Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 5 ноября 2023 19:23

Степанакерт — Азербайджан, Армения Июнь 2015

День 1

Первый раз я побывала в Армении в январе. Посмотрела Хор Вирап на фоне силуэта Арарата (была сильная облачность), Ереван, Гарни в снегах, музей-заповедник Зварноц, Эчмиадзин… Поэтому, планируя поездку, все эти места я рекомендовала друзьям посмотреть без меня, потому что я прилетала поздно вечером и утром мы сразу уезжали из Еревана, чтобы успеть добраться до Карабаха и вернуться к воскресению.

Мной был тщательно продуман план. Я много читала отчетов о поездках по Кавказу на машине с местным водителем. Это проще и удобнее, а при хорошей большой компании ненамного дороже, чем на маршрутках. Время так экономится, неожиданностей, как правило, не бывает, и водитель показывает по дороге другие интересные места, о которых туристы и не подозревает.

Но мы путешественники и не управляем временем и обстоятельствами. Поэтому каждый день непредсказуем.

Оставив ненужные вещи в хостеле, мы отправились с автостанции около железнодорожного вокзала — прямо около метро. Маршрутка ехала в сторону деревни Арарат, на ней так и написано латинскими буквами — Khor Virap.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно

В летнее время много туристов, все машины заполнены, попутку найти сложно. Но нам повезло, после монастыря нас подбросили до трассы, а там армяне ехали в ту сторону и не просто подвезли до поворота к следующей нашей цели — винный завод Арени, — но и подождали, пока мы пообедаем в ресторане напротив.

Винный завод Арени, куда нас привезли на попутной машине (на фото - большая зеленая)

Затем, узнав, что мы едем в Нораванк, сказали, что здесь есть пещера, где нашли самые древние тапочки в мире. Я читала, что пещеру закрыли. Но для нас за тысячу драм с человека открыли, включили свет и мы побродили там среди археологической разметки.

Археологические раскопки в пещере Арени
Монастырь Нораванк

После Монастыря Нораванк мы остановились у реки выпить вина, которое купили армяне — незапланированная опция в нашей программе.

Дождь, от которого мы спасались в пещере с древними кувшинами и летучими мышами, кончился. Темнело. Армяне ехали в свой город и, подбросив нас, нагруженных пакетами с бутылками вина, до площади города Вайк, предложили остаться переночевать, а завтра ехать в Джермук.

Но у нас по плану была ночь в городе Сисиан. Ломать план не хотелось — нам надо было увидеть всю Армению за пять дней.

Поэтому мы застопили грузовик. В кузове было немного навоза, водитель плохо понимал по-русски, но главное — он ехал в Сисиан. Дорога длинная, через горы, но нас и это не пугало.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
До Гориса мы доехали на другой попутной машине - в кузове с навозом

А из кузова даже фотографировать удобно.

Грузовик остановился. Показалась голова водителя. Он показал на огни внизу и сказал что это и есть Сисиан. Но предложил ехать в Горис. Мы запротестовали. Нам надо в Сисиан. «хорошо,«- сказал водитель. Его голова исчезла, а грузовик поехал дальше. Скоро скрылись огни Сисиана, скрылось солнце и взошла луна. Ветер сдувал нас и замораживал мозг, вдали на вершинах еще лежал снег. Хотелось пить и есть.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно

Наконец грузовик свернул с трассы и остановился в городе. Водитель позвонил всем друзьям и они приехали за нами, чтобы отвезти в отель. Гостеприимные армяне приглашали нас погулять и выпить вина, но мы были так измучены, что не нашли сил продолжить так хорошо начавшуюся ночь. Мы в Горисе — в городе, где планировали остаться следующей ночью.

В Горис приехали уже ночью

Поэтому пришлась начать маршрут с конца. И поехать утром не теряя времени в Степанакерт.

День 2

Итак, утром мы позавтракали и ушли менять деньги. Знакомый таксист предлагал довести нас до Степанакерта всего за 10000 драм, но мы отказались. И поехали на автобусе за 2000 драм с человека. Но сначала, пока искали банк и автовокзал, посмотрели город.

