Турист Дмитрий (Kaimantop)
Дмитрий
был 10 ноября 2021 17:38

Боржоми, Уреки, Батуми, Тбилиси — Грузия Август 2015

Наконец-то мы решили сами проверить, правду ли пишут про удивительную Грузию.

Собрались в самостоятельное путешествие на двух автомобилях. Нас две семьи, всего семь человек (У нас двое мальчиков — 12 и 6 лет, и у наших друзей один — 10 лет). Украинцам для въезда в Грузию нужен только загранпаспорт с вклеенными детьми, и всё, никаких виз, даже страховка на авто не нужна. Страховка на авто нужна для России, я брал на 15 суток — 425грн. Ехали мы из Харькова. Всё путешествие заняло 15 суток, с 7.08.15 по 22.08.15. Выехали 7 августа в 18–00.

Самый короткий путь был бы по Ростовской трассе, через Изюм, Славянск, Дебальцево. НО!!!! Пришлось ехать на границу с Россией в Харьковской области. Наслышались от знакомых про километровые очереди на Гоптовке, якобы можно простоять на границе по 7–10 часов. На другой границе (через Шебекино) немного быстрее, но всё равно долго. А вот через Чугуновку, говорят, более-менее быстро. Мы так и поехали. От Харькова до границы 125 км. Дорога плохая, а последние 20–25 км её практически вообще нет. Поэтому на границе и очередь маленькая. Этот пункт пропуска только для легковых машин. Доехать до границы нужно так: Харьков — Старый Салтов — Волчанск — Приколотное — Чугуновка. Ехать нужно именно так, мы на обратном пути решили немного сократить и чуть не остались без колес и потеряли массу времени. Приехали на границу в 21–00. Перед нами было 6 машин. Украинскую прошли за 1,5 часа. Российскую за 1 час. Заполнили миграционную карту на всех пассажиров и таможенную декларацию на ввоз авто в Россию.

Первое что порадовало в России — это цена на топливо. Бензин 34–37 рублей (12-13грн), газ пропан 16–17 рублей (5,50–6,00грн). Курс гривна — рубль 0,35 (за 35 грн дают 100 рублей).

Очень порадовали дороги. Заметно лучше, чем у нас. По России мы проехали примерно 1300 км в одну сторону, из них 80% — шикарных дорог, остальные ремонтируются. После границы ехали через Валуйки, Вейделевку, Айдар, Нагорье, Ольховатка, Россошь, Писарёвка, и под утро в Богучар выехали на Ростовскую трассу (навигатором пользовались Навителовским, установленным на телефоне. IGO конечно лучше, но мы не нашли карт Грузии). Далее были Ростов, Мин воды, Пятигорск, Нальчик, Владикавказ. Сразу бросается в глаза нереально много автомобилей бесконечным потоком. В Украине столько автомобилей не ездит, даже между крупными городами. По России (где мы ехали) дорога в основном 2-х полосная в каждом направлении.

Гаишники встречались довольно таки часто, но за всё время нашего путешествия меня остановили один раз во Владикавказе, и хотели оштрафовать за то, что в 2 ночи спящие дети сзади небыли пристёгнуты ремнями. Правила есть правила.

В России и Грузии запрещена тонировка передних стекол. Мне очень жалко было её снимать, а потом опять клеить, я поехал с тонировкой, и всё обошлось, правда частенько опускал стекла перед постами.

Мне показалось, что в России больше соблюдают правила дорожного движения, чем в Украине. По дороге была огромная пробка, двойная сплошная и никто не пересекает. У нас бы не выдержали. И более — менее соблюдается скоростной режим. Но это не касается Северной Осетии. Если что-то тебя догоняет сзади по всем сплошным на скорости 200 км/ч на третьей передаче, то это обязательно десятка, девятка или шестёрка с полным салоном осетинов.

На Грузинскую границу в Верхнем Ларсе мы приехали 9 августа в 2–30 ночи

Из Украины в Грузию на автомобиле

Граница работает с 5 утра до 19 вечера. Очередь была огромная, нет просто большая, а огромная была на обратном пути. Дорога на подъём, каждые пару минут приходилось заводить машину и подъезжать пару метров. Таможню прошли за 4,5 часа. И тут началась такая КРАСОТА!!!!!

