Турист Оксана Букреева (kusena)
Оксана Букреева
была 8 июля 2021 8:25

Хагатна — Гуам Май 2014

Конечно, с тех пор прошло много времени. Настолько много, что даже как-то неудобно на сегодняшнее население бросать тень тех поистине " некультурных и нецивилизованных» поступков их предков. Да, кстати, они еще и полакомиться человечинкой не брезговали. Ну говорю, же некультурные и неиспорченные цивилизацией создания жили на острове в те далекие доисторические времена. Кстати говря, история заселения островов человечеком насчитывает по сведениям, нарытым мною в просторах всезнающего интернета, уже около 4 тыс. лет. Жили себе значит, не тужили упитанные жизнерадостные и беззаботные чаморронцы, а именно так называют аборигенов — представителей народа чаморро, пока в марте 1521 года к их берегам не пристал отважный португалец Фернан Магеллан с командой испанских мореходов. Они пробыли на острове всего 3 дня, но эти 3 дня перевернули неспешный ход чаморрской истории развития совсем «на другие рельсы». Строго говоря периодически к этим островам и раньше приставали суда европейцев, но право нанесения на карту, а следовательно и слава первооткрывателя принадлежит ему.

Вот оно, место высадки. Уматак.

Сегодня это популярнейшее место пляжного релакса почти для всей жителей ЮВА. Они летят сюда, переполняя самолеты всех азиатских авиалиний: JAL, UNITED, Korean Air, JINAir, Asiana AIRLINES, SAT AIRLINES, ANA, CHINA AIRLINES, а вот российские туристы почему -то не спешат. В чем причина такой непопулярности? Далеко? Так и до Таиланда-Гоа с Москвы не близко, стоимость и время сопоставимые. За месяц пребывания на острове мы встретили хорошо если десятка 2 соотечественников. Конечно, в основном, дальневосточников, хотя пробегали и москвичи.

Утраченное имя или Остров Сокровищ . Часть 1

Мы летели из Хабаровска. До Нариты нашей компанией S7, стыковка с ночевкой в Нарите, и затем вылет JALом. Такой вариант нам показался предпочтительнее, кортокий перелет, есть что посмотреть в Нарите, отдохнуть и затем уже последний рывок на Гуам. Прилет на остров дневной. Если лететь через Сеул, то прилетаешь ночью, а это переплата за отель, а они на Гуаме ох как не дешевы. Примерно так же и обратно. Билеты брали прямо на сайте авиакомпании, обошлись где-то по 27 тыс. руб. с человека в обе стороны. По нынешним временам, считай что даром. Азиаты любят прилетать на Гуам дня на 2–3. Отпуска у них короткие, график напряженный. Поэтому не экономят на проживании, заполняя все 5-звездочные отели. Мы скромнее, живем в трешках, аппартаментах, но зато позволяем себе полежать на горячем песочке пару недель. МЕсто это для любителей понежиться и полежать просто шикарное, море чистое, волны обрываются в полосе кораллов метрах в 100 от берега, есть пляжи на любоу вкус — и понырять с маской- аквалангом, и походить ножками, не боясь утонуть, и просто поплавать в удовольствие, лениво перебирая ластами, чтоб прибрежное течение не унесло ласковым потоком куда-нибудь в район отеля Никко, гордо возвышающегося на утесе сверной точки бухты Тумон.

Вот он, столь любимый японцами NIkko Guam. Течение всегда несет к нему.

Но вернемся к истории, которой я решила посвятить первую часть рассказа (не претендуя, однако, на глубокое исследование).

Немного истории.

