Турист Светлана (bella_chiara)
был 13 апреля 1:22

Мюнхен, Нюрнберг, Обераммергау, Линдерхоф — Германия Июнь 2015

Дахау

В этот день мы поехали в Дахау. В самом городе, кроме печально известного концлагеря, есть парки и дворец, но мы посвятили полдня именно концлагерю, а остальное время провели в Мюнхене.
Добираться удобно — на городской электричке — Дахау в зоне XXL Мюнхена, поэтому даже Баварский билет не нужен. От вокзала до концлагеря идет бесплатный автобус. Хотя у нас был билет на зону XXL на весь день, поэтому платный-бесплатный было не важно.

Территория концлагеря большая, из бараков не уцелело ни одного, было восстановлено два для наглядности, а остальные выделили фундаментом, заполненным небольшими камнями, и поставили камни с номерами бараков. Жутко и угнетающе, а бодрое пение птиц и аромат чайной розы создают жизнерадостный контраст, от которого еще тяжелее все ощущается.

Бавария прекрасна, часть вторая

На территории есть большой музей, посвященный работе концлагеря, который расположен в бывшем административном (плюс еще много функциональном) здании. Там очень много материалов, расположенных в основном на вертикальных панно по всему залу, если читать, можно, наверное, весь день там провести. Даже если пытаться все сфотографировать для дальнейшего изучения дома, уходит много времени.

Перед входом в музей продается книжка, которая полностью дублирует экспозицию. Хороший вариант, у кого не хватает эмоций на изучение всего материала сразу, но не хочется ничего упускать. Книга недешевая — 18 евро, и на русском нет, английский. Музей, конечно, бесплатный. Отдельно есть экспозиция, посвященная созданию монумента в Дахау, конкурс проектов, макеты и т. д.

Еще немного Мюнхена

После тяжелых ощущений концлагеря, мы решили подбодрить себя едой. Добывать обед мы сразу отправились на виртуален маркет. По дороге заехали в магазин и покрутились в примерочной в национальных костюмах.

Бавария прекрасна, часть вторая

Много народу в костюмах по улицам бродит, но в основном мужчины и в основном туристы, хоть по разговору немецкие/австрийски. Или просто развеселые компашки — в метро видели таких, причем один из парней был в женском костюме и короткой пышной красной юбке) подозреваю у них был мальчишник)) холодильник с пивом и колбасой)) забавно так

Потом поехали на Старое Южное Кладбище. Памятуя о английских викторианских кладбищах, я ожидала увидеть что-то похожее, колоритное. Мюнхенское старое кладбище — ничего особенного. С английскими не сравнится. Сейчас это считается парковой зоной, но хоть мы сами пришли сюда погулять, все равно было странно видеть тут людей, читающих книжечки на лавочке, мам с колясками, бабулечек, отдыхающих у клумбы среди крестов.

Потом побрели в Старый Ботанический сад. Брели по всяким классным улицам, по дороге заглядывая в магазины, съели какое-то странное мороженное. Я — чили шоколад и клюкву — чили шоколад мега острый, такое странное мороженное) Но все равно вкусно. И это не самое страшное — в магазине были мороженки с базиликом и укропом!) Когда покупали было впечатление, как в Гарри Поттере, где были конфеты с неожиданным вкусом)

Бавария прекрасна, часть вторая

По дороге зашли в еще одну знаменитую церковь — Азамкирхе. Кстати, улица, на которой она расположена, очень красивая и колоритная, мне понравилось по ней гулять. Церковь производит ощущение, что туда пытались впихнуть все-все-все возникшие идеи.

Бавария прекрасна, часть вторая

Скульптуры по всем углам, золото, какие-то золотые гирляндочки. Вот все, что можно налепить, налепили. При этом пространство церкви небольшое, поэтому всем украшениям, на мой вкус, там очень тесно. На фотографиях, кстати, все смотрится не так плохо)
Росписи зато очень красивые. Стены, потолок — все расписано.

