Турист Виктория Саркисова (Vikus)
Виктория Саркисова
была 30 марта 14:54

Пешеходный маршрут одного дня: из с. Ширяево через Национальный парк Самарская лука

Самарская область — Россия Август 2015

С давних пор мечтала посетить с. Ширяево. Столько слышала про красоты тамошней природы. Волжская Швейцария — это про окрестности села Ширяево. Но как-то руки не доходили. Да и ноги тоже, что явно важнее.

И вот неожиданно поступило предложение от друзей поучаствовать в однодневном пешеходном походе. В планах было следующее: доплыть до села Ширяево на обычном рейсовом «Омике», сходить в музей И. Е. Репина и отправиться в пешком по территории национального парка «Самарская лука» с подъемом на смотровую площадку Верблюд-горы и посещением штолен той же горы до пристани села Гаврилова Поляна, где и планировалось сесть на вечерний теплоходик «Москва», следующий до Самары. Длина перехода около 11 км. Оценив свои силы, я согласилась.

И вот оно, долгожданное утро субботы, 15 августа. Встреча назначена на Самарском речном вокзале. Первое, что бросилось в глаза в 7.45 утра — очередь в кассы, выходящая из здания на улицу. И почти все берут билеты до Ширяево. Оказывается, сегодня там начинается ежегодный «Праздник вишневого пирога» (пришелся в 2015 году на 15—16 августа), и многие жители Самары спешат поучаствовать в праздничных мероприятиях. Покупаем за 80 р. билет на «Омик», уходящий в 8.30 (время в пути 2,5 часа). В 7.45 в Ширяево уже ушло скоростное судно на подводных крыльях «Восход» (время в пути 40 мин.), но билет на него значительно дороже — 350 р.

Нас 6 человек. На «Омик» пробиваемся со штурмом — эффект массового мероприятия. Удается встать снаружи, у носа судна — всю дорогу мерзли нестерпимо, одели на себя всю взятую на всякий случай теплую одежду. Однако были и плюсы — прекрасные волжские виды и свежий речной воздух в отличие от духоты внутреннего помещения. На промежуточную остановку переполненный теплоход за пассажирами заходить не стал, и мы прямиком направились в сторону с. Ширяево.

Вот так выглядит с Волги Самара.

На носу «Омика» лежат велосипеды, что неудивительно — из с. Ширяево начинается много веломаршрутов.

На горизонте видны Жигулевские ворота — наш путь лежит через них.

Через 2,5 часа мы совершенно замерзшие прибываем на место. С берега открывается вид на безмятежную утреннюю Волгу.

У причала стоят небольшие автобусы и «буханки» — предлагаются экскурсии к знаменитому источнику «Каменная чаша», а так же автомобильная экскурсия на Стрельную гору (находится на территории Жигулевского заповедника, проезд возможен лишь на автомобиле). Но нам сегодня не сюда. Поднимаемся выше. Вот и табличка с надписью Ширяево.

Поскольку наш путь будет лежать через территорию Национального парка «Самарская лука», нужно озаботиться документами для прохода. Нам указывают домик, в котором мы покупаем право прохода через Национальный парк — 50 р. с человека.

О необходимости разрешения будут напоминать плакаты вдоль всего нашего маршрута.

А вокруг бойко идет торговля овощами и сувенирами. Нам раздают программы праздника — в его рамках на двух площадках планируется гиганский фигурный хоровод (вишенка с ножкой), варка варенья, изготовление вишневых пирогов с их последующей дегустацией и много-много всего.

Мы проходим на первую ярмарочную площадку «Жигулевское подворье» — она расположена на территории разрушенного завода. Основные мероприятия еще не начались.

Можно сфотографироваться с надписью «Вишня», что мы и делаем. После решаем пройтись по ярмарке.

Здесь представлены изделия народных промыслов, продают варенье из знаменитой местной «бещевской вишни». Никто не смог удержаться от покупки сувениров на память. На третьем снимке в центре стола стоит небольшой глиняный котик — он уехал со мной в Самару вместе с глиняным горшочком.

Покинув ярмарку, мы напрвляемся в сторону музея И. Е. Репина. Вдали видна вторая праздничная площадка — Ширяевское подворье. Но мы туда не пойдем — наше время очень ограничено.

Домики в селе опрятные и ухоженные — радуют глаз.

Рядом с музеем, прямо у своего дома, дедушка продает свежепожаренные, с пылу с жару пирожки с яблоками и с солеными огурцами. Тут я в деле увидела иллюстрацию к фразе «расхватывают как горячие пирожки». Когда по выходу из музея мы решили полакомиться, то с яблоком оставалось толко два пирожка. Пришлось взять с соленым огурцом. И те и другие необыкновенно вкусны!

У музея толпится народ.

