины была построена из дерева еще во времена Ливонского ордена в 1252 г., а нынешний каменный храм был построен уже значительно позже — в 1662 году. Потом он еще раз перестраивался — в 19 веке.

Лютеранская церковь Святой Екатерины

Легенда гласит, что набожная дева Катерина, собиравшая деньги для постройки церкви, была казнена за связь с нечистым. После смерти ее оправдали и объявили святой и в честь нее и построена церковь. На нынешнем гербе города Кулдига она изображена с терновым венцом на голове, колесом и мечом в руках.

Прибалтийские заметки. Часть 3. Кулдига. Путешествие в средневековьеПрибалтийские заметки. Часть 3. Кулдига. Путешествие в средневековье

Фото Святой Екатерины

Во время польско-шведской войны в 1658 году, Екаб хотя и был вассалом Речи Посполитой, пытался соблюдать нейтралитет. Шведы, нарушив обещание никого и ничего не трогать, после сдачи гарнизона замок разорили. Не прошло и года, как замок взяли снова и ограбили по полной — вывезли всё, что можно. Но сделали это уже поляки. Екаб, вернувшийся из шведского плена привел замок в порядок и даже какое-то время там жил. Но в 1701 году, уже при Фердинанде, сыне Екаба, вновь шведы разграбили и разрушили замок. И даже злейший враг Петра Первого шведский король Карл XII, приехав Кулдигу, вынужден был остановиться не в разоренном его армией замке, а в частном доме.

Остатки замка

Что сейчас может напомнить о существовании замка? Пожалуй, дом сторожа, построенный из камней разрушенного замка в 1735 году.

Дом сторожа

Вот такая на этом доме висит мемориальная доска.

Прибалтийские заметки. Часть 3. Кулдига. Путешествие в средневековье

Фото доски на доме сторожа

Иногда этот дом называют домом привратника, иногда палача. На самом деде не только этот дом, но и большинство старых каменных домов Кулдиги построены их камней разрушенного замка.

А вот какую легенду я нашел в Интернете и хочу ею поделиться. «По преданию, здесь в стародавние времена проживал колдун. Как-то раз он так рассердил черта, что тот решил набрать полный мешок камней и засыпать жилище колдуна. Но когда нечистый в полночь добрался со своей ношей до Венты, колдун закричал петухом. Из клети отозвался настоящий петух. Испуганный черт высыпал камни в реку». Так возник водопад Вентас Румба.

Водопад Вентас Румба

Всегда и везде человек ищет самое-самое и этим самым-самым гордится. Иногда гордятся тем, что создала природа, а иногда, чтобы было чем гордиться, это самое-самое, люди создают сами. В Москве, например, самый высокий небоскреб в Европе — башня «Федерация» высотой 374 метра. А вот водопад «Вентас Румба» в Кулдиге — самый широкий водопад в Европе! Рекордсмен он именно по ширине — 249 метров, а по высоте небольшой — всего лишь 1,6–2,4 м. На пути от автостоянки к водопаду видим стенд, на котором в т. ч. и на русском языке изложена информация о водопаде.

Фото стенда

Место это пользуется популярностью — стоянка заполнена. Народ купается. Вода Венты, в отличии от Балтийского моря, теплая.

Прибалтийские заметки. Часть 3. Кулдига. Путешествие в средневековье

А знали ли вы, что в Балтийском море тоже водится лосось? Он так и называется — балтийский лосось или благородный лосось. Но самое популярное название балтийского лосося это сёмга. Да-да, это одно и тоже! Как и тихоокеанские родственники, сёмга большую часть жизни проводит в море, но на нерест заходит в устья рек. В том числе и в Венту, на брегах которой и находится Кулдига. Мощь семги велика. Во время нереста она может выпрыгивать из воды в высоту до четырех метров. Поэтому водопад Вентас Румба для сёмги — не проблема. Не знаю как в Латвии, а в России, в Калининградской области ловля лосося запрещена не только во время нереста, но и в море. А вот в Кулдиге во времена герцога Екаба крестьяне занимались чистым браконьерством. Глупую рыбу, идущую на нерест в по зову предков в верховья Венты и преодолевающую для этого все мыслимые и немыслимые преграды, ловили с помощью установленных перед водопадом, так называемых заколов, в которые, как в баскетбольную корзину, и попадала перепрыгивающая пороги семга. Говорят, что она и сейчас иногда прыгает, но уже давно ее таким ловким, но варварским способом не ловят.

Вид на водопад с крутого берега Венты

На противоположном крутом берегу Венты, там, где когда-то возвышались неприступные стены замка, среди бурной зелени замечаю интересное здание.

