annaabrosimova
Анна Абросимова Пользователь — была сегодня 21:56

Византийская мозаика

28 августа 2015 г. 15:00 Стамбул — Турция Май 2015
120 32

Любой источник сообщит, что мозаика — искусство, уходящее своими корнями в далекое прошлое. Еще древние шумеры, задолго до Византии, украшали ею свои дворцы и храмы. Однако лучшие образцы все-таки были созданы византийскими мастерами.

Тот восторг, который испытываешь в Айя Софии и Хоре, трудно выразить словами.

4
1

Образы, созданные древними мастерами, проникают в самое сердце.

Каждый, кто смотрит на мозаики Хоры и Айя Софии получает послание, адресованное ему и только ему, созвучное его и только его мыслям и чувствам. У каждого они пробуждают в душе что-то свое, очень личное, понятное только ему. Вещь эта настолько деликатная, что я не рискну в нее углубляться. Скажу только одно, если вы находитесь в Стамбуле и у вас есть желание поговорить со своей душой, отправляйтесь смотреть византийские мозаики в Хору и Айя Софию.

Мозаики и фрески Собора Святой Софии

Как утверждают исследователи, первые мозаики появились в соборе Святой Софии при императоре Юстиниане. Однако в период иконоборчества мозаики с изображением святых были уничтожены, остались только те, на которых изображены кресты и геометрические фигуры.

3

Мозаик с изображением людей в Айя Софии немного и все они относятся к периоду 9–12 веков. Несмотря малое количество сохранившихся мозаик можно представить, как был украшен главный собор во времена Византийской империи. С приходом османов, часть мозаик была уничтожена, а часть замазана штукатуркой. Почти 500 лет они были скрытыми от людских глаз. И может быть, так оставалось бы и по сей день, если бы не владыка случай, который заставил Ататюрка в 1929 году заглянуть в Айя Софию и увидеть, что люди больше не приходят молиться в разрушающийся собор. Оценив масштаб бедствия, мудрый Ататюрк принял решение сделать из древнего храма музей. В ходе реставрации мозаики были освобождены из плена, и у нас появилась возможность их видеть.

4

Попадая в Айя Софию, надо обязательно подняться на верхний этаж, чтобы увидеть в южной галерее находящиеся здесь три мозаики (есть и четвертая, с изображением императора Александра, но я ее, увы, не отыскала).

Две мозаики южной галереи посвящены благотворителям собора. Они дают возможность увидеть, как выглядели герои исторических хроник.

На одной из этих мозаик изображена Божья Мать в окружении императора Иоанна Комнина II и его жены Ирины, венгерской принцессы, причисленной после смерти к лику святых.

4

Рядом с Ириной, на соседней стене, можно увидеть, как выглядел их сын Алексей Комнин — наследник престола, умерший раньше своего отца.

Как я не старалась, но из-за падающего из окна света мне не удалось сфотографировать Алексея, поэтому фото из Интернета.

По меркам Софии это одна из поздних мозаик. Датируется она 12 веком.

2

Другая мозаика, посвященная благотворителям храма, была создана веком раньше. На ней изображен Иисус Христос в окружении императрицы Зои и ее третьего мужа — императора Константина IX Мономаха.

3

Она интересна не только тем, что на ней можно увидеть как выглядел дед Владимира Мономаха, но и тем, что, по мнению исследователей, на месте головы Константина было другое изображение. Видимо, Константин заменил второго мужа Зои — Михаила IV Пафлагона, не только на императорском престоле, но и на мозаике. Я, если честно, не смогла разглядеть следы изменений. Вероятно, филигранная работа византийских мастеров позволяет увидеть это только специалистам.

2

Третья мозаика — Деисус (Моление).

3

Глядя на нее, мне казалось, что я вижу реальных людей, отделенных от меня прозрачной стеной. Это было похоже на взгляд в другое измерение, в другую реальность. Казалось, что еще мгновение, и фигуры начнут двигаться.

Образы Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и Божьей Матери были живыми.

Видимо, неизвестный мастер, создавший ее в 12 веке, вложил в нее всю свою душу.

5
2
3

На верхний этаж стоит подняться еще и ради того, чтобы рассмотреть Богородицу в аспиде и находящегося рядом с ней Архангела Гавриила.

3
2

Предполагают, что обе эти мозаики были созданы в 9-м веке великим иконописцем Лазарем. Доказать это невозможно. Однако здравый смысл подсказывает, что только лучшему иконописцу могли поручить украшение главного храма империи…

5

На первом этаже Айя Софии тоже есть мозаики. Две из них расположены над входами в собор.

Над императорским порталом находится мозаика 9 века, с изображением Иисуса Христа, Богоматери, Архангела Гавриила и коленопреклоненного императора Льва VI Мудрого.

