Турист Наталия (natchen)
Наталия
была 12 апреля 16:32

Сабах, Кота-Кинабалу — Малайзия Июнь 2015

Пройдя напоследок еще раз по подвесным мостам в Borneo Rainforest Lodge (Danum Valley) , в 8 часов утра следующего дня мы тронулись в обратный путь. Дорога была в хорошем состоянии, так что пять часов в пути пролетели быстро. Следующим местом нашей остановки стал лодж Myne Resort на реке Кинабатанган. Река Кинабатанган самая протяженная (560 км) и полноводная река штата Сабах.

Что может быть прекраснее, когда под тихий гул мотора ты медленно дрейфуешь по глади реки, стараясь незаметно подкрасться к лесным обитателям, чтобы не нарушить их покой.

Если вы хотите увидеть в большом количестве представителей животного мира Борнео в дикой природе, то посещение этого места обязательно.

На первый взгляд лес кажется необитаемым, но стоит лишь подплыть поближе...

Лодж Myne Resort скромнее и существенно дешевле своего сородича в Данум Валей, что только добавляет ему плюсов.

Хорошие добротные номера с видом на реку, ванная оказалась даже приличнее чем в Borneo Rainforest Lodge. Были в наличие туалетные принадлежности и питьевая вода в номере. А вот еда подкачала, исключительно местная кухня. Нам взрослым попробовать местные деликатесы было интересно, у ребенка же, что естественно, еда не пошла. Но лично нас в таких ситуациях всегда выручает хлеб, безумным поклонником которого является мой Александр, так что проблему с едой мы решили.

В Myne Resort нет полной оторванности от цивилизации как в Данум Валей. Вечером можно поиграть в бильярд или посмотреть телевизор в зоне для отдыха.

Лодж Myne Resort , приютивший нас на два дня

Приехав и расположившись в Myne Resort, нас ждала пешая часовая прогулка по окрестностям лоджа. Когда отойдя от отеля на 200 метров, начался крутой подъем в гору, дрогнули все. Признаюсь, два дня, проведенные в Данум Валей, нас изрядно вымотали. Конечно, я больше переживала за Саньку, но к нашему счастью подъем оказался недолгий, и тот вид, который нам открылся со смотровой площадки на реку, стоил того.

река Кинабатанган

Дальнейшая наша прогулка прошла легко и непринужденно. Очень интересно было посмотреть и посидеть внутри дерева Мербау.

Его особенностью являются пустоты внутри ствола. Местный гид рассказывал, что во время 2-й мировой войны коренное население пряталось внутри деревьев Мербау, спасаясь, таким образом, от японцев. Люди могли сидеть в нем по несколько дней, предусмотрительно взяв с собой запасы еды и воды.

Мы не могли упустить возможность побывать внутри Мербау, и нам там очень понравилось. Достаточно много места для 3–4 человек. В каждом дереве вверху имеется отверстие -вентиляция, образованное естественным путем. Так что при желании можно устроиться очень комфортно.

Побывали мы и внутри дерева Мербау.Вот так выглядит ствол Мербау изнутри.

Растительность парка Кинабатанган сильно отличается от лесов Данум Валей, здесь вы не увидите такого масштаба и величия малазийских джунглей.

Река Кинабатанган - самая протяженная и полноводная река штата Сабах

Но мы приехали сюда не за этим. Животный мир - вот фишка Кинабатангана, за которой приезжают туристы.

птицы-носороги

И в этом мы смогли убедиться уже на вечерней прогулке по реке.

Каждый выезд на реку, а их было у нас три, занимал по три часа.

Три часа полного погружения в жизнь лесных обитателей: жизнь активную, удивительно разнообразную и безумно интересную.

Мы два дня, можно сказать, жили практически на воде, наблюдая за жизнью диких животных и птиц острова

Животный мир Кинабатангана начал нас атаковать, как только мы отплыли от причала. Птицы-носороги сопровождали нас постоянно во время наших прогулок по реке.

детеныш

За время наших речных мини-круизов мы видели в большом количестве обьезьян-носачей, которые обитают только на Борнео. Взрослые самцы украшены похожим на огурец длинным носом, который увеличивается в размерах и краснеет, когда животное сердится или возбуждено. Размеры «мужского» носа могут быть больше 10 см. Самки и детеныши рядом с ними кажутся курносыми.

Носачи очень быстро передвигаются по деревьям, поэтому фотографировать их было трудно.

Обезьяны-носачи, которые обитают только на Борнео и больше нигде.

