Турист Ольга Клейн (fanolia)
Ольга Клейн
была 17 апреля 8:03

Стамбул — Турция Май 2015

Прогулка по Босфору — «святое дело» для каждого туриста в Стамбуле. Наиболее популярен короткий круиз до Босфорского моста и обратно, но есть и так называемый большой тур практически к Черному морю. Прогулка по морю была приятным началом нашего плотного дневного маршрута. В планах было подобраться поближе к Черному морю, до загадочной крепости Йорос, а обратно — еще несколько мест на азиатском и европейском берегу Босфора. Крепость находится в Анадолу Кавагы (Anadolu kavağı). На обычном пароме добираться показалось долго — он делает много остановок, а вот Full Bosphorus Cruise (One Way- за 15 лир) — делает 4 остановки, доходит за полтора часа — нам идеально подошел. Заранее выясняем на сайте en.sehirhatlari.com.tr цены и время отправления (в мае это оказался всего один рейс в день, а летом- два) . Вообще-то полный тур за 25 лир предполагает дорогу туда и обратно с трехчасовой остановкой в Анадолу Кавагы. Есть еще и тур «Лунного света» , если вы хотите сделать вечерние снимки.

Чудным майским утром отправляемся в Эминеню. Из отеля Peninsula Galata Hotel — Special Category который расположен очень удобно — практически у галатского моста и вблизи моря. Минут за пять на трамвае приезжаем с того берега на набережную Эминёню.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Хотелось занять удобные места для съемки, поэтому приехали конечно пораньше — минут за 40. Вот отсюда ходят кораблики до Анадолу Кавагы. Билеты покупали здесь, была возможность подождать на скамейке, наслаждаясь утренним солнышком:

Причал с правой стороны моста, самый ближний. С него ходят корабли до Anadolu Kavagi два раза в день летом.

Показался наш коптящий краблик:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Народ шустро занимает места, корабль отчаливает и вот уже берег тает в дымке.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Каракёй. Здание пароходства и стамбульский порт, куда причаливают роскошные белоснежные лайнеры:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Район Бешикташ. Старейший турецкий университет искусств Мимара Синана. Здесь же консерватория. Основан 1882 г. Наверху видна мечеть с очень интересными окнами, напоминающими мне половину колеса. Это мечеть Джихангира, она была построенна в 16 в. Синаном. Посвятили эту мечеть шехзаде Джихангиру, горбатому сыну султана Сулеймана и Хюррем, который умер уже в 22 года.

Мечеть Долмабахче с большими арочными окнами. Автор — знаменитый архитектор из династии Бальянов. Она являлась частью дворцового комплекса Долмабахче, в ней была предусмотрена молитвенная ложа для султана:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Дворец Долмабахче на границе районов Бешикташ и Кабаташ. Резиденция султанов после переселения из морально устаревшего дворца Топкапы:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Между Бешикташем и Ортакёем находится Чыраган-Палас (Çırağan Palace) — роскошнейший отель сети Kempinski, который занимает восстановленное из руин здание дворца султана Абдул-Азиза. Чыраган-Палас тоже творение Бальянов. В 1910 г. дворец сгорел и был в разрушенном состоянии до 1989 года! Восстанавливали его японцы. Он великолепен — обратите внимание на высоту окон, белоснежные лестницы — это настоящий дворец!

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Отель соединён мраморным мостом с дворцово-парковым комплексом Йылдыз (Звездный дворец), бывшим тоже главной резиденцией османских султанов с 1876 г. Это мост, слева очень красивая, увитая зеленью стена, напомнившая мне Италию:

Жить конечно там вряд ли получилось бы, а вот о том, что не посетили дворцово-парковый комплекс Йылдыз, который сейчас превращен в музей, очень жалею. А вечером мы шли по улице, на которой находятся входы в эти шикарные отели, и у этого дворца оказались вот такие роскошные ворота:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Ортакёй. Место довольно тусовочное, популярное — рядом с мечетью очень много кафешек прямо у воды.

Возможно это место так популярно еще и потому, что здесь же расположен культурный центр.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Кирпичные руины справа от мечети — это и есть культурный центр, в котором проводятся музыкальные фестивали, арт-инсталляции. Трудно представить, что за этими зияющими оконными проемами размещаются бар, ресторан, банкетные залы. А когда-то это был прекрасный особняк и был он подарен дочери султана, Эсме Султан, в качестве свадебного подарка.

Босфорский мост гораздо эффектнее выглядит с вечерней подсветкой, ну, а днем грандиозность сооружения тоже не оставляет равнодушным.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Между Босфорскими мостами расположен Бебек — один из самых дорогих районов Стамбула. Южнее Бебека располагается роскошная белая вилла с высокой мансардной крышей, которую в конце XIX в. построила мать последнего хедива Египта (титул вице-султана Египта, существовавший в период зависимости Египта от Турции) по проекту итальянского архитектора. Изящная, украшенная узорами железная ограда вдоль берега выполнена под влиянием стиля ар нуво. В 1931 г. здание передали египетскому консульству.

Крепость Румели Хисары — военная база турок перед захватом Константинополя, построенная как известно в рекордно-короткие сроки в 1452 г.

За крепостью — второй Босфорский мост:

Район Сарыер:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Особняк Хубер с 1985 г. служит летней резиденцией турецких президентов (точнее- входит в комплекс резиденции — сверху на холме есть корт, бассейн, вертолетная площадка). Особняк, построенный итальянским архитектором, считается одним из лучших образцов ар нуво. Огюст Хубер, бывший хозяин особняка, работал на фирмы «Крупп» и «Маузер», которые в конце 19 века активно продавали оружие Османской империи. Меня заинтересовали каменные стены, похожие на какую-то крепость, справа от особняка, но ничего об этом сооружении не удалось найти.

Симпатичное сооружение на причале Сарыер:

Следуя своему маршруту, наш кораблик причаливает на европейском берегу у местечка Румели Кавагы и вскоре разворачивается к противоположной стороне — к Анадолу Кавагы на азиатском берегу. Румели и Анадолу — это османские названия европейских и анатолийских частей империи. И вот тут уже появляется вид в сторону Черного моря. Опоры строящегося моста довершают сходство этого места со своеобразными воротами в Черное море. Справа холм с крепостью Йорос — одна из целей нашей поездки в эти места.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Она совсем небольшая, может быть не впечатлит по сравнению с крепостью Румели Хисары. Но место само по себе очень интересное. На этом холме еще до нашей эры существовали античные храмы, в том числе Зевса, бога попутного ветра, Алтарь Двенадцати Богов. Финикийцы, греки, генуэзцы, византийцы и османы боролись за власть над этим стратегическим пунктом на протяжении веков. С этого ракурса лучше всего можно видеть, как устроена крепость:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

И даже чайки здесь что-то не поделили:)

На причале нас встречают собачки. А официанты прибрежных кафешек приветственно махали руками, что меня умилило и позабавило. Оно понятно — кораблик из центра Стамбула с туристической публикой один раз в день прибывает — встречают, как родных:))

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Единственный симпатичный особняк на берегу этой рыбацкой деревушки

На небольшом пятачке теснятся рыбные ресторанчики. Слева за этим четырехэтажным зданием можно разглядеть желтое такси. Там же находится остановка автобуса.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

За машиной, на заднем плане — виден стеклянный павильон автобусной остановки:

Подниматься в гору в общем не очень тяжело и наверное интереснее, но мы собирались в этот день посетить еще много мест и поэтому не хотелось выдохнуться в самом начале. Мы сразу пошли договариваться с таксистом, но нас уже опередила группа земляков:) Никакого изобилия такси не наблюдалось, поэтому таксисту легко удалось нас уговорить подождать, пока он вернется — через пять минут он действительно вернулся. На такси мы проехали по деревушке и приехали на самый верх, разворот дороги буквально упирался в обрыв. Справа белело местное кладбище, а слева уже виднелись башни крепости.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Ну, а прямо перед глазами — горизонт Черного моря, от этого вида захватило дух:

И только после того, как «утолили жажду» глаз, стало возможным перевести взгляд на крепость:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Стамбульские историки считают, что крепость была построена по приказу императора Михаила Комнина. Император был вынужден пойти на этот шаг для того, чтобы защитить Константинополь от набегов викингов. Предположительно, на противоположной стороне Босфора также была крепость, к которой протягивалась цепь для защиты пролива от нападения военных кораблей. Во всяком случае руины её точно были обнаружены. В 1391 г. турки окончательно захватили крепость Йорос и это было началом к подготовке захвата Константинополя. Через четыре года они строят следующую крепость на этом же берегу — Анадолу Хисары (1395 г.) и почти через 60 лет — всем известную крепость Румели Хисары на противоположном берегу.

В каменной кладке башни сразу заметила остатки белой мраморной колонны:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Знаки на стенах — их всего несколько — символы эпохи византийских императоров Палеологов. Герб семьи Палеологов был другой — двуглавый орел, а вот на византийских монетах были такие изображения.

На табличке с крестом и полумесяцем можно различить заглавные буквы ФС, ХС, ФС и ПС. По мнению турецких исследователей эти буквы означают «Свет Христа — свет каждого».

Ворота между башнями заложены кирпичом во избежание обрушения. Около ворот лежат остатки мраморной облицовки арки:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Через этот пролом в стене можно взобраться внутрь крепости. Железную дверь наварили похоже недавно:

Вот такая неожиданная картина открылась взору, едва мы перелезли в крепость — очевидно страж крепости:) Видимо и билеты будут скоро продавать:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Ленточкой обвязана практически вся территория, кроме узкой полосы перед северной стеной, обращенной к Черному морю. Так выглядят башни с внутренней стороны крепости:

Когд-то точно можно было залезть внутрь башен, сейчас кажется уже -нет.

Никак не подумаешь, что это крепость- стены уходят вниз, а отсюда открывается просто прекрасный вид на Босфор.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

На территории крепости видны следы археологических раскопок. Начаты раскопки в 2010 году, за прошедшие годы сотрудники Стамбульского университета обнаружили около сотни артефактов: монеты, очки (предположительно — венецианские), емкости для ароматической жидкости, а также различные изделия из бронзы и керамическая посуда. Возраст самого старого артефакта относится ко временам правления султана Баязида Первого. А вот точная дата возведения крепости Йорос до настоящего времени так и не определена.

На стенах крепости нет никаких ограждений, внизу крутой обрыв и эти места контролируют турецкие пограничники.

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

«ворота» в Черное море:))

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Опора строящегося моста дает представление о грандиозности будущего сооружения:

Можно немного обойти крепостные стены снизу. Слева от башен есть тропинка, но недалеко (справа и внизу — закрыто пограничными заграждениями с предупреждающими плакатами).

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

Потом мы вернулись к дороге, где несколько минут подождали таксиста (заранее договорившись с ним.) Последний взгляд на крепость:

Стамбул. По Босфору к Черному морю и крепости Йорос

По этой красивой дороге мы уехали к соседнему холму, к загадочному месту — могила Юши.