Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 7:33

Шарлотта-Амалия — Американские Виргинские острова Август 2015

Есть предложение прогуляться по тропе Бордо. Если вам показалось, что будут наливать, то вы ошиблись. Просто фамилия мужика, который триста лет назад поселился на самой высокой части Карибского острова Ст. Джон, была Бордо. До этого он жил во Франции, но его притесняли толи католики, толи гугеноты. Видимо достали, он послал всех и переселился подальше от обеих партий. Так и осталось в веках горы Бордо, пик Бордо, тропа Бордо… Отсюда с верхней части острова прекрасный вид хошь на Карибское море, хошь на Атлантический океан.

Тропинки в джунглях. Бордо

Тропа Бордо начинается с почти самой высокой точки острова и идет к бухте Леймшур. Мы не такие ребята чтобы пойти с «почти самой высокой точки». Для начала заберемся еще метров на сто повыше на самую высокую точку. Правда, придется идти около километра через густые горные джунгли, но это мелочи, за то уберем «почти».

Здесь все сильно заплетено лианами и когда лезли первый раз пришлось упираться, но позже нашли выходы лавы вдоль которых пробираться полегче.

Тропинки в джунглях. Бордо

Вон такие штуки я вижу здесь в первый раз. Шурфы, кто то искал драгоценные камни. Похоже, пытались поймать старый кратер.

Наконец забрались на самую верхнюю точку острова. К сожалению, отсюда ничего не видно. Именно здесь выпадает максимальное количество осадков на острове. Вокруг огромные деревья. Под их кроны практически не пробивается свет. Фотография сделана с верхушки самого высокого дерева растущего на самой верхушке самой высокой горы. Там внизу пролив Сэра Дрейка. Помните как лихо Капитан Блад, используя сильное течение, уходил за Тортолу? Вон те облака на горизонте как раз за Тортолу и зацепились.

Тропинки в джунглях. Бордо

Локальный Эверест покорен, можно двигаться дальше. Тропа Бордо имеет очень необычное происхождение, ее проложили и утоптали ослы (в прямом смысле). Почти триста лет назад люди приучили ослов утром подниматься на гору к усадьбе Бордо, а вечером спускаться к морю в усадьбу Леймшур.

Двести лет ослы ходили этой дорогой каждый день выполняя свою важную работу, что самое удивительное они продолжали повторять свой ежедневный маршрут еще много лет после того как плантации зачахли и плантаторы спились. Маленькие ослята с детства следовали за стадом и не представляли себе другой жизни кроме этой. Утром вверх, вечером вниз и так всю жизнь. Это было самое важное, наверно это была их религия. Они перестали ходить в гору только лет тридцать назад, когда неверие и цинизм стали доминирующими мировыми идеологиями. Ослов на острове до сих пор много. Они дикие, точнее ничьи. Булки жрут, но гладиться не хотят, скалят зубы и щурят не добрый глаз.

Тропинки в джунглях. Бордо

Ни за что не догадаетесь, зачем люди приучили ослов ходить на пик Бордо. Я потом напишу. Главное достоинтство тропы Бордо — прекрасные виды. Перепад высот очень большой, видно на много километров вокруг. Постоянно дует свежий ветерок с океана.

Спуск по этой крутой, красивой тропе может вызывать два совершенно противоположных чувства. Чувство № 1 (возникает если внизу на пляже тебя ждет машина в которой лежит холодное пиво) — Жизнь прекрасна, этот легкий бриз с океана превращает относительно крутой спуск в легкую прогулку, пожалуй, организаторы конкурса Лучший Вид Карибов 2000 были правы выбрав вид с пика Бордо… Чувство № 2 (возникает если внизу на пляже тебя никто не ждет и полбутылки теплой воды все что осталось у тебя на подъем) — Мамочки, как же я полезу назад на это долбанную гору да еще в самую жару.

Тропинки в джунглях. Бордо

Спуск занимает около часа. Недалеко от пляжа находится заводик принадлежавший когда то семье Леймшур.

Нет мужики вы не правильно догадались. Здесь не гнали самогон, здесь занимались благородным делом, производили душистое масло для самых дорогих женских духов. На вершине пика Бордо на ослов грузили вьюки с листьями Бей Рам Три.