Старый ботанический сад не зря старый, зато зря называется «сад» — это так, лужайка с фонтаном, лавками-цветочками. Совершенно ни о чем. Зато увидели еще одного зайку.

Бавария прекрасна, часть вторая

А потом долго сидели у красивого и мощного фонтана Wittelsbacherbrunnen), посвященного строительству и пуску водопровода из долины речки Мангфаль.

Нимфенбург

Нимфенбург — это большой дворцовый комплекс в Мюнхене. Его строительство началось как подарок короля жене в честь рождения наследника. Потом достраивали, расширяли, в общем, все как обычно.
Получился в итоге большой главный дворец и куча маленьких дворцишек, раскиданных по лесистой территории вокруг главного дворца.

Бавария прекрасна, часть вторая

Нимфенбург находился совсем недалеко от нашего места жительства там, поэтому мы решили пойти пешком. Не учли только, что недалеко находится один из входов в парк, а до дворца еще дойти.
Но в принципе дорога по лесу-парку, еще и в теньке, это сплошное удовольствие, так что мы не сильно расстроились. Навстречу нам бежала куча спортивного народа, даже спортивные бабушки быстро шли, отталкиваясь лыжными палками.
Некоторые бегали, везя перед собой коляску с трясущимися обалдевшими детьми. Спортивный райончик в общем.

Бавария прекрасна, часть вторая

В главном дворце пускают в несколько комнат, зато без гида и можно фотографировать. Вроде и не очень то хотелось, но когда разрешают после стольких запретов — удержаться невозможно)

Нельзя сказать, что дворец чем-то впечатляет после всего увиденного в Швангау и Резиденции, но довольно приятное место, комнат не много, устать не успеваешь. Главный зал — большое, светлое помещение с красиво расписанным потолком.

Бавария прекрасна, часть вторая

Еще есть много мелких симпатичных орнаментов с нимфами.

Зал Красавиц небольшой, да и красавицы на одно лицо, но все равно миленько.

Бавария прекрасна, часть вторая

Потом мы пошли в вояж по мелким дворцам. Их 5 и они разбросаны по всему парку. Пока обойдешь, помереть можно. Вроде и дорога приятная, и сравнительно недалеко, но все равно утомительно.
Жарко, мелкие камешки набиваются в босоножки. В общем нужна оч удобная обувь и много воды:) Мне все мелкие дворцы понравились, там по паре комнат всего, они такие уютненькие.

Бавария прекрасна, часть вторая

Еще в главном дворце есть музей экипажей и фарфора. На фарфор мы забили (и так уже 4 часа там пробыли), а по экипажам походили. Так интересно, особенно не парадные кареты, на которых столько золота, что как оно не отваливается, а каждодневные экипажи — фаэтоны, двуколки… Прям все из кино или с картинок. Интересно увидеть их вот так рядом.

И еще немного Мюнхена

Дальнейшая часть дня осталась в моей памяти как ощущение жары и жажды. Воды купить невозможно, все закрыто — воскресенье. Мы пошли в квартал Борстей.

Бавария прекрасна, часть вторая

Там ОЧЕНЬ мило, но то, что добираться туда удобнее на автобусах, а мы — на метро+пешком по жаре, изначально нас утомило и самим кварталом мы насладились лишь отчасти.

Рядом с дворцом нет электричек и пришлось на метро далеко идти пешком. Правда районы, по которым мы шли, были очаровательны и живописны — маленькие красиво оформленные домики, в цветах и зелени. Просто тихие городские районы, где люди живут-поживают.

А вот идти от метро до Борстея неинтересно совершенно — сплошной асфальт-бетон, ничего красивого вокруг, трассы. Еще и жарко. Так что пока дошли, уже никаких красот не хотелось.

Бавария прекрасна, часть вторая

Сам райончик — весь район — один жилой дом, изломанной формы, — очень симпатичный, с кучей внутренних двориков, утопающих в зелени, с скульптурками и фонтанами.