Эти обезьяны прекрасные пловцы и могут проплыть под водой до 20 метров. Обычно группа носачей включает 10–30 животных — взрослого самца, его «гарем» и детенышей. Валентина рассказала нам о заказнике Labuk Bay Proboscis Monkey Sanctuary, который находится в 45 км от города Сандакан. В 1994 г. хозяин будущего заказника приобрел большой участок сухого мангрового леса под плантации масленичной пальмы. В лесу жили носачи, и владелец был буквально очарован ими. Он узнал все об их образе жизни и понял, что животным нужна помощь, поэтому часть территории оставили для их обитания. Сегодня в заказнике живет порядка 60 носачей. В Labuk Bay Proboscis Monkey Sanctuary можно увидеть этих замечательных обезьян в естественных условиях. Наблюдать их можно с удобной широкой площадки, вокруг которой устроено несколько платформ для кормления обезьян.

Путешествуя по реке Кинабатангам, два раза нам удалось увидеть орангутанов. Т. к. деревья в этих лесах более низкорослые, то рассмотреть «лесных людей» можно было гораздо ближе и отчетливее, чем в Данум Валей.

Самыми статичными и фотогеничными оказались, как всегда, мартышки.

Глаза в глаза

Помимо птиц-носорогов нас радовали своим ярким оперением потрясающе красивые зимородки, которые нет-нет да и попадались на нашем пути .

Зимородок

А белые цапли, как статуи, украшали своим присутствием и без того великолепные речные пейзажи...беззвучно стоящие, как молчаливые смотрители и блюстители порядка...И невозможно понять, насколько зорко они контролирует свои владения и дадут ли шанс тебе подплыть, чтобы в непосредственной близости полюбоваться их статью...

К сожалению, нам не удалось увидеть карликовых слонов и больших крокодилов, которые водятся в реке Кинабатанган.

Если вы хотите увидеть в большом количестве представителей животного мира Борнео в дикой природе, то посещение реки Кинабатанган обязательно

Зато вечером к нам в лодж заходили дикие кабаны, т. к. персонал отеля их подкармливает. Кстати, находясь в парке Данум Валей, я спрашивала, почему они не практикуют подкармливание диких животных. Но там позиция по этому вопросу очень категоричная: животные живут в естественной среде обитания, и не стоит их приручать к людям. Это только им во вред! Не людям, конечно, а животным.

Недалеко от места нашей дислокации в Myne Resort, находились знаменитые пещеры Гомантонг.

Я по своей наивности считала, что они знамениты своими размерами и количеством летучих мышей, живущих в них. Оказалось, что не этим. Пещеры Гомантонг находятся внутри одноименной горы. Эта система состоит из множества пещер, связанных между собой, и служит домом для миллионов летучих мышей и больших тараканов, сотен тысяч гигантских длинноножек и сотен стрижей.

Также среди обитателей пещер встречаются крысы и пещерные крабы, которых там тоже достаточно. Ключевые слова, характеризующие пещеру — миллионы тараканов и сотни тысяч гигантских длинноножек. Столько тараканов, огромных тараканов заметьте, я не видела никогда в жизни. Надеюсь, больше никогда и не увижу. Думаю, что именно по этому признаку пещеры Гомантонг включены в десятку самых страшных мест на Земле. Узнала я это, конечно, позже. Отступать не захотелось, поэтому в компании Вали я отправилась внутрь. Сестра идти туда категорически отказалась, а ребенка я не пустила сама.

Это было ужасно. Для меня ужасно вдвойне, потому что я боюсь всего две вещи: крыс и тараканов. Тараканы присутствуют там везде, куда не кинь взор. Бегают просто толпами. Кругом одни тараканы.

Останавливаться нельзя. Надо всегда быть в движении, чтобы эти мерзкие существа ненароком на тебя не заползли. А во всем виноваты безобидные стрижи, которые облюбовали пещеры Гомантонг для своих гнезд, и миллионы летучих мышей. Пол пещер на метр покрыт слоем гуано. Для посещения туристов открыта только одна пещера.

А больше и не надо. Но самый большой шок — это открытая сторожевая будка в центре пещеры, в которой безмятежно спит тот самый сторож. Оставлю этот момент без комментария, т. к. не думаю, что тараканы обходят сторожку стороной. К сожалению, фотография веселого домика получилась у меня очень смазано, т. к., видимо, я очень нервно топталась на месте, пытаясь его сфотографировать. И что же этот спящий человек охраняет? Не тараканов, конечно. Сторожит он вход в другие пещеры от охотников за гнездами стрижей. У китайцев данный продукт считается деликатесом, т. к. его поедание омолаживает организм, по крайней мере они так считают.

