Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Велико-Тырново — Болгария Июль 2015

В течение двухнедельного отдыха в Золотых Песках, я сломала всю голову, как там можно себя развлечь. Учитывая, что в самих Песках кроме как пить, есть и загорать — делать нечего, перешла к активному изучению окрестностей.

Велико-Тырново, честно говоря, далеко не окрестность: 250 км — это немало. Но от безделья черт повесился, к тому же в уличном агенстве уж очень рекомендовали и расписывали прелесть этой поездки. Что ж, 70 лев — многовато, но оператор в любом случае возьмет дороже, впрочем как и если арендовать машину.

Итак, маршрут такой: 8 утра — выезд из Песков, мимо города Шумена прибытие к Мадарскому всаднику, затем отправление в строну Велико-Тырнова, посещение какого-то монастыря на горе, затем еще одного монастыря в селе Арбанаси, и, собственно, самого Велико-Тырново. Возвращение в 8–9 вечера.

В пути не стоит спать — прекрасные виды, поля: желтые и зеленые, и даже сиреневые — цветет лаванда, плавные изгибы холмов на горизонте — красота!

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

Первая остановка: природный парк, скальный массив, заросший лесом, около села Мадара (в котором живут одни долгожители и никого к себе не пускают). Конечно, самый знаменитый там — Мадарский всадник, он же изображен на всех монетах Болгарии, но сначала надо прогуляться по парку. Между скал очень тихо и спокойно, это место называется Пещера трех нимф. Как обычно, археологи нашли следы пребывания в этих местах кого только можно: и фракийцев, и турок, и византийцев, и протоболгар — разные культовые фигурки всех известных богов и даже единственое упоминание о верховном боге протоболгар — Тангр. Ну, а современные болгары вешают на кусты и деревья красные ленточки, наверное кому-то из богов это нравится до сих пор….

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

Со скал открывается прекрасный вид на окрестности.

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

А вот и сам Всадник, симвлол Болгарии, в списке всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 года. Столько разговоров, что в моем воображении он был огромен и страшен! Там и всадник, и собака, и орел, и певерженный лев под копытами, и даже хвост коня в косичку заплетен, а сам всадник — в пальто до колен, конечно, это же сам хан Тервел!

Но… всего один момент, который я упустила: всадник изображен в натуральную величину: 2,6×3,1 м, и высечен на высоте 23 метра, т. е. снизу кажется совсем малюсеньким! Хана и собаку еще видно, а вот лев, пальто и прочие детали разглядят только глазастые или владельцы камеры с большим зумом. Орла я вообще не нашла, даже на фото.

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

А теперь снова в путь. По дороге тут и там среди кустов и зарослей, а также в городках видны памятники.

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

Следующая остановка — монастырь на горе. Тоже — красивая пророда, виды сверху. А еще был какой-то праздник, народ прогуливается в национальных костюмах, слышны национальные песни — сельская идилия)

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

Очередная остановка — село Арбанаси. С 15 века там жили албанцы, занимались ремеслами и строили себе богатые дома. С тех пор традиция осталась, и богатых домов все больше) Тем и примечательно это село, а также красивыми видами и церковью Рождества Христова, вкопанной в землю, но красиво расписанной изнутри и с чудотворной иконой Божьей Матери Троеручица.

И наконец, главное место назначения — Велико-Тырново, точнее его крепость Царевец. О нем много говорят, вплоть до того, что увидев этот город, можно не ехать е столицу страны — Софию. Как водится, люди жили здесь еще 3 тысячи лет до нашей эры, потом там жили фракийцы, потом какие-то античные жители, следом пришли славяно-болгарские представители, брали город и византийцы, и турки. Сама крепость была постороена во времена второго болгарского царства в 12 веке

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

А еще — это родина первой Болгарской Конституции, принятой в 1879 году, потому наверное и зовется Третьей Болгарской Столицей.

Сейчас, конечно, большинство построек там восстановленные, но от этого не менее интересны. Меня больше всего впечатлило, что река огибает крепость с 3 сторон, так что подступиться к ней действительно непросто.

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

Соседние холмы в силу каких-то геологических особенностей слегка осыпались по окружности и это выглядит так, будто на каждом из холмов в округе стоит своя крепость, окруженная стеной.

Храм, стоящий на самом высоком месте — не освящен, и внутри располарается что-то типа музея: все стены расписаны картинами наподобии фресок, повествующими о расцвете и падении Второго Болгарского Царства — очень необычно и интересно.

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

Вообще приятно прогуляться по тропинкам и лесенкам крепости, а для любителей сказаний и легенд — их с избытком о каждом уголке этого уникального места. Я их не люблю, поэтому и не запоминала.

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

Как ни странно — туристов достаточно мало, хотя встретились нам и говорящие на европейских языках, и азиаты. Возможно они собираются к вечеру, когда начинается свето-звуковое представление на холме? На него мы, к сожалению, не попадали…

После экскурсии пара часов на прогулку и обед — и пора в обратный путь. Проехали по современной части города — она выглядит чистенькой и аккуратной.

Велико-Тырново — третья столица Болгарии

На обратном пути попали в дождь, но ведь мы в сухой машине, а краски под дождем выглядят еще ярче. Так что 250 км пролетели незаметно, и к вечеру мы, довольные и даже не сильно уставшие, добрались до своих отелей.