2

Над юго-западным входом размещена мозаика, созданная в 11 веке. Автор посвятил ее двум величайшим императорам Византийской империи. Справа от Богоматери изображен император Константин, держащий в руках макет Константинополя, а слева от нее император Юстиниан с макетом Айя Софии.

3

Кроме мозаики есть в Айя Софии фрески, на которые стоит обратить внимание. Находятся они в главном пространстве, а рассмотреть их можно с галерей верхнего этажа.

3
2

На фресках изображены ангелы. Когда-то они были мозаиками и их было четыре. Но со временем мозаики разрушились и их заменили фресками. Из 4-х ангелов до наших дней дожили только двое. У одного ангела лицо прорисовано, а у второго оно только обозначено. Кто из них является Херувимом, а кто Серафимом, неизвестно. Ученые до сих пор не пришли на этот счет к единому мнению.

Мозаики и фрески монастыря в Хоре

Сегодня, от монастыря в Хоре осталась только церковь Христа Спасителя в Полях.

Далеко не всякий, побывавший в Стамбуле заглянул в эту церковь. Объяснить это можно только тем, что расположена она вдали от основных стамбульских достопримечательностей и добраться до нее достаточно сложно. Ехать сюда придется на общественном транспорте с множеством пересадок или на такси.

3

При этом Хора заслуживает внимания ничуть не меньше чем Айя София, т. к. под ее сводами находятся лучшие образцы византийской мозаики и фресковой живописи. Их количество и расположение дает возможность погрузиться в эпоху Византийской империи времен Палеологов.

3

Все мозаики и фрески Хоры были созданы в период 1302 — 1321 г.г. Финансировал работы Феодор Метахит, близкий друг и советник императора Андроника II Палеолога.

Как и Айя София, церковь в Хоре была превращена в мечеть, а в наши дни здесь находится музеей.

5

Рассказывать о каждой, находящейся здесь, мозаики или фрески бессмысленно. Их огромное множество и каждая заслуживает отдельного рассказа. Сюжеты мозаик и фресок Хоры связаны с жизнью и деяниями Марии и Иисуса Христа.

5
3

То, что хранится в Хоре, потрясает до глубины души. Здесь забываешь не только про фотоаппарат, но и про время. Здесь происходит диалог с собственной душой. То, что видят глаза и слышит сердце, не сможешь забыть никогда.

6

Первое, что видишь, переступив порог церкви, это мозаика «Иисус Пантократор (Вседержитель)». Куда бы ты ни шел, глаза Иисуса следуют за тобой. До сих пор я чувствую на себе этот строгий и заботливый взгляд Христа.

3

Пройдя дальше можно увидеть мозаику «Иисус Халке».

3

Стоять перед ней можно бесконечно долго, вглядываясь в лики Христа и Божьей Матери у ног, которых молятся Исаак Комнин

2

и Мария Деспина Монгольская, дочь императора Михаила VIII Палеолога, в монашестве Мелания.

3

Это та самая Мария, чья известная всем церковь никогда не была мечетью и в стенах которой хранятся спасенные от турков иконы Константинополя. Мне не хватило времени побывать в этой церкви. Надеюсь, что в следующий раз обязательно побываю в этом знаковом для православных христиан месте…

Находясь в Хоре обращают на себя внимание изображения апостолов Петра

3

и Павла.

2

Есть здесь и великолепная мозаика Мария Одигитрия (Путеводительница). Здесь не нужно слов.

Фотография этой мозаики у меня не получилась, поэтому фото из Интернета.

4

Как я уже говорила, в Хоре огромное количество мозаик и рассказать о каждой из них просто невозможно…

3
3
2

Хора богата не только мозаиками. Есть в ней фрески, которые впечатляют ничуть не меньше.

Такого я не видела никогда и нигде.

Например, здесь можно увидеть жизнеутверждающую фреску «Анастасис (Воскрешение)».

На ней Иисус Христос, держит за руки Адама и Еву. Он поднимает их из темных гробниц, чтобы отвести к свету.

4

Глядя на нее, появляется уверенность в завтрашнем дне и вера в то, что все плохое когда-нибудь обязательно закончится и наступит мир и счастье.

3

Фреска «Десис (Судный день)» вселяет веру в существование справедливого и неподкупного суда. Появляется уверенность, что все тайное станет явным, и всем воздастся по его делам и мыслям.

3

Глядя на эту фреску, веришь в торжество справедливости.

Еще в Хоре есть уникальное изображение, которое не встречается больше нигде. Это расположенный над Десисом «Ангел несущий рай». На этой фреске парящий на темном фоне Ангел, несет в своих руках спираль, в которую как в сосуд заключены солнце, луна и звезды.

