Турист Дарья Сергеева (ladydolly)
Дарья Сергеева
была 14 марта 13:27

Лима, Куско — Перу Май 2015

Подготовка

Купив билеты в Бразилию, мы не собирались проводить все три недели там, хотя, несомненно, это тоже была бы восхитительная поездка. Осознавая, что, вероятнее всего, мы не посетим Южную Америку еще раз в ближайшие годы, мы старались включить максимум достопримечательностей континента. На Винском был очень хороший отчет под названием «Почти все, что я хотел от Южной Америки: Рио, Игуасу и Мачу Пикчу». В нашем хит-параде тоже светились именно эти места, но еще добавился Пантанал ввиду на неделю более длинного, чем у автора, отпуска.

Конечно, считать Мачу Пикчу обязательным к посещению, прилетев в Рио, это примерно: «Почему бы не посетить Эйфелеву башню, раз уж я в Стамбуле?». Но, вопреки здравому смыслу, я начала планировать этот забег, изучая подобные отчеты, которых, кстати сказать, не очень мало. Если Пантанал стал моей идеей-фикс, то посещением загадочного неприступного города грезил муж. Читая и смотря фото, загорелась посмотреть на красоту и я.

В наши резиновые три недели хотелось впихнуть еще и солончак Уюни в Боливии, и озеро Титикака, и линии пустыни Наска, но, увы, пришлось резать.

Маршрут вырисовался, на Перу отвелось всего четыре полных дня. В Лиму из Игуасу не каждый день, но есть прямой вечерний рейс компании LAN, от него и отталкивались. Итого: летим в Лиму, проводим световой день там, летим в Куско, смотрим достопримечательности долины инков, едем на поезде в Агвас Кальентис, который уже расположен среди гор, приютивших Мачу Пикчу. Обратно возвращаемся в Рио уже без выхода из аэропортов: Куско — Лима — Сан-Паулу — Рио.

Немного подробнее о транспортном сообщении до Мачу Пикчу. Создается впечатление, что достопримечательность кормит всю страну, популярность не спадает, поэтому можно задирать цены и устанавливать государственную и частную монополию на все, связанное с этим местом. Так, до Агвас Кальентис нет автомобильной дороги. Вот нет и все. Только железная дорога, по которой ходят поезда компаний Peru Rail и Inca Rail. Цены на поезда для иностранцев из Куско начинаются от 90 долларов в один конец, местным же почти бесплатно.

Есть варианты немного поэкономить. Первый — это сесть на поезд не в Куско, а подальше — в городе Ойянтайтамбо. Так можно уже получить поезд за 60 долларов. До Ойянты ходят общественные автобусы, такси и многочисленные групповые автобусные туры. Вторые два позволяют осмотреть и другие достопримечательности священной долины инков, зато автобус стоит всего около 6 солей, что менее 100 рублей.

Второй вариант — экстремальный. Ближайшая к Мачу Пикчу точка, достижимая на автомобиле, — это так называемая Гидроэлектрика, т. е. электростанция, где работают местные жители. Далее есть два пути: 10 км пешком до Агвас Кальентис либо еще один поезд, уже дешевый, около 20 долларов. Впрочем, существование этого поезда для туристов под вопросом, я в основном читала про 10 км пешком, практически по равнине, впрочем, что в этой местности — большая удача. До Гидроэлектрики можно с пересадками добраться на местных автобусах, а еще предприимчивые индейцы научились зарабатывать и на бэкпекерах, предлагая трансфер туда напрямую. Порой эти туры даже включают обед, встречу в обратном направлении и т. п.

Вполне возможно, что мы и воспользовались бы этим вариантом, оставив большие рюкзаки где-нибудь в Куско. Но такой путь занимает целый день, а никаких достопримечательностей по дороге не увидишь. Если бы лишние дни были — почему бы и нет.

Поэтому план был таков: прилетаем утром в Куско, берем такси и через все важные места доезжаем до Ойянтайтамбо, который сам по себе тоже славен инкской крепостью. Там садимся на честный поезд.

Обратно решили ехать прямиком до Куско, точнее, до станции Порой примерно в 15 километрах от города.

У Peru Rail есть два типа поездов: Expedition, подешевле, и VistaDome, подороже. Разница в количестве мест в вагоне, наличии панорамных окон, кормежки и развлечений. Поскольку разница в цене при покупке билета в две стороны была уже несущественной, где-то 10 долларов, поезд на светлое время суток я взяла VistaDome — пейзажи-то вокруг очень красивые.

