Наталия Семчина Пользователь — была сегодня 17:02

Домбай — сердце гор

23 июня 2015 г. 21:37 Домбай — Россия Июнь 2015

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Отдыхая пару-тройку лет назад в Пятигорске, я ездила на экскурсию в Кабардино-Балкарию и там от гида вскользь впервые услышала о депортации местного населения во время Второй Мировой войны. На мои расспросы она уклончиво ответила: «Я могу вам рассказать, но позднее, после экскурсии», а потом разговора почему-то не получилось, а дома я позабыла о этом. И вот опять, попав в Карачаево-Черкессию, первое, что рассказал гид, проводя ознакомительную экскурсию по Домбаю, была тема депортации местного населения.
Вернувшись из поездки, и получив просто ошеломляющую дозу доброты, заботы, обходительности, внимания, предусмотрительности и прочая, прочая от местных гидов и обслуживающего персонала отеля, я не могу не затронуть эту тему и хочу кратко донести ее до вас с помощью моей памяти и интернета.

В первые месяцы Великой Отечественной войны 15 600 человек, практически все взрослое мужское население Карачаевской АО было призвано в ряды Красной Армии.
С 12 августа 1942 года по 18 января 1943 года территория КАО была оккупирована немецкими войсками дивизии «Эдельвейс».
Во время отступления Красной Армии в ее тылу перешли к действиям антисоветские повстанческие отряды, во главе которых стояли люди, окончившие немецкие разведшколы. Имея такую опору на местах, гитлеровское командование прибегало к созданию национальных организаций типа «Карачаевского национального комитета» для поддержания оккупационного немецкого режима. Этого оказалось достаточно для обоснования причин депортации всего карачаевского народа-руководством СССР он был обвинен в предательстве во время войны.
2 октября 1943 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории». 14 октября 1943 г. было подписано Постановление Совета народных комиссаров о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР, Таджикистан, Иркутскую область и на Дальний Восток.

Для силового обеспечения депортации карачаевцев были задействованы войсковые соединения общей численностью!!!!! в 53 327 человек. План по депортации рассчитывался на 62 842 человек, из них лишь 37 429 — взрослые, но в итоге было выселено 69267!!! человек и из них больше половины детей.
Позднее, в 1948 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, суть которого состояла в том, что репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения ужесточался еще более — за самовольный выезд из мест поселения предусматривалось 20 лет каторжных работ.

Жёсткие условия проживания в местах ссылки, массовый голод, тяжёлый труд повлекли за собой массовую смертность среди карачаевцев, большая часть репрессированных, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли в дороге, а также в местах переселения.
Территория области (9 тысяч кв. км) была поделена между Ставропольским краем, Грузинской ССР и Краснодарским краем.
Ограничения по спецпоселению с карачаевцев были сняты 16 июля 1956 года, однако право возвращения на родину им не предоставлялось.

Зуб Суфруджу.

Через полгода, в январе 1957 года Черкесская АО преобразована в Карачаево-Черкесскую АО и ей были возвращены забранные территории. Но только в ноябре 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них.
В современной Карачаево-Черкесии 2 ноября считается днем депортации карачаевского народа.
3 мая в Карачаево-Черкесии объявлено Днем возрождения карачаевского народа в память о том, что именно в этот день в 1957 году в Черкесск прибыл первый эшелон с возвращающимися из депортации на родину карачаевцами. Эшелон с живыми….
И почему-то вспомнилась легенда-быль, рассказанная мною вам в первом отзыве…….
И памятники, которых я много видела в свои последние поездки, установленные в память защитникам Кавказа…….Там нет разграничений на национальности.
-------
Открытый пустой чемодан, словно голодный бегемот, раскрывший свою огромную пасть, стоит посередине комнаты. За окном почти стемнело: а это значит, что уже часов восемь вечера, а завтра ранний отъезд, но мысли вразброс. Швыряю в эту пасть пакет со шнурами, зарядками — тэкс, самое главное положила, что ж еще? И в это время спасительный звонок подруги: «Ну что, собрала чюмодан? Нет? Тогда тебе немедленно нужна перезагрузка, приходи ко мне-есть сюрприз!» Я беспомощно развожу руками, показываю на пустой чемодан, как будто она может меня видеть, но в ответ четко произношу: «Иду!».
Десять минут и я звоню в домофон, еще пара минут и у входа меня встречает подруга, держа в руках брошюру: «Вот, читай, надеюсь это тебя вдохновит на быстрые сборы!»
Ну разве мне могло не понравится и не вдохновить на дальнейшие писания цитирование меня?))))) Да еще-где? Вот!