Смотрели по сторонам и ахали и охали. Первое Грузинское село не далеко от границы — Степанцминда. В нём есть поворот направо (перед мостом) по указателю «Гергети». Там на горе Троицкий храм. Туда нужно обязательно попасть, какие бы вы не были уставшие

Из Украины в Грузию на автомобиле

Мы на машинах немного поднялись в село сколько смогли, а дальше пошли пешком. Есть тропа легкая, но длинная, а есть короткая, но трудная. Мы поднимались по короткой 35 минут. В селе высота была 1700 метров над уровнем моря, а на верху в храме 2100 (примерно). Эта удобная функция просмотра высоты есть в навигаторе. Много туристов, людей подъём не пугает, встречаются и пожилые и полные люди. Перед подъёмом свои услуги предлагают таксисты на джипах. За определенную сумму могут вас доставить наверх. Если по дороге — то расстояние 4,8 км. Очень важный момент это погода, нам повезло, было чистое небо и мы смогли насладиться Казбегом

Из Украины в Грузию на автомобиле
Если погода позволяет, обязательно попадите туда, не пожалейте времени и сил, это того стоит!

Кстати, в Степанцминде, на повороте в этот храм, справа есть лесок и стоят палатки (это для палаточников, я думаю им будет интересно, я перед отъездом искал в инете, где можно в Грузии остановиться в палатках, но этой информации было очень мало).

Едем дальше, примерно 100 км горного серпантина. Фиксируем наш рекорд высоты на перевале — 2465 метров. Выше на машинах мы ещё не были. В Румынии на Трансфагараше 2040 метров. Дороги отличные (как и по всей Грузии). В придорожном кафе наконец-то пробуем хинкали, шашлык и грузинский лимонад. Вся еда, как здесь, так и в дальнейших заведениях понравилась, всё было всегда вкусно. Правда наш самый маленький плохо ел — еда вся острая.

Стоимость бензина в Грузии как в Украине, 1 литр — 20–21 грн, дизель 17–18 грн, газ пропан 15–16 грн. Кстати газовых заправок не много, и большая часть из них метановские (12грн). Пропана очень мало. Мы заправились в России во Владикавказе, недалеко от грузинской границы. Так все делают. В Грузии по возможности никто не заправляется.

После обеда приехали в Тбилиси

Из Украины в Грузию на автомобиле
Мы тут на 2 дня. Нашли макдональдс с бесплатным wifi. Очень удобное приложние на телефоне MAPS.ME. Подробная прорисовка улиц, магазинов, кафе и т. д., и работает без интернета, но нужно заранее загрузить карту страны, в которую едете, в общем советую. Через www.airbnb.ru сняли 3-х комнатную квартиру в центре за 45 $ в сутки (на семерых). Квартира обычная, без изысков, но со всем необходимым (кондиционер, стиралка, горячая вода, кухня, печка, wifi), расположена возле стадиона, где завтра должны играть Барселона — Севилья! Есть телефон хозяйки, если кому-то нужно. Походили по достопримечательностям, не буду описывать, этого очень много в интернете. Очень понравился центр, Старый Тбилиси, но отходишь немного в сторону и……. бедновато как-то. Курс грузинского лари к доллару 2,30. (1 лари — 10 грн, удобно переводить цены в гривну). Понравились грузины, очень добрые, отзывчивые, общительные.

Полиция это вообще тема отдельного разговора. Патрулируют на Ford Interceptor. Более полицейскую машину трудно себе представить. Полицейские стройные, подтянутые (сразу наши вспоминаются). Несколько раз обращались к ним за помощью — всё рассказали, показали. В конце уже не можем от них отделаться, а они всё рассказывают, рассказывают…. Удивило, что нет утренних постов на дорогах, типа «дыхни». У них вообще машины просто так не останавливают. Полиция постоянно в движении. Но если ты нарушил, и они это заметили — кара неизбежна. Пристраиваются сзади, включают мигалки. Разговора о взятках не может быть и речи. Не рискуйте, не предлагайте. Водителю не обязательно возить с собой права и техпаспорт. У полицейских все данные в компьютере. Кстати, на пешеходных переходах пешеходов не пропускают. Странно. Мы были очень удивлены.

Утром уезжам из Тбилиси, едем в Мцхету

Из Украины в Грузию на автомобиле

Фотографируемся, наслаждаемся видом, и едем в Боржоми.

