Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Владимирская область — Россия Май 2015

Устала… хочется уехать от работы, бесконечных отчетов, хлопотного переезда, затянувшегося ремонта. Уехать не в жаркие страны, где пальмы и море, хочется чего-то особенно, закрыть глаза и перенестись в далекое прошлое, где нет компьютеров и интернета, каменных коробок с крохотными окнами, светофоров и пробок… в прошлое… в княжескую Русь.

Нахожу своё спасение в Золотом кольце России, где каждый город — словно погружение в далекое прошлое.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Для кого-то эта затея может быть осуществима в любой воскресный день, но для меня далековато, поэтому я выкраиваю неделю в своем плотном графике, собираю небольшую компанию единомышленников и предлагаю им путешествие по Владимиро-Суздальскому княжеству. Конечно, проще сказать по городам Владимирской области, но согласитесь, что «Владимиро-Суздальское княжество» звучит намного интереснее))

Из Архангельска отправляемся на поезде, это съедает целые сутки времени, но что делать. В Москве всего час на переезд с одного вокзала на другой, поэтому поздороваться с Первопрестольной не получается. Очередные «Здравствуй, Москва» и «До скорой встречи, Столица» скажу ей на обратном пути.

Владимир

Дождливым майским вечером электричка мчит нас в древнюю столицу Северо-Восточной Руси — Владимир. Как и положено столицам, Владимир стоит на холмах.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Владимир — современный промышленный город, историческая застройка сохранилась в основном в центре города. Всё остальное — здания советской эпохи и современности. Но они никогда не смогут скрыть дух древней истории княжеской Руси.

До наших дней во Владимире сохранились белокаменные храмы:

величественный Успенский собор, который на протяжении XII–XIV веков был главным храмом Руси:

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Здесь венчались русские князья на великое владимирское княжении. Внутри стены собора покрыты фресковой росписью, в том числе работами величайшего из древнерусских живописцев — Андрея Рублева. Эти фрески привлекают внимание сразу, они… волшебно-прозрачные.

изящный Дмитриевский собор с кружевной резьбой на белых стенах:

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Время постройки собора пришлось на период расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

мощные Золотые ворота, построенные в 1164 году:

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Это уникальное сооружения. Золотые ворота были и в Иерусалиме, и в Константинополе, и в Киеве, но до наших дней сохранились только эти — владимирские. Даже поверить сложно в то, что сейчас мы может прикоснуться к тем самым воротам, которые штурмовали войска Батыя, через которые на битвы со шведами шли воины Александра Невского, откуда уходили дружины на Куликово поле. Дотрагиваешься до этих стен и чувствуешь причастность к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой…».

Проходишь через Золотые ворота, и начинается старый город: двухэтажные деревянные домики, а еще старинные «полукаменные» дома, у которых первый этаж из камня, а второй это деревянная надстройка, украшенная разнообразными резными наличниками:

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

По историческому центру Владимира очень приятно гулять. Холмы, подъемы, спуски и много площадок для обзора живописных окрестностей:

Рассказывать о городе можно много и долго, но все-таки лучше всё это увидеть своими глазами!

Суздаль

Но больше чем Владимир привлекал меня всегда город с красивым и необычным именем — Суздаль. Суздаль… Что за слово такое странное?.. А оказалось очень даже русское: «Суждаль» — так называлась эта округа в 1024 году (от древнерусского глагола «съзьдати» — создавать, который в то время имел значение «слепить из глины»). Суздаль, как и Владимир, был городом столичным, главенствовал в Ростово-Суздальском княжестве. Как и в других столичных городах в Суздале был построен Кремль — крепость защищающую город, а для усиления защиты были возведены земляные валы, сохранившиеся до наших дней.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Вокруг Кремля возводились монастыри: Ризоположенском, Спасо-Евфимиев, Покровский, Александровский, Васильевский. Ни в одном другом городе я не видела столько сохранившихся монастырей.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Возрожденные и находящиеся на реставрации, действующие и превращенные в музеи-заповедники — все они наше духовное наследие, уникальные образцы старославянского зодчества. Каждый монастырь хранит свою многовековую историю.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Монастыри и Кремль в Суздале — это центральные достопримечательности города, его визитная карточка. Они создают его неповторимую атмосферу.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Мы до самого вечера гуляем по уютным улочкам Суздали, любуемся милыми домиками с резными наличниками на окнах, цветущими палисадниками и с каждым шагом всё больше и больше погружаемся в эту неспешную, несуетную жизнь гостеприимного провинциального города.