Я помню эту поездку, текст, конечно же за истечением времени, стерся в памяти, но все равно читать свои мысли, напечатанные буковками в книжке, было чертовски приятно!

Вот таким образом дочь подруги, преподаватель в нашем Кубанском государственном университете, подсластила и без того мою сладкую жизнь-ведь я уезжала в свои любимые горы!

И еще отступление — именно с ними втроем мы и были в Домбае в ту памятную осень, шикарную, яркую, незабываемую-боже, это был 2008 год! Именно тогда у нас были потеряны и потом через пару лет частично реанимированы снимки с пешего похода на Алибек и именно он манил меня снова и снова — этот ледник, на который я тогда почему-то не забралась, хотя часть группы с гидом побывав там, потом взахлеб рассказывали об этом чуде чудесном!

И вот я снова в Домбае, в «сердце гор», в поселке расположенном на высоте 1650 метров над уровнем моря в межгорной котловине, которая называется Домбайской поляной у северного подножья Главного Кавказского хребта у впадения рек Алибек и Домбай-Ульген

в реку Аманауз — один из истоков реки Теберды,

в районе Тебердинского заповедника. Эти все названия, да еще плюс названия всех гор, так или иначе причастных к Домбаю, соглашусь-не сразу получалось запоминать, но потом, по прошествии шести дней мы с ними отлично познакомились и даже подружились.

Все вокруг и знакомо и немного позабылось… А начиналось научное изучение района в далеком 1895 году. Первые восхождения и путешествия на Домбае были сделаны еще в 1904–1905 годах членами Русского горного общества.

В 1925, а затем в 1929–1933 годах еще малочисленные группы альпинистов покоряли вершины Домбая и впоследствии их маршруты стали классическими. И тогда же была установлена исключительная перспективность всего Тебердино-Домбайского района как горно-климатического курорта, с основной ориентацией на Теберду. Домбай же, начиная с 30 — х годов превращается в популярное место активного отдыха и спорта.

Первую базу, на территорию которой приезжали отдыхать только ученые, построили в 1937-ом году прошлого века. Сейчас она носит название — «Солнечная Долина» и деревянное строение в виде терема до сих пор выделяется своей необычностью среди Домбайской поляны. Терем сделан из дерева кавказской лиственницы, и, как утверждают старожилы, без единого гвоздя.

Война на время прервала развитие курорта и Домбай опустел.
Штаб немецкой дивизии располагался как раз в здании гостиницы-терема «Солнечная долина». Немцы в течение этого периода контролировали местные перевалы. Однако, отходили они слишком поспешно, не успев уничтожить существовавшие в Домбае постройки и само здание «Солнечной долины».
Долго был заброшен Домбай.

Эта гостиница тоже из советского прошлого. Говорят и внутри там все именно так-просто и без излишеств. Конечно не всем это понравится в наше время.

Но возрождение его возобновилось вновь почти через двадцать лет после войны.
В 60-ые годы вновь стали приезжать туристы. Молодое и задорное поколение придало курорту нынешний вид. Первый жилой дом заселили в 1966 г. В нем не было не отделки, ни отопления, но это вряд ли кого-то могло огорчить. Первые строители Домбая жили в палатках и землянках. А сейчас в районе, где живут местные жители есть все для полноценного приживания.