Из Украины в Грузию на автомобиле

Простенький городишко в горах, тихий, спокойный. Набрали настоящей Боржоми из источника

Желающих много, с кружками, стаканами, бутылками и даже 5–8 литровыми бутылями. Очередь и днем и ночью. Мы на обратной дороге заехали в Боржоми набрать воды в 1 час ночи, и там всё равно были люди. Источника два: один с холодной Боржоми, второй с тёплой. Прогулялись по Ботаническому саду, купили варенье из шишек (нигде такого больше не видели).

Из Украины в Грузию на автомобиле

И под вечер поехали дальше. По дороге покушали в кафе, заказали новых блюд. Не помню всех названий, но это было не передаваемо вкусно!!! Эту ночь решили провести в палатках. Когда ехали из Боржоми — искали место, но найти оказалось довольно трудно. То склоны, то камни, то деревья. Нашли более-менее нормальную полянку в селе Ахалдаба (между Боржоми и Хашури)

В центре села за мостом возле речки. Можно подъехать машинами. Разожгли костер и пол ночи наблюдали за падающими звёздами. Удивило что нет комаров. Ночью было +15 (750 метров высота). Утром прогулялся в село. На мосту местные рыбаки ловили рыбу. Когда я проходил мимо, сами заговорили, типа как отдыхается, откуды вы? И в конце подарили пакетик, открываю, а там яблоки, груши, печенье. Бывает же такое. И таких примеров много, ну гостеприимные они, что тут поделаешь. Или был случай в Тбилиси: сели мы все в автобус, оплата как оказалось только местной картой или мелочью для автомата. У нас не было ни того, ни того. И что вы думаете? Пассажиры автобуса начали нам скидываться на проезд! И всем автобусом обсуждали, где нам лучше выйти и куда сходить.

Едем дальше в сторону моря. Между Хашури и Кутаиси есть село, в котором продают круглый темный сладкий хлеб (скорее булка). Эти ларёчки тянутся вдоль всего села, их там очень много. И справа, и слева. Этот хлеб продается только здесь! И он ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ! Стоит 2 лари (20грн). Попробуйте обязательно! Мы купили один попробовать, а потом очень жалели, что так мало. Заехали в Кутаиси. Проехались по городу. Дороги отличные, жильё конечно не очень.

Дальше заезжаем в каньон Окатсе.

Из Украины в Грузию на автомобиле

В начале правда немного заблудились, поехали в село Ghvedi, неправильно, вернулись, доехали до Хони, а дальше есть указатели по дороге: Каньон Окатсе. Спрашивайте у местных. Дорога к каньону отличная, открыли каньон (подвесной переход) в 2014 году. Туристов пока ещё мало. Это ещё одно место, где вы обязательно должны побывать! Это НЕЗАБЫВАЕМО! Выброс адреналина обеспечен! К началу маршрута подъезжаете на машине, дальше пешком по бетонной тропинке к каньону (2 км). В начале тропинки есть туристы с палатками. Хорошее место, прохладно, лесок. Тропа не ровная, то вверх, то вниз. Сам каньон протяженностью 1 км. Туда и обратно получится 6 км. Важно: детям до 10 лет вход на подвесной переход запрещён! Многие с детьми были не довольны, что об этом нигде не пишут. Мы пытались уговорить охрану пропустить нашего 6-ти летнего, но они ни в какую. Но когда мы попали в сам каньон, мы поняли почему нельзя детям и даже обрадовались, что нашего не пропустили. Вход 5 лари (50грн) с человека. Чтобы не идти 2 км до каньона — можно подъехать на такси-джипе. Стоит 20 лари, правда не знаю туда и обратно ли? И с человека или машины? После каньона таксисты предлагали ещё съездить на водопады, но мы не поехали, уже опаздывали, сегодня нужно доехать до моря и не известно, где будем ночевать. А уже 5 вечера.

За пару часов доехали до Григолети и наконец увидели море. Решили поехать в Уреки и там поискать место под палатку. И нашли прекрасное место!

