Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Полоннарува, Дамбулла, Канди, Пиннавела + 2 города — Шри-Ланка Июль 2015

Наша поездка на Шри-Ланку, общие замечания о которой можно прочитать здесь, состояла из нескольких частей: насыщенной культурно-исторической, природно-прогулочной, фестивально-праздничной и релакса у океана.

Для того, чтобы успеть осмотреть побольше мест на первые 5 дней мы арендовали машину сразу по прилету. Заранее в интернете не искали, надеясь на удачу в аэропорту. В первой конторе нам заломили неслыханную цену почти в 800 долларов, на чем мы с ними и попрощались. Во второй конторе, указав, что нам либо максимально бюджетно, либо не стоит тратить время друг друга, сговорились на 60 долларов за день, включающие водителя с его жильем и питанием, бензин и авто с кондиционером. Ну, в общем, хотелось, конечно по 50, но 60 тоже терпимо. Подписали договор и отправились в путь.

Первая остановка — океан! Ну нельзя прилететь на Шри-Ланку и сразу отказаться от него почти на неделю! Нужно хотя бы познакомиться. Приехали в Негомбо, накупались и наигрались в волнах на абсолютно пустынном пляже и отправились в путь. Долгий, оочень долгий переезд в Полоннаруву. Но пролетел он незаметно, потому что мы, уставшие с дороги, проспали большую часть пути, а просыпались, только когда водитель останавливался показать нам что-нибудь интересное или прикупить фруктов.

Шри-Ланка — первая часть путешествия: культурная-историческая

Итак, мы в Полоннаруве, средневековой столице Шри-Ланки. Билет дорогой 25 $, зато можно въехать на территорию комплекса на машине, а не ходить пешком, он огромный! Билет состоит из трех частей: 1 — музей (небольшой и там вкратце показано и описано все, что вы увидите в самих развалинах, удобно для тех, кто не выполнил домашнее задание и не прочитал заранее); 2 — основной город и посад (в нашем понимании), а также монастырский комплекс; 3 — будды в скале. С билетом дают карту, так что запутаться невозможно.

Основные достопримечательности (по порядку отдаления от музея):

1. Цитадель с 7-этажным королевским дворцом! (Royal Palace), залом приемов (Audience Hall) и басссейном для купания (Kumara Pokuna)

Королевский дворец
Бассейн для купания

2. Священный Двор (Sacred Quadrangle) с большим количеством храмов: Ватадаге — большой круглый храм с четырьмя буддами, Thuparama Gedige — храм с крышей, Gal Pota — каменная книга, Хатадаге — храм зуба, Latha Mandapaya — дагоба за каменным заборчиком, где король слушал как распевали буддийские тексты, Satmahal Prusada — храм-пирамида, Atadage — еще один храм зуба, Velaikara Slab Inscription — еще один кусок камня с государственно-важными надписями, и несколько мелких построек.

Ватадаге
Latha Mandapaya
Gal Pota - вот такая книга )))
Satmahal Prusada

3. Если после (2) свернуть по дороге направо, то там будет два храма: индуистский Храм Шивы (Shiva Devale) и третья по размеру в Полоннаруве буддийская ступа Pabula Vihara.

*vihara — ступа или дагода, заполненная изнутри землей или камнями, т. е. не пустая

*gedige — тоже ступа или храм, но пустой внутри, туда можно зайти.

4. Монастырская группа Alahana Pirivena, которая переводится как «колледж крематория», потому что там проводились кремации (и был колледж?), а также там же была больница. Самое главное там Rankot Vihara — самая большая дагоба в Полоннаруве — 54 метра в высоту!

Rankot Vihara

5. Совсем рядом — Lankatilaka Gedige — 17-метровый храм с очень красивыми барельефами и огромной безголовой статуей стоящего Будды. Kiri Vihara — белая дагоба, которая так и переводится «молочно-белая», конечно же, построена благодаря жене одного из правителей, а на данный момент — это лучше всего сохранившаяся нереставрированная дагоба. Вокруг еще много построек колледжа и более мелких ступ.