Ну что же, я сделала это! Радость озарила меня, как только я вышла из этого тараканьего ада. Правда, всплыл еще один неожиданный нюанс после посещения пещер. Т. к. ходить пришлось по «усланному цветами ковру», с периодическим похрустыванием под ногами, то аромат моих кроссовок затмевал все запахи на свете. Я уже была готова расстаться с ними навсегда, но стиральная машина, после возвращения домой, продлила им жизнь. После такого треша релакс на вечерней прогулке по реке мне был просто необходим. Погрузившись в наше маленькое суденышко, я вскоре уже и не вспоминала о своих недавних переживаниях.

Стрижи, активизировавшиеся на закате, уже не казались мне такими зловещими, а прощальный закат на реке был просто великолепен.

Закат - прекрасен всегда и везде...

Пейзажи реки Кинабатанган очаровали меня. Имея достаточный опыт путешествий, могу сказать, что это были лучшие речные прогулки в моей жизни.

Река произвела на нас сильное впечатление и своими пейзажами, и разнообразием животного мира

На следующий день нам предстояло проделать долгий путь обратно к отелю Shangri-La’s Rasa Ria Resort через национальный парк Кинабалу. Национальный парк Кинабалу является первым национальным парком Малайзии, отнесенным ЮНЕСКО к категории Всемирного наследия. Парк охватывает 754 кв. км, а гора Кинабалу является самой высокой в Юго-Восточной Азии (4 095,2 м). Кроме того Кинабалу является одной из самых молодых невулканических горных вершин в мире и продолжает расти по сей день.

Гора Кинабалу (4 095 м) является главной достопримечательностью одноименного парка

Склоны горы служат природным ареалом для многих растений и животных, но разнообразие млекопитающих не гарантирует возможности их увидеть. Многие животные ведут ночной образ жизни или прячутся на вершинах деревьев, так что здесь мы довольствовались только насекомыми.

личинка цикады

Прибыв в парк к полудню, у нас было достаточно много времени, чтобы не спеша осмотреть горячие источники Poring Hot Spring, которые очень популярны у местного населения. Источники расположены на восточной окраине Национального парка, на расстоянии примерно 46 км от ботанического сада и штаба, где начинается восхождение на гору. Слово Poring переводится с местного языка как гигантский бамбук, который в изобилии растет в этом районе. Температура воды в горячих источниках колеблется от 49 до 60 градусов по Цельсию. Посетители могут поплавать в сернистых бассейнах, воду для которых отводят по трубе от источников, расположенных выше. Мы как раз попали во время школьных каникул, поэтому людей, принимающих оздоровительный ванны, было много.

Далее наш путь лежал к подвесным мостам парка Кинабалу. Сколько бы мы не ходили в Данум Валей по этому инженерному чуду, нам все было мало, поэтому новость о встрече с мостами мы приняли с неподдельной радостью.

Ходить по таким конструкциям совсем не страшно. Наоборот, очень интересно!

Подвесная тропа состоит из нескольких сегментов алюминиевых лестниц, подвешенных в горизонтальном положении и соединенных болтами . Поверх лестниц лежат деревянные доски. Сетка прикреплена, так что переход по подвесному мосту вполне безопасен даже для детей. Общая протяженность подвесного моста 373 м, максимальная высота над землей 41 м. Пожалуй, это самые неустойчивые мосты, по которым нам пришлось ходить на Борнео. Прогулка по ним доставила нам массу положительных эмоций и оказалась совсем нестрашной.

Побродив по мостам, мы отправились осматривать жемчужину парка Кинабалу — раффлезию, являющуюся самым крупным цветком в мире. Средние размеры цветка в поперечнике составляют 70–90 см. А вот цветок-рекордсмен имел в диаметре 106,7 см. У раффлезии пять толстых, мясистых лепестков, покрытых бледными бородавчатыми пятнами. Лепесток имеет толщину в среднем 3 см, а длину 46 см.

Да нет же, вот она гордость Борнео - раффлезия!

Раффлезия — паразитирующее растение, у которого отсутствуют стебель, листья и орган, отвечающий за процесс фотосинтеза. Питается раффлезия насекомыми. Цветет не более 7 дней. На четвертый день своего цветения раффлезия начинает источать запах разлагающегося мяса, тем самым привлекая к себе насекомых-опылителей, обычно лесных мух. Именно поэтому ее второе название - трупная лилия. Раффлезия, увиденная нами, имела в диаметре 74 см и цвела только второй день. Так что мы просто любовались этой красотой, не испытывая при этом никакого дискомфорта.

Жемчужина парка Кинабалу - раффлезия

Пообедав в местной китайской забегаловке, мы отправились в ботанический сад парка Кинабалу. Сад славится разнообразием орхидей, представленных в нем. Но главной его ценностью, на мой взгляд, является то, что он очень гармонично вписался в естественную среду малазийских джунглей.

