Турист Елена Бортник (BortnikL)
Елена Бортник
была 31 мая 2021 14:11

Северная Корея Август 2004

Глава, вторая. Особенности проживания, еда, быт.

Поскольку первый часть воспоминаний о поездке в КНДР неожиданно привлекла много внимания и была подвергнута беспощадной критике, буду продолжать. Сразу оговариваюсь, что придерживаться какой то хронологии нет смысла, потому как во-первых это скучно, а во-вторых ситуация поменялась, и то, что вызывало бурные эмоции у нас, для кого-то будет приятным сюрпризом. Вдруг соберется целая группа мазохистов и поедут радовать себя любимых, тем более в экологически чистой зоне.

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

Итак, продолжаем. Описывая вечернее заселение в день приезда, упустила незначительный момент, который по эмоциональному накалу можно прировнять к восстанию на броненосце "Потемкин".

Среди всего туалетного великолепия был один маленький штришок, на который обратили внимание бабушки с внуками. Девице, которая с восторженным видом разводила нас по местам, был задан вопрос о малом количестве туалетной бумаги. Сначала она не могла понять, почему туалетной бумаги мало, потом синеющие от негодования старушки объясняли ей, сколько этой самой бумаги должно быть и для чего им это надо, демонстрируя область применения. Общение проходило в виде монолога квартета почтенных матрон, а в качестве бэк-вокала выступала почему то мужская часть нашей группы, пребывающая в лирическом настроении, поскольку перед таможней ликвидировала остатки запрещенных к ввозу спиртосодержащих жидкостей. Приняв близко к сердцу малый метраж выданной туалетной бумаги, мужики изощрялись в перечислении вариантов исчезновения этой самой бумаги и высказывали расселяющей девице страшные в своей непредсказуемости последствия отсутствия оной.

Минут через пять собравшаяся на шум группа осознала весь трагизм ситуации, а некоторые особо впечатлительные, уверовавшись в том, что сюда они приехали исключительно для дегустации местной туалетной бумаги, предлагали раздавать по два рулона в женские руки, а мужикам давать по одному - поскольку они один хрен не закусывают.

Самый комизм ситуации заключался в том, что расселяющая девица возражала на корейском языке, а наши туристы - на русском, причем уступать не хотел никто. Проблему разрешил подошедший переводчик, который быстро объяснил, что малый объем бумаги это не та проблема, которая будет волновать туристов за время пребывания на отдыхе. Не осознав весь трагизм донесенной информации, народ наконец то угомонился, расползаясь по корпусам и бережно сматывая в тугой рулончик вещественные доказательства.

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

Утро началось с сюрпризов. Муж, которого семейная жизнь привела к пониманию того, что его право на мыльно-рыльные принадлежности начинаются только там, где нет наших, а не наоборот, решил спозаранку понежить себя горячей водичкой. Посему проснулись мы от непонятного бормотания из санузла, сопровождаемого металлическим скрежетом и плюханьем. На категорический приказ объясниться, в ванной наступила тишина, а затем почти цензурно нам было заявлено, что воды нет. Никакой. Поскольку то, что было налито в тазики, он вылил, дабы не мешалась, и гордый от своей самостоятельности полез крутить винтили. Та жиденькая струйка воды, которая слилась из крана, смогла обеспечить намыливание головы и других волосистых частей тела, но потом с бурлением исчезла. Нашему с дочерью негодованию не было границ! От мучительной казни этого "ихтиандра" спасло только то, что в бачке унитаза вода осталась.

Как в дальнейшем выяснилось, воду в корпуса давали только днем на четыре часа, но гарантировали два, причем наше присутствие во время этого водяного фейверка было не обязательным. То пластмассовое изобилие, в виде тазиков и ковшичков, которое нас так умилило вечером, заполнялось водой и выставлялось горничной, дабы мы не испытывали никаких неудобств и ни в чем себе не отказывали. А наличие горячей воды вечером в день приезда должно было демонстрировать восхищение от встречи с российскими друзьями. Они так выражали свою радость... Мы выразить нашу радость не смогли... сказывался недостаток словарного запаса... интеллигенция, чего с нас взять...

Содрогаясь от мыслей, как далеко еще может зайти освобождение нас от пагубного влияния цивилизации, мы побрели на завтрак. Сразу хочу обрадовать жаждущих рвануть в поездку, что кормление было трехразовое, экологически чистое, с учетом новейших веяний в диетологии и фитнесе, в том смысле, что после поедания местных даров быстрый бег с частыми приседаниями вам гарантируется.