Там действительно ОЧЕНЬ мило, но мучений пеших туров по жаре не стоят. Все же лучше проработать автобусные маршруты)

Бавария прекрасна, часть вторая

Снова вернувшись к цивилизации = метро, мы поехали в музейный квартал. Как раз был музейный день — вход 1 евро. Так бы я не пошла, но за 1 решила сходить. Времени до закрытия оставалось немного, я мучительно выбирали и пошла таки в старую Пинакотеку.

Надо было идти в новую, к импрессионистам. В старой сплошная религиозная живопись, еще и одно крыло закрыто. В полчаса уложилась. В новую теоретически тоже могла бы успеть, но желания уже не было, а без желания и смысла нет:)

Бавария прекрасна, часть вторая

На Мариенплатц мы все-таки нашли, где купить мороженное и с удовольствием поели на фонтане, изображающем стадо коров, идущее к водопою.

Бавария прекрасна, часть вторая

Уютнейшее место. Побродили еще немного, посидели на одной площади, на другой, понаблюдали за людьми и пошли домой)

Нюрнберг

В Нюрнберг из Мюнхена на жд нужно ехать в будний день, потому что именно в будни есть прекрасные полуторачасовые прямые поезда, остальные варианты — 2,5 часа.

На поезд лучше приходить заранее, иначе народ рассаживается каждый на отдельное сидение. В итоге свободных мест полно, а вдвоем и сесть некуда. Кто-то ставит чемоданы так, что рядом уже не сесть. В общем заботы о ближнем как-то не наблюдается.

В итоге мы сели через проход. Но к счастью минут через 15 к моей соседке подошел знакомый забрал ее куда-то с собой. Дальше мы, довольные, ехали рядом.

Уже начиная с выбора мест, поездка не задалась. Еще погода испортилась — очень похолодало, временами дождь. Оказалось еще, что я забыла карту со своими отметками. У меня была альтернативная запись маршрута, но и ее я потеряла где-то посередине Нюрнберга))

А самое страшное случилось, когда я обнаружила, что забыла вставить в фотоаппарат батарейку! В итоге все фото делались на телефоны, грусть-печаль, но спасибо, что хоть такая возможность была.

Бавария прекрасна, часть вторая

Погода была мокрая и под вечер мы совсем замерзли, но нам все равно понравилось. Старый город, по которому интересно гулять, совсем не большой, где-то читала про 3 кв километра.

Похоже на правду ибо вот, на карте целая улица, а ты два шага сделал и она закончилась. В общем мегакомпактный. И очень красивый. Уютный. Все небольшое, из-за дождя, наверное, мало людей, фахверковые домики, кривые улочки, крепость. Мы обошли не весь центр, конечно, а только лучшую его часть, но за каждым поворотом был восторг-восторг, так что Нюрнбергом я довольна.

Бавария прекрасна, часть вторая

Посетили 3 церкви, очень друг на друга похожие внутри. Интересно, что там висят плакаты «до и после» — город то почти полностью разрушила авиация союзников, его потом восстанавливали по кирпичику по старым фотографиям.

Бавария прекрасна, часть вторая

Были и в Нюрнберской крепости. В сам замок не заходили, хоть у нас и был бы бесплатный вход. Но мы почитали, что туда только с гидом и по всему замку полтора часа и решили, что чего мы там не видели, а времени жалко. А еще мы не нашли вход:) Погуляли по крепостной стене — приятная прогулка, с одной стороны замок, с другой — виды, а посередине — зелень, цветы, деревья, подстриженные кусты. И все свежезеленое после дождя (кроме цветов:)).

Бавария прекрасна, часть вторая

На последок зашли в какую-то там знаменитую пивоварню, выпили пива и поели.

Потом погрузились в поезд и поехали домой. Есть повод вернуться в Нюрнберг в хорошую погоду и с фотоаппаратом:)

Линдерхофф и Обераммергау

Наш последний выездной план — дворец Линдерхоф, единственный, законченный еще при жизни Людвига Баварского, в котором он довольно часто проживал.

