Турист SeAA
SeAA
была 6 июля 2017 15:06

Измир — Турция Июль 2013

В г. Эфес мне посчастливилось попасть в составе экскурсионной группы с отличным экскурсоводом (стоимость 60 $).

Приехали мы к самому началу работы (10 утра, но могу ошибиться) этой большой исторической экскурсионной площадки. Поэтому нам удалось побывать в безлюдном еще Эфесе.

Эфес располагается на западе Турции, в 6 км от моря. Изначально (1500 лет до н. э.) строился как портовый. Со временем, вода ушла, и город постепенно пришел в запустение.

Утренний Эфес, Турция

В настоящее время раскопана только часть античного города. Мимо Бань Вария (построены во 2 в. н. э.) мы прошли к Базилике возле Одеона.

Бани Вария. г. Эфес, Турция

Римская базилика имеет длину 160 м. Построена в 1 н. э. Строение украшали статуи, часть из которых, говорят, можно увидеть в музее Эфеса. Сейчас это всего лишь остатки колонн. Перед Базиликой (на фото не видно) находилась Агора, где проходила торговля.

Одеон — место, где собирались заседания совета и проходили театрализованные представления. Театр был построен во 2 в. Такой театр вмещал 1500 чел. Свеху людей защищала деревянная крыша.

Римская базилика и Одеон, г. Эфес, Турция

От театра идет мраморная улица, которая предназначалась только для высокопоставленных лиц города. Прямо по ней мы дошли до руин Муниципального дворца, где проводились религиозные церемонии и официальные приемы.

Муниципальный дворец, г. Эфес, Турция

Совсем рядом с Муниципальным дворцом сохранился Монумент Меммиуса, воздвигнутый в 1 в.

Монумент Меммиуса, г. Эфес, Турция

А сразу за ним, повернув налево, можно увидеть Храм Домициана — здание с двумя террасами и лестницей, которая сохранилась до наших дней. Сохранились и колонны со статуями наверху.

Храм Домициана, г. Эфес, Турция

Шаг за шагом мы приближались к одной из главных достопримечательностей Эфеса — Библиотеке Цельсия. Нам нужно было лишь пройти через Ворота Геркулеса и мы оказывались на улице Куретов, ведущей как раз к Библиотеке.

Ворота Геркулеса появились в этом месте в 4 в. Они служили указателем, откуда нужно было идти пешком — никакие транспортные средства через эти столбы проехать не могли.

Существует примета, что можно загадать желание, дотронувшись одновременно до обоих столбов руками. Но, скорее всего, это прием фотографов, которые часто сопровождают экскурсионные группы и делают лишнее фото за деньги в этом месте. Но кто знает, может и правда сбывается? =) Мы дотронулись, не зная об этом поверье, так что возможности проверить на себе у нас нет.

Чуть дальше Ворот Геркулеса сохранился фонтан Траяна.

Фонтан Траяна, г. Эфес, Турция

На улице Куретов предпочитала селиться элита города. Не удивительно, что пол в домах на этой улице был выложен мозаикой.

Мозаика в одном из домов, г. Эфес, Турция

В развалинах домов на этой улице можно походить-посмотреть, но за дополнительную плату (примерно 10 $). Но я туда не ходила, т. к. не думаю, что они сильно отличаются от итальянских, про которые я тоже когда-нибудь расскажу. =)

Храм Адриана тоже находится на улице Куретов. На его стенах даже сохранилось 2 барельефа, изображающие сцены из истории города. Одна из них рассказывает об основании города.

Храм Адриана, г. Эфес, Турция

Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ основать новый город. Место для нового города ему должны были указать огонь, рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря. Долго он искал подходящее место. И вот однажды он высадился на берегу прекрасной бухты. В это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город.

Барельефы Храма Адриана, г. Эфес, Турция

Но, считается, что Андрокл неверно истолковал послание Оракула. Ему нужно было найти место, где будет много рыбы и животных. А он все слишком буквально понял. Но место, судя по многовековой истории Эфеса, он нашел, все-таки, хорошее.

Библиотека Цельсия была построена в 135 г. Строили ее, примерно, 20 лет. В то время, она была 3 в мире по величине. Здание было двухэтажным. Все свитки хранились в специальных шкафах. Был предусмотрен и лекционный зал. Но больше всего меня поразило, что из библиотеки был подземный ход в публичный дом. Сейчас внутри и здания самого почти нет, только фасад отчасти отреставрирован. По нынешним меркам площадь внутреннего зала совсем небольшая. А на существование 2-го этажа мне, мало что понимающему в архитектуре человеку, ничего не напомнило. Перед Библиотекой всегда много туристов, что совсем не удивительно. Поэтому сложно сделать удачную фотографию. А вот спуститься вниз и подняться по ступеням Библиотеки однозначно стоит (не забудьте представить себя античным ученым или просто читателем!).

Библиотека Цельсия, г. Эфес, Турция

А вы знаете, где появился первый платный публичный туалет? В Эфесе! Говорят, отличное было место для общения. Да и устроен был продуманно. Туалет был частью бани. Вода из бани промывала туалет. А внутри туалета был даже бассейн. «Деньги не пахнут», именно здесь впервые была произнесена эта фраза.

Общественный туалет, г. Эфес, Турция

А знаете ли вы, как выглядела античная реклама? Вот так! Это реклама публичного дома.

Расшифровываю: человек с минимум таким размером ноги должен заплатить монету такого размера, как кружок, и тогда он получит фейерверк удовольствий. Размером ноги определялся возраст человека. Но в наше время такой размер ноги уже у 14-летних парней. В то время взрослые юноши были явно мельче.

Реклама публичного дома, г. Эфес, Турция

Со смотровой площадки открывается, на мой взгляд, великолепный вид на разрушенный, великолепный когда-то, Эфес. Залюбовалась, честное слово. Неужели люди могли такое строить и так жить? Какими же умными, для своего времени, были строители и архитекторы. Пыталась представить себе людей, живших здесь, торговавших, приплывавших сюда на кораблях, ходивших в театры, библиотеку, стадион, да и публичный дом с туалетом явно не страдали от недостатка посетителей =)

Панорама раскопок, г. Эфес, Турция

Догнав группу, я узнала, что сейчас мы пойдем смотреть последнюю достопримечательность Эфеса — Большой театр. «Хоть в Эфесе схожу в Большой театр!» — подумала я. Нам рассказали, что Театр мог вместить 25000 чел. А это значит, что общая численность жителей Эфеса была очень большой. Но что для меня цифры… Ощутить величину строения удалось только внутри. Сложно передать словами мои эмоции. Для античного театра он действительно большой! В нем показывали не только театральные постановки, но и выступали философы, устраивались гладиаторские бои. Действует он и сейчас — там проходят концерты известных певцов и хоров. Акустика там отличная! Проверено нами =)

Большой театр, г. Эфес, Турция

А еще в Эфесе о-о-очень много о-о-очень голодных кошек (если хотите покормить, берите еду с собой!). Здесь они чувствуют себя как дома.

г. Эфес, Турция
Эфес, путешествие в античные времена

Обычно, в экскурсию в Эфес входит и посещение Дома Девы Марии. О нем я расскажу немного, но отдельно.

В такие места, как античные города и г. Эфес, в частности, нужно ездить. Там можно почувствовать дух того времени и узнать интересные подробности из жизни того времени, которые мало где есть в Интернете, не говоря уж об учебниках истории.

Обещают еще стадион раскопать! Думаю, нужно лет через 10 вернуться посмотреть, что изменится к лучшему на раскопках этого античного города…