4

Мне очень хочется продолжить свой рассказ, но пора остановиться. Ведь все о чем я рассказала лучше увидеть своими глазами и унести в своей памяти свое впечатление и свои воспоминания.

Частные гиды
в Стамбуле

Бронирование отелей
в Стамбуле

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
x

Комментарии

vasilets
+1
28 августа 2015 г. 16:13
Аня

Как ты подробненько подошла к интересному вопросу о мозаиках.
А ведь обычно скользнул взглядом, отметил про себя красиво / некрасиво и бегом дальше...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 16:51
Сереж, у меня была идея "фикс" посмотреть в Стамбуле византийские мозаики. Путешествуя по России, меня все время удивляет, что Русь переняла от Византии каноны фресковой живописи, а искусство мозаики нет. Почему так произошло? Непонятно...
Церкви в Византии всегда украшали мозаиками. Фрески рисовали только, если не хватало средств. Византия всегда гордилась своими мозаиками.
Совсем непонятно, почему Россия, которая всегда гордилась своими богатствами и считала и считает себя преемницей Византии, этот вид искусства не стала использовать. Странная история...
vasilets
+1
28 августа 2015 г. 16:56
annaabrosimova писала 28 августа 2015 г. 16:51
Путешествуя по России, меня все время удивляет, что Русь переняла от Византии каноны фресковой живописи, а искусство мозаики нет. Почему так произошло? Непонятно...


Ты просто знаешь этот предмет, а я даже никогда и не задумывался об этом несоответствии...
Может у нас мозаичных камешков не было?!?
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 17:12
Однажды, на экскурсии, гид, рассказывая о фресках храма, сказала, что они напоминают византийские мозаики. Я за это зацепилась, посерфила в Интернете и удивилась, что переняли буквально все, а мозаика почему-то осталась за кадром.
Думаю, что дело не в мозаичных камушках. Это же цветные стеклышки, а сырья для стекла в России достаточно. Может быть, хотели построить как можно больше храмов и открыть их для людей, а мозаикой церковь быстро не украсишь, вот и решили ограничиться фресками. Это ведь быстрее и дешевле.
Dimitry
+1
28 августа 2015 г. 16:16
Стамбул каждый раз открывает чудеса. Вроде и видел эти изображения уже тысячу раз, а все равно любуешься.
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 16:53
Дмитрий, византийские мозаики - чудо чудесное! Если попаду в Стамбул еще раз, то обязательно пойду смотреть на них снова!
spatefillum
+1
28 августа 2015 г. 16:50
Здорово! Аня, спасибо! Я тоже собиралась в церковь в Хоре, когда планировала Стамбул. Мозаики просто потрясающие...
annaabrosimova
+1
28 августа 2015 г. 16:57
Люба, спасибо! Больше половины моих знакомых, побывавших в Стамбуле, в Хору не заглядывали. Я очень рада, что не последовала их примеру. Мозаики Хоры просто потрясающие! Там вообще теряешь ощущение времени!
Nomad
+2
28 августа 2015 г. 17:35
Это из Хора
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 17:43
Ой какая фотография!!! Мне так никогда не сфотографировать!!!
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:48
да ну! то все та же мыльница...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:08
видимо дело не в фотоаппарате...
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:16
минимально.... теория - великая весчь, хотя на той мыльнице я снимал почти на автомате....
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:24
Я вот читаю, читаю... вроде все понятно, а начинаю фотографировать и что-то совсем не то получается... видимо, мене надо чтобы добрый человек мне "пальцем показал" что я не учитываю и где ошибаюсь
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:30
может и так....
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:36
еще
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 17:44
Оооооооооооо!!! Снимаю шляпу перед мастером! Классный снимок!!!
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:46
да ладно, у меня тогда еще простая мыльница была... этому снимку 5 лет уже...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:03
Если на мыльницу так снять можно, я вообще молчу...
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:08
именно на мыльницу... иной раз на нее легче снять, чем на зеркалку..
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:12
Ох, тяжелая эта наука.... Как бы ее освоить...
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:18
на самом деле это гораздо легче, чем кажется...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:27
Когда что-то умеешь - всегда кажется, что все проще простого. А когда не умеешь...
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:31
ну, я купил первую зеркалку и через пару месяцев поехал в Африку на сафари... а до этого просто щелкал мыльницей...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:33
Талант есть талант! Мне бы хоть на уровне ремесла научиться
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:38
да близко не лежал! Главное - желание! Пойдемте завтра гулять по городу, если меня Тташа в Васильцом на Макс не заберут...
я серьезно....
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 19:15
Я с удовольствием, но завтра еду на экскурсию в Рязань - Константиново на целый день! Может, в воскресенье?
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 19:31
вот даже как! Можно и в вск, если опять-таки на Макс не уедем...
Свой телефон шлю в личку...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 19:34
Ок! Спасибо!
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 19:35
ок, тогда завтра договоримся если что!
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 20:00
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:36
вот так..
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 17:46
Меня стыд берет за свой вариант этой мозаики. Ну вот как можно так здорово снимать никак не пойму...
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:47
мои из Софии - гораздо хуже....
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:05
Сомневаюсь... Надеюсь, у меня будет возможность 12 сентября получить пару-тройку советов
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:12
серьезно... вот такие получились
http://olegoleg.Moifoto.org/160098/f5459412/ изображение

http://olegoleg.Moifoto.org/160098/f5459413/ изображение

В принципе, конечно, можно с ними еще чего-то сделать, но будут ли они лучше - еще вопрос...
Есть вопросы - будут ответы, какие проблемы!
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:18
Nomad писал 28 августа 2015 г. 18:12
Есть вопросы - будут ответы, какие проблемы!
Спасибо!
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:19
да действительно не вопрос! У вас какой фотоаппарат?
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:29
Самая простая зеркалка Canon EOS1100D
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:37
блин, у меня с менюшками Каноновскими проблема... но чего-нибудь накрутим.... вот от аналогичного Никона
http://olegoleg.Moifoto.org/126089/f3574090/ изображение

http://olegoleg.Moifoto.org/126089/f3574083/ изображение

тут было бы желание...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 19:12
Супер!
Желание у меня есть, умения не хватает!
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 19:29
а умение - дело наживное!
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 19:33
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 19:33
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:37
и еще..)
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 17:46
А вот и Павел!!! И что у меня получилось...
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:48
он же и получился....
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:06
Он да не он!
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:15
да он же самый, только в полный рост....
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:21
ну да, ну да...
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:23
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:31
Софийские мозаики - обалденные, даже просто от возраста, если не брать в расчет сюжет...
У меня еще вот такая есть