Из Украины в Грузию на автомобиле

Кому интересно: в Уреках едете в сторону моря, доезжаете до моря, поворачиваете налево и едете вдоль пляжа практически в самый конец села (называется Магнетити) и высматриваете справа лесок с палаточным городком. Въезд машины 2 лари, палатка 5 лари в сутки. Машины можно возле палатки. От палатки до моря 30 метров. Песок на пляже здесь особенный, черный, магнитный, лечебный. Говорят, единственный в мире. Почитайте в Гугле (песок в Уреки). Здесь мы прожили две ночи. Поселок грязноватый, жильё старое, как-то бедно всё, коттеджи новые строятся, но их пока мало. Напоминает что-то типа Рыбачье в Крыму. Машины в основном Грузия, Азербайджан, Армения. Русских очень мало, а украинцев вообще не видели. Как только заехали, спросили, сколько будет стоить жильё на семерых, сказали от 150 лари в сутки (1500 грн). Можно наверное было бы поискать дешевле, но мы хотели наедине с природой. Ходили вечером в местный ресторан с живой музыкой, получили море удовольствия, и даже заказали и станцевали «Ти ж мене пидманула». Зал аплодировал! А потом грузины нам ответили своим танцем. Посещение среднего ресторана по Грузии на нас на всех на семерых обходился в среднем в 70–80 лари (700–800 грн).

14 августа выезжаем в Батуми. Близко, всего 60 км. Когда въехали в Батуми, охали и ахали примерно также, как когда только въехали в Грузию. Архитектурные строения нас поразили, что называется, до глубины!

Из Украины в Грузию на автомобиле
Очень красивый и современный центр, набережная. Но как и в Тбилиси, отходишь в сторону и удивляешься, как эти девятиэтажки ещё стоят. Состояние жилья у нас на окраине Харькова получше. Ну не буду описывать, этого также очень много в интернете. Квартиру в Батуми мы заказывали заранее, через интернет. Я делал так: в фейсбуке в поиске писал «Батуми», выскакивали люди, в основном сдающие жильё и дальше отправлял им сообщение, типа нас столько-то, будем тогда-то, какие у вас есть варианты? И люди отвечали, предлагали. Тоже самое делал в Одноклассниках. Искали также на www.airbnb.ru и Букинге. Вот отличный грузинский сайт с телефонами хозяевов http://gancxadebebi.ge/ru/ Но тут только телефоны, а в Грузию не назвонишься. Можно звонить через Viber. Мы выбрали 5-ти комнатную квартиру в 9-ти этажке на 6 этаже. Квартира простенькая, но также со всем необходимым (кондиционер, стиралка, горячая вода, кухня, печка, wifi). Стоимость 50 $ в сутки с нас всех. Находится на улице Химшиашвили, возле аквапарка, до моря 50 метров — просто дорогу перейти. Пляж в Батуми в основном галечный, немного песчаный, тянется вдоль всего города, широкий, места очень много, поэтому кажется, что людей на пляже мало

За 6 суток, что мы тут были, вода постоянно была мутная. Не знаю, всегда ли тут так.

Если хотите купить специи, свежей форели, мяса, домашнего вина, та и вообще продуктов — вам на продуктовый рынок

Из Украины в Грузию на автомобиле

Находится в районе канатки. Адрес: перекресток ул. Маяковского и ул. Плеханова. Ходит автобус 1а, и масса маршруток. Ещё один рынок в Батуми — знаменитый Хопа. Находится в центре города, между улицами Давида Агмашенебели, Галактиона Табидзе и Руруа. Это вещевой рынок. Здесь недорогие сувениры, турецкие вещи, ну и китайские, как же без них. Для украинцев всё как-то дороговато, но если бы у нас не вырос курс в 3 раза за 1 год, то было бы всё ОЧЕНЬ дешево.

Около нас, буквально в паре километрах аэропорт, взлётно-посадочная полоса

Из Украины в Грузию на автомобиле

И пляж. Купаешься в море и над тобой садятся и взлетают самолеты. Захватывающее зрелище. Расписание самолетов мы смотрели здесь https://rasp.yandex.ua/station/9623697/?filter=arrival&time_zone=213 . Летают по расписанию. Ездили специально фотографироваться на фоне пролетающих самолетов. Многие приезжают сюда посмотреть на это, снять на телефон.

Хотели съездить в Турцию (от Батуми граница в 15–20 км), но нас напугали, что якобы можно долго простоять на границе, да и времени было не особо много, в общем не поехали. Для въезда в Турцию для украинцев также не нужны визы, только загранпаспорт с вклеенными детьми. В Турцию не поехали, а вот в приграничную Сарпи съездили, накупались в чистом море (правду пишут), напрыгались в море с горы, наплавались в маске/трубке.

