Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 20:03

Домбай — Россия Июнь 2015

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Отдыхая пару-тройку лет назад в Пятигорске, я ездила на экскурсию в Кабардино-Балкарию и там от гида вскользь впервые услышала о депортации местного населения во время Второй Мировой войны. На мои расспросы она уклончиво ответила: «Я могу вам рассказать, но позднее, после экскурсии», а потом разговора почему-то не получилось, а дома я позабыла о этом. И вот опять, попав в Карачаево-Черкессию, первое, что рассказал гид, проводя ознакомительную экскурсию по Домбаю, была тема депортации местного населения.
Вернувшись из поездки, и получив просто ошеломляющую дозу доброты, заботы, обходительности, внимания, предусмотрительности и прочая, прочая от местных гидов и обслуживающего персонала отеля, я не могу не затронуть эту тему и хочу кратко донести ее до вас с помощью моей памяти и интернета.

Домбай — сердце гор

В первые месяцы Великой Отечественной войны 15 600 человек, практически все взрослое мужское население Карачаевской АО было призвано в ряды Красной Армии.
С 12 августа 1942 года по 18 января 1943 года территория КАО была оккупирована немецкими войсками дивизии «Эдельвейс».
Во время отступления Красной Армии в ее тылу перешли к действиям антисоветские повстанческие отряды, во главе которых стояли люди, окончившие немецкие разведшколы. Имея такую опору на местах, гитлеровское командование прибегало к созданию национальных организаций типа «Карачаевского национального комитета» для поддержания оккупационного немецкого режима. Этого оказалось достаточно для обоснования причин депортации всего карачаевского народа-руководством СССР он был обвинен в предательстве во время войны.
2 октября 1943 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории». 14 октября 1943 г. было подписано Постановление Совета народных комиссаров о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР, Таджикистан, Иркутскую область и на Дальний Восток.

Домбай — сердце гор

Для силового обеспечения депортации карачаевцев были задействованы войсковые соединения общей численностью!!!!! в 53 327 человек. План по депортации рассчитывался на 62 842 человек, из них лишь 37 429 — взрослые, но в итоге было выселено 69267!!! человек и из них больше половины детей.
Позднее, в 1948 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, суть которого состояла в том, что репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения ужесточался еще более — за самовольный выезд из мест поселения предусматривалось 20 лет каторжных работ.

Домбай — сердце гор

Жёсткие условия проживания в местах ссылки, массовый голод, тяжёлый труд повлекли за собой массовую смертность среди карачаевцев, большая часть репрессированных, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли в дороге, а также в местах переселения.
Территория области (9 тысяч кв. км) была поделена между Ставропольским краем, Грузинской ССР и Краснодарским краем.
Ограничения по спецпоселению с карачаевцев были сняты 16 июля 1956 года, однако право возвращения на родину им не предоставлялось.

Зуб Суфруджу.

Через полгода, в январе 1957 года Черкесская АО преобразована в Карачаево-Черкесскую АО и ей были возвращены забранные территории. Но только в ноябре 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них.
В современной Карачаево-Черкесии 2 ноября считается днем депортации карачаевского народа.
3 мая в Карачаево-Черкесии объявлено Днем возрождения карачаевского народа в память о том, что именно в этот день в 1957 году в Черкесск прибыл первый эшелон с возвращающимися из депортации на родину карачаевцами. Эшелон с живыми….
И почему-то вспомнилась легенда-быль, рассказанная мною вам в первом отзыве…….
И памятники, которых я много видела в свои последние поездки, установленные в память защитникам Кавказа…….Там нет разграничений на национальности.
-------
Открытый пустой чемодан, словно голодный бегемот, раскрывший свою огромную пасть, стоит посередине комнаты. За окном почти стемнело: а это значит, что уже часов восемь вечера, а завтра ранний отъезд, но мысли вразброс. Швыряю в эту пасть пакет со шнурами, зарядками — тэкс, самое главное положила, что ж еще? И в это время спасительный звонок подруги: «Ну что, собрала чюмодан? Нет? Тогда тебе немедленно нужна перезагрузка, приходи ко мне-есть сюрприз!» Я беспомощно развожу руками, показываю на пустой чемодан, как будто она может меня видеть, но в ответ четко произношу: «Иду!».
Десять минут и я звоню в домофон, еще пара минут и у входа меня встречает подруга, держа в руках брошюру: «Вот, читай, надеюсь это тебя вдохновит на быстрые сборы!»
Ну разве мне могло не понравится и не вдохновить на дальнейшие писания цитирование меня?))))) Да еще-где? Вот!

Домбай — сердце гор

Я помню эту поездку, текст, конечно же за истечением времени, стерся в памяти, но все равно читать свои мысли, напечатанные буковками в книжке, было чертовски приятно!

Вот таким образом дочь подруги, преподаватель в нашем Кубанском государственном университете, подсластила и без того мою сладкую жизнь-ведь я уезжала в свои любимые горы!

