Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 12:16

Псковская область — Россия Май 2015

В начале мая, отправляясь в псковские земли, мы планировали, что будем знакомиться только с теми местами, которые лежат в окрестностях Пскова со стороны Москвы. Все интересные места, лежащие в направлении Питера, мы решили оставить за кадром т. к. «объять необъятное» было невозможно. Скрепя сердце я удалила из программы Спасо-Елеазаровский монастырь и Чудское озеро.

100 верст не крюк!

Но в путешествиях частенько случается так, что судьба сама решает, что ты должен увидеть, а что надо отложить до следующего раза. Иногда неведомая сила пробуждает такое сильное желание побывать в тех местах, от которых здравый смысл советовал отказаться, что позже поражаешься своей готовности, откинув доводы разума и презрев время и пространство, пуститься «во все тяжкие». Вольный дух авантюризма, начинает петь так громко, что слабый голос рассудка не может его перекричать.

Что-то похожее случилось с нами в тот день, который мы начали со знакомства с Псково-Печерским монастырем. Видимо, увиденное и услышанное здесь вселило в нас такую энергию и веру в собственные силы, что мы, вместо того, чтобы спокойно отправиться на запланированный обед в Печорах, рванули на Чудское озеро.

100 верст не крюк!

Нас не смутил крюк в 300 верст, который мы должны были сделать ради сомнительного желания устроить пикник на берегу Чудского озера.

Не «включилось» и то, что мы, солидные, в силу своего возраста, матроны «рвем когти» ради того чтобы съесть «не понятно что» на берегу озера, до которого мы толком не знали как добраться. Дух авантюризма правил бал, или как говорят: «Охота была пуще неволи».

100 верст не крюк!

Ни минуты не сомневаясь, мы решили ехать в Гдов. В тот момент нам казалось, что из города, стоящего на берегу Чудского озера, будет легко попасть на его берег.

Наше безумство неограничивалось пикником на Чудском озере, на обратном пути мы хотели познакомится со Спасо-Елеазаровским монастырем и, если останется время, заехать в Выбуты, на родину княгини Ольги.

100 верст не крюк!

С удивлением вспоминаю, что, когда родилась эта авантюрная идея, время на часах уже перевалило за полдень.

Часа через два после старта мы въехали в Гдов, и попали в 50-е годы прошлого столетия. Под затянутым облаками небом город выглядел серо и уныло. Задерживать внимание на этой безысходной грусти совсем не хотелось, поэтому, увидев небольшой магазинчик, мы быстро прикупили в нем еду и отправились на озеро.

Надо сказать, что подъехать на машине к берегу мы так и не смогли. Пришлось припарковаться около речки Гдовки, перейти ее по пешеходному мостику

100 верст не крюк!

и дальше долго идти к озеру по едва заметной тропинке.

Чем дальше мы уходили от реки, тем больше погружались в бесконечное, уходящее за горизонт, пространство.

100 верст не крюк!

О близости озера говорил только набиравший силу ветер.

100 верст не крюк!

Наконец мы вышли на безлюдный берег.

«Молочная река, кисельные берега», — пришло на ум давно забытое выражение из детства.

Цвет озера был похож на топленое молоко.

100 верст не крюк!

Его песчаный берег был покрыт глазурью из осколков ракушек.

Тишина и покой. Только звук ветра и едва слышный плеск волн нарушали тишину.

Ради этого стоило проделать длинный путь.

100 верст не крюк!

Мы выбрали место на песчанной дюне, уселись на свои рюкзаки, но разложить свою нехитрую еду так и не смогли. Ветер нещадно трепал пакет, и все время норовил вырвать и унести салфетки и пластиковые стаканчики. В итоге наш пикник превратился в игру с ветром. Спрятав пакет за спины, мы периодически что-нибудь из него доставали и, дразня ветер, ели, глядя на расстилающуюся перед нами молочную гладь озера.

Настойчивый ветер, не в силах отнять еду, подхватывал мысли и уносил их куда-то вдаль.