Горис

Жара нещадно забирала наши силы, мучила жажда. Хорошо, что на улицах Армении стоят фонтанчики с водой.

И вот мы едем через перевал в Арцах — Нагорный Карабах. Меня сразу же укачало… Водитель остановил маршрутку и я пробл. … Некоторые последовали моему примеру позже. На паспортном контроле на границе нам дали адрес, где нужно получить разрешение о пребывании в Нагорно-Карабахской республике. Водитель нам обещал показать и МИД, и гестхаус. Быстро заселившись, бросив пакеты с вином из Арени, мы поспешили за разрешением и далее в Шуши, так как завтра планировали уезжать обратно, чтобы не спеша осмотреть Татев и Сисиан и вернуться в Ереван.

Пока нам оформляли разрешение, мы рассматривали фотографии красивых мест в Карабахе, развешанные как информация для туристов. Меня привлекла фотография удивительного ущелья и необычного водопада. Красивые места — обязательны для посещения в каждом моем путешествии. Must see. И мы решили узнать, где этот водопад и сходить к вечеру из Шуши. Еще одна незапланированная опция на маршруте.

Mы зашли в магазин за фруктами — перекусить, и сразу сели на маршрутку в Шуши. Времени мало, гулять по Степанакерту в поисках ресторана некогда. Фрукты скушали по пути — путешественник умеет успевать всё: и поесть, и поспать, и выпить местного вина, и посмотреть красивые интересные места, и пообщаться с местными людьми.

Маршрутка высадила нас около старинной церкви, таких в Шуши две.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
Храм в Шуши (Нагорный Карабах)

Далее мы пошли вглубь города, к мечетям и домам, которые были брошены жителями во время войны. Все сохранилось неплохо, лишь немного разрушилось, и сейчас целые районы города пустуют и зарастают деревьями.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
Развалины домов в Шуши (Нагорный Карабах)
Развалины мечети в Шуши (Нагорный Карабах)

Блуждая по узким тропинкам, в которые превратились улицы, мы спрашивали местных жителей, как пройти в ущелье Гунот — но ответить было непросто и нам посоветовали взять такси.

Вдруг мы набрели на музей и спросили там. Нас отправили в другой музей, где мы встретили Сергея — таксиста, который случайно зашел к другу.

Мы прогулялись по музею, послушали краткую историю Карабахской войны, затем не теряя времени поехали с Сергеем смотреть вторую старинную церковь. А потом началось самое интересное.

Таксист Сергей взял с нас всего 4000 драм за поездку к ущелью Гунот, прогулку к водопаду и возвращение в Степанакерт.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
Ущелье Гунот около города Шуши (Нагорный Карабах)

Он прогулялся вместе с нами, показывая те места, где шли бои, где были подбиты танки и где гибли люди. Он всё это видел собственными глазами, он воевал вместе со своим народом.

В ущелье есть красивый, весь покрытый зеленью мост, там же течет речка, около хачкара маленький водопад.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
Ущелье Гунот около города Шуши (Нагорный Карабах)

Но это был не тот водопад, который мы видели на картинке. Сергей не знал, куда идти и позвонил в музей. Там ему объяснили дорогу и мы пошли дальше. Пришлось перейти речку по шатающемуся, но на удивление крепкому мостику. И вот перед нами маленький, но удивительной красоты водопад. Как только природа создает такие вещи — всегда неповтримые, уникальные и… хрупкие…

Ущелье Гунот около города Шуши (Нагорный Карабах) водопад Зонтик

Летом хорошо путешествовать — долго длится светлая часть суток. Было уже поздно, но еще достаточно светло, чтобы бродить по ущелью и слушать рассказы о местной фауне.

В ущелье ведут три пути, как нам сказали в музее: короткий, но трудный, длинный, но полегче, и путь на такси через соседнюю деревню и немного пешком — для тех, у кого нет времени идти целый день,

Наши девушки, опытные путешественницы, на обратном пути сразу нашли экстремальную тропинку до Шуши — то есть обратно. Хорошо, вовремя остановились, машина же нас ждала совершенно в другом месте.