А в церковь Хора я пешком ходил... не так далеко, как кажется... главное - найти ее...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 17:41
Nomad писал 28 августа 2015 г. 17:31
У меня еще вот такая есть
Олег, здорово!!! Я ее видела, но сфотографировать не смогла! теперь есть и ее фотография! Спасибо!!!!
Мы до Хоры часть пути пешком проделали. Шли, наверное, минут 20 от метро. Не представляю сколько времени ушло бы у нас на весь путь пешком! Такой поход настоящий подвиг! Но Хора этого стоит!
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 17:45
там можно не спеша вдоль Золотого Рога пройтись, а потом вверх подняться - сначала церковь Хора, а потом стены Валента, если в названии не ошибаюсь.. )
А эта мозайка за противоположной стороне, если с галереи смотреть, сложно до нее добраться...))
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 17:57
Там были еще две мозаики. Та что на фотографии это, по-моему, Игнатий Теофор
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:02
возможно... если поискать, то может и еще чего найдется.... там же еще вечный ремонт...
annaabrosimova
28 августа 2015 г. 18:10
Я читала, что есть еще несколько мозаик в помещении хранилища. Видимо туда не пускают. Я еще одну мозаику не нашла, хотя она в доступе. Читала, что она в каком-то углу находится, но я этот угол не опознала.
Nomad
+1
28 августа 2015 г. 18:17
дык я о том и говорю - там один угол вечно на ремонте... поди, найди ее...
catys
+1
28 августа 2015 г. 19:54
Византийские мозаики - моя большая-пребольшая страсть! Хочется сказать огромное спасибо византийцам за то, что благодаря их любви к цвету и свету они создали такое потрясающее искусство и распространили его по всему миру! И мозаики Айя Софии и Карие джами по праву занимают почетное первое место!
Ань, а еще потрясающие мозаики есть в Фетие джами, церкви Богородицы Паммакаристос - вы не были там?
annaabrosimova
+1
28 августа 2015 г. 20:07
Кать, мы, к сожалению, не были в Фетие джами. Неделя очень малый срок! У меня огромный список, того, что еще нужно посмотреть в Стамбуле.
Кать, знаешь, я тут в комментариях Сереже Васильцу писала, что меня удивляет, почему на Русь не пришло искусство мозаики. Ведь все переняли, включая стиль одеждуы а от самого потрясающего отказались.
Меня Хора потрясла своими мозаиками и фресками. Какое великолепие!!! Слов нет...
catys
+1
28 августа 2015 г. 20:16
annaabrosimova писала 28 августа 2015 г. 20:07
Неделя очень малый срок!
ой не говори, не говори!!!
Это на самом деле заблуждение - ну или если не заблуждение, то сильное преувеличение, что Русь все переняла от Византии. Поначалу - да, но впоследствии Русь очень вольно обошлась с наследием Византии и перекроила его полностью на свой лад. То же и с мозаиками... изначально очень много византийских мастеров приезжали, традиции передавали, и даже в киевской Софии чудесный мозаичный цикл создали - но потом это все сошло на нет... Мне кажется, причина одна их двух - или в силу дороговизны и трудоемкости процесса, или же она им просто не понравилась....
annaabrosimova
+1
28 августа 2015 г. 21:59
Кать, я не знаток и могу ошибаться. Но мне всегда казалось, что Русь, решившись принять православие, на протяжении веков хотела нравиться Византии. Даже после ее падения царица Ирина, жена Федора Иоановича, стремилась угождать Константинопольскому патриарху, чтобы учредить на Руси патриаршую кафедру. Одним из аргументов была приверженность Руси канонам Византии. Дело понятное, что такие вопросы больше о политике, чем о религии, но основные атрибуты должны были присутствовать по формальному признаку. Мне кажется, что Русь до определенного времени жестко придерживалась внешних канонов. Кроме этого, Русь всегда, при удобном случае, заявляла, что она богатейшая страна и у нее есть полное право считать себя наследницей Византии. Вот я и удивляюсь, что любовь к роскоши правителей Руси и соблюдение канонов фресковой живописи не явилось основой для развития искусства мозаики. Ведь именно мозаика являлась в Византии атрибутом богатства и триумфа православия. Единственное объяснение этому я нахожу в прагматизме правителей Руси. Который, на мой взгляд, выглядел примерно так: 1. Надо продемонстрировать приверженность православию 2. Надо информировать неграмотный народ об основных событиях и деяниях почитаемого бога 3. Если фрески всего этого достигают, то зачем тратить средства на дорогостоящую и трудоемкую мозаику.
София в Киеве был своего рода эксперимент
catys
+1
28 августа 2015 г. 22:26
annaabrosimova писала 28 августа 2015 г. 21:59
1. Надо продемонстрировать приверженность православию 2. Надо информировать неграмотный народ об основных событиях и деяниях почитаемого бога 3. Если фрески всего этого достигают, то зачем тратить средства на дорогостоящую и трудоемкую мозаику.
вот тут я склонна с тобой полностью согласиться. Хотя это только лишний раз доказывает, что Русь считала себя наследницей Византии в гораздо большей степени, чем реально ею являлась. Кстати, по этому поводу довольно едко прошелся Ключевский - я, признаться, была сильно удивлена, я считала его... более "прорусским", чтоли ))
Одна история, основанная исключительно на личных впечатлениях. Я в прошлом году ходила на концерт Дивны Любоевич - может быть ты знаешь? Это сербская певица, исполняет духовную сербскую и византийскую музыку. И пока она пела - на занавес проецировали изображения византийских церквей и мозаик, Сан Витале, Сан Апполинаре, Айя Софии, Хора... это было просто непередаваемое ощущение - словно ты и правда в раю!!! А во втором отделении пел хор Оптиной Пустыни... мы не выдержали и ушли через 15 минут. Потому что жутко разболелась голова, и вообще было полное ощущение, что сейчас земля разверзнется.... Вот тебе и наследница Византии ((
annaabrosimova
+1
28 августа 2015 г. 23:01
Кать, как же мне нравиться с тобой обсуждать разные темы! Спасибо тебе за это огромное. Я, увы, ничего не знаю про Дивну Любоевич. Но могу понять и представить твою головную боль от "китайской подделки". Я хочу сказать, что когда есть только желание повторить внешнюю атрибутику, причем "задешево" всегда получается головная боль и ощущение обмана.
Я не хочу говорить здесь о текущей ситуации, но все происходящие мне говорит о дешевой и пошлой спекуляции.
Кать, спасибо тебе большое за то что ты есть!!!!
catys
+1
28 августа 2015 г. 23:14
Это тебе спасибо, Анют!!! Это ведь ты своими материалами и размышлениями провоцируешь на такие разговоры, так что дело не только во мне )) Я тоже получаю огромное удовольствие от наших бесед, надеюсь, нам еще будет много о чем поговорить!
annaabrosimova
+1
28 августа 2015 г. 23:45
Катя! я очень надеюсь, что у нас найдется еще много тем для рассуждений и обсуждений!!!!
catys
+1
29 августа 2015 г. 13:20
Я в этом уверена! Если они сами не захотят находиться, мы их найдем
annaabrosimova
30 августа 2015 г. 7:14
PVV
+1
PVV
6 сентября 2015 г. 15:53
Мне кажется,что расцвет мозаичного церковного искусства пришелся на10-12 века.Последний построенный храм,где была мозаика-это Михайловский Златоверхий.Я не большой знаток,но на территории нынешней РФ церквей такого возраста практически нет.Это было время расцвета Киевской Руси,поэтому там( в Киеве ) и были построены храмы с мозаиками.Владимиро-Суздальское княжество и Великий Новгород видимо не обладали такими финансовыми возможностями.
annaabrosimova
6 сентября 2015 г. 22:42
Вячеслав, я тоже не знаток. Например, я не была в Михайловском Златоверхом соборе и ничего не слышала о его мозаиках. А ведь была в Киеве. Правда очень давно... в начале 90-х
В РФ, все сохранившиеся церкви домонгольского периода, не имеют и, судя по всему, никогда не имели мозаик. Видимо, в домонгольский период столицей Руси был Киев, поэтому его храмы и украшали мозаикой. При татаро-монголах приходилось платить дань и, видимо, было уже не до мозаики. Поэтому полностью с Вами согласна, что
PVV писал 6 сентября 2015 г. 15:53
не обладали такими финансовыми возможностями.

Я читала, что при Палеологах (в 14 веке) в Византии был расцвет мозаичного искусства. Не возьмусь утверждать, был ли это наивысший расцвет, но мозаики Хоры того периода производят очень сильное впечатление
annaabrosimova
6 сентября 2015 г. 22:42
Вячеслав, я тоже не знаток. Например, я не была в Михайловском Златоверхом соборе и ничего не слышала о его мозаиках. А ведь была в Киеве. Правда очень давно... в начале 90-х
В РФ, все сохранившиеся церкви домонгольского периода, не имеют и, судя по всему, никогда не имели мозаик. Видимо, в домонгольский период столицей Руси был Киев, поэтому его храмы и украшали мозаикой. При татаро-монголах приходилось платить дань и, видимо, было уже не до мозаики. Поэтому полностью с Вами согласна, что
PVV писал 6 сентября 2015 г. 15:53
не обладали такими финансовыми возможностями.

Я читала, что при Палеологах (в 14 веке) в Византии был расцвет мозаичного искусства. Не возьмусь утверждать, был ли это наивысший расцвет, но мозаики Хоры того периода производят очень сильное впечатление
PVV
+1
PVV
7 сентября 2015 г. 2:05
Я недавно посещал Михайловский.Сотрудница музея,очень пожилая женщина,много рассказала нам о храме.По ее словам то ли 300,то ли 3000 кв метров было покрыто мозаикой.Перед взрывом собора,ученым дали небольшое время для спасения этих шедевров.Все что успели спасти разместили в Софии Киевской(знаменитая Евхристия),Эрмитаже и Третьяковке.Храм в начале 21 века восстановили.Эрмитаж кое-какие мозаики вернул.Но это капля в море,по сравнению с тем,что было.Я скоро выложу и Софию и Михайловский.
annaabrosimova
7 сентября 2015 г. 2:31
PVV писал 7 сентября 2015 г. 2:05
По ее словам то ли 300,то ли 3000 кв метров было покрыто мозаикой
Вот это роскошь!!! Уже никогда не восстановить утраченное. Ведь, насколько я знаю, расположение и сочетание изображений имело огромное значение. Мозаики, как книги, надо читать не пропуская страниц...
PVV писал 7 сентября 2015 г. 2:05
Я скоро выложу и Софию и Михайловский.
Вячеслав, это будет безумно интересно! Если вдруг пропущу, не сочтите за труд, пришлите, пожалуйста ссылку/ссылки в личку!
PVV
+1
PVV
7 сентября 2015 г. 10:10
annaabrosimova писала 7 сентября 2015 г. 2:31
Мозаики, как книги, надо читать не пропуская страниц...

Красиво сказано.
Пришлю
annaabrosimova
7 сентября 2015 г. 18:35
sovikont
+1
28 августа 2015 г. 21:40
Прекрасно ,Аня!!! место .которое тебя зацепило.. Впечатлил рассказ!Большое спасибо!! Я там была в 90-е и вот теперь с твоей помощью многое для себя освежила в памяти!
annaabrosimova
+1
28 августа 2015 г. 22:17
Соня, спасибо большое! Айя София и Хора и правда меня зацепили! Рада, что получилось освежить воспоминания!
sovikont
+1
28 августа 2015 г. 22:20
annaabrosimova писала 28 августа 2015 г. 22:17
Айя София и Хора и правда меня зацепили!
Это видно сразу ,Аня!!! Но ведь это здорово .когда приезжаешь из поездки а впечатления никак не улягутся.. значит отдых прошел на Ура!
annaabrosimova
+1
28 августа 2015 г. 22:24
sovikont писала 28 августа 2015 г. 22:20
отдых прошел на Ура!
Не то слово! Многие впечатления я еще перевариваю
sovikont
+1
28 августа 2015 г. 22:27
Arkhip251166
+1
29 августа 2015 г. 3:49
Хорошо .что турки не все мозаики сбили в церквях!
annaabrosimova
29 августа 2015 г. 5:17
Да, Сергей, на наше счастье они решили, что проще их замазать штукатуркой.
Leolik
+1
29 августа 2015 г. 10:06
Человеческое варварство не имеет предела. разрушить все, что было до тебя и то что отличается от твоего мировозрения и твоих канонов. Если на минутут представить, что хотя бы 10% из порушенного за века осталось целым...
Аня, спасибо за показанную красоту. Вот что мне делать? О Стамбуле такие противоречивые мнения!
annaabrosimova
+1
29 августа 2015 г. 23:57
Лена, спасибо!
На мой взгляд, в Стамбул стоит съездить. Там достаточно много всего сохранилось от Византии и времен Османской империи. Город очень колоритный и доброжелательный. Единственное, что напрягало, так это зазывалы у ресторанов
Yurijvar
+1
29 августа 2015 г. 15:01
Хорошо, что удалось сохранить эти шедевры! А сколько их пропало тогда! И - навеки.
annaabrosimova
30 августа 2015 г. 7:43
Юрий, страшно представить сколько мозаик было уничтожено сначала иконоборцами, потом крестоносцами, а потом уже и османами. Современные, мирные люди тоже склонны к уничтожению. К примеру, мозаика Деисус сильно пострадала от рук туристов, желавших унести на память кусочек мозаики. Видимо, человеческой природе свойственна жажда разрушения
Serg555
+1
29 августа 2015 г. 21:04
Анна! Как же подробно и внимательно Вы все рассмотрели! Молодец!!! Очень интересный рассказ.
annaabrosimova
+1
30 августа 2015 г. 7:49
Ирина, спасибо!
Византийская мозаика настолько хороша, что мне очень хотелось рассмотреть ее внимательно.
Мне очень жаль, что не у всех туристов получается побывать в Хоре и не все знают, что в Айя Софии можно подняться на 2-ой этаж
happiness
+1
29 августа 2015 г. 22:07
Какая интересная подборка вышла.Оригинально,Аня!Очень уважаю такие мозаики и спасибо,что показала!
annaabrosimova
+1
30 августа 2015 г. 7:53
Магдалина, спасибо! Рада, что понравилось!
Византийские мозаики потрясают. Ни одна фотография не сможет передать их красоту и внутреннюю силу. Их стоит увидеть своими глазами!
Chedty
+1
29 августа 2015 г. 22:51
Ань, спасибо! Когда я вижу старые иконы и мозаики, я на начинаю верить, что на земле была исчезнувшая цивилизация.
annaabrosimova
+1
30 августа 2015 г. 7:59
Миш, спасибо!
Согласна, что старинные изображения заставляют задуматься и об исчезнувшей цивилизации, и о параллельных мирах, и о добром и злом начале в душах людей.
Svet-lanka
+1
30 августа 2015 г. 2:53
Чудные мозаики! Очень красиво....представляю, как это выглядит волшебно в реальности....
annaabrosimova
+1
30 августа 2015 г. 8:02
Светлана, спасибо! Рада, что понравилось! В реальности мозаики выглядят потрясающе!!! Ни одна фотография не сможет передать, то что чувствуешь, глядя на них
Svet-lanka
+1
1 сентября 2015 г. 3:10
Да, именно об этом я и подумала
borisnov
+1
31 августа 2015 г. 12:56
Прекрасный альбом, история Византии стоит изучения
annaabrosimova
31 августа 2015 г. 13:22
Борис, спасибо! История Византии очень интересная и неисчерпаемая тема!
Kapuletta
+1
31 августа 2015 г. 13:43
Альбом - откровение. Даже на фото лик Христа в Хоре пронизывает интернетовское пространство и , кажется, он уже в моей комнате... Нет у меня никаких комментариев, все слова какие-то пустые... Обязательно распечатаю эту работу, когда соберусь в Стамбул... А руки уже чешутся... И, кстати, меня всегда поражало наше русское "равнодушие" к мозаикам... Единственный храм, где мозаичное искусство на высоте - Спас на Крови. Но их так мало....