Быстрыми темпами начало развиваться строительство новых корпусов гостиничных комплексов и современных отелей.

Проложили канатные трассы. Была освоена «Русская поляна», на которой позднее снимался фильм с участием В. Высоцкого «Вертикаль». К поляне мы еще вернемся.

Рассвет Домбая продолжался вплоть до 1991 года, а потом вновь начался новый период забытья. И очень хочется верить, что теперь этот край переживает еще одну молодость.

А теперь о горе, которая является символом курорта Домбай- о Белалакае.

Гора Белалакая в переводе означает скала с белыми полосами по праву считается визитной карточкой и возвышается над всей Домбайской поляной.

Такой рассвет был единственным за 6 дней. 4-40 утра.

Белалакая является западным пиком Большого Кавказского хребта и тянется ввысь на 3861 метров и впервые она была покорена альпинистами в 1937 году.

Эту горную «прелестницу» можно увидеть с очень многих точек домбайских окрестностей. Она настолько великолепна, что даже поэты не могли удержаться, чтобы не посвятить ей свои стихи и песни.

Снег раскинул крылья над Белалакая,
И на всех вершинах пляшет снегопад.
В. Туриянский

Не могла удержаться и я от ежедневного фотографирования этой благодарной молчаливой и терпеливой модели!

Она ежедневно, ежечасно-нет, скорее ежеминутно меняла свой облик: то была укрыта словно прозрачной вуалью, легкими, как дуновение ветерка облаками, то погружалась в них, иногда совсем исчезая и казалось, будто ее вершины нет вообще.

А иногда, словно играюче и дразня, делала вид, что выпускает их своей вершины, как из жерла вулкана струю пара.

Я не верю, что горы, это просто камни…….

