Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Иран. Персеполь – столица огромной империи

Иран Май 2015

О Кире II Великом, основателе Персидской империи, некоторые факты о его героической жизни и страшной смерти

Наше путешествие по Ирану подходило к концу. Мы переезжали из города в город, параллельно перемещаясь из одной исторической эпохи в другую, вникая в культурное и духовное разнообразие иранской земли, погружаясь в ее прошлое. Гуляя по Исфахану или Ширазу, мы оказывались в средневековом Иране, с его дворцами и садами, красивейшими мечетями и поэтами, чьи произведения пережили века. В Куме, религиозном шиитском центре, пропитывались проблемами и противоречиями современного мусульманского мира. В древнем городе Хамадан, посещали святыню еврейского народа мавзолей Эстер и Мордехая, узнавая историю чудесного спасения евреев от неминуемой гибели. А еще были зороастрийские святыни, святыни одной из самых первых религий на земле, о которой, лично я, до посещения Ирана имел очень смутное впечатление.

Сегодня перенесемся в античные времена, времена Кира II Великого, его преемника Дария I и Александра Македонского.

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

В VII–VI веках до нашей эры в Центральной Азии было достаточно большое Мидийское царство, которое населяло много племен, в том числе и своенравное племя персов. Предводитель персов Кир устроил однажды бунт против мидийского царя, разгромил его войска и подчинил себе обширную территорию Мидийского царства. На этом он не успокоился, со своим многочисленным войском он двинулся дальше на запад и завоевал новые земли — и Вавилон, и всю Анатолию (современную Турцию) и даже Египет. Так появилась Персидская империя, а вождь племени персов Кир вошел в историю, как Кир II Великий, основатель династии Ахеменидов. Еще ни один царь не владел таким большим государством и не одерживал столько значительных побед, как Кир II Великий. Владения его Персидской империи простирались от побережья Эгейского моря до долины реки Инд. Одну из трех столиц своей империи он стал строить в городе Пасаргад, но закончить начатое не успел.

Мы приехали в Пасаргад, чтобы посмотреть на руины этого древнего города, расположенные друг от друга на значительном расстоянии.

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

Главная достопримечательность этого места — мавзолей Кира II Великого. Тут следует привести легенду его смерти. Во время столкновений с кочевниками, а именно с индоиранским племенем массагетов, примерно в 530 г. до н. э., 70-тилетний Кир II Великий пал в одном из сражений. По легенде, царица массагетов Томирис, мстя за своего сына, приказала отрубить могущественному правителю голову и бросить ее в бурдюк, наполненный кровью. Предлагая ему, таким образом, утолить ненасытную жажду крови. Позже персы выкупили тело Кира и с подобающими почестями похоронили его в специально выстроенном мавзолее в Пасаргадах.

Мавзолей выглядит так. На ступенчатом постаменте, сложенном из известняковых блоков стоит такой прямоугольный домик с конической крышей. Высота постройки от уровня земли -11 метров.

Еще одна легенда, связанная с мавзолеем Кира II Великого. Она связана с посещением мавзолея, через 200 лет после смерти Кира II Великого, Александром Македонским, покорившим Персидскую империю. Александру доложили, что внутри мавзолея они увидели золотое ложе, золотой столик и с золотыми чашами и такой же золотой гроб, украшенный драгоценными камнями. На гробе была надпись, которая гласила: «Незнакомец, я Кир Великий, я дал персам великую империю и я правил Азией, так что не завидуй роскоши моей гробницы». Александр приказал не трогать гробницу, но, через время, греки нарушили приказ и разорили мавзолей. Узнав об этом, Александр Македонский приказал найти и казнить воров, но сокровища усыпальницы, тем не менее, были утеряны навсегда.

Пришло время прощаться с руинами Парсагады и нашедшим здесь вечное пристанище Киром II Великим и направится в новую столицу Персидской империи город Персеполь.

О Персеполе, «городе персов», и о великих правителях, которые его строили и разрушали

Мы переместились из Пасаргады на 80 километров северо-восточнее, чтобы посмотреть древний город Персеполь, игравший в свое время ведущую роль в огромном царстве Ахеменидов. Чуть ранее, туда перебрался и Дарий I, преемник Кира II Великого, затеяв в этом месте строительство новой столицы великой империи. Мы увидели руины главных дворцов Персидского царства, которые еще помнят былое величие своих хозяев, владевших, когда-то, половиной мира, а также и гнев тех, кто сжег этот город.

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

Итак, Дарий I, также добавивший впоследствии к своему имени титул «Великий», решил построить новую церемониальную столицу, этакую парадную витрину огромной и великой страны. Назвал он ее Парс, греки называли этот город Персеполис («город персов»), а в русской исторической традиции закрепилось название «Персеполь».

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

И процветал славный город Персеполь без малого 200 лет, пока армия Александра Македонского не захватила империю Ахеменидов. Символом победы войск Александра Великого над Персидской империей стало сожжение Персеполя в 330 году до н. э. Историки говорят, Александр сжег город в отместку за сожжение Ксерксом Афин за 150 лет до этого, но потом сильно сожалел о содеянном. Но впрочем, об этом несколько позже.

А сейчас прогуляемся по Персеполю. Мы увидим руины, которые являются лишь печальной тенью Персеполя, но если воспользоваться воображением, то можно представить себе его былое величие.

Строился город больше 50 лет, единовременно там трудилось до трех тысяч человек, в том числе, свезенные со всех концов великой империи, лучшие каменотесы, каменщики, скульпторы и резчики. В результате, размах и роскошь затмили все, что было создано до этого в других странах Востока.

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

Город с трех сторон был окружен мощной крепостной стеной, а с четвертой был защищен неприступной горной скалой.

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

Внутри располагались различные постройки, выполненные из известняка: царская резиденция, помещения парадного и хозяйственного назначения, казармы. Все это находилось на просто гигантской искусственной террасе, возвышающейся над окружающей равниной.

Войти в город можно было по широкой парадной лестнице, сложенной из массивных известняковых блоков, которая вела к «Вратам всех стран».

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

Эти парадные ворота были украшены изображениями четырех огромных человекобыков, и надписями на разных языках, прославлявших царей-строителей — Дария и Артаксеркса.

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

Через парадный вход все посетители, в том числе и мы, попадали в центральное помещение Персеполя — ападану, многоколонный парадный зал. Это целый лес из стройных колонн, увенчанных сверху бычьими фигурами.

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

До нашего времени «дожили» лишь 13 колонн. Кстати, размеры ападаны позволяли вместить до 10 тыс. человек. Знающие люди считают, что ападана в Персеполе самое величественное здание Древнего мира. Ее строительство начал Дарий I, а закончил его сын, новый царь Персии — Артаксеркс I.

И ападана и другие дворцы Персеполя были украшены многочисленными рельефами. Наиболее запоминающейся из них, рельеф, на котором изображено шествие 33 покоренных народов, каждый из которых ведет сатрап — глава провинции, назначавшийся из числа знатных персов. Изучение этого рельефа интересно с этнографической точки зрения: особенности одежды, черты лиц разных племен и народов — мидийцев, эламитов, вавилонян, армян, арабов….

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

Из ападаны специальные коридоры вели во дворцы Дария и Артаксеркса. У входа во дворцы стояли крылатые быки, внушительных размеров, а стены их также были украшены огромными рельефами, с изображением слуг, несущих кубки и бурдюки с вином, молодых ягнят для царского стола, как впрочем, и самих царственных особ и их придворных.

Иран. Персеполь –  столица огромной империи

Во дворцах хранились великие сокровища, которые позже большей частью были украдены, но кое-что сохранилось и мы видели это в Национальном Музее в Тегеране.

Всю роскошь и царское величие не опишешь, но самое интересное, что все это великолепие оживало только раз в год, весной, в день празднования дня весеннего равноденствия. Все остальное время царь проводил в других своих дворцах — в Сузах и Пасаргадах.

Как известно, рано или поздно, но всему приходит конец. К концу подходило наше путешествие по Ирану. Страшный конец был уготован и великолепному Персеполю. Александр Македонский, завевав Персеполь в 330 году до н. э., сжег его дотла. Было это во время одного из многочисленных пиршеств, когда Александр уже не совсем владел собой. В самом разгаре пира, известная афинская блудница Таис, в неистовстве схватила с алтаря факел и бросила его к деревянным колоннам дворца. Пьяный Александр и его не менее пьяные сотоварищи последовали ее примеру. Начало конца Персеполя было положено. В Средние века остатки Персеполького дворца еще как-то поддерживались, там была резиденция местных эмиров. Но потом руины дворца окончательно пришли в запустение. С каждым годом дворец разрушался все больше и больше, выступая источником камней для местных жителей. Возрождение наступило в 30-х годах 20-го века, когда было проведено обследование остатков дворца и принято решение о мерах консервации, чтобы прекратить дальнейшее разрушение. Сегодня Персеполь достаточно хорошо изученный древний город и известный туристический объект.