Я страшилась поездки — аж две пересадки: поезд-автобус-автобус. И долго — 2,5 часа. На деле оказалась самая приятная поездка, если не считать нервов, потраченных на ожидание опоздавших автобусов. И пересадки нестрашные, так что ничего не бойтесь, надо ехать)

Маршруты наших автобусов весьма странны — сначала проехать не в ту сторону пол пути, потом развернуться, поехать обратно, еще раз что-нибудь объехать и прибыть наконец на место. Мы таким образом, путешествуя в две стороны на, получается, 4х автобусах, проезжали вокруг одних и тех же мест раз по 8 наверное. Уже радостно восклицали, узнавая те самые скворечники:)

Сайт dbbahn предлагает при поездке в Линдерхофф следовать следующим маршрутом: поезд до Oberau, потом автобус 9606 от Oberau Bahnhof до остановки Klostergasthof, Ettal, потом, аж через полчаса, от этой же остановки на автобусе 9622 до Linderhof Schloss, Ettal

Интернет при этом предлагал на тех же автобусах кататься до Оберамменгау. Мы сначала хотели следовать советам dbahn. Однако когда в стрессе от отсутствующего автобуса чуть не ушли с остановки, плюс собирался дождь, решили, что этот автобус мы уже не отпустим и поедем на нем до Оберамменгау, тем более этот вариант тоже был на сайте.

Как показала практика, разница лишь в том, проведете ли вы эти полчаса, гуляя вокруг монастыря Этталь среди симпатичных домиков, или прокатаетесь их на автобусе до Оберамменгау и обратно до монастыря, ибо вот так странно они ходят.

Так что я бы все-таки советовала выходить на Klostergasthof. И еще один момент — сам Оберамменгау. Мы вышли на главном вокзале, а удобнее выходить при первом появлении расписных домиков и туристов возле них. Более точный ориентир — церковь в Оберамменгау. Тогда можно просто сэкономить время и силы на поход в те же самые места от вокзала. Все равно автобус просто едет по улочкам. Опять же, уезжать можно с тех же станций.

Не знаю, может это проблема в сезон, но наши автобусы ездили почти пустыми.

Бавария прекрасна, часть вторая

мой дилетантские инструктаж окончен, расскажу о впечатлениях)

Мы не сразу нашли остановку автобуса в Оберау. Ожидала хотя бы кучу автобусов как ориентир. Оказалось, что остановка — это такая неприметная деревянная будочка на той же стороне дороги, что и вокзал.

Автобуса в назначенное время не было. Мы очень понервничали, т. к. думали, могли пропустить, пока искали остановку. Или вдруг он приехал чуть раньше и уехал? В общем решили, ждем еще 10 минут и идем думать, что дальше.

Уже когда совсем потеряли надежду, автобус приехал. Всего он задержался минут на 10–15. В итоге весь день ездили потом по расписанию + 5–10 минут, все автобусы синхронно задерживались. Зато уже без волнений)

Ехать на автобусе намного интереснее, чем на поезде, ибо дорога по горному серпантину, вокруг либо красивые горы, прикрытые низкими облаками, либо очень живописные деревушки, с украшенными цветами и всякими фигурками домики. Только в этих деревушках еще и внешние стены расписаны. Красиво!

Бавария прекрасна, часть вторая

Автобус 9622 подвозит прямо ко входу в замковый парк. В замок тоже пускают только с экскурсией, по назначенному времени. Но очередей как в Нойшвайнштайн не было — думаю погода и то, что к Линдерхоффу сложнее добираться, повлияло.

За те полчаса, что остались до экскурсии, мы спокойно дошли до замка, пофотографировали виды, себя, покрутились там)

Бавария прекрасна, часть вторая

Дворец стоит в красивейшем месте, окружённый горами и хвойными лесами. Просто гулять по дорожкам в этих лесах — сплошное удовольствие. Красота — не хочется уходить, любовалась бы и любовалась.
Я так понимаю не будь спускающегося облака, мы бы еще и вершины гор увидели, и было бы еще круче. Хотя дымка даже добавляла романтизму.

Бавария прекрасна, часть вторая

Сам дворец маленький и уютный. Экскурсия на английском — в нашей группе было 5 чел. Для говорящих на др языках предлагают перевод — дают такую папочку с переводом слово в слово.