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

24 июня 2015 г. 8:28
Я не верю, что горы, это просто камни…….
Наташа, как верно сказано!
Фотографии очень здорово передают всю атмосферу этих мест.
24 июня 2015 г. 11:49
dualia1 писала 24 июня 2015 г. 8:28
Фотографии очень здорово передают всю атмосферу этих мест.
-я рада, что у меня получилось показать красоту этих мест, Ира!
24 июня 2015 г. 9:03
Все живое имеет свою душу, но увидеть ее дано далеко не каждому....
24 июня 2015 г. 11:50
onegina17 писала 24 июня 2015 г. 9:03
Все живое имеет свою душу,
-и не живое-тоже. А еще есть желание видеть!
24 июня 2015 г. 11:53
Грань между живым-неживым условна. Живо все, что живет на земле - для меня это так. Города живые, океаны, горы, закаты-рассветы, самолеты, корабли.
24 июня 2015 г. 11:55
onegina17 писала 24 июня 2015 г. 11:53
Живо все, что живет на земле - для меня это так
-если так, то я тоже так думаю.
24 июня 2015 г. 11:56
Мы с тобой одной крови - ты и я....
24 июня 2015 г. 11:59
24 июня 2015 г. 9:17
Про карачаевцев читал, очень печальная история с депортацией. Все таки наш "фюрер" был ничуть не лучше "того".
А природа просто невероятно красивая
24 июня 2015 г. 11:51
природа просто невероятно красивая
-даааа, я очень рада, что поехала туда!
24 июня 2015 г. 10:09
Про депортацию, это печально. Однозначно, такого делать было нельзя. Но...
Наши соседи, калмыки, тоже репрессированный народ. В калмыцких степях, от Элисты до Астрахани сплошной линии фронта мне было. Как не было и окопов и прочей обороны. Только лишь посты на дорогах. Дед мой как раз и воевал в этих степях. Знали бы Вы, что он рассказывал. Что творили эти друзья степей, если к ним в руки попадали бойцы Красной армии. Гитлеровцы просто отдыхали. Учтите, это первоисточник от очевидца.
Поэтому не все так однозначно. Война была. И работа на Победу.
24 июня 2015 г. 11:53
Что творили эти друзья степей,
-всегда были и будут изверги.
Поэтому не все так однозначно.
-я знаю.
LenaTula
24 июня 2015 г. 10:53
История, как всегда, имеет разные толкования, разные углы зрения, но вот природа однозначно прекрасна!
24 июня 2015 г. 11:54
природа однозначно прекрасна!
24 июня 2015 г. 12:13
Наташ, я тебе больше скажу - есть такая вещь как черкесское мухаджирство. После кавказских войн в самом начале XIX века правительством Российской Империи было принято решение выдавить с Кавказа все этническое население и заселить эти районы казаками и выходцами из средней полосы России. В общей сложности за полвека около полумиллиона человек было изгнано и переселено в Османскую Империю. Так что советские власти шли по проторенной дорожке...
24 июня 2015 г. 12:48
catys писала 24 июня 2015 г. 12:13
Так что советские власти шли по проторенной дорожке...
-понятно!! Спасибо, Катя!!
24 июня 2015 г. 12:53
Да ну что ты, не за что! Хотя смотришь вот на такие места - такая красота изумительная, умиротворяющая... как людям в голову могут приходить такие вещи???
24 июня 2015 г. 13:04
catys писала 24 июня 2015 г. 12:53
-это же я думала, когда гуляла по таким же горным красивейшим местам в Баварии, где задумывались фашистские злодеяния!!
KNATALYA
24 июня 2015 г. 12:14
Наташенька, очень интересно. Спасибо тебе за фото, а еще и за историю. Столько узнаёшь, потрясающе.
24 июня 2015 г. 12:50
Спасибо тебе за фото, а еще и за историю.
- Спасибо и тебе!!
Serg555
24 июня 2015 г. 15:57
Наташа, я присоединяюсь к тем, кто благодарит тебя за интересный рассказ о Карачаево-Черкесской АО и чудесные фотографии красивейшего Домбая.
24 июня 2015 г. 22:10
Serg555 писала 24 июня 2015 г. 15:57
чудесные фотографии красивейшего Домбая.
-спасибо, Ира!! А Домбай действительно чудесен и многогранен!!
24 июня 2015 г. 16:26
Начну с конца. Скала Белалакая очень эффектная и удачная модель. Виды невероятно хороши, фотографии получились прекрасные.
Тебя уже цитируют в научных трудах, Наташа, это настоящая популярность. Респект!
История про переселение целого народа стыдная и страшная. Жутко становится при одном только воспоминании об этом.
24 июня 2015 г. 22:13
Скала Белалакая очень эффектная и удачная модель.
-да, Ира, тем более она находилась напротив отеля и мы могли все время ее любоваться, стоя на балконе!!
это настоящая популярность.
-я обалдела, честно, сюрприз удался!!
Жутко становится при одном только воспоминании об этом.
-а они живут с этим, но не ожесточились.
24 июня 2015 г. 22:35
NataliaC писала 24 июня 2015 г. 22:13
они живут с этим, но не ожесточились.
Какой же должен быть в людях внутренний стержень, чтобы так реагировать.
24 июня 2015 г. 22:39
Воспитание, Ира, у них с этим очень строго!
24 июня 2015 г. 16:50
!!!
24 июня 2015 г. 22:14
24 июня 2015 г. 17:12
Интересный текст, отличные пейзажи.
А Наташу все манит ВЫСОТА)))
24 июня 2015 г. 22:14
А Наташу все манит ВЫСОТА)))
-манит, Лена, какая-то я ненасытная оказалась!!))))))
24 июня 2015 г. 17:23
Читал книгу про депортацию ингушей, страшная история. СССР - мировой лидер по количеству депортированных народов. А места красивые
24 июня 2015 г. 22:15
СССР - мировой лидер по количеству депортированных народов.
-да уж, лучше бы в другом лидировали!
А места красивые
-очень!
24 июня 2015 г. 18:39
Как много историей еще не раскрыто и как много историй стараются забыть , но не забывается и гордый народ возвращается и возрождает свою культуру ... очень интересно ,Наташа! Спасибо тебе за такое погружение ...
24 июня 2015 г. 22:17
-все верно, стараются просто жить дальше. Спасибо, Соня.
25 июня 2015 г. 13:53
24 июня 2015 г. 19:17
Наташа, там очень красиво, и рассматривая твои фото, кажется, что дышится легче - чистым горным воздухом. Конечно же горы - не просто камни!
Поздравляю с цитированием в литературе
24 июня 2015 г. 22:19
рассматривая твои фото, кажется, что дышится легче - чистым горным воздухом.
-дыши, Оксана, я еще буду делиться этой красотой!!
Конечно же горы - не просто камни!
Поздравляю с цитированием в литературе
24 июня 2015 г. 20:41
Я всегда говорил, что лучше гор могут быть только горы!
24 июня 2015 г. 22:19
лучше гор могут быть только горы!
-на которых еще не бывал!! Кто-то это уже говорил?
24 июня 2015 г. 21:12
Была три раза, но не надоест видеть никогда!
24 июня 2015 г. 22:20
Была три раза,
-где, в Домбае? А давно?
но не надоест видеть никогда!
-скорее наоборот-хочется еще и еще!!
24 июня 2015 г. 22:27
В 1980 первый раз ездила сама быстро посмотреть, потом на экскурсию с мужем в 1989 (отдыхали в Ессентуках), последний раз не так давно в 2012. Кстати, этот альбом ты видела https://anna-08.tourister.ru/photoalbum/19757
24 июня 2015 г. 22:38
Опять посмотрела-в какой чудесный день вы попали, мы в октябре тоже были в хорошую солнечную погоду! Осенью горы прекрасны по другому!!
24 июня 2015 г. 21:35
Красивейшие места!Раньше не представляла себе отдыха без моря.Но все чаще ловлю себя на мысли ,что горы-это нечто! В них столько романтики,шикарная природа и ой хочу,хочу!
24 июня 2015 г. 22:22
Раньше не представляла себе отдыха без моря.
-можно совместить-Абхазия, Кабардинка (моя дочь с внучкой сейчас там).
ой хочу,хочу!
- понимаю!!
25 июня 2015 г. 5:39
Абхазию Люблю!
25 июня 2015 г. 6:31
Очень красиво!
Депортация страшная штука. Даже если быть абсолютно безжалостным и оценивать ситуацию безэмоционально. Тогда на Кавказ из под Москвы перегнали транспортные дивизии НКВД оснащенные новейшей американской техникой. Это было в то время когда фронт задыхался без машин и пушки перли вручную. Провести депортацию было важнее. Видимо нужно было успеть до возвращения мужиков с войны. Он хорошо знал Кавказ...
25 июня 2015 г. 17:19
Chedty писал 25 июня 2015 г. 6:31
Он хорошо знал Кавказ...