За комплект билетов на двоих Ойянта — Агвас Кальентис — Порой вышло чуть меньше 300 долларов, кошмар. Покупала на официальном сайте PeruRail, там все хорошо и понятно.

Осталось решить вопрос с билетами собственно на Мачу Пикчу. Тут тоже все непросто. Помимо посещения самого города, очень интересно поглядеть на него с высоты. Для этого есть три маршрута, начинающиеся на территории Мачу Пикчу: гора Вайна Пикчу, гора Мачу Пикчу (именно по ее имени назвали найденный город) и тропа к Вратам Солнца (Inti Puncu). Первые две — за отдельную небольшую плату, но имеют лимит: 400 человек в день. Врата Солнца же дают вид не с самого удачного ракурса, как я поняла, зато без ограничений и доплаты.

Вайна Пикчу — это гора, которая видна на всех «открыточных» видах на заднем плане. Она возвышается на 300 метров над городом, путь непростой: крутые ступени, узкие тропы-карнизы. Действительно, ограничение на посещение очевидно нужно. На самой горе также есть инкские постройки, интересно. Маршрут невероятно популярен.

Гора Мачу Пикчу находится с противоположной стороны от города и является самой высокой из примыкающих гор: разница высот 600 метров. Именно с этой горы инки брали воду для питания своих знаменитых водопроводов. Как ни странно, маршрут считается проще: довольно широкая дорога без карнизов. На горе нет ничего, кроме вида на Мачу Пикчу и окрестности, зато потрясающих.

Билеты на Мачу Пичку, соответственно, бывают трех типов: только город (128 солей), город + Вайна Пикчу (152) и город + гора Мачу Пикчу (142). Билеты продаются через интернет как на официальном государственном портале http://www.machupicchu.gob.pe/ без наценки, так и через несколько агентств, берущих неплохую комиссию, например, http://ticketmachupicchu.com

Также в интернете видно количество доступных билетов на конкретную дату. Так вот, билеты на Вайну Пикчу были полностью распроданы еще за месяц до нашей поездки!!! Конец мая — начало высокого, сухого, сезона посещения… В сезон дождей, пишут, можно купить билеты прямо в Агвасе на завтра.

Я решила не рисковать и приобрести на первый из отведенных на Мачу Пикчу дней билеты с подъемом на гору Мачу Пикчу.

Я понимаю, почему люди используют агентства по продаже билетов с комиссией. Казалось бы — вот сайт, наценки нет, покупай на здоровье. На самом деле, покупка билетов на офсайте может привести в бешенство, отчаяние и к потере надежды. Не зная испанского, ты переходишь на любезно предоставленную англоязычную версию сайта, выбираешь дату, билет, а дальше не происходит ничего. Просто ничего. К счастью, я нашла чудесную статью на английском с пошаговой инструкцией по покупке билетов на испаноязычной версии сайта. http://therewardboss.com/2013/10/08/how-to-book-machu-picchu-tickets-online-in-only-a-few-minutes/

Еще одна, уже не столь значительная, ловушка подстерегла меня на этапе оплаты билетов: принимают только карты VISA. А у нас с мужем на двоих шесть карт — и все MasterCard! Мне помогло то, что у банка Санкт-Петербург есть услуга по выпуску виртуальной карты VISA. За 50 рублей я получила на полгода полноценную карту для покупок в интернете, и она сработала.

Важно отметить, что билеты именные, то есть выкупить блок билетов и перепродавать турагентства не могут. При покупке и на контроле обязателен паспорт.

Лима

Зачем вообще Лима? Честно говоря, мы туда и не хотели совершенно. Но рейсы в Куско летают по утрам, а рейс из Игуасу прибывает поздно вечером. Тут уж либо сидеть в аэропорту до 5 утра, либо спать несколько часов в каком-то отеле рядом с аэропортом, либо, как мы решили, вылетать через одно утро и погулять по городу.

Перелет IGU — LIM занимает часа 4. Мы прилетали в 10 вечера, а Лима — город очень небезопасный. Считается, что туристу можно использовать только лицензированное такси аэропорта, выходить на улицу и ловить машины настоятельно не рекомендуется. Мы снимали комнату через airbnb, и хозяин предлагал почти за цену такси частного водителя, который встретит с табличкой на выходе. Мы не стали отказываться.

