Турист Иван Кучин (Ivan_Kuchin)
Иван Кучин
был 4 февраля 2023 7:36

Шлиссельбург — Россия Июнь 2015

Там, где вода вода Ладожского озера принимает упорядоченный текучий вид, образуя начало реки Невы, располагается когда-то имевший ключевое значение, а ныне небольшой городок Шлиссельбург.

Шлиссельбург, город у истока Невы

Наверняка у многих отложилось это название в памяти — Шлиссельбург, Ключ-город, связанное с деятельностью Петра Великого и становлением России как развитого государства.

Однако, проезжая по Мурманскому шоссе, не каждый водитель, увидев указатель на Шлиссельбург, испытывает желание сделать поворот и посмотреть как живет город. Так же поступал и я, говоря себе, вот в следующий раз, непременно заеду. И вот этот следующий раз наступил, я свернул с наезженной дороги на отворотку специально, чтобы поближе познакомиться с городом.

Шлиссельбург, город у истока Невы

В Шлиссельбург приезжает множество туристов, но там не задерживается, все стремятся попасть на остров, где находится крепость Орешек. Так же поступал и я, мимоходом оглядывая город и направляясь прямиком к причалу, откуда туристов переправляют на остров.

Крепость действительно заслуживает внимания, но сегодня речь не о ней, а о самом Шлиссельбурге.

В общем, городок небольшой. В центре города все довольно культурно — Благовещенский собор, квартал старинных зданий, скверы и памятники.

Шлиссельбург, город у истока Невы

Собор восстанавливают, работы идут полным ходом, налицо все признаки, что скоро он станет украшением центра города. Да и сейчас уже есть на что посмотреть.

Памятники Петру Первому, копия которого стоит на Онежской набережной Петрозаводска украшает также и набережную Шлиссельбурга.

Шлиссельбург, город у истока Невы

Недалеко от него стоит бюст сподвижнику Петра, графу Владиславичу-Рагузинскому. Савва Лукич Владиславич-Рагузинский был родом из Сербии, работал в Черногории, Молдавии, был послом в Китае. Честно говоря, я не совсем понимаю почему памятник графу поставили в Шлиссельбурге, но видимо на то были какие-то причины.

За Парком Победы следят специально обученные люди со специальными инструментами, от этого парк выглядит ухоженным.

В одном из уголков парка разместился музей корабельных орудий. Орудия сняты с боевых кораблей и выставлены на всеобщее обозрение. Некоторые детали орудий подвижны, можно навести орудие на цель.

Шлиссельбург, город у истока Невы

Рядом с Парком Победы и памятником Петру стоит памятник погибшим кораблям. На самом деле Ладога — довольно коварное озеро и на его дне покоится большое количество кораблей.

Шлиссельбург, город у истока Невы

Шлиссельбург — город судостроителей. Несмотря на все перепитии и кризисы, судостроительные производственные мощности загружены на много лет вперед. Люди работают, строят корабли, как и раньше.

Жизнь города во многом связана с окружающими его близкими и дальними водоемами. Это и Ладога и Нева и Онежской озеро, откуда приходят заказы на изготовление комплектующих для Онежского судостроительного завода и Балтийское море.

Шлиссельбург, город у истока Невы

Планировка города изрезана множеством каналов. Есть среди них действующие, есть не очень. Самый большой, судоходный — Новоладожский канал, берущий начало в Шлиссельбурге и соединяющий две реки, Неву и Волхов, обходя Ладожское озеро.

Это было нужно, чтобы увеличить возможности навигации, сокращая расстояние, избегая ладожских штормов и дрейфующих льдов.

Шлиссельбург, город у истока Невы

То же назначение имел и Старолодожский канал, проходящий параллельно. Сегодня Староладожский обмелел, зарос, в нем поселились утки и лягушки. Для судоходства канал, конечно, не пригоден, но является неотъемлемой частью городского ландшафта Шлиссельбурга.

Еще в городе имеется Малоневский канал, совсем заросший. Он создает определенные трудности при перемещении по городу — надо знать где есть мосты. Канал хоть и не судоходный, но без моста с одного берега на другой не перебраться.

Шлиссельбург, город у истока Невы

Не все места в городе еще благоустроены, но в целом Шлиссельбург производит довольно благоприятное впечатление.

Не случайно вокруг города растут коттеджные поселки, дачи, да и цены на недвижимость говорят о популярности.

Шлиссельбург, город у истока Невы

Пусть не самый раскрученный, но все равно пригород Санкт-Петербурга, а жить в пригороде теперь модно.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия