Турист Елена Бортник (BortnikL)
Елена Бортник
была 31 мая 2021 14:11

Северная Корея Август 2004

Это воспоминания об отдыхе в КНДР. Написать об этой поездке смогла только через несколько лет, когда эмоции стихли, негатив потихоньку ушел и появилась возможность взглянуть на все произошедшее с юмором. Фотографий много не будет, а те что будут, не очень хорошего качества, поскольку самих фотографий немного, а в основном фрагменты из видео. Снимать на фотоаппарат было можно только по разрешению, в установленных местах. А видеокамеру муж включал и просто нес в руках, иногда получалось что то отснять.

Так что как получилось, надеюсь что интересно.

Все началось с этой листовки, вызвавшей бурную дискуссию в нашей семье.

Вперед в прошлое или две недели в Северной Корее (часть первая)

Позарившись на рекламу, обещавшую экологически чистый отдых, приняли решение поехать в Северную Корею.

Однако выданная перед самой поездкой инструкция несколько настораживала. И все равно решились

Все было замечательно, на станции Хасан нам выделили вагон, и мы поехали в страну, познания о которой было только по рекламным картинкам. Хотя, чем нас мог удивить двухнедельный отдых на море? Опыт уже какой-то есть, видели и плохое и хорошее, поэтому искренне думали, что нас запугать нечем. Как мы ошибались…

Маневровый тепловозик дотолкал нас до границы и быстренько свалил домой, в Россию. А мы стали радостно готовиться к прохождению таможни. Самые нетерпеливые выглядывали в окна, стараясь увидеть встречающих, поскольку по уверениям фирмы, продавшей нам путевки, на этом маршруте мы были первыми туристами. Не прошло и часа, как в вагон затолкалось почти десяток бравых пограничников, рассматривающих нас как племя аборигенов при высадке экспедиции Кука. Форма встречающих была похожа на российскую, изобиловала разными значками, но имела многочисленные продольные складки, такое впечатление, что была одета перед нашим приездом. Особенно настораживали пластиковые шлепанцы на босу ногу, но вдруг это такой вариант формы, вроде армейских панамок для служивых на юге. Еще минут через пятнадцать в вагон вошел самый главный и это было видно даже далеким от армии бабушкам. Количеством значков, блестящих пуговиц и нашивок он напоминал ефрейтора стройбата за два дня до дембеля. На ногах были начищенные гуталином до антрацитовой черноты парусиновые тапочки, в руках такая же черная папка и внушительных размеров прибор, при ближайшем рассмотрении оказавшийся калькулятором. Прослушав пространный инструктаж на корейском языке, мы прониклись торжественностью момента, поняв что он и есть самый главный «капитана», и что нас скоро выпустят из душного вагона.

Дефилируя по проходу, «капитана» снисходительно рассматривал восторженно взиравших на него российских туристов, задерживаясь перед лицами женского пола, дабы они могли детально рассмотреть его стать и оценить брутальность вида. Периодически он открывал папочку, что то там рассматривал и сосредоточенно нажимал кнопки калькулятора, чем вызывал недюжинное восхищение и зависть подчиненных.

Еще через полчаса в вагоне появился молодой человек в белой рубашке и черных брюках, оказавшийся переводчиком, который сообщил, что по роковому стечению обстоятельств подогнать наш вагон на станцию нет никакой возможности, поскольку топлива для тепловоза нет и поэтому он рекомендует пройтись пешком. Или дотолкать вагон силами вызванного спецназа, но подвезти его тоже не могут, поскольку не на чем. Ждать уже не было никаких сил и мы побрели по проваливающимися под ногами, очевидно завезенными еще Павкой Корчагиным шпалам, к виднеющимися вдалеке строениям.

Вокруг не было ни души, чистый воздух и тишина настраивали на лирический лад и мы потихоньку брели, предвкушая двухнедельный отдых вдали от городского смога, шума и пыли.