Исследуя вопрос, чем заняться, я наткнулась на бесплатные пешеходные туры на английском, которые проходят в нескольких городах Перу: http://www.fwtperu.com/fwt-lima.html

Сочтя это идеальным вариантом для быстрого знакомства с городом, мы в 11 утра пришли на назначенное место: парк Кеннеди в единственном полностью безопасном районе Лимы Мирафлоресе, где мы и жили

Гид Артуро собрал группу и на общественном транспорте — автобусе Metropolitano — повез нас в исторический центр. Автобусы ездят по конструктивно выделенным полосам, а метро в городе только строят. Рядом с парком Кеннеди находится станция Ricardo Palma, а главная площадь — недалеко от Jr. de la Union. Ехать около получаса.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Мы приехали в разгар представления по смене караула у ранее королевского, а ныне президентского дворца. Красиво, громко, с танцем. Возможно, несколько затянуто. Удивило, что площадь перед дворцом обнесена решеткой, и к ней нельзя даже подойти для просмотра шоу. Вне представлений, впрочем, сквозь решетку можно даже фотографировать.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Мы обошли площадь, гид рассказал нам о зданиях. Здания в центре красивые, с потрясающими резными деревянными балкончиками.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Совсем рядом с главной площадью — мост, а вот воды под ним нет. Оказалось, что реку временно попросили потечь в другом месте, а под руслом роют метро.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

За мостом начинается крайне опасная часть города. Даже днем переходить его настоятельно не рекомендуется. Соседство с этим районом давно вынудило знать покинуть центр, поэтому сам центр тоже уже не тот и не стоит гулять там по вечерам.

После короткой экскурсии по рынку перуанских сувениров (порадовало, что ничего не призывали покупать, просто рассказали) наш тур завершился дегустацией местного традиционного алкоголя писко. Нам дали по наперсточку чистого и несколько наперстков коктейлей. Самый популярный — писко саур — с лаймовым соком.

И, закономерно, после дегустации предложили внести вклад в развитие этих туров:)

Нам понравилась экскурсия. Она длилась около 3 часов и была интересной. Рекомендуем. В Куско тоже водят, но мы не попадали совсем.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Мы ненадолго остались в центре и закупились свитерами из шерсти альпаки (конечно, не чистой, а в смеси с синтетикой), а вечер провели на берегу Тихого океана в Мирафлоресе. Вся набережная состоит из переходящих друг в друга парков со скамеечками, тренажерными и детскими площадками. Забавно, променады вдоль моря так похожи друг на друга в совсем разных частях планеты! Нам на ум пришли набережные Протараса (Кипр) и Тель-Авива. Те же лужайки, те же тренажеры, скамеечки и бегуны.

Находясь в этом спокойствии, никогда не скажешь, что Лима — такой неблагополучный город!

Куско и долина инков

Подъем с уровня моря до 3500 метров самолет совершает за 55 минут. В окно постоянно видны горы, возвышающиеся над облаками.

Для организма такой перепад высот не может пройти бесследно. Еще в аэропорту Куско мы почувствовали, что воздух очень разреженный, дышать тяжело, а сердце бьется гораздо быстрее обычного.

Мы прилетели в 8 утра, а поезд из Ойянты отходил в 9 вечера. Мы собирались с толком потратить этот день.

Не торопясь (нельзя торопиться, а то горная болезнь настигнет неминуемо), мы получили багаж и занялись поиском такси, которое провезет нас по всем достопримечательностям Долины, позволит вдоволь погулять и пофотографировать и оставит в Ойянтайтамбо. Еще в Питере я пришла к выводу, что нам подойдет только такси, если мы хотим успеть столько всего.

С написанными заранее на листочке наименованиями (Sacsayhuaman, Plaza de Armas, Pisaq, Moray, Salineras de Maras, Ollantaytambo) мы имели несколько неконструктивных бесед на стойках в самом аэропорту. Товарищи упрямо предалагали нам автобусный тур, который не посещает Moray и Salineras de Maras. В одном месте нам все-таки предложили частного водителя, но по цене 90 долларов с человека! Это только водитель, не гид.

Единственное, что мы вынесли из общения с представителями сферы туризма, — это то, что план слишком грандиозен, и от посещения Писака лучше отказаться, т. к. он совсем в другой стороне.

Злые за потерянное время, мы вышли из здания, и нас сразу атаковал представитель именно сервиса такси и предложил наш маршрут без Писака за 200 солей за двоих. Мы не стали торговаться, т. к. цена за целый день нам показалась вполне честной. Отдав нас своему коллеге, он испарился.

