Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 19:29

Рыбное, Рязань — Россия Август 2015

Бывает так, что находясь в поездке или вернувшись из нее, я вдруг начинаю переосмысливать некоторые, давно всем известные истины.

Какой-нибудь случайный эпизод или встреча заставляют меня внимательнее вглядеться в ее смысл, и убедится в ее, проверенной поколениями, мудрости.

Старые истины и новые притчи

Так случилось и на этот раз…

Ранним утром 29 августа, с трудом вынув себя из постели и с еще большим трудом выгнав себя на хлюпающую дождем улицу, я спешила на Казанский вокзал. В 7:30 начиналась паровозная экскурсия в Рязань и Константиново.

От недосыпа и непогоды мысли у меня были, прямо скажем, не веселыми.

— Все нормальные люди, — думала я, — сейчас наслаждаются субботним сном, а я прыгаю по лужам с надеждой, что в Рязани будет светить солнце

Старые истины и новые притчи

На вокзале собрались люди с такими же, как у меня, заспанными и недовольно-тревожными физиономиями.

У нас всех было одно желание — отоспаться в дороге. Однако гид-сопровождающий оказался прекрасным рассказчиком. Его интересные истории и факты развеяли сонное настроение и пробудили в нас бодрость духа и тела. Мы узнали много нового.

Старые истины и новые притчи

Например, мы узнали, что едем по единственной в России левосторонней дороге.

Оказывается, Казанскую ветку в 19 веке строили английские инженеры и конечно же воспроизвели на российских просторах привычный для них левосторонний порядок движения.

Нам стало известно, что в РЖД много раз поднимали вопрос о реконструкции ветки, но все как всегда упиралось в деньги и время.

Так что, если кто-нибудь хочет ощутить себя в Англии — «велком» на Казанскую железную дорогу.

Старые истины и новые притчи

Из рассказов гида, узнали мы и о том, что первоначально дорогу, по которой мы едем, планировали дотянуть до Саратова, но передумали и построили ее до Казани. Вот ведь интересный факт: шли направо, да черт попутал, и свернули налево. Это я о загадочной русской душе.

Может, конечно, только для меня это было откровением, но я только здесь узнала о том, что проект Казанского вокзала архитектора А. В. Щусева реализовывался почти 100 лет, но так до конца и не был завершен.

Старые истины и новые притчи

Кроме рассказов о Казанской железной дороге, гид рассказывал нам и о тех городах, которые мы проезжали. Люберцы, Коломна, Луховицы… История каждого из них интересна и каждый город заслуживает внимания. Например, я решила, что в Коломну поеду обязательно

По мере приближения к Рязани лица экскурсантов светлели, да и погода за окном прояснялась. Мои надежды, в которые, кстати, я не очень-то верила, сбывались.

Старые истины и новые притчи

Рязань встретила нас солнцем. Только мокрый асфальт напоминал о недавнем дожде.

В Рязани мы сменили вид транспорта. Из поезда мы переместились в автобус.

Первым пунктом нашей программы был Рязанский Кремль.

Старые истины и новые притчи

В тот момент я еще не знала, что знакомство с Кремлем для одного из нас совсем не представляет интереса. У меня была возможность это заметить, но я не предала этому значения и вспомнила об этом позже, уже в Константиново.

Сейчас мои мысли были отданы Рязанскому Кремлю. Я с интересом смотрела на приближающуюся колокольню и ждала знакомства с древним городищем.

Старые истины и новые притчи

Рязанский Кремль с его историей и сохранившимися постройками восхищает. В нем есть много такого, о чем хочется рассказать отдельно. Однако здесь и сейчас я опущу историю о Кремле, и сразу перейду к тому моменту, когда наша группа подъехала к селу Константиново.

День перевалил за половину, когда мы приехали на родину Есенина.

Здесь мы ждем рассказов о Есенине, его стихах и местах в которые он постоянно возвращался.

Старые истины и новые притчи

Все в нетерпении, но нас просят задержаться и поучаствовать во вручении подарков музею.

От нашей группы отделяется женщина лет 75-ти. В ее руках огромная сумка. Она выходит вперед и встает перед нами. Свою тяжелою сумку она прислоняет к скамейке и начинает говорить.

Старые истины и новые притчи

— Мы с моим мужем — говорит она, — всю жизнь любили Есенина. Вся наша жизнь была связана с ним и его творчеством.

Ее голос звучит вдохновенно, с каждым словом голос ее крепчает.

— Мой муж, несколько лет тому назад, умер. И вот сегодня, в память о нем, я хочу вручить музею альбом, который мы собирали более 50 лет.

Звучат аплодисменты.

— А еще,- продолжает она, — я хочу взять горсть земли с родины любимого поэта и отвезти ее на могилу моего мужа.

Старые истины и новые притчи

Женщина наклоняется к своей сумке и начинает извлекать из нее разрозненные альбомные листы.

