Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:14

Домбай — Россия Июнь 2015

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Домбай — сердце гор

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов

Домбай-Карачаевск. Христианские храмы на скалах

На протяжении всего пребывания в Домбае ложась спать мы не знали, что принесет утро, куда мы отправимся и какие не обыкновенные природные красоты увидим, а по сему пока мы в неведении завтракали, гиды детально изучали прогноз погоды, сначала поглядывая на Суфружду, потом уже в монитор компьютера и согласовывали результат.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Да, была программа тура, расписанная конкретно по дням, но была же еще и грозная и вечно недовольная Суфруджу. И не я, и никто другой, а она сама виновата, что именно ее все выбрали виновницей, заведующей и рулевой небесной канцелярии! Еще, конечно, нам про это шепнули местные: не доверяйте ей ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах!))
А когда мы выплывали, выползали тепленькие из-за столов, набив свои брюшки многочисленными вкусностями, разомлевшие от кофе, гиды таинственно докладывали результат.

Услышав название того или иного места или природной достопримечательности, мы начинали бурно обсуждать и уточнять друг у друга, тщетно пытаясь повторить труднопроизносимые названия: А что это? А это было в программе? Да, было что-то на букву «Ч», я точно помню! И я помню, что на «Ч» было, а конкретнее-не помню!

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Информация исчерпывающая, ничего не скажешь! Это я сейчас свободно произношу любое название, а тогда….было смешно!
В очередное хмурое, совсем не гостеприимное утро мы отправляемся к этому месту на букву «Ч» — т. е. к Чухчгурскому водопаду, который находится в 6 километрах от Домбайской Долины, в Ущелье Домбай-Ульген.

В правом нижнем углу фото немного видна Русская поляна, ее начало и начало нашего пути по ущелью. Наш путь пролегал между бархатной Мусса-Ачитара (слева) и грозной скалистой  Джугутурлючат (справа).
В правом нижнем углу фото немного видна Русская поляна, ее начало и начало нашего пути по ущелью. Наш путь пролегал между бархатной Мусса-Ачитара (слева) и грозной скалистой Джугутурлючат (справа).

«Прогулка к водопаду-одна из самых красивых и не сложных»: сказала нам гид, но тем не менее первую часть маршрута группа преодолела, рассевшись в кресла самой старой однокресельной канатной дороги. Не успев запрыгнуть в кресл, мы очутились в сказочном дремучем торжественно-спокойном елово-пихтовом лесу.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Кресло медленно, иногда поскрипывая, скользило мимо галереи этих гигантских исполинов, стройными рядами обступивших колею, ощущение непередаваемое! Хвойные деревья в Домбае вырастают до гигантских размеров и живут по 300–400 лет. Внизу, далеко под ногами, простирался шикарный ковер из ярко зеленых кустов папоротника и огромных лопухов.

Минут через 7–8, преодолев таким легким способом первый километр пути, мы оказались на небольшой полянке Ленинградского исследовательского института, расположенную на высоте 1751 метров. Здесь, еще в 30-е годы, стояла небольшая база сотрудников института, с тех пор поляну кратко и лаконично называют-ЛИИ, похоже на имя девушки.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду
Улики рядом с домиком погранслужбы.

Здесь сотрудники погранслужбы и контроля Тебердинского заповедника самым строгим и тщательным образом проверяют у нас наличие пропусков

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

и далее мы следуем уже пешком по широкой лесной дороге,

иногда резко поднимающейся вверх. Там, где хвойный лес отступает в сторону,

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

поднимаются рощи клена остролистного, заросли лещины-ореха, дикой смородины и малины, но ягод пока нет, мы любуемся только цветами.

Еще через километр лес расступился и мы вышли на огромную красивую поляну с названием «Русская Поляна».