Мы взяли, но не читали в итоге, ибо во первых и так понятно, во вторых, или читать, или замок смотреть. Выбор очевиден. Золото-серебро там конечно тоже везде, но комнаты маленькие, довольно уютные, сразу видно, жилой замок.
Оставил приятное впечатление. На стенах в большинстве комнат специальные выступы под вазочки нимфенбурской фарфоровой фабрики, Людвиг их коллекционировал — очень мило. А на прощание прикол — тебя выпускают через стену.
Обычная мраморная стена в коридоре, мальчк ковыряет какой-то железкой в отверстии — и опа, стена открывается))

На территории дворцового парка есть Грот Венеры — искусственно созданный грот, в котором король любил смотреть представления, в основном на оперы Вагнера. В гроте темно и холодно. В середине озеро с ракушечной ладьей, на заднем фоне «берег», на стене — картина с нимфами и всякими русалками.

Экскурсия сначала на немецком, а потом из стен начинается англ перевод. Пока дождешься, окоченеешь. Экскурсия на немецком явно интереснее, тетя что-то там шутила. А на англ — мало и сухие факты: вот смотрите, это грот, тут озеро, тут водопад. Круто, да? все, свободны хорошего дня.

Потом мы еще побродили по парку, он большой и приятный, есть еще пара дворцов, в которые можно заглянуть. И конечно же виды. На все ушло часа 2,5, больше реально делать там нечего. Может по хорошей погоде еще на лавках посидеть, полюбоваться чуть подольше. Но по траве ходить нельзя, пикника не устроишь. Хотя оно и к лучшему, не хватает еще жующих компаний вокруг дворца.

Бавария прекрасна, часть вторая

В общем мы вернулись на остановку, попили кофе и поехали назад.
На обратном пути мы на часок остановились, а Обераммергау. Очень симпатичная деревня из тех, что проезжаешь по дороге во дворец.

Бавария прекрасна, часть вторая

Очень много домов, расписанных фресками в стиле люфтьмалерай, создающих ощущение нарядно украшенного лепниной дома. В интернете можно поискать адреса самых красивых и интересных домов. Но мы просто побродили, куда вели ноги, потому что любоваться там есть чем.

Бавария прекрасна, часть вторая

Все дома так заботливо оформлены, многие раскрашены. Есть прям дома-картины, есть поскромнее, с украшенными росписью окнами. Очень много магазинов с деревянными вещами. Еще из впечатлившего — фонтан с историей города. Я люблю такие штуки)

Очень удивили желтые звезды, висевшие под крышами домов. В турист инфо, которое тут тоже есть, нам не смогли объяснить, что это такое и зачем. Жаль. Может кто-нибудь знает?)

Бавария прекрасна, часть вторая

Учитывая, что мы не сидели в кафе и не ходили по магазинам, часа нам вполне хватило. Хоть, как оказалось, мы обошли не все интересные дома. Некоторые, которые проезжали на автобусе, так и остались увиденными лишь через стекло. Поэтому лучше выходить на автовокзале, но я уже говорила:)

Но все равно, увиденного нам хватило, поэтому на вокзал мы пошли со спокойным сердцем без переживаний, что чего-то не увидели. Нам нужно было еще успеть в Мюнхен до закрытия магазинов, ибо на следующий день планировался отъезд, а не все шоппинг планы были сполнены.

Последний день в Мюнхене, Немецкий музей, окраина и прогулка вдоль Изара

Последний день был очень хорошим, совсем гулятельным и неторопливым. Поздно вечером мы уезжали, поэтому планы составили себе самые простые — Немецкий музей и дальше по обстоятельствам.

Утром собрались и отправились сдавать вещи в камеры хранения на вокзале. Сначала удивились, что они мелкие и наши чемоданы в них не влезают, но потом нашли камеры покрупнее)

Поместили туда оба чемодана и сумки с ручной кладью и босоножками, очень удобно. Заплатили 6 евро. Кстати в камерах хранения жарко, поэтому засовывать туда шоколад не стоит. Наш подтаял.