В ботаническом саду представлено очень большое количество орхидей, названия которых запомнить я даже не пыталась.

Во время нашей прогулки довольно часто попадались представители насекомоядных растений.

На острове достаточно много представителей насекомоядных растений

Впечатления от посещения ботанического сада остались очень приятные.

еще немного красоты...

Лесная прохлада освежала и бодрила. Уезжать не хотелось.

Находясь здесь, задумалась о покорении горы Кинабалу... А почему бы и нет? Санька немного подрастет, и в 12 лет можно будет попробовать сделать наше первое восхождение. Но это все мечты, а впереди нас ждала дорога в отель Shangri-La’s Rasa Ria Resort, встрече с которым мы были безумно рады. Понежившись оставшиеся три дня на морском побережье, нас ждал долгий путь домой. И здесь произошло самое для нас неожиданное событие.

В день нашего отлета с Борнео нас настигло землетрясение магнитудой в 6 баллов. В моей жизни это было первое землетрясение, поэтому ощущения были новые и необычные для меня. Утром никак не могла оторвать голову от подушки. Ребята уже встали и ждали меня, чтобы идти на завтрак. Вдруг возник непонятный гул и все заходило ходуном. Тряхануло так, что через минуту я уже стояла одетая и готовая бежать вниз на первый этаж, т. к. жили мы на пятом. Минут через пять всех отдыхающих попросили срочно выйти из отеля. Тридцать минут мы стояли на расстоянии пятидесяти метров от здания, пытаясь получить разъяснения о том, что произошло. Вскоре к нам вышел работник службы безопасности отеля и очень спокойно и уверенно стал рассказывать, что это всего лишь отголоски японского землетрясения. Бедную Японию в эти дни трясло не по-детски. Доверившись ему, мы все немного успокоились и побрели по своим номерам, кто досыпать, хотя таких, я подозреваю, уже не было, а кто быстро выносить чемоданы вниз)). Для нас новость о японском землетрясении была неожиданной, т. к. в это время мы активно вышагивали по тропам в парке Данум Валей. Сразу полезла в гаджет искать информацию. И только я стала успокаиваться, как Валентина прислала мне чудесные фото, из которых было видно, что мы только что были в эпицентре самого настоящего землетрясения.

Эпицентр землетрясения пришелся на парк Кинабалу. Никто из туристов не пострадал, но инфраструктура в парке получила небольшие повреждения. На фотографиях видно, что стало с дорогой, по которой мы возвращались из парка Кинабалу в отель. Уже в понедельник, борясь с московскими пробками и пытаясь добраться до работы, по радио услышала, что в землетрясении, оказывается, были виноваты туристы. Хорошо, что не русские)). Гора Кинабалу является священной для коренных жителей и почитается как «обитель мертвых». Издавна считалось, что на вершине горы обитают духи предков. Чтобы умиротворить души усопших предков, в жертву приносили кур. Так вот, не понравилось душам предков, что некоторые туристки загорают топлес на пляжах третьего по величине острова в мире. Вот и тряхануло. И аборигены просто в ультимативной форме требовали восемь голов……нет, не туристок... почему-то восемь голов крупного рогатого скота.

Садясь в самолет, не скрою, испытали чувство облегчения от того, что вовремя покидаем остров. Но все это были минутные переживания, потому что путешествие действительно удалось. Понравилось все. И если Данум Валей больше оценят эстеты, то проживание на реке Кинабатанган и посещение парка Кинабалу рекомендую абсолютно всем, кто планирует побывать на Борнео. Очень хочется вернуться обратно: совершить двухдневное восхождение на гору Кинабалу и посетить штат Саравак, который скрывает не меньше потаенных и красивых мест чем штат Сабах.

И еще совсем немного о своем мальчике...

Как любой ребенок, он очень ревностно относится к поездкам, когда я уезжаю без него. На все мои отговорки, что это тяжелые путешествия, где надо очень рано вставать, очень много ходить и жить в непростых условиях, он мне отвечает, что уже большой и тоже сможет все это перенести. Так вот, в этой поездке он очень хотел мне доказать, что может быть хорошим компаньоном в серьзных путешествиях. За пять дней нашего проживания в парках присутствовали моменты, когда ему, конечно, было тяжело, но он у меня молодец. Он показал, что с ним путешествовать можно).

1. Куала Лумпур, ломающий стереотипы
  2. Это манящее и чарующее слово "Лангкави"
  3. Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
  4. Сокровища Борнео: национальный парк Кинабалу, река Кинабатанган и пещера Гомантонг

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Отдых с детьми