Вперед в прошлое или две недели в Северной Корее (часть первая)

Судя по окружающему нас пейзажу, сразу было понятно, что страна готовится к вероятной войне. Рельсы, чтобы не блестели на солнце, были покрыты ржавчиной, вагонов и локомотивов в пределах видимости тоже не просматривались. Виднеющиеся невдалеке строения были окрашены серой краской и отличались друг от друга только размерами.

Таможня была вторым по величине зданием на станции, напоминала бетонный параллелепипед, замаскированный под коровник и по внешнему виду отличалась от него только наличием больших окон, которые для конспирации никогда не мыли.

Избалованные зарубежными поездками российские туристы медленно втягивались внутрь, с опаской расставляя вещи на обитых оцинкованным железом столах. Отбор запрещенных к ввозу предметов начался. Сначала собрали все сотовые телефоны, гид пояснил, что вышек сотовой связи в этом районе Северной Кореи нет. Телефоны упаковали в парусиновый мешок, в соседний сложили аудио кассеты и плееры. Пояснений по этому поводу никто не давал, да и ошарашенные приемом туристы особо и не интересовались. Желание корейских начальников оградить корейских же сограждан от тлетворного влияния капитализма было где то даже понятно, но мы то точно никого растлевать не собирались, посему уныло проводили взглядом унесенные мешки. А что делать, сказано же было — отдыхаем от цивилизации, но никто не думал, что так буквально.

Осмотр плавно подходил к окончанию, как вдруг один из таможенников, с видом наткнувшейся на эксбициониста монашки, вытащил газету, купленную морально неустойчивым туристом на железнодорожном вокзале. К нашему ужасу, она, газета, изобиловала картинками, изображавших слегка одетых и совсем не одетых особей женского пола, демонстрирующих выпуклости и другие части тела между спиной и коленями. В зале наступила тишина, по законам Северной Кореи, уличенному в распространении таких картинок, грозил нехилый срок, а мы бы пошли как соучастники. Но с другой стороны, это был печатный орган, имевший официальную лицензию и находящийся в свободной продаже. Ситуацию разрулил «капитана», он бережно сложил газетку конвертиком и уложил в папочку, дав понять подчиненным, что для принятия решения потребуется детальное рассмотрение конфисканта, а те, кто что то имеет против, к экспертизе допущены не будут. Повеселевшие в предвкушении развлечений таможенники радостно вытолкали нас на территорию Северной Кореи, что несколько омрачило нам торжественность момента вступления на овеянные легендами закрытые земли.

Итак, мы в Северной Корее, если быть точной, в Корейской Народной Демократической Республике! Офигеть, кто бы мог подумать, что такое когда-нибудь случится, но свершилось. Начинаем осматриваться.

От чего, в первую очередь, мечтает избавиться среднестатистический городской житель? От черноты асфальта, запаха автомобильного выхлопа, мелькания раздражающей рекламы, многочисленных киосков с надоедливыми продавцами и выматывающего шума. Ничего не забыла? Ну может еще мусор и разбросанные окурки. Так вот, когда мы вышли на «привокзальную» площадь, ничего этого там не было. Там совсем ничего не было. Ровная земляная площадка, утоптанная до окаменения, редкие кустики в зеленой травке вокруг и одинокий автобус, в котором ровесники СЭВ узнали «Икарус».

Вперед в прошлое или две недели в Северной Корее (часть первая)

И тишина. Водитель этого аппарата, одетый в форму юного железнодорожника, сиротливо стоял рядышком, не делая никаких попыток помочь в загрузке багажа, любовно освобождая от складочек белые нитяные перчатки. В принципе, нам уже все было пофиг, поэтому комментируя вслух эротические связи автора идеи этой поездки с евойными родственниками, сумки и прочий багаж были вколочены в салон и все расселись.