Веселый ветер играл не только с нами. Он гнал волны озера, и они, послушные его силе, бежали вдоль берега боясь забраться на сушу.

100 верст не крюк!

Не знаю, сколько бы мы еще здесь просидели любуясь простором, но неумолимое время клонило солнце к закату, и нам пришлось вспомнить о предстоящей долгой дороге и своих планах.

100 верст не крюк!

Бросив прощальный взгляд на озеро, мы по знакомой тропинке вернулись к машине,

и помчались в сторону Пскова. Нас ждал Спасо-Елеазаровский монастырь, под сводами которого в начале 16 века сформировалась концептуальная идея «Москва-третий Рим».

100 верст не крюк!

Мысль эта зазвучала на Руси в середине 15 века, сразу после падения Византии. Но только старец Филофей — инок Спасо-Елеазаровского монастыря облек ее в четкую формулу. В своих посланиях он писал: «Москва — третий Рим, четвертому не бывать».

Эта значимая для российской духовности концепция не случайно родилась в стенах Спасо-Елеазаровского монастыря. Дело в том, что в 1439 году, основатель монастыря - преподобный Евфросин (Елеазар), принес в обитель, подаренную ему Константинопольским патриархом, икону Божьей Матери, написанную евангелистом Лукой.

Произошло это в тот год, когда была принята Флорентийская уния, подчинившая православие католичеству.

Для русских людей этот дар стал символом сохранения православной веры. Приняв его, Русь становилась наследницей погибающей Византии.

100 верст не крюк!

Справедливости ради, стоит отметить, что точно неизвестно, была ли подаренная икона подлинником, или это был более поздний список. На этот вопрос, ответ мы уже никогда не получим, т. к. ныне эта икона покоится на дне Псковского озера.

Случилось так, что шведские воины, напавшие на Спасо-Елеазаровский монастырь, решили вывезти украденные из него ценности через Псковское озеро. Погрузили добычу на суда и отправились в путь. Но не успел шведский караван отойти от берега, как откуда не возьмись налетела буря. Корабли с похищенным перевернулись и затононули. Вместе с ними пошла ко дну и Цареградская икона Божьей Матери.

Воды озера укрыли Святыню от людских глаз, навсегда оставив ее в русских землях.

100 верст не крюк!

Спасо-Елеазаровский монастырь найти не сложно. Монастырь стоит рядом с дорогой, соединяющий Псков и Гдов.

Мы подъехали к нему около 7-ми вечера и с удивлением обнаружили, что ворота монастыря еще не заперты.

100 верст не крюк!

Не веря своим глазам, мы вошли в обитель и робко спросили у вратарницы, можем ли мы пройти на территорию.

— Да, да, — сказала она, — храм еще открыт, входите, пожалуйста.

100 верст не крюк!

В этот час на территории монастыря мы были единственными мирянами.

Мы огляделись. Все здесь было новым и аккуратным. Здания сияли белизной, газоны были подстрижены, дорожки вымощены тротуарной плиткой.

Путешествуя по России, я редко вижу монастыри в таком великолепном состоянии.

100 верст не крюк!

Говорят, что возрождение монастыря связано с именем Людмилы Путиной — экс-супруги действующего президента.

Поговаривают, что она частенько приезжает в монастырь и останавливается в особняке, примыкающем к ограде монастыря.

100 верст не крюк!

Люди, бывающие в монастыре, утверждают, что время от времени видят ее на службах в соборе Трех Святителей.

Мы походили по территории монастыря и заглянули в собор.

100 верст не крюк!

Честно признаюсь, монастырь вызвал у меня двойственное чувство. С одной стороны, я была рада, что легендарное место возрождено и находится в отличном состоянии, но с другой стороны, у меня здесь не возникло ощущения прикосновения к истории.

Попрощавшись с монастырем, мы прыгнули в машину и понеслись дальше. До темноты нам хотелось попасть в Выбуты, туда где, по преданию, родилась княгиня Ольга…

Но об этом я расскажу отдельно.