Мы были готовы, что таксист не будет говорить по-английски (для того и припасли листок с маршрутом) и просто покатает нас. Однако нам невероятно повезло: наш водитель оказался профессиональным гидом, подрабатывающим таксистом! Он довольно хорошо говорил по-английски (экскурсии он ведет на испанском и … японском) и подробно рассказывал обо всех посещенных местах. Выглядел он истинным индейцем и действительно таковым оказался: до пяти лет он говорил только на кечуа. У меня сохранилась визитка, наверняка с ним можно договориться и заранее.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Начали мы с главной площади города — Plaza de Armas. Посередине — фонтан со статуей известнейшего императора инков — Пачакутека. Считается, что именно в его время построили Мачу Пикчу. Куско был столицей империи инков.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

И повсюду горы… И прозрачнейший горный воздух, и синее небо…

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Почему-то очень много женщин в полиции.

Далее случилось некоторое недопонимание. Мы рассчитывали погулять по крепости Sacsayhuaman, знаменитой своей невероятной каменной кладкой и прогуливающимися по территории ламами и альпаками. Но гид объяснил, что нормальная прогулка внутри занимает полдня. Так что нам пришлось довольствоваться видами издалека и сверху.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

И альпаку видели всего одну, да и ту из окна и привязанную.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Поднялись на холм со статуей Христа и посмотрели на крыши Куско, а также на площади.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

И на этом, увы, покатили дальше. Билет в Sacsayhuaman мы приобрели в составе комплексного boleto turistico, позволяющего посетить несколько достопримечательностей Священной долины. Билет стоит 130 солей.

То немногое, что мы успели увидеть в Куско, нам очень понравилось. Обязательно стоит планировать провести там хотя бы нормальный день. Жаль, что у нас это никак не получалось.

По дороге гид спросил нас, не хотим ли мы вместо Писака посетить Чинчеро? Там тоже воскресный традиционный, но менее туристический, рынок, да и крепость присутствует. Кроме того, это совсем по дороге. Конечно, мы согласились!

Чинчеро оказался, пожалуй, самым живописным из посещенных нами в этот день мест. Сначала мы погрузились в атмосферу колоритного базара. Утверждается, что в деревнях женщины действительно одеваются в традиционный наряд, а не только чтобы порадовать туристов. Продают еду и фрукты, но нам интереснее всего были традиционные изделия из альпаки. Мы, конечно, уже видели и покупали их в Лиме, но здесь был гораздо больше выбор и более красивая обстановка. Цены, пожалуй, примерно такие же.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Эти женщины прекрасны! Уж какой странный наряд, если разобраться, но красиво же! И вообще, нам безумно понравилась любовь латиноамериканцев к ярким краскам.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Тем временем, мужа все-таки настигла разновидность горной болезни в виде головной боли и какой-то общей дурноты. Чинчеро коварно оказался на высоте аж 3750 метров! Для облегчения симптомов нам предложили чай из травы под названием Muña, который действует лучше всем известной коки. Попутно девушки из мастерской рассказали нам про все стадии производства изделий из шерсти альпаки. Оказывается, они используют натуральные красители! По крайней мере, в этом месте.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Это кость туриста, который ничего у нас не купил!

После Muña немного полегчало, и мы еще чуть-чуть поднялись, чтобы наконец осмотреть крепость Чинчеро.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Мы наконец лично встретились со знаменитой каменной кладкой, которую тоже относят к инкской, но верится с трудом: слишком уж разительно она отличается от доподлинно инкской.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

У нас огромное количество фотографий примеров этой кладки. Невозможно налюбоваться и невозможно представить, как же люди таскали и обтачивали эти глыбы, не имея колеса и металлических инструментов. Стены держатся столетиями без какого-либо скрепляющего раствора. И материал — не мягкий известняк, как у египтян, а самый настоящий гранит…

Там же представлены не менее знаменитые террасы. Они использовались для расширения полезной площади при выращивании сельхозкультур, а слой камней обеспечивал дренаж. Сейчас их красиво засеивают газонной травой.

Пейзажи, конечно, восхитительные…

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Гид показывает нам свой нашейный амулет — инкский крест. Зеленая часть — из камня, добываемого только в Мачу Пикчу.

Горная болезнь все-таки снова настигла Гошу, и гид купил у врача находившейся неподалеку скорой помощи 4 таблетки acetazolamida. Впрочем, одновременно мы начали снижаться, что считается еще лучшим лекарством от горной болезни.