Lankatilaka Gedige

6. С противоположной стороны от парковки вход в третью часть комплекса по последней части билета. Мимо водоемчика и деревьев с обезьянами вы попадете к Gal Vihara — четырем статуям Будды: 1) сидящему, 2) сидящему маленькому, 3) стоящему, но может это и не Будда — ученые спорят, и 4) лежащему и кажется мертвому, а может быть просто пребывыющему в нирване. Все они вырезаны из цельного куска гранита, действительно огромному настолько, что большая его часть еще просто выходит из земли и ждет, когда из нее тоже что-нибудь вырежут.

Шри-Ланка — первая часть путешествия: культурная-историческая

7. По дороге к выезду есть еще Nelum Pokuna — Lotus Pond — бассейн в форме лотоса для купания монахов.

Nelum Pokuna - Lotus Pond

8. Уже совсем близко к выходу находится Tivanka Image House — храм образа трех изгибов. Снаружи покрыт красивыми барельефами, а внутри есть фрески, которые только там и сохранились. Статуя Будды стоит там, с тремя изгибами в теле (шея, бедра, колени), что вообще-то свойственно больше для изображения женских образов. Очень тихое и спокойное место, приятно.

Tivanka Image House
Шри-Ланка — первая часть путешествия: культурная-историческая

Есть еще куча более мелких построек и храмов, на которые, если не хватает сил, можно посмотреть из окна машины.

Мы были во второй половине дня и почти до заката — удобное время, жарко, но хотя бы солнце на так сильно палит. Хотя камни все равно раскалены, не забывайте носки!

Досмотрев все, отправились назад в Сигирию, искать отель. Водитель, как правило, знает много нормальных отелей, но все они примерно по 30–45 $, дороговато для нас. Заглянули на Букинг — есть и по 10–15 $. Сначала наш водитель, Бала, упрямился, и не хотел нас везти искать дешевый отель (это далеко, вам не понравится в дешевом и т. д.), но в итоге сдал свои позиции и отвез.

Отельчик Sadewa Holiday Inn оказался вполне нормальным, и даже завтрак был включен. Неплохо для 15 $. Вскоре подъехали французские туристы, молодежь, проработавшая волонтерами в глухой деревушке в течение месяца, а сейчас осматривающая страну. Хозяйка была в шоке — столько народу, всем с утра завтрак подавай, на дворе ночь, а у нее ни кусочка хлеба и купить уже негде. Но к утру завтрак был на столе, а хозяин с гордостью рассказывал нам, какая она молодец, за ночь всё нашла))

Утро второго дня: Сигирия — дворец на скале 5 века н. э. Место очень красивое, зеленое, впечатляющее и масштабное. Билет тоже дорогой 30 $ и включает в себя музей, очень кстати, необычное здание, и сам комплекс. В музее приятно и прохладно. Потом через королевские сады идешь к самой скале, которая представляет собой ни что иное как лавовую затычку от давным давно разрушившегося вулкана. Затем дорога круто начинает подниматься вверх, и весь оставшийся путь вы лезете и лезете по лестницам. В общем, рассказывать про Сигирию особо нечего, главное не забывать вертеть головой и наслаждаться открывающимися видами и мастерством древних строителей. Фрески с местными красотками действительно впечатляют, но я почему-то думала, что и они больше, и их больше. На самом деле всё очень компактно, осталось их не так много, да еще некоторые неуравновешенные личности пытаются попортить то немногое, что осталось, как здесь было несколько лет назад. Видимо, это популярный тренд в современном мире, в свете последних событий в совсем других странах в частности, увы(((

Сама Львиная скала тоже интересна, но как-то не верится, что там когда-то был целый лев, а лестница наверх вела через его рот. Наверху все выложено кирпичем, можно гулять и отдыхать перед спуском, наслаждаясь видами и ветерком. Если бы там сверху был ларек с водой — они бы обогатились, но его там нет, поэтому берите свою, и побольше: можно высохнуть в мумию, пока по жаре доберешься до вершины. Спускаться легче, понимаешь, что дело было не в жаре)

Шри-Ланка — первая часть путешествия: культурная-историческая
Столько лет прошло, а проблемы с неровным загаром - все те же....