Тропинки в джунглях. Бордо

Ослы спускались вниз. Их разгружали здесь у завода и кормили фруктами. Из листьев Бей Рам Три отгоняли масла и грузили в бочки. Ребята, приучившие ослов к самостоятельной работе, были сообразительны во всем. Схема погрузки вызвала у меня писклявый восторг. Узкие лодки во время прилива выводили на пляж как можно дальше. Когда начинался отлив лодки валили на борт и накатывали бочки под горку. В следующий прилив лодки опять оказывались на воде, но уже груженные. Посередине бухты стоял ячеистый плот на мертвых якорях, который являлся хранилищем и обеспечивал погрузку-разгрузку заходящих в бухту судов. Во время прилива он заглублялся и каждая лодка становилась в свою ячейку. После заполнения всех ячеек, трос якоря отпускался и вся система оказывалась на поверхности, готовая к перезагрузке на корабль. Надо сказать что торговля душистыми маслами просуществовала много дольше всех остальных плантаторских начинаний. Предприятие было закрыто только в середине двадцатого века.

На фотографиях сделанных с пика Бордо можно рассмотреть длинный узкий полуостров уходящий далеко в океан — это Яузи Поинт.

Тропинки в джунглях. Бордо

Я не люблю рассказывать страшные истории, но здесь такой невероятный диссонанс, что нужно обязательно рассказать. Видите узкую перемычку на мысу? Там проходила граница между раем и адом. Яуз переводится как проказа, на самом дальнем конце мыса жили прокаженные. Проказу в старые времена не лечили, больных просто напросто загоняли в тюрьму где они умирали.

Вот здесь проходила эта граница. Здесь стояла высокая стена, эта лесенка вела к маленьким воротцам. Проход охраняли десять солдат. Тут рядом стоит их казарма. Раз в день эти ворота открывались и моравский монах принявший страшный обет проходил через них на территорию ада. Он приносил еду и воду, молился с прокаженными, отпевал умерших. Монах помогавший прокаженным не имел права общаться со здоровыми людьми и жил один в пещере на склоне. Что удивительно за сто пятьдесят лет ни один из монахов не заболел проказой. Моравцы считают это великим чудом сотворенным Господом во имя укрепления веры.

Тропинки в джунглях. Бордо

В предыдущей заметке я обещал дать краткую информацию о Моравских монастырях. Сделаю это с большим удовольствием, я очень благодарен настоятелю и монахам за свободный доступ к их колоссальному архиву и помощь в моих поисках.

Откуда мог взяться Моравский монастырь на далеком тропическом острове Ст. Джон? В этом нет ничего удивительного. Моравские монастыри есть везде от Гренландии до Полинезии. Моравцы взяли на себе не простую миссию распространять христианство там, куда не мог добраться ни кто другой. Единственным условием для открытия монастыря было отсутствие в этом месте других христианских церквей. На мой взгляд за одно то что на Ст. Джоне к концу восемнадцатого века была достигнута всеобщая грамотность, настоятелю следует поставить памятник на самом видном месте.

Тропинки в джунглях. Бордо

Благо в постаментах недостатка нет.

Моравская церковь — самая старая протестантская церковь в мире возникла в местечке Кунвалд провинции Моравии и Богемии в 1457 году. В 1722 году общее управление церковью было переведено из Моравии в Саксонию, но церковь сохранила свое название. Эмблема церкви Агнец Божий. Моравская церковь была: перовой протестантской церковью; первой протестантской церковью, которая занялась миссионерской деятельность; первой церковью проповедовавшей рабам; первые индейцы на территории современных США и Канады принявшие христианство было обращены Моравскими Братьями…

Тропинки в джунглях. Бордо

Моравские Братья не вмешиваются в политику, не проповедуют приоритетов одних народов над другими, безразлично относятся к расовой принадлежности. Основная задача — нести людям слово божье и знания. Свою миссионерскую деятельность Моравские Братья начали в 1730 году, когда в разговоре с негром с острова Святого Луки узнали, что на его родном острове люди ничего не знают о Христе и поклоняются идолам. В 1732 году на остров Св. Луки была отправлена первая миссия состоящая из двух братьев. Не по теме, но по моему интересно. Давайте быстрее выбираться с Яузи.

Нам пора в бухту Малый Леймшур. Здесь прекрасно организованный пляж с грилями и туалетами. У туалетов Национального Парка Ст. Джон есть своя забавная история. Много лет назад большая любительница природы Леди Берд (Джонсон), Первая Леди и самая богатая женщина Техаса путешествовала, так же как мы сегодня, по тропинкам парка. Во время своих длительных походов, она периодически просила вбить колышек. После окончания поездки, она попросила осметить размещение туалетов по всем точкам где были вбиты колышки и выслать ей проект и требование на чек. Выяснилось, что колышек она просила вбить в том месте где ей становилось грустно без туалета. Будучи Первой Леди сбегать в кусты, она просто не могла себе позволить. Так что первые туалеты в Национальном Парке были установлены на деньги заработанные на техасском хлопке.

Тропинки в джунглях. Бордо

Вот и пляж Леймшур. Пляж большой, но на нем очень трудно затеряться в толпе. Пусть вас всегда на этом великолепном пляже ждут хорошие люди с холодным пивом!!!