Домбай — сердце гор

И еще отступление — именно с ними втроем мы и были в Домбае в ту памятную осень, шикарную, яркую, незабываемую-боже, это был 2008 год! Именно тогда у нас были потеряны и потом через пару лет частично реанимированы снимки с пешего похода на Алибек и именно он манил меня снова и снова — этот ледник, на который я тогда почему-то не забралась, хотя часть группы с гидом побывав там, потом взахлеб рассказывали об этом чуде чудесном!

И вот я снова в Домбае, в «сердце гор», в поселке расположенном на высоте 1650 метров над уровнем моря в межгорной котловине, которая называется Домбайской поляной у северного подножья Главного Кавказского хребта у впадения рек Алибек и Домбай-Ульген

в реку Аманауз — один из истоков реки Теберды,

в районе Тебердинского заповедника. Эти все названия, да еще плюс названия всех гор, так или иначе причастных к Домбаю, соглашусь-не сразу получалось запоминать, но потом, по прошествии шести дней мы с ними отлично познакомились и даже подружились.

Домбай — сердце гор

Все вокруг и знакомо и немного позабылось… А начиналось научное изучение района в далеком 1895 году. Первые восхождения и путешествия на Домбае были сделаны еще в 1904–1905 годах членами Русского горного общества.

Домбай — сердце гор

В 1925, а затем в 1929–1933 годах еще малочисленные группы альпинистов покоряли вершины Домбая и впоследствии их маршруты стали классическими. И тогда же была установлена исключительная перспективность всего Тебердино-Домбайского района как горно-климатического курорта, с основной ориентацией на Теберду. Домбай же, начиная с 30 — х годов превращается в популярное место активного отдыха и спорта.

Первую базу, на территорию которой приезжали отдыхать только ученые, построили в 1937-ом году прошлого века. Сейчас она носит название — «Солнечная Долина» и деревянное строение в виде терема до сих пор выделяется своей необычностью среди Домбайской поляны. Терем сделан из дерева кавказской лиственницы, и, как утверждают старожилы, без единого гвоздя.

Домбай — сердце гор

Война на время прервала развитие курорта и Домбай опустел.
Штаб немецкой дивизии располагался как раз в здании гостиницы-терема «Солнечная долина». Немцы в течение этого периода контролировали местные перевалы. Однако, отходили они слишком поспешно, не успев уничтожить существовавшие в Домбае постройки и само здание «Солнечной долины».
Долго был заброшен Домбай.

Эта гостиница тоже из советского прошлого. Говорят и внутри там все именно так-просто и без излишеств. Конечно не всем это понравится в наше время.

Но возрождение его возобновилось вновь почти через двадцать лет после войны.
В 60-ые годы вновь стали приезжать туристы. Молодое и задорное поколение придало курорту нынешний вид. Первый жилой дом заселили в 1966 г. В нем не было не отделки, ни отопления, но это вряд ли кого-то могло огорчить. Первые строители Домбая жили в палатках и землянках. А сейчас в районе, где живут местные жители есть все для полноценного приживания.

Домбай — сердце гор

Быстрыми темпами начало развиваться строительство новых корпусов гостиничных комплексов и современных отелей.

Домбай — сердце гор

Проложили канатные трассы. Была освоена «Русская поляна», на которой позднее снимался фильм с участием В. Высоцкого «Вертикаль». К поляне мы еще вернемся.

Рассвет Домбая продолжался вплоть до 1991 года, а потом вновь начался новый период забытья. И очень хочется верить, что теперь этот край переживает еще одну молодость.

Домбай — сердце гор

А теперь о горе, которая является символом курорта Домбай- о Белалакае.

Домбай — сердце гор

Гора Белалакая в переводе означает скала с белыми полосами по праву считается визитной карточкой и возвышается над всей Домбайской поляной.

Такой рассвет был единственным за 6 дней. 4-40 утра.
Домбай — сердце гор

Белалакая является западным пиком Большого Кавказского хребта и тянется ввысь на 3861 метров и впервые она была покорена альпинистами в 1937 году.

Домбай — сердце гор

Эту горную «прелестницу» можно увидеть с очень многих точек домбайских окрестностей. Она настолько великолепна, что даже поэты не могли удержаться, чтобы не посвятить ей свои стихи и песни.

Снег раскинул крылья над Белалакая,
И на всех вершинах пляшет снегопад.
В. Туриянский

Домбай — сердце гор

Не могла удержаться и я от ежедневного фотографирования этой благодарной молчаливой и терпеливой модели!

Домбай — сердце гор

Она ежедневно, ежечасно-нет, скорее ежеминутно меняла свой облик: то была укрыта словно прозрачной вуалью, легкими, как дуновение ветерка облаками, то погружалась в них, иногда совсем исчезая и казалось, будто ее вершины нет вообще.

А иногда, словно играюче и дразня, делала вид, что выпускает их своей вершины, как из жерла вулкана струю пара.