После ухода Магеллана остров еще 44 года оставался просто местом отдыха проплывающих мимо испанских мореплавателей, следующих на Филиппины или Китай из Южной Америки. Таким путем награбленное золото менялось в Поднебесной на шелка и специи, в коих была в те годы в Европе страшная нужда и дефицит. А в 1568 году Испания официально заявила свои права на остров и оставалась " владычицей морской» еще долгие 333 года. Это время разгула иезуитов, кои ринулись образовывать местных дикарей жителей. Среди активистов — иезуитов стоит отдельно отметить Диего Луиса-Де-Сан-Витореса. Сей неугомонный деятель в возрасте 24 года отправился миссионировать (есть слово-то такое или нет?) на Филиппины, откуда рукой подать на Гуам. На Гуаме он прожил 3 долгих года и вынес из этого пребывания твердую решимость основать на острове католическую миссию. Отправившись в Мексику, как бы сейчас выразились " на заработки» он таки добился своей цели, и, получив деньги от испанского вице-короля, в 1670 году открыл первую на острове католическую церковь в честь Сладчайшего имени Марии. Испанская принцесса Мария Анна Нейбургская пожертвовала 300 песо на строительство, а местный гуамский вождь Кепуха дал землю под строительство храма и стал первым знатным чаморрским католиком. Надо сказать, что земля на острове, как и везде на островах Океании, была высшей ценностью, и данный подарок явился воистину бесценным. Сегодня в столице Гуама — Хагатне — расположен Парк Вождя Кепуха.

статуя Сан Витореса. Стоит на участке кругового движения из Тумона в Хагатну. Мне показалась интересной.  В руках у священника  фигурки людей, видимо от него зависит их дальнейший путь
статуя Сан Витореса. Стоит на участке кругового движения из Тумона в Хагатну. Мне показалась интересной. В руках у священника фигурки людей, видимо от него зависит их дальнейший путь

Именно Луи Диего де Сан-Виторе (Луис- Диего Санвиторес) в середине XVII века переименовал острова в Лас Марианас в честь королевы Анны Марии Австрийской, а то так и остались бы такие живописные и замечательные острова как говорят в паспортных столах " с неблагозвучной фамилией».

Судьба Сан-Витореса оказалась трагичной. После смерти друга-Кепухи, Сан-Виторес вопреки местным обычаям, решил похоронить его в церкви, чем вызал недовольство местных аборигенов. Вскоре после этого на остров обрушилась эпидемия чумы, которая привела к огромным человеческим жертвам. Местные чаморро в появлении болезни обвинили миссионеров (да по большому счету, они были правы, ведь живи они обособленно, никакой чуме в Тихом океане не взяться) Это страшное обвинение, а также активная (я бы сказала несанкционированная) деятельность Витореса в деле обращения «во Христа» разозлили добродушных чаморронцев так, что они возьми да и учини кровавую расправу над местным священником. Убийство вызвало репрессии со стороны испанского гарнизона, которое продлилось 25 лет. Этот период стал черной страницей для чаморро — их численность сократилась в 10 раз.

В 1942 году на месте убийства было устроено Святилище Святого отца Сан Витореса, которое пару раз перестраивалось в связи в разрушениями во время бомбардировок Второй Мировой Войны, а в 1985 году святой отец был пречислен к лику святых мучеников. Памятник Сан Виторесу располагается в непосредственной близости от отеля Гуам Риф энд Олиф и изображает сцену крещения Святым отцом маленькой девочки. Эта девочка — дочь местного вождя Матапанга, который остался недоволен самодеятельностью нового священника и со своим другом Хурао убили падре.

Я так долго пишу этот отзыв, что за время своего творчества успела еще раз посетить это чудесное во всех отношениях место и сейчас могу отчитаться о результатах посещения. Первое: памятник я все-таки нашла, второе: эта встреча была случайной, третье: чаморрцы вовсе не трясутся и не сохраняют остатки истории в виде пямятников. Почему такой вывод, объясняю. Попав под внезапный ливень, а они случаются несколько раз за день в дождливый сезон, мы с супругом и дочерью в коляске рванули с пляжа по едва приметной тропинке, которой пользуются в основном только местные, так как туристы проходят все через территорию отелей первой линии. Случайный взгляд, брошенный на странную кованую решетку с калиткой на замке приметил в центре огороженной площадки интересный монумент: фигура человека, младе нец в руках, несколько фигур позади. Тут до меня дошло, что это и есть вышеозначенный памятник Сан Виторесу. Место было мрачное, темное, явно не предназначенное для осмотра туристами. Справа стена отеля Guam REEF OLIVE and SPA, слева стена популярного на Тумоне кафе- барбекю NINYA. между ними тропа на пляж. Мне почему -то показалось это неправильным: остров для отдыха замечателен во всех отношениях, не хватает только исторической подачи. А тут такие шедевры пропадают. К сожалению, не было фотоаппарата чтобы заснять все увиденное, да и освещение в тот момент было не айс. А возвернуться не пришлось.