Я вечно находилась в хвосте группы-надо же все рассмотреть, запомнить и успеть сфотографировать!!!
Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Когда-то в начале 20 века на этом месте несколько сезонов подряд разбивала свой лагерь Русская геологическая партия.
Поляна необычайно красива, вся заросла субальпийскими травами, а также всем тем, что напоминает среднерусский пейзаж — березами, кленами, рябиной, кустами ежевики-Земля Санникова, подумалось мне.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Не видя дороги прямо перед собой, я шла реально широко открыв глаза и наверное даже рот, пока не уперлась в чью-то спину. Все застыли, поразившись незабываемой, потрясающей и немного грозной в пасмурную погоду панорамой ущелья Домбай-Ульген (в переводе- «убитый зубр»)

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

и его живописными окрестностями.
Прямо перед нами чуть правее вздымалась грандиозная панорама горы Джугутурлючат (в переводе с карачаевского языка- Турья ложбина)

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

с роскошным висячим ледником.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Признаюсь, что это название — имя горы членораздельно я смогла выговорить только дома!

Это третья по высоте вершина Домбайского района-3896 метров над уровнем моря. Я уже не раз подумала, что время выбранное мной для поездки очень удачное — ледники, такие мощные и очень серьезные, медленно, как бы нехотя сползавшие вниз, меня просто очаровали. Эти ледяные исполины бывают еще и добрыми — дают жизнь водопадам и рекам!

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Вот и из Джугутурлючатского ледника стекает мощный 20-метровый Джугутурлючатский водопад. Надеюсь, вы без труда и без единой запинки прочли эти незамысловатые названия?)) А теперь попробуйте их повторить не подглядывая!!!))

Горнолыжная история Домбая начиналась именно с Русской поляны, потому как в начале лыжники катались именно здесь, и только потом перешли на склон горы Мусса-Ачитара,

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

которая находится левее от ущелья и от нас.
Ближе к Джугутурлючатскому водопаду на поляне лежит громадный, поросший мхом, камень, целая глыба.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Его почему-то назвали «камень Высоцкого», как будто во время съемок «Вертикали» Высоцкий любил приходить сюда, забирался на камень и сочинял свои песни, любуясь красотой ущелья. Но съёмки фильма велись в Приэльбрусье, в Кабардино-Балкарии.

А вдали вздымается ввысь Домбай-Ульген,

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

окутанный сверху серыми не добрыми облаками, это самая высокая вершина Западного Кавказа-4047 метров над уровнем моря и наш путь по ущелью лежал к подножию этой горы.

С поляны вдали уже видны пока только две полоски-два каскада Чухчурского водопада. Это была потрясающая и не забываемая прогулка среди высокой яркой зелени по степной дороге ущелья,

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

окруженного такими разными горами: слева мягкий, бархатный, покрытый цветочными полянами склон Мусса-Ачитара, с видневшейся на верху последней станцией канатки для лыжников,

справа как кинолента, проплывали скалы, ледники, лавины,

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

водопады, облака, скрывающие снежные вершины, шумная, но сейчас не очень полноводная река, всю дорогу сопровождавшая нас.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Небо хмурилось, иногда начинал накрапывать дождь, мы все одевали дождевики, через мгновение дождь прекращался и дождевики опять исчезали в рюкзаках. Было жаль времени на эти манипуляции, хотелось все вокруг очень подробно рассмотреть, запомнить и сфотографировать.

Иногда все задерживались, чтобы поснимать необычные цветы гор, например черный тюльпан,

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

но гид частенько пыталась направить нас на путь к водопаду, уговаривала не задерживаться, в любую минуту мог начаться ливень и тогда поход смажется грязью.

Оглядываясь назад, мы наблюдали за грозовыми тучами, грозно окутавшими поселок,

Похоже, что нам повезло-ливень накрыл Домбай, оставшийся позади, а нас только попугал.

за постепенно изменяющимся силуэтом Сулахат — отсюда он напоминал огромную ящерку с длинным хвостом, а не лежащую женщину.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Внимание привлекла лавина, преградившая нам путь.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Осторожно ступая, мы перешли ее, но это уже были остатки былой силы стихии, наделавшие беды природе.

Остатки лавины, теперь она не страшна даже буренкам.
Я по началу думала :Ну почему снег на склонах какой-то грязный? Ведь здесь экологически чистый район, в атмосфере нет никакой химии? А оказалось все просто-это лавины, а это сползшаяся масса снега, увлекающая за собой все, преграждающее ей путь-деревья, землю.
Я по началу думала :"Ну почему снег на склонах какой-то грязный? Ведь здесь экологически чистый район, в атмосфере нет никакой химии?" А оказалось все просто-это лавины, а это сползшаяся масса снега, увлекающая за собой все, преграждающее ей путь-деревья, землю.

В трех километрах от Русской поляны мы вышли на каменистый открытый участок и попали в царство дудников, их трубчатые стебли с белыми огромными, словно вазы цветами, иногда вытягиваются выше 3х метров.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Здесь, под деревом, устроившись на камнях и опять надев дождевики, мы устроили привал и перекус -надо было отдохнуть, подкрепиться и набраться сил перед тяжелым подъемом.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Вправо ушла дорога в ущелье Птыш, а мы, по узкой тропе, цепляясь за высокие кусты идем налево, к водопаду, каскады которого видны уже лучше, еще немного и мы у первого каскада! Расположенный левее Чучхурский перевал соединяет массив Домбай-Ульген с горой Мусса-Ачитара.

А вообще крупный Чучхурский водопад трехкаскадный, чрезвычайно красивый, могучий и образует его река Чухчур, стекающая по крутому, поросшему березняком, склону. Река берет свое начало высоко в горах и, подпитываемая тремя ледниками, наполняя воздух и окрестные территории громким шумом, быстро течет вниз.

На этом фото сквозь листву видны сразу три каскада водопада.

Сорвавшись с высокой скалы, она с ревом низвергается вниз, наполняя воздух гулом и мелкой водяной пылью. Высота свободного падения воды-около 12 метров-это так мало, на самом деле кажется, что гораздо больше. Но подсчитано именно вертикально падение каскадов.

А тем временем наша группа рассредоточилась далеко друг от друга, с трудом пробираясь по очень крутой тропинке вверх, цепляясь за ветки и корни деревьев.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Постоянно приходилось преодолевать препятствия в виде огромных камней, деревьев, низко наклонившихся на тропу. Мы изначально не подошли прямо к каменной чаше расщелины, о дно которой разбивается белопенная струя последнего каскада, поэтому выход из зарослей сразу ко второму каскаду все встретили восторженными криками!

Сколько на своем веку я уже видела водопадов, но не устаю восхищаться этой стихией — пенистая, бурлящая, бесконечно скользящая лента воды не может не приводить в восторг!

На склоне у противоположного берега я сразу же разглядела поляны с зарослями реликтового растения родендрона, занесенного в Красную книгу.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Это растение существует на земле более трех миллионов лет.

Немного передохнув, следуем еще выше, увлекаемые неведомым и нашим гидом и вот наконец мы у подножия первого, самого верхнего каскада.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Зрелище потрясающее, шум стоит такой, что не слышно ничего, кроме бешеного рева воды и только с помощью движения рук мы понимаем, что хочет от нас гид — мы должны одеть дождевики, оставить на верху рюкзаки, технику и медленно, подстраховывая друг друга, спуститься по мокрым и скользким камням склона к самому водопаду для коллективного фото! Начинается кураж: смешной внешний вид в дождевиках -мы все напоминали гномиков, сползание задом наперед со склона, ощущение резко падающих брызг на лицо, гомерический хохот, которого не было слышно, но были видны только беззвучные искаженные физиономии -картина еще та!

Но попав под струи и ступив на увлажненные водопадом камни мы ощутили необыкновенную свежесть, радостное осознание остроты переживаемого момента. Опять же жестами гид собрала нас в группу и прикрывая фотоаппарат, вытирая объектив после каждого кадра, попыталась сделать несколько фото. Потом еще те, кто не до конца промок, отважились на индивидуальные фото, но я вскарабкалась на верх, вытерла свою технику, которой все же досталось испить ледяной водицы, сделала несколько кадров смешно карабкающихся

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

и разглядывая тропинку, ведущую сквозь лес еще выше, невинно спросила гида: «А эта ниточка куда ведет?»
«На перевал Чучхур, ведущий в ущелье БуУльгена. Там детально можно рассмотреть каждый каскад водопада и реку, текущую с гор.»

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Лучше бы она этого не говорила — рвануть выше захотелось мгновенно, но мою инициативу подняться в первое мгновение не поддержал никто, а когда я выпросив у гида полчаса времени, одна стала карабкаться по тропинке вверх, то услышала сзади пыхтение — оглянувшись, увидела, что еще пять человек не лишены любопытства.

Это был самый сложный участок подъема за весь день и к тому же я не знала-куда лезу? Позднее оказалось, что едва заметную тропинку к водопаду я не заметила, а продолжала подниматься все выше и выше, группе поддержки ничего не оставалось, как цепляясь за кусты, подниматься за мной. Мне казалось, что вот, сейчас еще чуть-чуть и откроется поляна, с которой и будет виден водопад. Но по звуку падающей воды, стало понятно, что он остался правее в стороне, лес расступился и далее тропа вилась уже среди кустов можжевельника, который разросся так, что иногда полностью закрывал тропинку. Приходилось осторожно ногами разгребать себе путь, опасаясь неловко оступиться.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Пару раз я останавливалась и оглядывалась вокруг, от восторга щемило в глазах-красота вокруг была потрясающая, я себе казалась крошечной молекулой в сравнении с простирающимися просторами! Еще пара витков тропинки по крутому склону и я наверху!

«Все, мы пришли!»-кричу я вниз и вижу только три радостных лица: двое не выдержали и сошли с лыжни. И вот мы, самые любопытные, упорные и настырные туристы нашей группы, взобравшись на вершину,

были удостоены награды в качестве незабываемой панорамы ущелья Домбай-Ульген и его живописных окрестностей.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Минут 10–15 мы в перерывах между возгласами и восторгами, бегали с места на место в поисках ракурсов для фото и вдруг увидели гида, карабкающуюся к нам: «Ааа, вот вы где! Кричу-кричу, а вас нет и нет, иду-ищу, а вас не видно! Как долго вас не было, я уже испугалась! Идемте вниз, остальную группу я уже отпустила-они спускаются вниз ущелья! Мы должны побыстрее пройти долину, в пять часов закрывается канатка, а может и раньше! «

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Вот так прозаично была окончена наша эйфория и так неожиданно нас вернули к реальной действительности! Нехотя мы двинулись в обратную дорогу, быстро догнали вперед ушедших — ведь теперь нам было все по плечу!!! Назад по ущелью мы шли стройной шеренгой, друг за другом, уже редко отставая для съемок.

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Но один раз нарушили этот строй из-за появившейся высоко на горе газели! Эта грациозная, стройная лань все время стояла на огромном валуне и провожала нас взглядом, пока мы не исчезли из виду. Она как будто контролировала свои территории.

Мы не успевали, мы спешили и мы устали….Ноги подкашивались, пальцы уперлись в носок ботинка: почему-то им стало тесно? Даже колени скрипели и стонали, они казалось говорили-сколько же можно нас мучить? Вот уже и Русская поляна, но на перекур нет времени, но как же не сделать последние прощальные фото? Сколько время не смотрим и друг у друга не спрашиваем, надеясь на чудо, хотя в любой другой момент разве была бы я против лишнего часа прогулки по лесу, тем более вниз?

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Но не сейчас, сегодня я слишком полна восторженных эмоций и вся моя тел элементарно устала. Уже показалась канатка: " Семнадцать ноль одна!» -прозвучало рядом, но все мы облегченно вздохнули, увидев вдали одного туриста из нашей группы! Оказывается он отдохнул, пока некоторые карабкались по горам, ушел вперед быстрее всех нас и успел задержать служащих канатной дороги, уже выключивших механизм и готовых уйти.

Какая грусть, ей так надоела служба, завидует нам не скрывая эмоций и ждала нас с нетерпением!!

Радости не было предела, практически на подкошенных и не гнущихся ногах, мы поплюхались каждый в свое кресло и почувствовав полное изнеможение, медленно покатились вниз… Потом все повторялось как и в прошлые дни — только бы дойти до отеля, только бы подняться на этаж, только бы успеть снять облепленные грязью ботинки и грязные по колена брюки и рухнуть в пропасть облегчения!

«Ужин в семь!»: в наши удаляющиеся спины крикнул повар! День сурка- не иначе! А потом, засыпая, в голове медленно, тягуче, постепенно сходя на нет, звучало: «Это был самый-самый день…. лучший, интересный, разнообразный….!!!»

Домбай. Каньон "Чертова мельница" или в гости к Суфруджу.