Русскоговорящий гид с невозмутимым выражением лица, достал из бардачка мегафон, и направив раструб по салону, почти без акцента приветствовал нас на земле ратующих за мир во всем мире, и поведал нам, что перед заселением, мы обязательно должны рассмотреть памятник борцам за что то, который был лично осмотрен товарищем Ким Ир Сеном. Поскольку наше мнение никого не интересовало, а выражать сомнения в значимости борьбы за что то было настоятельно не рекомендовано в выданной инструкции, народ выразил солидарность и дружно полез в сумки за колбасой и пирожками. Нарциссист в белых перчатках торжественно водрузил чресла за руль, дизель затарахтел и под мерное потряхивание сидушек на земляном покрытии мы поехали.

Дорога была монотонной, все та же утоптанная глина под колесами, бесконечные рисовые поля, потемневшие от времени обкрученные проводами деревянные столбы, и ни одной встречной машины. Да что там машины, прохожих еденицы!

Вперед в прошлое или две недели в Северной Корее (часть первая)

Все работают, — пояснил гид, отвечая на вопрос, правда не уточнил где. Даже как то стыдно стало за свой отпуск.

Автобус подъехал к нехилой крутизны горке, и невзирая на идущую на подъем дорогу, лязгнув остановился. Нас встречала миловидная дама, одетая в адаптированный (белый верх, черный низ) национальный наряд.

Вперед в прошлое или две недели в Северной Корее (часть первая)

Вообще у нас сложилось впечатление, что около каждого сколь либо значимого памятника или места, находится свой гид. Видимо посещения их было обязательным для всех, поэтому экскурсанты подъезжали по графику от предприятий и школ. Народ отдуваясь и пыхтя потянулся наверх, идущий впереди с экскурсоводом гид размахивал мегафоном, умудряясь при этом еще что то рассказывать, но в памяти это не отложилось. Вообще то разных памятных мест мы посещали много, но запомнились только этот первый и еще несколько, но те, возможно, из-за своей фундаментальности.

И вот, отдирая от потных спин одежду и вытирая лица, мы поднялись на вершину холма. Сначала народ воспринял увиденное как шутку, ожидая, что где рядом находится тот самый обелиск, на худой конец барельеф, созерцая который товарищ Ким Ир Сен выразил свое восхищение.

Памятник представлял собой каменюку, одна сторона которой была стесана и была исписана иероглифами

Вперед в прошлое или две недели в Северной Корее (часть первая)

Каменюка была любовно очищена от пыли, краска наложена ровненько, иероглифов было много, но мы таких каменюк уже видели, когда ехали сюда. Причем были довольно своеобразные…

Свое отношение муж выразил краткой эмоциональной речью, в которой цензурными были только предлоги. Несколько корейцев, видимо останки предыдущей экскурсии, уловив по эмоциональному накалу смысл, торопливо отвернулись, дабы не быть соучастниками. Мнения остальных членов нашей группы были не столь категоричны, но отражали ту же идею.

Искренне удивившись отсутствию восторга на наших лицах, гид предложил спуститься, дабы побыстрее доехать до места расселения, что было встречено с большим энтузиазмом. Теперь уже никуда не сворачивая, мы подъехали к довольно уютным котеджикам.

Вперед в прошлое или две недели в Северной Корее (часть первая)

Все было чистенько, пахло свежей краской, из крана лилась горячая вода, в ванной стояли пластиковые тазики, постель была сухая и чистая, телевизор в наличии имелся, вообще сплошная пастораль и идиллия. Несколько настораживало отсутствие кнопок переключения программ на телевизоре, но особо это не удивило. Может за отдельную плату принесут пульт для кабельного, всякое за границей встречалось….

Наступал вечер, воздух был чист и пах морем. Стояла тишина, не нарушаемая цикадами и ночными птицами, музыкой от загулявшей компании и звуками тарахтящего дизеля. Искренне считая, что остальной отдых будет как всегда и что все неприятные неожиданности мы преодолели, наши группа наскоро укладывалась спать, благо часовой пояс был тот же. Впереди было две недели отдыха….