Остатки первой , заложенной на острове католической церкви. Я, если честно, руины бы  без таблички и не опознала бы
Остатки первой , заложенной на острове католической церкви. Я, если честно, руины бы без таблички и не опознала бы

Но вернемся к охристианиванию. Потомки тех оставшихся в живых жителей, таки прикипели к новой религии (а куда им было деваться, жить то хотелось?) и, судя по количеству церквей и храмов всех возможных христианских течений и конфессий сохраняют тесные связи с церковью всю жизнь. Католические церкви (а точнее, церквушки, т. к. размеры их не впечатляют, а вот количество — это ДА…, это есть…) встречаются повсеместно, под покровительством святых этих церквей проходят все более-менее значимые городские мероприятия: городские карнавалы, фольклорные фестивали, детские и спортивные эстафеты, школьные соревнования, ну и само — собой религиозные праздники. Их число довольно значительно. Настолько, что в 1962 году тогдашний губернатор решил сократить их количество, и выбор пал на Св. Марию. В день несостоявшегося праздника на остров обрушился страшный тайфун, принесший значительные разрушения. Церковь выстояла, и с тех пор от греха подальше, праздники гуляют по-полной. Есть в этой церкви интересная статуя Пресвятой Богородицы Камарин (вот почему у нее такое странное имя я пока не разобралась), которую, по существующей на острове легенде 300 лет назад с разбитого корабля на землю доставили 2 краба. Но лично я в церковь не заходила, статую не видела. Говорят, это самая красивая католическая церковь на острове. В канун РОждества мы так увлеклись разглядыванием р азукрашенных к этому празднику прилегающих к ним площадей, что времени на посещение внутренней части у нас не осталось. А жаль…

площадка перед входом в церковь Святого Павла

Испанское владычество на Марианских островах закончилось в 1898 году, когда Испания проиграла в испано-американской войне, и Гуам вместе с Пуэрто-Рико и Филиппинами перешли под управление США. Затем был короткий, но очень кровавый период захвата острова японцами в период с 1941 по 1944 год. Был в истории Японии очень кровожадный и честолюбивый правитель под фамилией Ямомото. Это его решением было совершенно памятное и постыдное для США сражениё на Перл — Харборе. Да что там сражение- говорим прямо, разгром и уничтожение всех Тихоокеанских войск, находящихся в резерве у американцев. Ну про это фильм все смотрели, пересказывать не буду. Какой вывод после фильма: на войне главное Что? Не спать! А еще бдительность! (3 раза повторить). После разгрома Харбора японцы не стали сакэ упиваться, а дабы закрепить успех буквально через несколько часов к утру разбомбили единственный корабль, охраняющие Гуам. Оружия у американцев практически не осталось (4 Томпсона, 3 автомата, 160 единиц стрелкового оружия),После этого высадка десанта было делом техники. Через день- 10 августа 1941года в 6–00 утра тогдашний губернатор Джордж МакМиллин официально сдал остров японцам. Всезнающая Википедия пишет, что в этой операции японские военные потеряли всего 1 солдата. Большинство американцев были взяты в плен, минимум 18 затем казнены. 3 с половиной года японцы были полноправными хозяевами острова — как водится угнетали местное население, всячески прививая свою культуру. Они так привыкли к обладанию этими островами, что и сегодня Микронезия является любимым местом отдыха и шопинга жителей Японии. Под влиянием японской культуры чаморро быстро заговороили на японском, и успешно говорят на этом языке до сих пор. Причем, часто создается впечатление, что даже английский у них не так в ходу. Стопроцентное владение японским заставлляет задуматься о методах и способах его насаждения. На острове немало монументов и памятников, повествующих об этом непростом периоде.

Вообще местные очень бегло болтают на 3–5 языках: японском, английском, корейском, китайском, хинди, чаморронском само-собой. В последний мой приезд таксист сразил меня наповал фразой на чистейшем классическом испанском:Como tu nombre? Хотя из испанского наследия я заметила лишь изредка сохранившиеся названия(например Форт Нуэстра де Солидад), кое-где вывески, ну и, пожалуй, три старинные пушки на деревянных лафетах на месте старого испанского гарнизона. Среди населения много выходцев из Индии, Шри-Ланки, Филиппин, встречаются осевшие там американцы и европейцы.