-ему ли было не знать....
25 июня 2015 г. 17:15
Вот и Крым, как и Кавказ пострадал от депортации выселяли татар, армян и греков. "Отметились" в войне татары, была создана "Крымская татарская дивизия", лютовали они страшно. С приходом к власти Горбачёва татары добились возвращения в Крым.
25 июня 2015 г. 17:25
Что тут скажешь?....
25 июня 2015 г. 17:28
Да, нечего сказать. Моего прадеда расстреляли за то, что он был грек. Он в войну поезда под откос пускал.
25 июня 2015 г. 17:35
26 июня 2015 г. 11:29
Наташа! Браво автору за рассказ и фотографии! Представляю, как Белалакая удерживала твои взгляд и понимаю желание фотографировать ее беспрестанно. А гордый красавец Эрцог будет?
Поздравляю с признанием и цитированием твоих трудов научным сообществом Кубани. Приятно!!!
26 июня 2015 г. 11:40
elsarieva писала 26 июня 2015 г. 11:29
А гордый красавец Эрцог будет?
-будет, конечно, Лена!!! Как раз в следующем моем повествовании!!
Поздравляю с признанием и цитированием твоих трудов научным сообществом Кубани.
-спасибо, мелочь, а приятно!!
26 июня 2015 г. 13:01
NataliaC писала 26 июня 2015 г. 11:40
Как раз в следующем моем повествовании!!
Ждем!
мелочь, а приятно!!
И нам тоже!
26 июня 2015 г. 12:19
Я не верю, что горы, это просто камни…….
- /Наташ, тебя на цитаты пора растаскивать)))
Полностью погрузилась в великолепие Домбая, даже ощущение горного воздуха!) Вот это мастерство!!!
26 июня 2015 г. 12:50
marsada писала 26 июня 2015 г. 12:19
тебя на цитаты пора растаскивать)))
- Спасибо, Маша!!!
Полностью погрузилась в великолепие Домбая,
-это же чудесно, а я ведь не показала еще ни одного конкретного маршрута, ни одной 12-14 км прогулки по камням вверх!!
26 июня 2015 г. 22:30
Рассвет в 4.40 утра - это мечта!!!
Судьба народа - и печаль, и гордость! Сколько же преступлений совершила та власть!
Эти горы доказывают - такой народ нельзя уничтожить!
Очень красиво, Наталья! Спасибо!
26 июня 2015 г. 23:04
Рассвет в 4.40 утра - это мечта!!
-мы вышли на балкон, закутавшись в одеяла-фотосессия гор и назад, досыпать!!!
vibas писал 26 июня 2015 г. 22:30
Эти горы доказывают - такой народ нельзя уничтожить!
-да, каждому дано право на жизнь!!Спасибо, Виктор!
27 июня 2015 г. 16:03
Красавец - Домбай. Не знаю, как там годы заброшенности, но мне кажется, что поломничества ростовчан в Домбай не прекращалось никогда. Ростовская область любила, любит и будет любить Домбай не меньше Черного моря.
27 июня 2015 г. 22:36
julykum писала 27 июня 2015 г. 16:03
Ростовская область любила, любит и будет любить Домбай не меньше Черного моря.
- форева!!!!
28 июня 2015 г. 1:38
Жуткая история депортации! Страшное и низкое уничтожение беззащитных женщин и детей! Всё-таки невероятным извергом был стоявший тогда у власти...
Фотографии чудесные, как и рассказ! А Белалакая - просто супермодель!
28 июня 2015 г. 17:08
innabulgakova писала 28 июня 2015 г. 1:38
Страшное и низкое уничтожение беззащитных женщин и детей!
Фотографии чудесные, как и рассказ!
-спасибо, Инна!!
А Белалакая - просто супермодель!
-да, она почти все время была перед глазами!!
1 июля 2015 г. 1:08
Как же красиво! Горы как на картинке... очень хочется теперь увидеть это великолепие своими глазами Природа невероятная!
1 июля 2015 г. 11:42
Svet-lanka писала 1 июля 2015 г. 1:08
очень хочется теперь увидеть это великолепие своими глазами
-рекламирую!!
Природа невероятная!
-ни с чем не сравнимая!!!
4 июля 2015 г. 12:34
Вот и я не верю, что это просто камни! Наш Кавказ живой, он растёт, он дышит!
4 июля 2015 г. 12:41
Наш Кавказ живой, он растёт, он дышит!
-без сомнения, Настя!!
5 июля 2015 г. 9:08
Красавица Белакая хороша и в своих нарядах, и без них )) Как же там здорово на Донбае, Наташа!
5 июля 2015 г. 11:15
Красавица Белакая хороша и в своих нарядах, и без них ))
-хороша, Люба!! Она позировала нам все время!!