Насобирали немного рапанов (сварили, съели), а вот мидий мало, а мы большие их любители. Больше всего мидий мы рвали в Болгарии в Святом Власе на камнях за причалом для яхт.

Ну и конечно же хачапури по-аджарски, которые надо попробовать исключительно в Аджарии, например в Батуми. Наслышаны были про Ретро кафе, где якобы готовят самые вкусные хачапури. Нашли это кафе, зашли просто посмотреть на обстановку. Нам не понравилось, безразличные официанты, накурено и как-то всё именно «ретро». Но не буду ни с кем спорить, может там на самом деле вкусно. Мы начали спрашивать у местных грузин, где попробовать хачапури, и все как один советовали ресторан «Аджарули Сахли», на улице Шерифа Хамшиашвили, 10, (возле башни, и возле озера). И мы не ошиблись, всё было очень вкусно!

Из Украины в Грузию на автомобиле

Для тех, кто хочет попить грузинского вина. Средняя стоимость бутылки средненького вина 10 лари (100грн). Можно найти за 6–7. Киндзмараули в магазинах 15-25лари, Хванчкара 30–50. На рынке разливное Саперави 5 лари 1 литр, но самый оптимальный вариант мы нашли в фирменном магазине «Старый дом вина» ул. Звиада Гамсахурдия 43. Белый Совиньон — 4 лари 1 литр, красный Саперави 8 лари. И ещё один магазин — «Киндзмараули Марании» ул. Мемед Абашидзе 45 — Киндзмараули 10 лари/1л.

20 августа после обеда выезжаем домой. По пути заезжаем посмотреть на мост царицы Тамары и водопад Махунцети в селе Зеда Махунцети.

Из Украины в Грузию на автомобиле

Это 15–20 км от Батуми в сторону Ахалцихе. На обратном пути из Батуми нам нужно было попасть в Боржоми, набрать водички. Смотрим по карте, самая короткая дорога через Хуло и Ахалцихе. Так и поехали. По дороге не можем понять, почему навигатор постоянно предлагал вернуться в Батуми и поехать через Кутаиси. Поняли когда после Хуло закончилась дорога. Это бездорожье длилось 50 или 60 км. Мы поднялись на высоту 2030 метров когда уже потемнело

. Средняя скорость автомобиля по этому участку 10 км/ч. Мы на наших Лансерах смогли всё-таки проехать, но очень часто цепляли дном. Потеряли огромное кол-во времени и сил. Других машин вообще здесь нет. Молили всех богов, чтобы ничего не случилось с колесами. Уже дома в Гугле узнали, что это был перевал Годердзи (там теперь новый горнолыжный курорт). В Ютубе есть видео всей дороги, кому интересно. Из Батуми мы выехали в 16–00, а в Боржоми приехали в 01 час ночи (расстояние 200 км). Так что не делайте этой ошибки. Хотя если вы хотите посмотреть на настоящих коренных горных грузинов, на их быт, на нетронутые цивилизацией домики — вам сюда!

Последнее наше приключение — это 9 часовое ожидание в очереди на Грузино — Российской границе.

Из Украины в Грузию на автомобиле
Это было 21 августа, приехали на границу мы в 06–00, уехали в 15–00, причём грузинскую прошли за 1,5 часа, а остальное российская. То, что здесь происходило — не описать. Даже пытаться не буду. А Российско — Украинскую (в Чугуновке) прошли за 55 минут.

Подводя итог можно сказать, что это было для нас самое колоритное и запоминающееся путешествие. До этого мы объездили весь Крым, летали в Турцию, Египет, ездили так же на авто в Румынию и Болгарию, но от Грузии мы получили массу впечатлений! Проехали всего 4500 км. Жалеем, что не хватило времени на Кахетию и Сванетию, что не посмотрели на Эльбрус. На Эльбрус, кстати, можно посмотреть со стороны России, не далеко от Грузинской границы есть Чегемские водопады. Мы не попали туда - проезжали мимо ночью (и туда и обратно).

Общие расходы нашей семьи (4 человека)

— Жильё (8 ночей, остальные в палатке, в дороге, в машине) — 4600 грн

— Топливо — 2800 грн.

— Всё остальное — 11600 грн

ИТОГО 19000грн (810 $ — курс сейчас 23.5).

Наши друзья, я думаю, потратили примерно столько же.