Турист Наталия Коннова (ttttasha)
Наталия Коннова
была 13 декабря 2022 17:20

Хужир, Иркутск, Листвянка, Слюдянка — Россия Май 2015

Рассказ о Листвянке (первый день) — здесь.

Рассказ о путешествии по Кругобайкальской железной дороге (второй день) — здесь.

Рассказ о Хужире и мысе Бурхан, скале Шаманке (третий, четвертый и шестой дни) — здесь.

Разнообразие экскурсий на Ольхоне велико. Это и пешие экскурсии (Скала Шаманка, Краеведческий музей), и водные (рыбалка, Ушканьи острова, Святой источник), и этнографические (бурятская деревня, выступление шаманов), и автомобильные (Северное кольцо, Южное кольцо, Курыканская стена и др.). Некоторые экскурсии сезонные. Но основные проводятся круглогодично. Однако летом попасть на интересующую вас экскурсию куда проще: обычно они организовываются по набору группы, сотрудники гостиниц связываются с «гидами» и передают о количестве изъявивших желание поехать в какой-либо тур. Впрочем, если вы не боитесь лишних трат, то повезут и в случае недобора. Про гидов я написала так потому, что на Ольхоне обычно по сути своей это водитель из местных жителей. Нас об этом предупреждали, и так и было на нашей экскурсии. Один местный мужчина был и водитель, и он же рассказывал информацию о посещаемых местах, он же был и поваром — готовил уху на обед во время пикника. В общем, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Правда, к его чести могу сказать, что справился он превосходно.

Одной из самых живописных экскурсий на Ольхоне считается поездка к мысу Хобой, который входит в так называемое Северное кольцо. Краткая программа экскурсии такая: Урочище Песчаное, мыс Саган-Хушун, мыс Хобой (пикник на природе), мыс Шунтэ Левый, местность Узуры. Продолжительность — около 8 часов. Стоила в мае 2015 года 900 рублей с человека. Транспортировку экскурсантов обычно осуществляют на «буханках»:

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Часть пути идет по степи,

часть (самая неприятная в плане тряски) — по лесу. Фото из леса прилагаю из интернета, чтобы вы лучше представляли, что там за дороги, из салона при такой тряске ничего толкового не получилось сфотографировать, а выходить в лесу из машины мы не решились: было много клещей в этом сезоне.

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Итак, тем, кого не пугает тряска в течение нескольких часов по бездорожью, или даже тем, кто готов преодолеть пару сотен километров на велосипеде или пешком (предусмотрены и такие варианты этого маршрута), посчастливится увидеть следующее.

Урочище Песчаное (1ая остановка). Примерно через 20 км от Хужира, в заливе Нюрганская губа расположено Урочище Песчаное. Весьма интересное место. И живописное.

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Оно славится своими песчаными дюнами. Ветра с Байкала переносят песок с берега и образуют песчаные холмы площадью около 3 кв.км. Это самые крупные песчаные отложения на всем западном побережье Байкала. На этих дюнах произрастает редкое растение, не встречающееся больше нигде в мире — астрагал ольхонский — многолетник из семейства бобовых. Цветет он в июле, поэтому, увы, нам наблюдать не удалось. А на кромке леса, там, где пески обрываются, можно встретить «ходульные деревья», поднявшиеся над песком на 30–40 см на своих корнях.

История же этого места очень печальная. В 1930-е годы большое количество спец.переселенцев разных национальностей были сосланы сюда, и в местности Песчаная была создана исправительно-трудовая колония для осужденных за мелкое хулиганство и воровство. Оказывались здесь и жители Хужира, за кражу омуля на рыбозаводе. Осужденные ловили рыбу, работали на местном рыбозаводе, особенно в годы войны — занимались поставкой рыбы для фронта. После 1951 г. колонию закрыли и осужденных перевели в Слюдянку. Численность жителей резко сократилась. Но самое печальное в истории этого места то, что поселок был построен без учета местных особенностей и к 1970 г. его почти полностью засыпало песком, так что жить стало невозможно и жители вынуждены были покинуть его. Сейчас уже не осталось следов ни цехов рыбозавода, про который рассказывал гид, ни деревни. Остался только разрушенный пирс.

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Правда, несмотря на такую грустную историю, экскурсанты с удовольствием полазили по этому пирсу, который ранее играл важную роль — по нему по специальным рельсам перевозили лед с Байкала на завод, для охлаждения рыбы.