Следующей точкой, тоже входящей в boleto turistico, был Морай, а точнее, круги, состоящие из террас.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Популярная версия гласит, что это «тестовая среда» инкских агрономов, которые выясняли, в каких условиях по высоте и освещенности, а следовательно, и температуре, лучше растут новые культуры, завезенные из других земель. Но это никак не объясняет, почему круги идеальной формы! Чего-то мы пока явно не знаем об инках…

Помню, когда мы смотрели выпуск передачи «Орел и решка» про Мачу Пикчу, ведущий посещал это место, но тогда туристам было разрешено бродить по террасам и лежать в центре нижнего круга. Увы, теперь все огорожено, можно только смотреть сверху.

Еще одна достопримечательность, которую обычно посещают вместе с Мораем, расположена совсем близко. Это традиционная добыча соли, ведущаяся со времен инков без существенного изменения технологии. Место называется Salineras de Maras.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Вход на территорию платный, 10 солей, общий билет не действует: частная собственность. Всего около 4000 таких прудиков, в которых выпаривается соль. Соленая вода бежит с гор, из вулкана. Мы попали в сезон подготовительных работ, когда прудики расчищали и утрамбовывали в них грунт. Гид говорил, что в сезон собственно выпаривания воды там вообще потрясающе красиво. Но нам все равно понравилось.

И финалом нашего путешествия стал сам городок Ойянтайтамбо, который является современной столицей инков. Не обошлось без ложки дегтя. На подъезде к городу стояла полиция и всех посылала нафиг: в городе фестиваль, единственный въезд закрыт. Есть рядом грунтовка, но она моментально встала в мертвую пробку, и оставшиеся метров 800 нам пришлось бы стоять не менее часа!

Так, мы рассчитались с гидом, одарив его чаевыми еще на 100 солей. Он провел с нами целый день, завез в лишний город и выполнял роль гида, а не таксиста за 200 солей.

Взяв рюкзаки и в очередной раз порадовавшись, что в этом путешествии у нас нет чемоданов, мы поплелись по пыльной дороге вдоль рельсов к железнодорожной станции. По пути мы недоуменно и нецензурно проклинали местное правительство. Туристы со всего мира платят невероятные деньги за билеты на поезд и на Мачу Пикчу, а вы из-за непонятного празднества перекрыли им дорогу и заставляете тащиться с вещами пешком!

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Положильное впечатление от PeruRail тоже появилось: в камеру хранения на станции вещи у нас приняли бесплатно. Мы обратились в окошко информации, показали билеты, нам выдали бирочки для рюкзаков.

И незадолго до закрытия мы попали в крепость Ойянтайтамбо. Она тоже включена в общий билет. От ж/д станции мы подъехали на тук-туке, которые здесь прямо такие же, как в Азии. Проезд на тарахтящем мопеде стоил 4 соля за двоих. Можно и пешком, несомненно, там примерно километр, но дело близилось к закату и закрытию достопримечательности. Подъем в горку пешком не добавил бы нам времени.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

В Ойянтайтамбо нас снова поражала доинкская каменная кладка. Рассказы о том, что конкистадоры разрушили и скинули вниз огромную каменную стену, кажутся совершенно неправдоподобными, когда находишься на территории и видишь своими глазами масштабы.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

До сих пор нам удавалось избегать толп туристов, но все они, оказалось, собрались именно в Ойянте.

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Официально вход закрывается в 17 часов, но туристы входили и явно позже. Где-то к 18 зашло солнце, а мы закончили нашу самостоятельную экскурсию.

Ниши непонятного назначения пришлись по вкусу нашим сумочкам

Перу: часть 1. Детальная подготовка, Лима, Куско, Священная Долина

Еще один инкский крест, на этот раз в виде барельефа на гранитном монолите.

До поезда еще было время, которое мы скоротали в кафе на главной площади городка. Снаружи гремел тот самый фестиваль, из-за которого нас не пустили в город на машине. Какие-то вполне современные песни и пляски. До этого, как мы наблюдали с вершины крепости, по улицам ходил небольшой парад с оркестром.

Национальным блюдом в Перу считаются … жареные морские свинки. Мы не стали заставлять себя есть, по сути, крысу. Проникшись любовью к ламам и альпакам, есть их мясо тоже было невозможно, а подают повсеместно. Так что из традиционной кухни мы ограничились местным супом с киноа и говядиной. Также мы оценили местный напиток чича. Он глубокого фиолетового цвета, изготавливается из кукурузы, которая здесь тоже может быть эдакого баклажанно-свекольного оттенка. Приятный безалкогольный напиток, не очень сладкий, ни на что вкусом не похож.

К отправлению поезда мы были уже совершенно измученными недосыпом, усталостью и высотой. Но было бы преступлением пропустить такую красоту на своем пути!