annaabrosimova
+1
31 августа 2015 г. 14:21
Лена, спасибо! Буду рада, если мой материал тебе пригодится!
У меня вызывает удивление, что Русь украсила мозаиками Софийский собор в Киеве и на этом все прекратилось. Спасибо Ломоносову, что возродил мозаику. Однако, при нем церкви мозаикой не украшали. После его смерти о мозаике опять забыли на целый век. Ведь только во второй половине 19 века появились мозаики в Исакии и в Спасе на Крови.
Странная судьба у этого вида искусства в нашей стране...
Kapuletta
+1
31 августа 2015 г. 19:25
Ань, это тебе спасибо! Так глубоко копнула, потрясающе!
annaabrosimova
+1
31 августа 2015 г. 20:00
Лен,ой, если бы глубоко капнуть... А я, я так, зацепилась и посерфила немного... Мне повезло! Я ведь. практически сразу, после поездки в псковские земли переместилась в Стамбул! Вот и пробую теперь понять и сопоставить все что из двух путешествий узнала...
Знаешь, тема связи Византии и Руси мне пришла после села Годенова, это в том месте где хранится животворящий крест (может слышала?). А дальше, судьба сама повела...
Как же классно, что меня Туристер с тобой познакомил!!!
Kapuletta
+1
31 августа 2015 г. 22:40
annaabrosimova писала 31 августа 2015 г. 20:00
тема связи Византии и Руси мне пришла после села Годенова, это в том месте где хранится животворящий крест
Я рядом с этим местом живу и пока никак не доберусь, но уже свербит давно.... А Византия - это целый мир, у меня лежит книжка, может, будет интересно - почитай... Я скачала её для подготовки к Стамбулу.http://www.biblion.ru/product/895026/
annaabrosimova
+1
31 августа 2015 г. 22:48
Лен, спасибо за ссылку! Обязательно почитаю!!! А ты видела фильм Шевкунова "Гибель империи. Византийский урок"?
Kapuletta
+1
1 сентября 2015 г. 16:21
Однажды в паломнической поездке в автобусе, все собиралась пересмотреть, да никак...
annaabrosimova
+1
1 сентября 2015 г. 19:30
Очень хорошо понимаю! У меня очень много всего, что надо почитать, посмотреть или сделать и все никак не получается...
sonnenschein
+1
31 августа 2015 г. 19:52
Золотые руки были у византийских мастеров, столько шедевров создали. Анечка, спасибо за интересную тему, которую ты подняла, очень интересно!
annaabrosimova
+1
31 августа 2015 г. 21:03
Леночка, спасибо большое!!! Тема и правда очень интересная!!! О Византии и ее наследии можно говорить бесконечно! Мозаика Византии это только маленький кусочек! Но какой!!! Сохранившиеся образцы в Хоре и Айя Софии стоит посмотреть!!! Я это видела своими глазами.
Катя писала, что есть еще потрясающие мозаики в Фетие джами, церкви Богородицы, но я их не видела, увы...
sonnenschein
+1
31 августа 2015 г. 22:06
Да,Анютка, абсолютно согласна с тобой!
annaabrosimova
+1
31 августа 2015 г. 22:29
sonnenschein
+1
1 сентября 2015 г. 11:27
Margaritka
+1
1 сентября 2015 г. 4:15
Да, Аня, византийские мозаики неподражаемы! В них слишком много переплелось, чтобы попробовать повторить! Если картинку и можно скопировать, то ее внутреннюю наполненность можно прочувствовать, как ты правильно подметила - только в находясь Стамбуле!
annaabrosimova
1 сентября 2015 г. 10:16
Рита, спасибо большое!
Margaritka писала 1 сентября 2015 г. 4:15
Если картинку и можно скопировать, то ее внутреннюю наполненность можно прочувствовать, как ты правильно подметила - только в находясь Стамбуле!
Именно это я и хотела сказать!
Margaritka
+1
1 сентября 2015 г. 17:50
annaabrosimova
1 сентября 2015 г. 19:31
marsada
+1
1 сентября 2015 г. 9:17
Шедеврально!!! А ты зашла в музей мозаик большого дворца?
annaabrosimova
+1
1 сентября 2015 г. 10:30
Маша, спасибо большое! Рада, что тебе понравилось!
У нас не получилось зайти в музей мозаик - времени не хватило. Я видела твой материал об этом музее. Сказочная красота! Очень хотелось это все увидеть, но неделя для Стамбула очень короткий срок и от много пришлось отказаться.
marsada
+1
1 сентября 2015 г. 11:50
Неделя!!! Это фантастика), мне меньше времени отведено на Стамбул было)
annaabrosimova
+1
1 сентября 2015 г. 19:27
Видимо, на Стамбул сколько не выделяй времени все равно не хватит Мне бы хотелось еще раз побывать в Стамбуле и досмотреть недосмотренное!
PVV
+1
PVV
6 сентября 2015 г. 16:00
Люблю мозаики,а Византийские особенно.
annaabrosimova
6 сентября 2015 г. 23:39
Спасибо, Вячеслав! Я тоже люблю мозаику! Византийская меня просто потрясла!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.