Вся группа с интересом пытается рассмотреть ценности, которые привезла женщина…

Старые истины и новые притчи

Увы, ее альбомные листы не содержат ничего достойного внимания. Ценным в них является только труд и потраченное время на сбор и наклеивание на бумагу открыточных портретов Есенина, фотографий его памятников и старых билетов на вечера, посвященные его памяти.

Экскурсанты с удивлением отступают и с досадливыми ухмылками начинают разбредаться. А старушка ничего не замечает и продолжает рассказывать о себе, о своей жизни и о своем муже.

Старые истины и новые притчи

Музейный работник, принимающий ее дары, аккуратно завершает мероприятие.

Под вежливые аплодисменты старушке вручают грамоту, и мы отправляемся на экскурсию.

Старые истины и новые притчи

Нас знакомят с памятными местами села Константиново.

С домом Есенина

Старые истины и новые притчи

На берегу Оки наша экскурсия завершается.

Старые истины и новые притчи

У нас остается час свободного времени

Пока шла экскурсия, я успела забыть о старушке, но оказавшись на берегу реки, мои мысли вернулись к странному эпизоду. Я вспомнила о мешке макулатуры, который старая женщина привезла с собой из Москвы. Я вспомнила, как она несла свою тяжелую ношу, как поставила ее на землю и как бережно извлекала из своего мешка ничем не примечательные и никому не интересные дары.

Старые истины и новые притчи

Чем больше я думала об этом, тем больше разнообразных чувств рождалось в моей душе. Здесь были и жалость, и досада, и страх.

Может быть, виной всему был сильный ветер с реки или открывающаяся перед глазами дальняя даль.

Старые истины и новые притчи

Но этот незначительный эпизод со старушкой и ее мешком стал превращаться для меня в притчу.

Старые истины и новые притчи

В поучительную историю о бремени прошлого и умении с ним обращаться.

Вот что пришло мне на ум…

Родившись, мы отправляемся в долгий путь. Поначалу у нас нет прошлого, и мы идем налегке. Мы смотрим в будущее. Множество дорог открыто перед нами.

Старые истины и новые притчи

Идут годы, мы накапливаем воспоминания. Все это мы складываем в заплечный мешок и несем с собой. По мере необходимости мы достаем из мешка то, что нужно нам для преодоления препятствий.

Чем дальше мы шагаем по жизни, тем больше наполняется наш мешок. Мы по привычке складываем в него все, что попадается на пути. Ноша наша тяжелеет, но у нас нет времени остановиться и разобраться в том, что мы несем с собой.

Старые истины и новые притчи

Время идет, и мешок с прошлым становится настолько тяжелым, что нести его за плечами уже невозможно. Тогда мы снимаем его с плеч, поворачиваемся спиной к будущему и, ухватившись за груз прошлого двумя руками, начинаем тащить его за собой. Теперь мы можем лишь изредка бросать взгляд в будущее. При этом привычка наполнять мешок остается. Мы начинаем путать опыт с воспоминаниями. Мы часто ошибаемся и делаем неверные шаги и, тем не менее, мы не делаем попытки освободиться от лишнего груза.

И вот наступает момент, когда наш мешок воспоминаний уже полностью заполнен, и мы уже не в силах сдвинуть с места бремя своего прошлого. Тогда мы садимся на землю и начинаем перебирать содержимое. Все то, что было собрано за долгие годы, кажется нам ценным. В нашем мешке перемешаны: ценный опыт, обрывки пустых воспоминаний, нереализованные идеи, глупые мысли и радужные мечты, но мы уже не можем все это переработать, выделить главное, превратив его в опыт.

Старые истины и новые притчи

В бессилье мы задаем вопрос: что же теперь со всем этим делать? Не найдя ответа мы начинаем предлагать свое прошлое другим людям. Нам очень хочется, чтобы кто-нибудь положил в свой мешок все то, что мы копили годами и тащили за собой по жизни…

Я очнулась от размышлений и, оглянувшись вокруг, увидела старушку. Она, словно подтверждая мои мысли, семенила за удаляющейся от нее семейной парой.

— Я, когда была молодой, однажды…- долетали до меня ее слова.

Видимо, она пыталась продолжить разговор, который явно надоел ее собеседникам.

Старые истины и новые притчи

Я сделала вывод, что наше прошлое похоже на яд. Осмысленное и переработанное оно превращается в лекарство или топливо или еще что-нибудь очень полезное.

Если же его не перерабатывать и не выбрасывать то, что оказалось лишним, то прошлое заполнит собою всю нашу жизнь и отравит существование не только нам, но и тем, кто нас окружает.

Люди, отравленные своим прошлым, вызывают жалость и сострадание, но мы инстинктивно стараемся отгородиться или вовсе избежать общения с ними. Интуитивно мы чувствуем опасность, но не задумываемся о яде, который таится в наших собственных мешках.

Старые истины и новые притчи

Возможно, я не права. И сделанные мною выводы ошибочны. Тем не менее, они заставили меня задуматься о моей жизни.

Все ли из того, что я несу с собой, является ценным и помогает мне в пути? Не настало ли время остановиться и разобраться в своем прошлом?