Поскольку такой изврат цивилизации, как холодильник, в номере отсутствовал, почти все тащили с собой остатки былой роскоши в виде кусков колбасы, белого и черного хлеба и других вкусняшек, дабы съесть это все вместе с завтраком. Обилие привычной еды сыграло с нами злую шутку, дав ощущение сытости, и многие не обратили внимание на своеобразие предложенных на завтрак блюд.

В Северной Корее такое понятие как "шведский стол" отсутствует напрочь. Ну сами посудите, зачем выставлять кучу разных блюд, если их все равно не съедят. И потом, какая разница, чем вы там услаждали свой язык на входе, на выходе будет всегда одно и тоже. А если на выходе одинаково, то нахрена нужны эти кулинарные изыски? Поэтому, посетив первый раз завтрак, вы будете знать меню всех завтраков на все дни пребывания, так же как и обеда с ужином.

Но мы отвлеклись. Гвоздем программы, то бишь завтрака, была яичница. Это нам объяснил переводчик, в то время как вся группа сидела за столами и ждала, когда принесут еду. На просвечивающийся блинчик с желтой пимпочкой, сиротливо лежащий посреди огромной тарелки в окружении художественно разложенных палочек, никто сначала не обратил внимания. Кстати, надо отдать должное сервису. Сервировка столов всегда была на высоте и поражала количеством разного рода плошек, чашечек и пиалочек. Все блистало чистотой и геометрическим изяществом. Официантки услаждали взор традиционными нарядами и профессионализмом движений. Пачкать такую красоту едой просто не поднималась рука.

Осознав, что больше ничего не обломится, народ приступил к трапезе. За столами воцарилась тишина, все деловито гоняли палочками по тарелке шедевр кулинарного искусства, правда не всех это получалось. Вы никогда не пробовали зацепить спицами папиросную бумагу, прилипшую к тарелке? Счастливчики, которым это удавалось, с чувством превосходства снисходительно давали советы пыхтящим и сопящим соседям. Слабые духом сконфужено собирали содержимое тарелки рукой, стараясь чтобы это было не так заметно, или через переводчика просили вилку.

Завтрак завершал чай. Так наш переводчик обозвал горячую воду, налитую в чашечки из термосов, стоящих здесь же, на столах. Водичка имела желтоватый цвет, слегка пахла рыбой и имела чуть сладковатый вкус. Сделав пару глотков, вся группа единогласна определила, к какой категории относится данная жидкость, разногласия возникли только при определении выделившего её животного...

После завтрака нас повезли менять валюту. Поскольку за время пребывания в КНДР никто не видел ни одного магазина, больше 100 долларов никто не менял, хотя и эта сумма оказалась запредельной. Сам обмен происходил в огромном здании,

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

которой переводчик почему-то назвал  "почтамтом". Здание имело огромный холл, на одной из стен была картина, изображающая глядящего в даль товарища Ким-Ир-Сена, вместе с женой на конях, держащего на руках маленького товарища Ким-Чен-Ира, то ли в рисовом поле, то ли в степи, на фоне ослепительных гор. Картина была из мозаики, имела размеры теннисного корта и впечатляла свои монументализмом. По разным концам картины, в углах холла, стояли два стола, за одним меняли валюту, за другим продавали китайские сотовые телефоны. Ни одного аборигена, за время пребывания в этом здании мы не увидели, поэтому основное его предназначение так и осталось загадкой.

Деньги сейчас вроде уже другие, но и старые были суровы и идеологически выдержаны

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

Наконец официальная часть была закончена, и мы радостно побежали доставать крема, мазилки, протекторы и все остальное, без чего ни одна уважающая себя женщина просто постесняется появляться на пляже. Иногда можно брать с собой "устройство для нанесения крема на спину", правда тогда вам придется периодически заправлять его пивом и терпеть табачный выхлоп...

Хотя наш лагерь стоял в довольно живописном месте, недалеко от моря, группу загрузили в два автобуса, и всего через сорок минут тряски по грунтовой дороге

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

мы оказались в довольно уютной бухточке, с чистейшим берегом с замечательным золотистым песочком и лазурным морем! На берегу стояло насколько зонтиков-грибочков, дюжина пластиковых стульев и все это было огорожено нехилым заборчиком.

Нас завезли вовнутрь, ворота закрылись и переводчик Женя пообещал четыре часа полного отдыха, а затем нас повезут в самый настоящий северокорейский ресторан, на самый настоящий северокорейский обед. Здесь он сделал таинственную паузу, а затем с восторгом сообщил, что на обеде подадут, вы только представьте, огромных волосатых крабов! Когда он руками описал окружность диаметром где-то сантиметров пятнадцать и не увидел ответного восторга, то как то сник, а избалованные камчатскими крабами дальневосточники побрели разбрасывать тела по пляжу, гадая, откуда у крабов растут волосы.

Надо отдать должное, пляж был замечательным, море восхитительным и солнышка было вдоволь.

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

Везде, докуда доставал взгляд, не было ни одного засохшего листочка, ни одной бумажки. В море ни одной травинки, на дне ни одной водорослинки (рыбок правда тоже не было), зато детвора отрывалась по полной, бегая босиком и не боясь пораниться, ну и мы тоже не отставали. М-да... даже сейчас вспоминать приятно...

Когда восторг несколько схлынул, мы обнаружили, что внутри пляжной резервации находятся несколько строений,

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

причем одно из них - магазин. Как оказалось, это единственный доступный нам магазин,

с очень своеобразным ассортиментом. Основным товаром там было пиво и леденцы. Имелась также рисовая водка, в красивой бутылке, внутрь которой была запихана настоящая змея, труды северокорейских товарищей в переводе на русский. Для детей странного вкуса напитки, состав которых можно было угадать только по рисунку на этикетке, сушеные кальмары... всё вроде...

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

Но пиво и леденцы просто подавляли свои количеством, а если учесть что пиво, как и леденцы, было представлено одним сортом, вы зацените все коварство местного маркетинга. Хит продаж... а что делать?...покупали... во-первых, некуда девать местные деньги, а во-вторых, хоть немного убирает постоянное чувство голода...

Пиво, кстати, неплохое, светлое с легкой горчинкой, продавалось в бутылках по 0,7 литра. Бутылка тяжелая, с длинным горлышком, из толстого стекла. В случае необходимости в такую бутылку легко можно было залить горючую смесь, и вот тебе готовый "коктейль Молотова". Очень удобно бросать во вражеские танки, но таскать с собой такую тяжесть никто не будет, поэтому употребляли сразу при покупке. Стоимость смешная, около 4 наших рублей, поэтому мужская часть нашей группы, проникнувшись ответственностью момента, принялась готовиться к войне, освобождая тару для противотанковых расчетов.

Леденцы, как нам объяснили знающие люди, были свадебные, то есть разбрасывались безутешными родственниками над свадебной процессией. Дабы осерчавшая теща, учитывая твердость и массу леденца, хорошим броском не вынесла жениха вместе с дружками, эта шрапнель упаковывалась в лопухастый фантик, тормозящий конфетку в полете, а ярко красная этикетка позволяла отслеживать траекторию и вовремя увернуться.

Время пребывания на экологически чистом пляже пролетело незаметно,

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

и мы грузились в автобус с чувством исполненного, перед свои организмом, долга. Забыла сказать, что в автобусе была своя стюардесса, очень миловидная кореянка, хорошо знающая русский и большое количество пионерских песенок. Во время переездов, чтобы мы особо не таращились в окно,

она тут же начинала дирижировать и весь автобус самозабвенно распевал "Взвейтесь кострами..", "Голубой вагон бежит качается.." или "Прилетит к нам волшебник...". Отсутствие голоса или слуха как причина молчания отвергалась сразу, да и после принятия на жаре пива с леденцами всех просто плющило от восторга. Ребятня, не знавшая слов патриотических песен, испуганно затихала, когда народ дружно голосил припевы, а гид  не мог понять, почему простые слова "голубой вагон" и "голубой вертолет" вызывают странный смех у мужиков.

Кроме песен, автобусная массовица-затейница проводила идеологические беседы, задавала массу вопросов и сама же на них отвечала, народ безмолвно внимал, поскольку нам раздали методички, где настоятельно рекомендовали воздерживаться от дискуссий.

"А где мы сегодня купались?" - вдруг спросила автобусная стюардесса, и черт меня дернул сказать, что на Японском море. С безграничным сожалением учительницы школы для умственно отсталых, разъясняющей детям, что в слове "хула-хуп" буква "я" не пишется, девушка мягко меня поправила: - "А вот и неправильно! Вы сегодня купались на Восточно-корейском море, это японские захватчики обманом исправили название на картах!"

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

На мое робкое возражение о том, что такого моря на картах нет, последовал категорический ответ, что мы смотрим неправильные карты. Осознав, что могу остаться без обеда, торопливо согласилась, и более в блиц опросах не участвовала. Еще обвинят, в том, что это я карты исправила...

Возле ресторана, где мы должны были насыщаться, было также пустынно, как и везде, где мы проезжали.

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее
Сразу насторожил запах. Возможно для узника Бухенвальда он показался бы запахом еды, но страдающих дистрофией среди нас не было, и у всех появилось подозрение, что не все, что мы увидим, можно есть...

Всех рассадили за заставленный посудой длинный стол, разделенный на блоки по четыре человека, и проголодавшийся народ с воодушевлением стал разыскивать съедобное в том великолепии, что было выложено перед каждым. Мой муж, привыкший к тому, что суп от каши отличается только названием и накладывавший себе дома тарелку с горкой, с вытянувшимся лицом рассматривал пиалу, заполненную наполовину зеленоватой жидкостью, в которой одиноко плавали три луковых чешуйки. Если надавливать на них ложкой, чешуйки всплывали, вызывая ассоциации с тем, что никогда не тонет. Рисковать вливанием в себя этой смеси никто не стал, и мы продолжили рассматривать дальше содержимое тарелок.

Особый интерес вызывало стоящее посреди каждого стола сооружение, напоминавшее увеличенную в десять раз спиртовку, покрытую алюминиевым грибочком с мелкими дырочками. Воле агрегата стояла тарелочка с маслом и четыре пиалки, заполненные порезанными на квадраты сырым кальмаром. Оборудование для резки, видимо было импортным, сторона кусочка составляла около дюйма. В каждой пиалке было восемь квадратиков, порция на одного.

Быстро проглотив изображавший салат силос из морской капусты и осознав что это все, народ стал впихивать в себя сырой кальмар, отплевываясь от пленки и запивая стоявшим на столе пивом. По вкусу это напоминало замороженную использованную жевательную резинку, но голод, как известно, не тетка, поэтому хрустели все, быстро уничтожая экологически здоровую пищу. Когда к столу подошла официантка со спичками, тарелочки были пустые, а  некоторые умудрились даже выпить стоящее рядом масло. На официантку было жалко смотреть, она что то причитала, тыкая пальцем то в емкость с маслом, то в пустую пиалку, где были кальмары.

Как оказалось, агрегат и был спиртовкой, только большой. Надо было поджечь фитилек, и когда алюминиевый грибочек нагреется, полить сверху маслом, и выкладывая на поверхность квадратики кальмара, обжарить их с двух сторон. Когда нам объяснили процесс, жарить уже было нечего. Сырой кальмар болтался в животе и организм готовил его к эвакуации.

А волосатого краба никто есть не стал. Волосатым он назывался из-за большого количества мелких наростов на лапах, был мелковат, вонюч и на вкус напоминал замоченную в рыбном рассоле редиску.

В следующий раз, научившись пользоваться спиртовкой, мы распробовали жаренного кальмара и на все две недели он стал единственным продуктом, который не дал нам опухнуть с голоду. Ну и пиво с леденцами, как же без них...

Вперед в прошлое-2 или две недели в Северной Корее

И заканчивая описание событий, которые повторялись ежедневно, с редкими перерывами на экскурсии, остановлюсь на телевидении, которое развлекало нас вечерами.

Как я уже говорила, блок переключения программ у северокорейских телевизоров изымался еще до продажи. Все смотрели одну программу, которая шла с 19-00 до 22-00. Сначала новости, потом что-нибудь познавательное из жизни вождей или героической борьбы с захватчиками, и затем, художественный фильм. Во время нашего пребывания шел сериал про селекционеров. Сериал потрясающей эмоциональной и художественной силы, наша семья засыпала на пятой минуте. Я смогла досмотреть до середины одну серию, когда преданный идеям чучхе селекционер мужественно боролся с соблазнами, и страдая от голода, продолжал выводить новые сорта риса. Особенно впечатлила сцена, когда у упавшего в обморок от голода главного героя, мать на груди нашла узелок с рисом.

Сериал был снят в лучших традициях старых советских фильмов, когда зрителю сразу указывали, где хорошие герои, а где плохие. А то вдруг перепутает. Злыдни в таких фильмах всегда худые и хмурые, а хорошие ребята упитанные весельчаки, чистящие зубы по утрам. И когда упитанный главный герой начинает страдать от голода, в его мучения сразу веришь, а двойной подбородок и лежащие на плечах щеки исключительно от голодных отеков. Одно радует, в таких фильмах хорошие толстячки всегда побеждают тощих злыдней.

Вот так мы и жили эти две незабываемые недели, иногда прерываясь на экскурсии, посещения музея боевой славы и местного дома культуры. Но это тема для отдельного рассказа...