В общем — к посещению обязательно!

Следующее место назначения — Дамбулла и ее Королевский Скальный Храм. Как обычно, было время в 1 веке до н. э., когда здесь ютился король, и разукрасил все для себя. Подниматься к храму тоже нужно в гору, ступени есть только местами, остальное — просто выступающая порода, и может быть скользко. Вокруг — достаточно агрессивные обезьяны. К счастью, не так уж высоко нужно ползти.

Наверху 5 пещер и 150 Будд в сумме. Содержание пещер по порядку:

1) Devaraja Viharaya — лежащий Будда;

2) Maharaja Viharaya — самая большая пещера с двумя статуями царей, сидящими в защитной позе Буддами и священной водой, капающей с потолка в священный сосуд;

3) Maha Alut Viharaya — раньше была кладовкой, теперь новый храм. С 18 века там тоже лежат Будды;

4) Pachima Viharaya — сидящий Будда в медитативной позе;

5) Devana Alut Viharaya — раньше была кладовкой, теперь тоже новый храм. Содержит лежащего Будду, а также много индуистских святых, таких как Катарагама и Вишну.

Очень приятно, царь!

Снаружи очень красивые виды, тень и прохлада. Немного похоже на черногорский монастырь Острог — тоже в горе находящийся, если смотреть снаружи. Очень приятное место, хочется провести там часок-другой, просто сидя на скалах и глядя по сторонам.

точь в точь монастырь Острог в Черногории

Внизу, около парковки — Золотой Храм, совсем новый, с 2000 года. О названии нетрудно догадаться, как и о том, что построен он на японские пожертвования: все в золоте — и будда, и ступа, на входе драконы, яркие и разноцветные. Там же находится музей, но мы не заходили.

Шри-Ланка — первая часть путешествия: культурная-историческая

Дальше — долгая дорога до Канди.

По пути заехали в буддистский с индуистскими корнями храм Nalanda Gedige — единственный, храм, где на стенах изображены тантрические сцены и позы, а также не слишком классические на наш взгляд комбинации м+м+лев) Народу там практически нет, зато по деревьям ползают хамелеоны. Тихое и приятное место.

Храм Наланга Гедиге
а вот и тантрические комбинации
тишина и покой - туристы досюда еще не добрались

Еще был сад специй, куда без него, где мы купили чудо-средство для депиляции, по всем правилом аюрведы приготовленное. Нууу, уже из дома могу сказать, что оно ровно настолько же чудесное, как и средство за 100 рублей из супермаркета. Но ведь пока не попробуешь — не узнаешь, правда?

В Канди мы приехали уже в 5 часов вечера. Стоял выбор: Ботанический сад или театрализованное представление и мы выбрали первое. Вообще-то сад закрывается в 18.00, что нас немного смущало, вдруг не успеем? Но оказалось, главное — попасть внутрь, а уж там можно гулять до скольки захочешь (в разумных пределах, наверное). Сад — великолепный! Огромный, прохладный, просторный, ухоженный, всё подписано! Сотни и тысячи разных растений, обычных и необычных. Меня больше всего впечатлили пальмовые аллеи, бамбуковые заросли, деревья с бесконечными ветками и огромными плодами, аллея летучих собак, деревья-великаны, знаменитые сейшельские пальмы с двойными кокосами и именная роща, где есть деревья, посаженные Ю.Гагариным, Елизаветой 2, и Николаем 2.

Шри-Ланка — первая часть путешествия: культурная-историческая
вот такие плоды валились с дерева
ветки растут вверх, потом вниз, уходят под землю и снова выходят на поверхность..
Сейшельский кокос кто-то уже успел расписать. А ему еще расти и расти...

Вечером еще прошлись по ночному району, долго тупили у ларька с едой, потому что из головы мгновенно вылетели все выученные слова с названиями блюд, а по-английски никто в округе не понимал и картинок не было. В итоге просто тыкали пальцем, набрали кучу всего и наконец освободили место для уже скопившейся за нами очереди.

Ночевали в отеле Anniwatta Rest Kandy так себе, не советую.

День третий.

На рассвете прогулялись до Храма Зуба, радом с ним очень приятное озеро.