После небольшой прогулки до Мариенплатц и покупки пары вещей, сделавшей нас немного счастливее, мы поехали в Немецкий музей.

Бавария прекрасна, часть вторая

станция метро соответствующе украшена, указатель подсказывает, куда идти.

Мы заранее выбрали себе залы, в которые хотим, и ограничили по времени, чтобы не застрять там на весь последний день. Самыми интересными для нас были кораблики-самолетики и пещера Альтмира. Уложились в пару часов в итоге.

Бавария прекрасна, часть вторая

Очень понравился зал, гуляя по которому чувствуешь себя пассажиром лайнера. В зале воздухоплавания можно поуправлять самолетом на спец тренажёре. А в зале физики — посмотреть на демонстрацию различных физических явлений. Там было много школьников, которые заполняли в тетрадках тестики на тему увиденного в физическом зале. Наверное музей активно используется в образовательных целях.

Бавария прекрасна, часть вторая

В зале с игрушками просто мило, а пещера Альтмира очень красивая и атмосферная. В полумраке виден только потолок с рисунками, вокруг как будто капает вода, полный эффект присутствия. По периметру зала стоят удобные скамейки, спинки на которых расположены под углом, идеальным для долгого разглядывания потолка.

Можно даже выйти на крышу музея я посмотреть на Изар сверху. Правда кроме речки и деревьев смотреть особо не на что, но все равно интересно.

После музея мы прошлись до другой станции метро и поехали на окраины в какой-то бизнесс-центр — сестра, ярый футбольный фанат, очень хотела к фонтану, изображающий футбольный мяч последнего чемпионата Мира, прошедшего в Германии в 2006 г.

Бавария прекрасна, часть вторая

Ехать было минут 20, заодно передохнули. Мне было совершенно не интересно идти к какому-то футбольному мячу, но я ни секунды не пожалела, ибо выйдя из метро мы попали в настоящий кувшинковый рай! Два огромных — не знаю, как их назвать — бассейна, пруда? — с фонтанирующей из центра водой и немного странными скульптурами, внутри которых плавают рыбины, а по краям растут роскошные кувшинки. Это просто с ума сойти, оторваться и пойти дальше было очень сложно.

До мяча же пришлось идти минут 15, вокруг офисных зданий. Не очень интересная прогулка вдоль трассы, но и ничего сложного, тем более в прохладную погоду. Так что дошли, осмотрели мяч, интересный фонтан для ценителей, и пошли обратно на метро.

Прогулялись по берегу Изара. Прогулка идёт не по бетонной набережной, а прямо по каменному берегу реки. Вода чистая, течение очень быстрое, уток забавно сносит.

Бавария прекрасна, часть вторая

В общем гуляли-гуляли, пока не устали. Потом поехали на рынок, купили креветок и вяленных помидорок с моцареллой, поели на полюбившейся нам площади за ратушей и решили, что стало холодно, можно уже и честь знать.

С электричкой в аэропорт есть нюанс — за 2 остановки до аэропорта часть вагонов едет в другую сторону, а часть продолжает движение в аэропорт. На вагоне написано, куда он едет, но если бы сестра не обратила на это внимания где-то в середине нашей поездки и не погуглила, мы вполне могли бы сесть не в тот вагон. Перед станцией развилки два раза на 2х языках объявляют, что часть первых вагонов в аэропорт не идет и у пассажиров есть 5–10 минут на смену вагона. Народ живенько перебегает с чемоданами и мешками, но сразу сесть в правильный вагон — бесценно:)

В аэропорту было много суеты с получением такс фри. Арабы и японцы стояли с огромными грудами чеков! С таким низким порогом такс фри, как в германии, можно было ожидать большой очереди, так что мы очень порадовались, что прибыли в аэропорт с большим запасом.

И вот поездка закончилась, но не оставляет ощущение, что вернуться в Баварию просто необходимо. Будем надеяться, что когда-нибудь это случится. А пока — наслаждаемся фотографиями, воспоминаниями и привезенным с собой пивом)