День близится к концу и пора возвращаться во Владимир. Но уезжать совсем не хочется

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Хочется забраться на самый высокий вал, сесть, обхватив руками колени и долго смотреть, как заходящее солнце окрашивает мир прозрачным розовым светом…

Юрьев-Польский

Выезжаем из Владимира рано утром. За городом наблюдаем живописный ландшафт с полями и оврагами. Деревьев совсем мало, зато луга и поля кажутся бескрайними. Ополье — так называли эти места еще в старину. Здесь, среди полей стоит городок Юрьев-Польский, названный так в честь своего основателя Юрия Долгорукого и «полевой» местности, в которой он расположен.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

В 1152 году был основан город и с тех пор облик его исторического центра практически не изменился.

В центре всё также возвышаются крепостные валы, внутри которых Георгиевский собор — белокаменный шедевр древнерусских зодчих XIIIвека.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Каменная резьба полностью покрывает стены собора. Среди множества фигурок людей и животных, можно увидеть львов, грифонов и даже слона — животного совсем не характерного для Древней Руси. Отыскать его на фасаде крайне трудно, сколько я не пыталась — не нашла.

Рядом с собором — ансамбль Михаило-Архангельского монастыря: Надвратная Богословская церковь, Михаило-Архангельский собор, Знаменская церковь, Архимандритский корпус, деревянная Георгиевская церковь:

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Каждый камень здесь дышит историей.

Небольшой, но очень уютный Юрьев-Польский стоит того, чтобы приехать сюда на несколько часов, побродить по его тихим улочкам; увидеть места, знакомые по фильму «Золотой теленок», который снимался здесь; полюбоваться древними стенами святой обители, обозреть окрестности с монастырской колокольни и почувствовать всё обаяние и радушие древнерусского города.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Но каким бы уникальным не был Георгиевский собор, древним Михаило-Архангельсий монастырь, они не смогли тронуть моё сердце так, как эта умиротворяющая картина:

заросшая осокой и кустами крошечная речушка Колокша, в которую, как в зеркало глядятся православные храмы…

Боголюбово

Боголюбово всего в паре километров от Владимира и наш путь туда занимает минут пятнадцать. Это совсем маленькое селение имеет большую историю, ведь основано оно было князем Андреем Боголюбским в 1158 году. Когда то это село было княжим градом. В стенах Свято-Боголюбского женского монастыря сохранились белокаменные памятники княжеского замка XII века:

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Сам же синеглавый монастырский комплекс возвышается над окрестностями, маня своим светом:

При входе монахиня-смотрительница подарила мне маленькую иконку Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как символично, ведь Иоанн Кронштадский был родом из Архангельской области и особо почитается в местах, где я живу.

Кланяемся святой обители и держим путь к Храму Покрова на Нерли.

Храм Покрова на Нерли

Дорога к храму лежит через живописный Боголюбовский луг. Тропинка вымощена плиткой, камень состаренный, похож на натуральный и благодаря этому дорожка смотрится очень органично в окружающем пейзаже:

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Издалека храм кажется совсем небольшим, но, подойдя ближе, видишь, что он величественен, но в тоже время необыкновенно воздушен и удивительно красив:

Храм был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским в честь победоносных походов владимирцев на булгар, а также в память о гибели сына. Построен всего за одно лето, и это — еще один удивительный факт из жизни этого уникального памятника.
Белокаменный храм стоит на небольшом рукотворном холмике в слиянии двух рек Нерли и Клязьмы. Не могу себе представить более подходящее место для храма. Даже не верится, что это творение рук человеческих, настолько гармоничен он с окружающим пейзажем. Скажу без преувеличения — это самое совершенное место из всего, что мне довелось видеть в своей жизни! Мне кажется, я могу любоваться им бесконечно…

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

смотреть и смотреть, а потом, раскинув руки, упасть в мягкую траву. Лежать не шелохнувшись, вдыхая ароматы полевых цветов и не мигая, смотреть в прозрачно-голубое высокое небо, по которому не спеша проплывают белые хлопья облаков… и вместе с этими облаками мысли уносятся куда-то далеко-далеко и время словно останавливается…

Как мне нужна была именно эта поездка! Я отдохнула от всего, от работы и домашних дел, отключилась, забылась, набралась физических и душевных сил и теперь чувствовала себя совершенно обновленной и необыкновенно легкой.

Путешествие в прошлое. Владимиро-Суздальское княжество

Следующим утром скоростная «Ласточка» мчит нас в Столицу. У нас в запасе всего несколько часов, а на улице +33 по Цельсию. Но я обещала поздороваться с Москвой.

Путешествие длиной в семь дней, (почти три из которых съедает дорога)… кажется так мало, но при этом достаточно, чтобы отдохнуть от жизненных забот и осуществить свои желания, побывать в прошлом: там, где белокаменные церкви хранят вековую историю православной Руси, где солнце золотит купола, а колокольный звон мелодично разносится по всей округе…