В Степанакерт приехали уже когда стемнело и пошли сразу ужинать в шашлычную, единогласно проголосовав против пиццерии — альтернативы шашлычной.

Сергей предлагал нам остаться еще на день, чтобы покатать нас по Карабаху, и мы готовы были остаться, ведь в плане было два дня отведено на Карабах. Но пазлы не складывались: наш автобус уезжал в 15 часов, а до этого времени Сергей не мог нас привести обратно: дорога длинная и плохая.

Поэтому мы отказались от идеи увидеть еще что- то в Карабахе и уехать маршруткой Степанпкерт-Сисиан в 10 часов, выйдя на повороте в Горис, чтобы оттуда поехать к одной из главных точек нашего маршрута — «Крылья Татева».

Рано мы распрощались с Карабахом! Вечером Эдик, хозяин гестхауса, пригласил нас пить домашнюю местную водку. И за этим делом решили утром посмотреть город Ванк и монастырь — но для этого надо было проснуться пораньше, собраться, позавтракать и в 7 утра отправиться в сторону удивительного карабахского города — тоже своеобразная достопримечательность.

День 3

Так как программа, тщательно подготовленная мной, порушилась из-за того, что мы увлеклись вечерней Арменией и прокатились лишнюю пару часов с ветерком в кузове грузовика с навозом, пришлось маршрут перекраивать. Татевская самая длинная канатная дорога и Зорац Керер (Караундж) — мегалитический комплекс- были основными точками нашего маршрута.

Итак, проснувшись рано по будильнику, мы помылись и сходили в туалет по определенной схеме, чтобы распределить свое личное утреннее время правильно, со смыслом. В шесть с минутами наш водитель, друг Эдика, был уде у ворот. Ему в 10 часов надо было на работу, поэтому так получилось, да и к лучшему, что очень рано начался наш день. Позавтракав, ровно в 7 часов мы загрузились в машину и выехали в монастырь Гандзасар и город Ванк.

Монастырь Гандзасар

Монастырь Гандзасар был еще закрыт, ведь было очень рано. Пока мы бродили вокруг и что-то фоткали, ворота открылись для нас и мы смогли увидеть нечто прекрасное… Всем рекомендую обязательно посетить этот монастырь.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
деревня Ванк (Нагорный Карабах)
деревня Ванк (Нагорный Карабах). Номера от азербайджанских машин

Далее нас привезли в сказочный город Ванк. Утром он казался пустынным… Пофотографировав эту необычную построенную недавно достопримечательность, мы помчались обратно и как раз успели на свой автобус. Все уже знали, что нам очень надо в Татев и поэтому на трассе нас ждал таксист из Гориса — тот самый, с которым мы отказались ехать вчера в Степанакерт, предпочтя душный автобус.

Он спрашивал, почему мы с ним не поехали, а я спала еще… не могла ответить, хорошо что мои друзья нашли в себе силы придумать логичный и правильный ответ.

По дороге мы увидели путешественницу из Польши лет 60, с которой мы познакомились в хостеле в Ереване. Она путешествует автостопом одна, и уже знает, что в Армении это трудно, тем более по жаре. Мы закричали водителю, чтобы остановил машину и забрал женщину. Он так и сделал.

Так мы и приехали к началу канатной дороги. Но, узнав цену на канатку, путешественница из Польши засомневалась и решила идти пешком в гору. Добралась ли она до Татева или поехала в Ереван — мы узнаем позже, когда снова встретим в ереванском хостеле.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
Самая длинная канатная дорога в мире - "Крылья Татева"

Добравшись до Татевского монастыря по самой длинной канатной дороге в мире, мы разбрелись в разные стороны чтоб не мешать друг другу фотографировать.

Недалеко есть Татевская пустынь, заросшая растительностью, и к ней на древних картах отмечена дорога, весьма простая и недлинная. Но мы спустились по тропинке к реке, а дорога, так хорошо начавшись у монастыря, потерялась, вернее, пропала. Местные говорят, что больше дороги нет и к Татевской пустыни надо идти от Чертова моста, то есть снизу.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
Татевская пустынь, куда не удалось попасть

Мы стали спускаться по дороге вниз, обратно. До Чертова моста нас довез армянин, проверяющий провода в этом регионе. Он сказал что едет в Сисиан (как и мы) , ночует там и завтра в конце дня едет в Ереван (как и мы), и может нас довезти. Мы, конечно же, обменялись телефонами, он уехал по делам, а мы пошли купаться в минеральной воде у Чертова моста.

Далее нам надо было добраться до трассы, ведущей в Сисиан. И мы поймали попутку, на которой везли сигареты. Водитель повез их в Горис, а нас высадил на трассе, где мы поймали машину, на которой ехала семья с ребенком. Они возили нас по Сисиану и спрашивали свободные места. Уже стемнело, и нас, голодных, пообедавших только супом или омлетом, привезли в ресторан. Там нашел нас наш друг, закончивший работу с проводами. И привез нас в гостиницу, где остановился сам. Мы заселились вчетвером в комнату, и стали старательно допивать вино, купленное в Арени, потому что с сумками таскаться не хотелось.

День 4

Утром, как обычно проснувшись каждый в свое время, мы занялись каждый своим делом, а в основном — пошли искать магазин, чтобы купить завтрак. НО первый магазин на автостанции открывался в 8.30. И пока ждали открытия, прогулялись по городу.

Сегодня спешить нам не надо, так как в 16–17 часов нас заберет на машине армянский друг, когда закончит работу с проводами.

Оставив вещи в комнате, мы пошли искать древний мегалитический комплекс Зорац Керер, или Караундж. Дорога шла к нашей любимой и уже хорошо знакомой трассе Горис — Ереван. Мы дошли пешком, по жаре. Около трассы кто-то поставил имитацию мегалитов — для тех, наверное, кто не хочет идти дальше и удовольствуется фоткой с новоделом. Они стоят кружком, радом написано: «не входить, частная территория», но нас оттуда никто не прогонял. Убедившись, что это подделка, мы пошли в другую сторону, где, соглаcно карте, находились древнейшие мегалиты древнейшей цивилизации.

Зорац Керер

Эти камни выложены в созвездии Лебедя, подробно научные статьи можно почитать в Интернете. Вход — что радует — бесплатный… пока…

Зорац Керер

Обратно нас подвезли до города, до поворота на город Шаки, по дороге к которому, левее, находится знаменитый водопад Шаки — самый красивый водопад Армении, на мой взгляд. Купив воды, мы посмотрели другую часть Сисиана, а потом нас подбросили до поворота на водопад. Оттуда полчаса пешком до водопада — прекрасного места для фотосессии. Народа немного, наверное даже можно искупаться…

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно
Водопад Шаки - самый большой и самый красивый водопад в Армении - пару часов пешком от города Сисиан

Набрав воды, мы поспешили обратно — надо было успеть покушать в ресторане, где мы вчера ужинали, и уехать вместе с армянским другом, — задерживать его не хотелось.

Выйдя на дорогу Шаки-Сисиан, мы быстро поймали машину. Наш друг заехал за нами в ресторан и, забрав вещи из отеля, быстро домчал нас до Еревана, за три часа, хотя больше часа мы стояли в пробке при везде в город. Так закончился четвертый день.

Ах нет, вру. Девушки познакомились с двумя армянами, пока меня не было, еще раньше, пока смотрели Ереван и ждали, когда я прилечу. И, созвонившись, договорились погулять ночью. Они купили вина и прокатили нас до монастыря Гехард, которого я раньше не видела. На следующий день договорились встретиться еще.

Получилось, что пятый день мы сэкономили, поэтому могли спокойно отдохнуть. Узнав, что друзья без меня не заехали в музей Зварноц, когда ехали в Эчмиадзин, я посоветовала им обязательно побывать там. Все равно день свободный, а перед отлетом спокойно пройтись на Вернисаж за сувенирами.