Есть возможность посетить экспозицию без экскурсии (цена 120 р.) или с экскурсией (группа от 10 человек, цена 160 р.). Мы хотим с экскурсией! Но нас только 6 человек. В результате агитации мы набираем 13 человек и покупаем билеты с экскурсией! Поверьте, оно того стоит. О музее скажу лишь одно — он очень интересен и посвящен не только И. Е. Репину, который на 3 месяца снимал здесь избу и писал своих всемирно известных «бурлаков», но и быту крестьян и купцов. Одна из экспозиций посвящена незаслуженно забытому поэту А. В. Ширяевцу. Здесь он родился и вырос. Мать поэта завещала свой дом со всей обстановкой музею. Лекции читают, сменяясь при переходе в разные дома, три экскурсовода. С такой любовью и нежностью рассказывают они о своих темах. Спасибо им за это огромное! Музей популярен не только у самарцев. В разные годы его посещали президент РФ В. В. Путин, король Швеции Густав, о чем свидетельствую фотографии и благодарственные подписи. Фотографировать внутри строений запрещено, снимать можно только на внешней территории музейного комплекса.

Развлечение для туристов — Перспектива.

Мы покидаем музей и двигаемся по сельским улочкам к нашей цели — дороге. По пути обращаем внимание любовь жителей села к красивым флюгерам.

Ну вот мы и у дороги.

Сдаем на контрольном посту свои разрешительные документы и входим на территорию Национального парка. Идти мы будем вдоль берега Волги. Слева Волга, в высоте парит хищная птица,

справа — покрытиые лесом древние Жигулевские горы.

Чувствуется, что близится осень — на траве паутинки.

Мы сворачиваем на тропинку к горам,

преодолеваем небольшой, но исключительно тяжелый для меня подъем и подходим к отвесной стене Верблюд-горы (о горе можно прочитать вот здесь http://www.zhiguli-tour.ru/58/).

На нас смотрят черные отверстия штолен.

От глубоких штолен метров за 50 веет ледяным тяжелым холодом. И тут наша проводница, Маруся, сообщает нам, что это не те штольни, и мы, похоже, прошли нужное место для подъема на Верблюд-гору, и вышли на, так называемую, Козью тропу. Принимаем решение возвращаться и искать правильный проход к подъему на Верблюд-гору. Находим, но потеряно много времени. Так что к штольням подойти сегодня не удастся.

Вот она, голова Верблюд-горы, снизу. Нам предстоит подняться на самую высокую точку этого скального образования.

Сначала подъем несложен. Вот и площадка. Я радуюсь, что так легко сюда добралась. Вид открывается красивый.

Но радость моя преждевременна! Оказывается это только начало подъема. Надо забраться вооон туда, наверх.

Для неподготовленного человека, типа меня, это оказывается нелегким испытанием. Нещадно палит солнце. Камни срываются из-под ног, грунт оползает. Подъем почти вертикальный. Руки, одежда и обувь покрываются слоем серой доломитовой пыли. Приходится хвататься за корни растений, ветки кустов. Мешает тяжелый рюкзак и фотоаппарат. Друзья помогают мне, за что им отдельное большое спасибо. Вот, наконец, заветная смотровая площадка.

И… я понимаю, что сделать последний шаг, подняться и сфотографироваться вот так

я не могу. Меня покачивает, и я испытываю панический страх, видя пустоту с трех сторон. Ну и что, что всего 326 метров над уровнем моря. Мне достаточно. Уговоры не помогли, и я смогла дойти только до ступеньки.

Но я здесь была, значит здесь был Туристер, и этим все сказано!

Вид на лесистые склоны Жигулевских гор и на Волгу.

Затем следует не менее тяжелый спуск. И теперь мы видим, где были. Вон, на верху маленькие фигурки людей. Мы пришли оттуда.

От Ширяево до Верблюд-горы 4 км. Значит впереди у нас еще около 7 км пути. Время 17.00. Надо торопиться. Посетить штольни уже не представляется возможным. Мы спускаемся к Волге и следуем вдоль берега. Но берег каменистый, скорость падает, ноги соскальзывают в воду.

Встречаются окаменелости.

Принимаем решение разделиться — двое решают продолжать путь вдоль берега. Четверо, и я в их числе, решают подняться на Козью тропу и следовать по ней до Крестовой поляны. Козья тропа — это еще одно испытание. Слева крутой поросший лесом склон. Справа тоже лесистый склон. И узкая тропинка между ними, местами настолько скользкая, что приходится практически ползти по ней. Здесь пролегает велосипедный маршрут. Говорят, опытные велисипедисты могут преодолеть всю тропу в седле. Не представляю, как! Большинство встреченных велотуристов ведет велосипед рядом, причем слева — в случае чего можно отпустить велик, чтобы он не утянул со склона заодно и тебя. Падать будет хоть и невысоко, но больно! Меня один раз вытягивал по тропе за руку велосипедист, ждавший отставшую группу товарищей с байками. Спасибо тебе, добрый человек в красной майке Hoff!

После Крестовой поляны дорога стала легче и за час до времени Х — в 18.30 мы были у пристани Гавриловой Поляны. Перекусили на травке и в 19.30 сели на теплоходик «Москва» (цена билета 70 р.).

Через 2 часа мы сошли на берег на пристани Осипенко и напрвились по домам. Так завершился полный событий день.

До новых встреч, Ширяево!