Остатки испанского гарнизона
Испанские ворота, расположены недалеко от места высадки Магеллана в залив Уматак
Залив Уматак, вид с площадки гарнизона

Но вернемся к событиям Второй Мировой, а в частности к театру военных действий, разыгравшемуся в Тихом океане. Оправившись после поражений 1941 года, вооружившись до зубов новейшей техникой, Америка предпринимает попытку захвата островов, сначала в июне, а затем в июле месяце 1944года. Гуам был очень важной стратегической точкой. Это крупный остров, самый большой в группе Марианских островов, 48 км в длину и 11 в ширину. Он имел (да и сейчас имеет) глубоководную гавань Апра — Харбор, способную принять в свои воды крупные военные корабли, а также 2 готовые взлетно-посадочные полосы для Боингов -В 29. Высадка на Гуам началась 21 июля, почти на месяц позже первоначально намеченного плана. Причиной стало отчаянное сопротивление японских войск на соседнем Сайпане и попытку перехватить инициативу у Филиппинских островов. Думаю лишним будет рассказывать какое сопротивление оказывали японские войска. " Божественный ветер» упорно и методично уничтожал корабли ВВС США, упорство и способность к самопожертвованию камикадзе стали символом героизма в этой войне. Что сподвигало молодых японских солдат, почти мальчиков (15 лет это все-таки детство) жертвовать ради идеи своей жизнью никто и никогда достоверно не узнает. Ведь ни понятия синтоизма с его верой в загробную жизнь в качестве воина, охраняющего загробный мир, ни философия буддизма с его вечной нирваной не предусматривали утешения. Далеко в Тихом океане покоится прах тысяч японских пилотов-камикадзе и американцев, которых они забрали с собой навсегда. История их гибели должна стать напоминанием и сослужить добрую службу всему миру.

Мы посетили Апра-Харбор в один из дней, когда объезжали остров. Конечно, не в военной его части, там и сейчас стоят военные корабли и подводные лодки. По дороге проехали на заросший пляж. Путеводители говорят, что это одно из самых живописных мест для подводного ныряния, благодаря тому, что на дне образовалось множество воронок после разрыва бомб и снарядов. Есть там и затопленные корабли. На берегу стоят таблички, извещающие, что попытки углубиться в заросли чреваты нечаянными находками взрывчатых трофеев. В этом случае необходимо бежать что есть мочи, сообщив наземной службе безопасности о месте обнаружения. Мы нырять не стали, вглубь в тропики не пошли, уж очень все густо заросло. На берегу пофотали и дальше поехали.

Пляжи Апра-Харбор, сегодня спокойно

После ожесточенных боев территория — таки была США возвращена.

Японцы по своей давней традиции не сдаваться в плен, массово поуничтожали друг друга на берегу(кому повезло), или были убиты американцами (этим не повезло) и с тех пор острова имеют официальный статус «неприсоединенной территории под контролем США.

Макет жилья где укрывались 3 уцелевших солдат- японцев.  Двое из них впоследствии случайно отравились  ядовитым фруктом, выжил только Йокои Соити, бывший портной из Нагои
Макет жилья где укрывались 3 уцелевших солдат- японцев. Двое из них впоследствии случайно отравились ядовитым фруктом, выжил только Йокои Соити, бывший портной из Нагои
яма ,где он жил.
сейчас вход закрыли от  особо любопытных туристов, дабы еще кто-нибудь на 25 лет не потерялся
сейчас вход закрыли от особо любопытных туристов, дабы еще кто-нибудь на 25 лет не потерялся

Данный статус хоть и предполагает гордо реящий американский флаг на над землей Гуама, но все- таки не дает права жителям острова участововать в выборах президента Америки.

В остальном жители острова реальные американцы, со всеми вытекающими из этого понятия привычками: бегать по полосе прибоя, увлекаться гамбургерами и стейками, праздновать День Благодарения и мало интересоваться событиями в остальном мире.

по утрам бегают
с удовольствием прыгают

Сегодня Гуам является главным административным центром всех Северных Марианских отровов. Здесь современный аэропорт, самолеты летают над головой беспрерывно, хоть часы сверяй. Мы кстати так и делали: в 7–00 первый утренний, в 7–15 второй. Днем уже не сверяли, просто провожали глазами, уж очень красивое это зрелище, пролетающий на малой высоте самолет. Периодически в воздухе гудели легендарные военные Б-52. Эти внушают уважение, и даже подсознательный страх. Место дислокации военных баз сильно не прячут — одна из самых популярных дорог в Национальный парк Ритидиан идет как раз мимо них. Соответственно, кроме аэропорта, на острове есть заповедный парк, где обитают бескрылые птицы КО-КО, огромные изумрудные ящерицы, наглые крупные кокосовые крабы и миллион черных бабочек.

просто очень симпатичный местный мальчик, с удовольствием согласившийся сфотографироваться.

В условном центре Тумона есть неплохой океанариум (это я как человек повидавший уже с десяток мировых таких центров говорю), пара аквапарков и куча магазинов беспошлинной торговли. Ну шоппинг на Гуаме — это тема для отдельного рассказа, я углубляться не буду сейчас, скажу лишь, что только по телевизору, да на Гуаме видела как местные нагружают телеги с двухэтажный дом высотой всякими телевизорами, одеждой и игрушками, потому что пришла пора Рождественских скидок. А японцы специально прилетают туда на сезон распродаж, массово отовариваются, поэтому один из самых востребованных товаров в легендарном отделе ROSS — это чемоданы. Мы тоже прикупили очередную дорожную сумку на колёсах. И благополучно её заполнили. Хотя зарекались. И доллар пугал. И рубль качал головой.

Для чего ещё стоит приехать на этот остров? Чтобы посмотреть на розовых дельфинов в их естественной среде, прыгнуть с парашютом и полетать на Сессне- маленьком самолетике (инструктор — россиянин)140 долл. — сопоставимо с ужином на двоих, естественно, если вы бесстрашны — дайвинг. Он может проигрывает египетскому, но зато самолеты не падают (тьфу-тьфу). Возле острова много известных мест для ныряния, много туннелей тянется прямо с пляжей с протянутыми тросами для дайверов. Очень популярны ночные погружения. Минус- русских инструкторов на дайвинг нет. Так что это развлечение для подготовленных или англо- японоговорящих.

Утраченное имя или Остров Сокровищ . Часть 1

Еда роскошная, на любой вкус, особенно радует любителей японской кухни, ведь рыба и морепродукты свежайшие. Строва чище, чем аналогичные Филиппины, Таиланды, Вьетнамы. Стандарты безопасности и чистоты жестче. Поэтому с детьми ехать предпочтительнее. Но не дешевле. Бюджетным этот отдых не назовешь. Хотя это, наверное, больше наша общая российская рублевая проблема. Для примера, покушать в заведении типа кафе — 50–60 долл., ресторан — 100–120, перекусить на бегу- 10–15. Еда на вынос не облагается сервисным налогом, поэтому дешевле. Конечно есть в торговых центрах фудкорты, где вполне гуманно кормят на 7–12 долларов, но туда еще надо доехать на автобусе, который, к слову возит за 4 долл в один конец. Можно купить проездной на2-5-7 дней. Он обходится дешевле: 13-25-сколько не знаю долл. Соответственно. Вот только вопрос, будет ли у вас желание курсировать неделю по одному и тому же маршруту от одного аутлета до другого. Поэтому все арендуют автомобили и катаются по острову, заезжая на все знаковые отмеченные в карте места. Или просто по дорогам, благо они хорошо обозначены, живописны, а движение вполне размеренное, разметка и работа светофоров логичны, что практически исключает возможность аварий. Стоимость аренды экономичной модели, обычно это корейцы, долларов 50 в день. Нужны только водительские права и кредитка на залог. Мы кооперировались ещё с одной туристкой из Владивостока и путешествовали к всеобщему удовольствию и удовлетворению. Но это уже тема для другого рассказа, который я постараюсь выложить в ближайшее время.