Турист Екатерина Нефедова (devi_dasi7)
Екатерина Нефедова
была 22 января 2018 16:41

Ростов Великий — Россия Июнь 2015

Хочешь прошлое осилить,
Вглубь столетий заглянуть?
Помни: Русь-Ростов-Россия-
Родословной нашей суть.

Сегодня Ростов, что в Ярославской области, классический провинциальный городок: тихий, уютный и очень зеленый. Но на страницах Российской истории он на века останется Великим. Как утверждают археологи (а с ними не поспоришь), первое укреплённое поселение на Ростовской земле, а именно около озера Неро, возникло в VII веке. Основало его фино-угорское племя Мери и долгое время поселение было мерянским племенным центром. Славяне приходят в эти земли в IX–XI веках. Первыми приходят новгородцы, затем кривичи и, вероятно, вятичи. И, как водится, отжимают территорию у Мери, не особо интересуясь мнением последних. Благодаря синтезу угро-финских и славянских племен с различным уровнем развития возникла русская народность с высокой степенью культуры. Жители Ростова Великого тех веков были мастеровитыми, хорошо владели искусством земледелия, рыболовства и охоты. Ростов привлекал и торговых людей, так как располагался на перекрестке многих путей. И в то время, когда Москва была непреметной деревенькой, Ростов стал центром северо-востока Русской земли.

Белокаменное чудо Ростова

Ростов Великий помнит и монголо-татарское нашествие: ведь зимой 1238 года полчища Батыя прошлись по ростовским землям), и «смутное время»: в начале XVII-го столетия Ростов Великий подвергся нападению польско-литовских интервентов, разграбивших город (к счастью, это было последнее разрушение иноземными захватчиками в истории этого древнейшего города). Помнит Ростовская земля и великих людей, которые ходили по ней: это и Ярослав Мудрый, управлявший ростовским княжеством и заложивший для его защиты и контроля торгового пути по Волге город Ярославль; и князь- мученик Борис, причисленный вместе со своим братом Глебом после смерти от рук наёмных убийц к лику Святых; и знаменитый ростовский богатырь Алеша Попович. В Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Ростов неоднократно посещал Иван Грозный, по указам которого в городе строились новые церкви. Бывал в Ростове Великом и царь-реформатор Петр Первый; сюда он приезжал с целью устройства потешного флота, но воды озера Неро ему не подошли и свой потешный флот он построил на Плещеевом озере.

В семь вечера улицы Ростова пустеют
Белокаменное чудо Ростова

Сказочным градом-теремком возвышается Ростовский кремль, не похожий ни на один другой кремль городов Золотого кольца и других древнерусских городов. Ростовский более легкий и воздушный и как-бы парит над землей. Возможно потому, что в отличие от других он не был постороен в оборонительных целях, а служил резиденцией митрополита Иона Сысоевича, который и возвел жемчужину русской архитектуры — Ростовский кремль (Митрополичий Дом).

Церковь Одигитрии
Белокаменное чудо Ростова

На небольшой территории Кремля расположено множество интересных музеев (рассчитывайте время: часа точно не хватит, чтобы все обойти). Самый яркий и интересный среди них — музей Ростовской финифти. В XIX-м столетии Ростов Великий прославился мастерством своих умельцев по росписи финифтью, и в этом музее понимаешь почему: есть действительно шедевры эмалиевой росписи.

Можно совершить прогулку по стенам Кремля и полюбоваться окрестностями. Для всех любителей панорамных видов настойчиво рекомендуют Водяную башню, но только если у вас нет клаустрофобии (местами очень-очень узко) и боязни высоты. Преодолев крутые ступени, вы будете в полной мере вознаграждены прекрасным видом на озеро Неро. На территории Кремля также есть гостиница (если вы планируете задержаться в Ростове, то лучше по расположению пожалуй и не найти).

Белокаменное чудо Ростова

Земля ростовская славится своими колокольными звонами — ведь они по праву считаются классическими. Даже во времена гонения на церковь они звучали на граммпластинках и во многих кинофильмах. Посмотреть на знаменитые колокола можно поднявшись на звонницу Успенского собора, которая вместе с собором входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Лестница на звонницу также очень узкая, построенная в XVII веке, когда человечество еще не знало фаст-фуда. Самые известные колокола звоницы: «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» . Самый большой из них «Сысой», весом 2000 пудов, тон этого колокола соответствует ноте «До». При совместном звучании эти три колокола образуют до-мажорное трезвучие, и слаженность, необходимая для этого, поразительна. За дополнительную плату в церковной лавке можно приобрести личного звонаря, и индивидуально для вас прозвучат знаменитые Ростовские звоны (цену не узнавали).

Белокаменное чудо Ростова

Вниманием не стоит обходить высокий и просторный Успенский собор, построенный в начале XVI века. Ныне существующий собор — уже пятый по счету на этом месте; до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма. Сейчас собор находится на реконструкции, но не перестает при этом быть действующим (барышни не забывайте платки; если вдруг все-таки забыли не страшно: в Соборе можно взять на прокат). Фотосъемка внутри Собора запрещена, поэтому предоставить в доказательство нечего, но заглянуть стоит — впечатляет несмотря на то, что половина фресок закрыта строительными лесами.

Успенский собор
Белокаменное чудо Ростова

Уталив культурный голод, мы отправились на перекус и шоппинг. Мест, где можно перекусить, в Ростове много (с этим проблем не возникнет): рядом со звонницей есть ларечек, где продают чудные пирожки и медовуху на любой вкус (она продается по всему пути следования по Золотому Кольцу); рядом со стенами Кремля притаились кафе и ресторанчики, где можно полноценно пообедать/поужинать. Самый популярный сувенир из Ростова конечно же Ростовская финифть: ее здесь великое множество на любой вкус и кошелек, от дешевенькой до очень дорогой, обрамленной в золото и серебро. Лично для меня, лучший подарок это книга, и я незамедлила подарить себе очередную (конечно про Ростов).

Мы добрались до Ростова во второй половине дня: пробки (куда без них) вместе с квартирным вопросом испортили москвичей, поэтому весь основной торг был уже закрыт, и мы довольствовались малым. По той же причине пробок не удалось попасть в два монастыря, намеченных в программе путешествия: это Спасо-Яковлевский монастырь и Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Но это только еще один веский повод вернуться в этот древний, полный преданий и легенд, город Ростов Великий.