Шри-Ланка — первая часть путешествия: культурная-историческая

А потом начались проблемы. Водитель не захотел ехать рано, к восьми в Питомник слонов в Пинавелле, типа там в такую рань делать нечего, в итоге мы приехали в 9.30–10, опоздали на кормление, попали только на купание, а следующего кормления ждать полдня. Думали пока ждем съездим в питомник Миллениум, покатаемся на слонах, а там в тот день был только короткий маршрут: по лужайке прокатиться на слоне без захода в речку, да еще и очередь. В итоге плюнули на всё и уехали. Так жалко! В целом — интересно посмотреть на толпу слонов, но если попадаете только на часть программы — нет никакого смысла.

Школьники смотрят на слонов

Решили не оставаться в Канди, а ехать в Нувара Элию. Тут выяснилось, что по версии, предостваленной офисом водителю, Эллы тоже нет в нашем плане, и вообще мы слишком много км проехали. Снова поругались, теперь уже с менеджером по телефону, который сначала еще и отвечать нам не хотел, типа я занят, поговорите с водителем. В итоге все-таки отстояли мы то, что хотели, почти без потерь, если не считать нервных клеток.

Остаток дня — неспешная дорога по горам, вдоль чайных плантаций, дегустационных залов и магазинов чая, клубничных посадок, водопадов, облаков, зацепившихся за ближайшее дерево, и восхитительных видов с каждого нового перевала. Из водопадов запомнился Рамбода — более 80 метров в высоту! Сейчас думаю — надо было ехать еще медленнее и заночевать где-нибудь в горах (есть там прекрасные видовые отели), чем тратить ночь на Эллу.

Чайная плантация
так цветет чай
Водопад Рамбода

Ночевали в Нувара-Элии в гостевом доме Lake View Holiday Home — с очень гостеприимным и улыбчивым хозяином. Этот дом стоит на вершине холма над озером — очень приятное место, хотя сам дом более чем простенький. Вечером гуляли вдоль озера, как обычно на ужин карри и много фруктов. Прикупили дуриан, но не рискнули тащить его в номер, так и съели на автобусной остановке. А с утра нам хозяйка за копейки приготовила завтрак — две огромные тарелки, мы одну на двоих осилили с трудом!

День четвертый — посещение Национального парка Хортон Плейнс, о котором я расскажу в следующей главе, и дорога до Эллы. По логике пути — идеальным было бы уже здесь распрощаться с нашим водителем и отправиться дальше своим ходом, но что оплачено то оплачено, обратно не выцарапаешь. Так что последние два дня были для него легкие)

До Эллы мы ехали на поезде, том самом, который все так хвалят за прекрасные виды и крутые повороты. Да, есть и то и другое, но это никак не компенсирует ужасной-ужасной-ужасной толпы, тесноты, кучи бухающих туристов, тянущих изо всех окон руки, ноги и головы (одной девице платформой на станции чуть не оторвало палец ноги и поделом, думать нужно иногда головой), духоты и шума. Никому не порекомендую, по крайней мере не поезд в 12.45, которым едут большинство туристов. Уж лучше подождать до 15 или ехать в 8 утра, если у вас на утро нет других планов. Такая поездка подойдет только если у вас достаточно наглости всех распихать и сесть куда надо, высунуться в окно, когда охота сфоткатся, и есть колонки с отвратительной орущей музыкой, которая сама расчистит место вокруг вас. Отвратительно.

Шри-Ланка — первая часть путешествия: культурная-историческая

Вечером гуляли в Элле — делать там нечего, цены заломлены нереальные, для покушать — всего несколько мест. Заехали еще на одну чайную фабрику от нечего делать. Тоска. Хорошо хоть приятный отель попался — Rustle Hill Home Stay, но и самый дорогой из всех мест, где мы останавливались — 20 $.

День пятый — неспешно выехали, посмотрели Rawana Falls — водопад Равана, позавтракали в придорожной кафешке, купили снова курда, добрались до Удавалаве и с миром отпустили нашего водителя. Культурная программа окончена. Следующая часть нашей поездки — национально-парковая.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия