Ирина — была сегодня 13:14
 – вся в работе (

Емецк и его окрестности

17 августа 2015 г. 20:11 Архангельская область — Россия Июль 2015

Холмогорский район — одно из интереснейших мест Архангельской области. О столице этих мест — селе Холмогоры и родине М.В. Ломоносова здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_13040

Всё облака над ней, всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука…
Навстречу им — июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам — качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки

Я не случайно вспомнила отрывок из стихотворения Николая Рубцова, ведь сегодня мы едем в село Емецк, где в 1936 году родился будущий поэт Николай Михайлович Рубцов.

Старинное северное село Емецк («емь» означает — сбор, подать, пошлина), стоит на берегу реки Емцы и известно с 1137 года. Находясь на Московском тракте, село играло важную роль в жизни Двинской земли.

Дома в Емецке деревянные двухэтажные, строились из лиственницы и отборной сосны, отапливаются дровами. В них жили большими семьями, под одной крышей несколько поколений.

Главная площадь села называлась Торговой, сейчас это улица Комсомольская. Здесь стоит каменная двухэтажная Богоявленская церковь.

Когда-то на этом месте уже была церковь 1792 года постройки. В 1828 году при церкви была возведена четырехъярусная колокольня. Высотой она была почти шестьдесят метров.

В те времена в Емецкой округе говорили: «Посылаю тебе поклон, такой, как Емецкая колокольня». Колокольню свалили, а церковь закрыли в 1930 году. В здании храма в разное время размещались магазины, клуб, кинотеатр, общежитие, склады и даже хлебозавод. Сейчас Богоявленская церковь восстанавливается силами местных жителей. А пока службы совершаются в небольшой часовенке, что стоит на берегу реки Емцы (приток Северной Двины):

Кстати, Емца — уникальная река, на ней не бывает ледохода, она освобождается от льда «полыньей». (В нижнем течение реки образуются полыньи, воронки, вокруг которых и происходит таяние льда. Есть версия, что эти полыньи образуются из-за того, что в низовья реки устремляется большое количество едкой воды из многочисленных близлежащих болот).

Но вернёмся к истории Емецка. Была в селе еще одна церковь — Святодуховская, построенная в 1890 году по заказу местных лесопромышленников братьев Вальневых. Внутри храм был расписан маслом по штукатурке. Советское время не пощадило и его. Здание почти полностью разрушено и напоминает деревянный сарай, однако часть фресок удалось сохранить и сейчас их восстановлением занимаются специалисты Эрмитажа.

Братья Вальневы были известны не только своей процветающей торговлей, но и благотворительностью. Кроме вкладов в строительство Святодуховского храма, в 1863 году они построили в Емецке на свои деньги кирпичный дом, в котором располагались богадельня и сиротский приют (Сейчас в этом здании, построенном по образцу городских петербургских домов, располагается Емецкий краеведческий музей):

В 20-е годы Вальневы лишились всего, кто-то эмигрировала, кто-то остался в Емецке, жил в коммунальных комнатах, а потом и вовсе сгинул, как враг советской власти.

Дома двух из пяти братьев Вальневых стоят и сейчас в Емецке. В одном — жил Дмитрий со своей семьей. Эмигрировав во Францию, он отдал свой дом под школу. В другом — Федор, в этом здании сейчас местная администрация:

А это дом, в котором 3 января 1936 года родился будущий поэт Николай Рубцов:

«Мне поставят памятник на селе…» — пророчески писал Николай Рубцов. 13 ноября 2004 г. в центре Емецка был установлен памятник известному земляку:

Несмотря на то, что Рубцов большую часть жизни прожил на Вологодчине, в Емецке бережно хранят память о нём. В январе ежегодно проводят Рубцовские чтения, а в краеведческом музее есть зал, посвященный поэту.

Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке, которую люблю…

(отрывок их стихотворения «Букет» Николая Рубцова)

Не менее интересны и окрестности Емецка.

Примерно в 4 км от него, в месте слияния рек Емцы и Ваймуги стоит куст деревень под общим названием Ратонаволок.

Здесь сохранились большие деревянные северные избы конца XIX века:

А в одной из деревень (Погост) когда-то был большой храмовый комплекс, состоящий из колокольни и трех церквей: двух церквей (каменной и деревянной) во имя Николая Чудотворца и церкви Петра и Павла. От былого величия осталась лишь деревянная Петропавловская церковь:

Храмы были построены на пожертвования местных жителей и по ходатайству Антониево-Сийского монастыря, находящего в нескольких километрах отсюда. Деревянный шатровый храм во имя апостолов Петра и Павла, был построен в1722 г. Это ярусный деревянный храм, венчает его шатер с главкой. Храм был закрыт в 1930-х годах.

Деревянная Никольская церковь, построенная на месте ранее сгоревшей, была освящена 24 октября1727 г. Эта шатровая церковь была обшита тесом. В 1970-х годах шатер обрушился, и на сегодняшний день церковь находится в руинированом состоянии:

Как и третий храм — каменный во имя Николая Чудотворца.

Он был построен в 1874—1878 гг. на средства местных купцов.

Вероятно, церковь была пятиглавой. В 1930-х она была окончательно закрыта, венчания сломаны, со временем стены и перекрытия обвалились, сейчас от Никольской церкви остались лишь каменные стены.

От колокольни не сохранилось ничего…

Ну, а далее нас ждет страна «Звозландия». Отыскать её можно в деревне Звоз, что стоит на берегу Северной Двины:

Уникальный ландшафт этой местности интересен многим: и фотографам, и художникам, и спелеологам, и даже археологам (здесь были обнаружены стоянки первобытного человека 2 в. до н. э. и дохристианские поселения фино-угоров)

Природные объекты, сохранившиеся в первозданном виде, вдохновили художницу Лидию Кузнецову на создание здесь экокультурного пространства, названного «Звозландия».

Это место для общения творческих людей, проведения различных фестивалей и других проектов в области лэнд-арта, изобразительного и прикладного искусства. Творческие люди создали здесь свою арт-резиденцию, объекты которой может увидеть каждый желающий.

Этим летом здесь проходил фестиваль «ЗВОЗVISION», на котором всех желающих учили снимать короткометражные фильмы.

В заключение немного о самой деревне Звоз и конечной точке нашей поездки — спелеомассиве, что тянется вдоль берегов Северной Двины. Название деревни Звоз связано непосредственно с её местоположением на берегу реки. В старину «звозами» называли деревянные настилы-спуски к воде.

В деревне можно увидеть Свято-Казанский храм, воссозданный в 1999 году:

Когда-то возле деревни была большая пристань Звоз. Со временем река мелела, строились автодороги и жд пути, необходимость перевозки груза по реке почти исчезла, и хотя судоходство в этой части Северной Двины еще есть, пристань уже не та.

Берега Северной Двины в этих местах очень красивы, высота гипсовых, андигридовых и доломитовых берегов достигает нескольких метров.

В некоторых местах скалы почти отвесно уходят под воду. В обрывах можно наблюдать узкие трещины, а в них пещеры, вымытые водой. Это Двинско-Кирокский спелеомассив, длина которого достигает семи километров.

В скалах в непосредственной близости от деревни, можно увидеть лишь очень узкие щели, через которые протиснуться, конечно же, не возможно, а чтобы найти более подходящие входы в пещеры нужно пройти много дальше.

Да и подходящим обмундированием мы не запаслись, поэтому оставили пещеры на следующий приезд, а сейчас решили просто погулять по берегу в поискам интересных камней. Каких здесь только нет!

гипсовые, ангидридовые, доломитовые, всевозможных форм и размеров:

На обратном пути в Архангельск заезжаем в деревню Ракула. Здесь нам встретилась очень креативно оформленная улочка:

и деревянная часовня Николая Чудотворца, 1728 года постройки:

По преданию эта часовня сначала была построена в соседней деревне Часовенской, в которой местным жителям будто бы явился образ святого Николая Чудотворца. Поэтому часовню здесь и построили. По какой причине её потом перенесли в соседнюю деревню никто уже не помнит.

Ракула и Часовенская расположены на высоком берегу Северной Двины, откуда открывается прекрасный вид на правый берег реки и деревню Погост, в которой когда-то был архитектурный ансамбль «северный тройник», состоящий из двух церквей и колокольни.

Сейчас от него осталась лишь деревянная церковь Воскресения Христова (1766 г.), и руины церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1763 г.). Определить точную дату постройки на этом месте первой церкви не возможно. Известно лишь, что первый приходской храм стоял здесь около 500 лет и был разобран в начале XVIII веке. Новая Воскресенская церковь сгорела, а вот третья, освященная в 1766 году существует до сих пор.

О других храмовых комплексах Холмогорского района будет отдельный рассказ.

18 августа 2015 г. 8:46
Какие удивительно-красивые места! И фотографии теплые, душевные... С удовольствием прочитала-посмотрела! Все-таки все наше сразу попадает в душу, минуя иные инстанции...
18 августа 2015 г. 14:14
onegina17 писала 18 августа 2015 г. 8:46
Все-таки все наше сразу попадает в душу, минуя иные инстанции...
Татьяна, как вы правы!
18 августа 2015 г. 10:59
Ира! Я была счастлива увидеть родину Николая Рубцова, люблю его тонкую и лиричную поэзию. Места дивные, фотографии тоже. Камни производят впечатление!
Твои репортажи - отличный путеводитель по русскому северу
18 августа 2015 г. 14:15
elsarieva писала 18 августа 2015 г. 10:59
Твои репортажи - отличный путеводитель по русскому северу
Леночка, спасибо! я стараюсь. Вдруг кто-то захочет посетить наши края.
18 августа 2015 г. 14:26
dualia1 писала 18 августа 2015 г. 14:15
Вдруг кто-то захочет посетить наши края.
18 августа 2015 г. 11:34
Потрясающе красивые места!
18 августа 2015 г. 14:16
Nomad писал 18 августа 2015 г. 11:34
Потрясающе красивые места!
это точно. Спасибо! А еще с погодой повезло. Две недели дождь и серость, а потом раз и такой солнечный денёк. Ноги в руки, точнее в авто, и вперед!
18 августа 2015 г. 14:18
Ага, хорошую погоду в наших краях надо сразу хватать...
18 августа 2015 г. 11:58
Какая же красота, Ира!! Голубое небо, облака, деревянное зодчество-все так мило сердцу! Глядя на твои чудесные фото, всегда вспоминаю природу Карелии!!
стоит куст деревень под общим названием Ратонаволок.
-как интересно-куст!! Поразительные берега Двины, таят столько каменных чудес!!
18 августа 2015 г. 14:21
как интересно-куст!!
не знаю как в других регионах России, но у нас на севере это было очень распространено. Несколько деревень в одну улицу, расположенны близко друг от друга, называли кустом. И несмотря на то, что каждая деревня имела своё название, куст деревень тоже называли по особому. Вот например куст деревень Ратонаволок включает в себя деревни Погост, Часовня, Горка Рудаковская и Фатеевы. Это сейчас, а раньше наверно их еще больше было.
18 августа 2015 г. 17:53
У нас такого нет!! Очень интересно!!
18 августа 2015 г. 12:36
Какая красота ,Ирина!!!! Приятные деревни очень жалко что красота рушится... вот и в Коми есть похожие места , а природа.. она занимает все и глаз не оторвать от реки ,неба с потрясающими облаками ... я даже увидала мишку .который загорает... и Звоз какой милый... творческие люди его посещают! Очень интересное путешествие по соседям,Ирина! Здорово!
18 августа 2015 г. 14:24
Очень интересное путешествие по соседям,Ирина! Здорово
замечательные выдались выходные дни в этом июле. Столько всего интересного и красивого удалось увидеть. И ведь совсем недалеко от дома. За день можно обернуться.
я даже увидала мишку .который загорает...

Приятные деревни очень жалко что красота рушится..
да... столько уже утраченоэ, а то, что осталось не всегда в должном состоянии. очень грустно от этого.
18 августа 2015 г. 17:20
dualia1 писала 18 августа 2015 г. 14:24
замечательные выдались выходные дни в этом июле.
могу сказать так же.... такая погода стоит .что и мы каждые выходные на природе!
18 августа 2015 г. 14:33
Удивительно красивый край! Деревянные церкви в полях и фоне голубого неба с облаками-очень красивые фотографии, Иринка!
18 августа 2015 г. 14:42
sonnenschein писала 18 августа 2015 г. 14:33
очень красивые фотографии, Иринка!
такую красоту легко фотографировать )) Леночка, спасибо за теплые слова!
18 августа 2015 г. 21:55
19 августа 2015 г. 9:18
romashka13 писала 18 августа 2015 г. 15:52
Какие просторы!
да, есть где разгуляться!
18 августа 2015 г. 17:29
Класс! Такая экзотика русского севера, незнакомая, но все-равно близкая
18 августа 2015 г. 22:55
Ира, какие удивительно теплые фотографии! И такое бездонное голубое небо, словно оно всегда у вас такое.... Просто удивительно, что такие деревни, как Звоз, совсем не на слуху, а надо бы показывать это русичам, чтоб гордились таким неумершим творческим каким-то особым по энергетике местом... Да и все, что ты сегодня показала - особые, очень теплые духовно места. А, с другой стороны, как посмотреть, если фотохудожник со светлыми мыслями, то и место светлым получается... Очень-очень классный рассказ!
19 августа 2015 г. 9:26
Лена, огромное спасибо за такую высокую оценку!
Просто удивительно, что такие деревни, как Звоз, совсем не на слуху,
да очень жаль. Что уж говорить, если даже мы жители Арх. области не знаем о таких местах. Отечественный туризм надо развивать, есть что посмотрть, безусловно есть.
19 августа 2015 г. 3:00
Красиво очень и рассказ прекрасный.
19 августа 2015 г. 9:29
19 августа 2015 г. 7:38
Ирина, какие русские северные просторы! Деревянные избы и церкви очень понравились!
Звозландия с ее камнями - природный уникум!
19 августа 2015 г. 9:36
какие русские северные просторы!
да, богата наша земля просторами! и избами деревянными и храмами. И ведь рядышком всё это. Можно хоть каждо воскресенье устраивать вот такую прогулку выходного. Хотя вам с бесконеными пробками наверно сложнее выбраться вот так на день за город.
Звозландия с ее камнями - природный уникум!
очень мне там понравилось, в планах на следующее лето пройти весь семикилометровый спелеомассив.
20 августа 2015 г. 14:03
dualia1 писала 19 августа 2015 г. 9:36
Ну, смотря когда и куда. Но вообще сложнее, конечно.
19 августа 2015 г. 7:47
Очень красивые места! Интересная архитектура деревенских домов. Какие они разные в разных районах России!
19 августа 2015 г. 9:30
я тоже это всегда подмечаю, когда путешетвую по России.
Спасибо за отзыв!
19 августа 2015 г. 8:11
Роскошные места! Отличный рассказ, прочитал с удовольствием, такую глубинку я люблю
19 августа 2015 г. 9:31
Роскошные места!
и удивительно фотогеничные!
такую глубинку я люблю
19 августа 2015 г. 11:56
!!!
19 августа 2015 г. 11:58
рада, что вам понравилось!
19 августа 2015 г. 19:13
Ирина. какой красивый рассказ о таких дивных местах. Все же, нет ничего краше природы средней полосы!
21 августа 2015 г. 9:29
Leolik писала 19 августа 2015 г. 19:13
Все же, нет ничего краше природы средней полосы!
Елена, я тоже так думаю ))
У нас чудесная природа!
18 сентября 2015 г. 6:08
Деревянная застройка на фоне ярко-голубого неба и сочной зелени радует глаз. Непривычно это немножко. У нас, на Юге, все каменное. Деревянных церквей - раз-два и обчелся.
18 сентября 2015 г. 10:07
julykum писала 18 сентября 2015 г. 6:08
Деревянная застройка на фоне ярко-голубого неба и сочной зелени радует глаз.
я очень люблю деревянное зодчество! и счастлива, что в нашей области и соседних его много. жаль только, что половина весьма в плачевном состоянии.
29 сентября 2015 г. 21:29
27 октября 2015 г. 0:35
Великолепие пейзажей! Очень красиво!
Креативные люди в Звозе понравились! А камни - вообще уникальны!
Жаль, конечно, что многие церкви в таком печальном состоянии, но сохранившиеся радуют глаз, как и дома!
27 октября 2015 г. 12:54
innabulgakova писала 27 октября 2015 г. 0:35
Великолепие пейзажей!
согласна! есть где разгуляться взгляду ))
Жаль, конечно, что многие церкви в таком печальном состоянии,
к сожалению, да. До глубинки оедко руки доходят у властей. В востановлении многих церквей в области заслуга конечно неравнодушных людей живущих рядом.
27 октября 2015 г. 13:06
dualia1 писала 27 октября 2015 г. 12:54
До глубинки редко руки доходят у властей.
В восстановлении многих церквей в области заслуга конечно неравнодушных людей живущих рядом.