Вилла Бангерта

Это городской музей, в котором наверняка есть много чего интересного, но из-за отсутствия времени (нам еще предстояло ехать в Вентспилс), в музей мы не пошли, но вот о самом здании стоит сказать пару слов. Построено оно было в 1900 году. Вернее не построено, а разобрано и перенесено сюда из далекого Парижа, где было экспонатом России на Всемирной парижской выставке. Выставка закончилась, и здание это купил по одним данным лиепайский судовладелец, по другим — моряк из Кулдиги. Моря в Кулдиге, как вы понимаете, нет, и скорее всего, это первое, но родом из второго. Известна даже его фамилия — Бангерт, прибалтийский немец. Бангерт купил и перенес это здание в качестве свадебного подарка для своей любимой — красивый жест, правда? Говорят, что жили они счастливо сорок лет, однако с приходом сюда советской власти многие прибалтийские немцы снялись с насиженных мест и уехали в то время уже нацистскую Германию. Об отъезде прибалтийских немцев хорошо описано у Вадима Кожевникова в его знаменитом романе «Щит и меч». Иоган Вайс, замечательно сыгранный молодым Станиславом Любшиным в одноименном фильме, тоже был прибалтийским немцем. Уехали тогда в Германию и Бангерты, продав свой знаменитый дом городу, власти которого организовали там музей. И это правильно! А сейчас неподалеку от музея есть ресторан с названием Restaurant BANGERT’S.

Мы же пообедали (всё очень красиво и вкусно) в другом ресторане, на открытой веранде, построенной прямо над речкой Алекшупите (Alekšupīte). Официантка, молодая симпатичная приветливая девушка — ни слова по-русски. А что вы хотите — 24 года мы живем в разных странах.

В ресторане над Алекшупите

Фундаменты домов являются берегами реки, отчего Кулдигу называют «Курземской Венецией». Громко, конечно, но звучит красиво. Весной, говорят, Алекшупите становится бурлящей и ревущей рекой, достающей почти до окон первых этажей зданий.

Кулдигская Венеция

В 60-годы позапрошлого столетия остатки замковых стен и строений по распоряжению городских властей стали разбираться, при этом количество каменных домов в городе стало расти с той же скоростью.

Прибалтийские заметки. Часть 3. Кулдига. Путешествие в средневековье

А на месте замка появился чудесный парк.

Позже появились фонтаны, были установлены парковые скульптуры. Автор — Ливия Резевскас.

Прибалтийские заметки. Часть 3. Кулдига. Путешествие в средневековье

Музей (бывшая вилла Бангерта)

Скульптура называется «Любовь»

Берега Венты в районе бывшего замка, чуть ниже по течению от водопада Вентас Румба, стоит красивейший кирпичный арочный мост. И опять возникает сочетание «самый-самый». Действительно, это самый длинный действующий кирпичный мост в Европе. Именно кирпичный. Удивительно похож на древний Римский мост в германском городе Трир через реку Мозель. Вот посмотрите.

Мост через Мозель в Трире

Трир когда-то был второй столицей Римской империи (Roma secunda), а кирпичный мост на базальтовых опорах был построен еще в IV веке. Он действует и сейчас, несмотря на то, что взрывался французами в XVII веке. Судьба его молодого брата — моста через Венту, похожа. Построенный в 1874 году кулдигский мост во время первой мировой война в 1915 году был взорван. И тоже два пролета. Восстановленный мост снова был сильно поврежден еще через десять лет и через год снова восстановлен. А вот во время Второй мировой войны мост, как это не странно, не пострадал, не так давно прошел реставрацию и сейчас — просто красавец!

Мост через Венту в Кулдиге

Туристические «паровозики»

А теперь я предлагаю заглянуть на ратушную площадь, пройтись по пешеходной улице Лиепаяс и поедем в Вентспилс.

Средневековая площадь

Ратуша старая

Ратуша новая

А это самый старый дом в городе — представитель фахверковой архитектуры. В средневековой Европе таким домам по 500 лет и еще будут стоять и стоять. Доводилось видеть целые улицы таких домов в застывшем во времени городе Провене (городе Жюль Верна) во Франции, хотя больше всего таких домов сохранилось в Германии. Фахверк — одна из древнейших строительных конструкций, широко распространенных в Европе в период средневековья. Дома строились так: сначала возводился деревянный каркас, а затем пространство между балками заполнялось смесью из глины, соломы и битого кирпича. Существует несколько стилей фахверка: «Андреевский крест», «Дикий человек», «Швабская женщина». Средневековый дом в Кулдиге — это «Дикий человек».

Фахверковая архитектура

Гостиница Метрополь — 1910 год

На пешеходной улице Лиепаяс обнаруживаем огромный деревянный сапог с металлической пряжкой. Говорят, что именно здесь потерял сапог известный выдумщик и романтик ротмистр Российской армии барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. То, что он женился на латышской дворянке Якобине и венчался в Латвии недалеко от Риги — это да! А вот то, что он потерял сапог в Кулдиге?… Ну, а раз есть сомнения, надо срочно обращаться к "всемирному разуму", который тут же выдает информацию, что сапог этот шведского короля Карла XII.  А потерянный сапог барона Мюнхнаузена нашелся в Калининграде, в восстановленной «рыбацкой деревне» старого Кёнигсберга.

Сапог короля Карла XII

Кулдигская спичечная фабрика «Вулкан» существовала с 1878 года. Горела она периодически, но всегда восстанавливалась. Однако в 2001 году она сгорела дотла (говорят, это был поджог) и сейчас о ней напоминает лишь тумба на пешеходной улице города, через стекло которой можно посмотреть на старые фотографии и увидеть образцы выпускавшихся на фабрике спичек.

Памятник спичечной фабрике.

Улица Лиепаяс

Экскурсия окончена, господа! Едем в Вентспилс.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия