Турист Вера Полонская (vpolonsky)
Вера Полонская
была 23 апреля 22:25

Луксор, Эдфу — Египет Март 2013

Когда-нибудь у меня будет внучка. Однажды она попросит: «Ну, расскажи, как ты разгуливала в красном платье по Египту!» И мне не останется ничего другого, как поведать ей эту историю…

Дресс-код на фоне Луксора

Цитату: «Наденьте красный костюм, и вы окажетесь более, чем голым» я прочитала слишком поздно. А тогда, той весною… Той весною сбылась моя мечта. Мне очень давно (с детства) и очень сильно хотелось в Луксор. Именно туда, а не к пирамидам…

Маска Тутанхамона косила глазами со страниц учебника по истории за пятый класс, посылая невербальный сигнал: «Приезжай!» Мне нравились легенды про фараонов и про удивительную бородатую царицу Хатшепсут. Мне очень нравился параграф про жизнеустройство древних египтян — было ощущение, что всех их я знаю поимённо, изо дня в день собираю сахарный тростник и вечерами любуюсь на закат солнца, отражающийся в водах Нила…

Поэтому, когда мы с сыном отправились в Марса Алам — курорт, находящийся гораздо ближе, чем Шарм-эль-Шейх, к Луксору — посещение этого древнего города было предопределено. К исполнению своей мечты я готовилась не только внутренне, но и внешне. Конечно, я знала, что Египет — страна мусульманская, и одеваться женщине там подобает как-то так:

Дресс-код на фоне Луксора

И в Египте одевалась я весьма скромно. Но из Луксора же нужно привезти фотографии! И именно в красном платье я представлялась себе на фоне луксорских храмов наиболее эффектной. Поэтому руки сами положили его в чемодан вместе с пуританскими одеждами.

С нами путешествовала моя школьная подруга Сандра и её дочки. Сандра всегда настолько девочка-девочка, что даже снимая маску после снорклинга в Красном море, поражает окружающих своим безупречным макияжем. Но даже она была в глубоком удивлении, когда увидела меня в красном платье и полной боевой раскраске в 4 часа утра на пороге своего номера, издающую призывный клич:

— Скорее, опоздаем на экскурсию!

Все члены нашего тур-отряда продолжили смотреть свои сновидения в автобусе. Все, кроме меня. Потому что у меня начала сбываться заветная мечта! И как я могла такое проспать?! В окно автобуса я глядела во все глаза. И там открывался мне мир, не виданный раньше.

Мир, в котором и по сей день вручную собирали тростник…

Дресс-код на фоне Луксора
Как и в древние времена жители долины Нила вручную собирают сахарный тростник
Затем тростник увозят на переработку. За время пути нам встретилось штук пятьдесят таких машин.

Мир, в котором вели хозяйство и растили детей точно так же, как и тысячу лет назад…

Дресс-код на фоне Луксора

Мир, в котором неспешно текла жизнь людей и животных…

Дресс-код на фоне Луксора
Меня почему-то поразила та дорога. Пару раз у меня случалось дежавю, мне казалось, что в своих прошлых жизнях я всё это уже видела и здесь жила. Если вообще такое может быть.

А автобус катил всё дальше и дальше навстречу моему дорогому Луксору…

Думаете, что мы первым делом поехали в храмы?! А вот и нет. В сувенирные лавки!

Дресс-код на фоне Луксора

Экскурсовод не успокоился до тех пор, пока автобус под завязку не заполнился вазами, горшками, статуэтками и прочей белибердой.

Дресс-код на фоне Луксора

И лишь после этого мы отправились осматривать достопримечательности. Гуляя по территории древнего храма, я разглядывала пёстрые толпы азиатских туристок. Ну и наряды!

Но тут я почувствовала первый подвох моего платья — под палящим мартовским солнцем голые руки начало нестерпимо щипать. Теперь экскурсионный дресс-код азиаток уже не казался мне клоунским. Напротив, я уважала его продуманность: длинные рукава и широкополые шляпы надёжно защищали от ожогов.

Дресс-код на фоне Луксора

Спастись от испепеляющих лучей можно было только в тени храмовых колонн. Удивительно, что по многочисленным картинам, испещряющим стены и колонны храма, можно, словно по книге, читать историю Египта.

Дресс-код на фоне Луксора

Экскурсовод без умолку рассказывал. Группа плавилась под палящим солнцем… А в моём сознании на первый план выплывало имя египетской царицы Хатшепсут. Она была женщиной-фараоном. Невероятно красивой, поправшей каноны древнеегипетского дресс-кода и надевшей мужское платье и накладную бороду. Она мудро и дальновидно правила Египтом. И древнеегипетские мужчины трепетали перед ней, обожали и преклонялись…

То, что с современными египетскими мужчинами дела обстоят по-другому, мне стало ясно уже на выходе из храма. Красное платье подействовало на них также, как красная тряпка на быков. И ладно бы дело ограничилось только словами. Руки потянулись ко мне прямо посреди базара, и пришлось отпрыгивать, отбиваться арафаткой и спасаться бегством в автобус…Вот уж, действительно, в красном платье я оказалась более, чем голой…

Переезд в Город Мёртвых на лодке по водам Нила несколько умиротворил нашу компанию.

Дресс-код на фоне Луксора

Отобедав, мы отправились смотреть на колоссов Мемнона. И здесь не обошлось без легенды, в которой замешана женщина.

Как известно, в течение определённого периода своей истории колоссы пели. Пели каждый день красиво и протяжно, да так, что весь античный мир стремился к этим Колоссам как к эталону, по которому настраиваются музыкальные инструменты. Те, кто в легенды не верит, сразу сказали, что это всё физика, ведь после ремонта и заделывания трещин Колоссы замолчали. Но мы, романтичные девушки, склоняемся к другой версии. Мемнон, прославленный воин, погиб от мстительной руки другого воина. Его мать Аврора в слезах умолила всемогущего бога Юпитера воскрешать ее сына хотя бы на одно мгновение в день. И каждое утро, когда Аврора ласкала своими лучами сына, он отвечал своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… А в Долине Царей солнце палило ещё жарче. Дети спеклись и отказались покидать автобус, а мы с Сандрой наперекор всему двигались в сторону храма Хатшепсут.

Дресс-код на фоне Луксора

Хатшепсут была та ещё штучка. Судя по древнеегипетским записям, она крутила роман с архитектором Сененмутом. И храм в честь Хатшепсут — его рук дело.

Правда, после смерти фараонши от храмов и памятников в её честь и камня на камне не оставили, очень уж неестественным для древнего мира была её смена женского дресс-кода на мужской и её женское фараонство.

Дресс-код на фоне Луксора

В наши дни многое восстанавливается, многое отстраивается заново. В Луксоре работают археологи со всего мира, и каждый день они пытаются разгадать тайны Египта…

Оставив Хатшепсут, археологов и Луксор, я поехала обратно, накупив по дороге странного кофе с неимоверным количеством кардамона и поблагодарив судьбу за то, что приключения с платьем были в общем-то безобидными.

Вот так всегда с нами — женщинами: жажда ярких образов начисто убивает осмотрительность…
Но тем не менее, мне на память остались фотографии в том самом красном платье на фоне Луксора…