Несмотря на печальную картинку и сопровождающий его грустный рассказ, да и даже нахмурившуюся природу, молодежь не теряла оптимизма. =)

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Кое-кто даже попытался пообщаться с горсткой местных старожилов (теперь тут живут буквально 2–3 семьи), которые явно очень заблаговременно принарядились ко дню победы. =)

Что ж, время не резиновое, мы отправились дальше.

Мыс Саган-Хушун (2ая остановка). Название мыса произошло от бурятского «белый мыс»: это чрезвычайно живописный скалистый мыс протяженностью около 1 км, сложенный из мрамора светлых тонов, густо покрытого буровато-красными пятнами лишайника. Если присмотреться, на вершине можно увидеть меня, покорительницу возвышенностей в этой поездке. =))

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Скалы Саган-Хушун внесены в список памятников природы Бaйкaла. Основным объектом посещения тут являются «Три брата» — скалы пирамидальной формы, о которых, как и обо всех природных памятниках, носящих необычные названия, здесь есть легенда: «У oльxoнского шамана было три сына и дочь. Дочь влюбилась и, вопреки воле отца, запретившего ей думать о свадьбе, убежала из дома к возлюбленному. Отец превратил сыновей в орлов и отправил их на поиски беглянки. Через некоторое время сыновья-орлы нашли свою сестру, но она слезно уговорила их не говорить отцу правду и не выдавать её. Вернувшись домой, сыновья сказали отцу, что поиски оказались безуспешными, однако их отец был шаманом и сразу распознал ложь, за обман он превратил сыновей в скалы.». Кто знает, есть ли тут хоть крупица правды, но история красивая, а что еще нужно? =) Красивый вид, конечно, должен прилагаться к истории!

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Хотя высота этих скал весьма приличная, муж решил с еще парой туристов попытаться спуститься вниз.

Я же наоборот, решила продолжить путь вверх, помахать друг-другу ручкой, пока наблюдала, как некоторые самоотверженные дамы при сильном ветре и температуре немногим выше нуля раздевались почти догола для более эффектных фотографий. =) Эх, жаль, фотоаппарат-то ушел вниз вместе с мужем. =)))

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Кстати говоря, на уровне прибоя в скалах Саган-Хушуна имеются многочисленные гроты. Самый большой из них расположен под скалой Средний брат, и туда даже можно войти на яхте. Обычно эти гроты посещают зимой, когда можно пройти в них по льду.

Но и в мае вылазка мужа принесла неплохие плоды. Вот какой удивительный кадр ему далось заполучить для меня!

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Даже удивительно, какой правильной формы сердце получилось у природы. Не верится, что это случайность. Небольшая группа туристов, спустившаяся вниз, под конец немного пожалела о своем решении: поднялись обратно они изрядно запыхавшиеся. =)) Расстояние кажется не очень большим, но на деле…

Это была у нас одна из самых затяжных промежуточных остановок во время экскурсии, т. к. долго ждали туристов, которые разбрелись кто куда, а затем было принято решение по-новой отснять основные виды этой остановки, т. к. по счастью, наконец выглянуло солнце, а это уже совсем другое дело! Дома уже, разбирая фотографии, решила, что не зря, все-таки в солнечную погоду снимки получаются куда лучше.

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Далее мы совершили последний (совсем небольшой по дальности) переезд уже к основной цели экскурсии — мысу Хобой.

Мыс Хобой (3я остановка, обед). Прибыв на место, после изрядных колдыбаний по лесу, нас выгрузили в степной местности, и велели «гулять вот туда порядка полутора часов, я пока обед приготовлю». Ооооо, это была интересная прогулочка. =)

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Особенность этого «пешего путешествия» была в том, что ты идешь, видишь вроде уже окончание мыса, думаешь: «Вот сейчас уже…»,

а потом переваливаешь через хребет и — рррраз! а там еще «пушить и пушить». :D

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Но ничего, эта фееричная прогулка по горам и пригоркам окупается отличными видами, так что толком и не успеваешь задуматься: «Да что же ш это такое-то? Когда уже край».

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

По пути встречаются всякие забавные вещи: как всегда, эти ленточки, а также выложенные пирамидки из камней (присутствуют почти повсеместно на Байкале):

Очень много набросано монет, прямо на земле. Видели еще и голову собаки, может, перегрелись по пути, или вы тоже ее видите?

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Достигнув оконечности мыса, мы не успели испытать облегчение от окончания пути, уже были захвачены другим чувством — очарованием открывшегося простора Байкала. Здесь можно увидеть так называемый «Большой Байкал»: мыс Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км), и только в хорошую погоду с него можно разглядеть восточный берег — гористый контур полуострова Святой Нос. Как видите, нам повезло и мы наблюдали невероятную видимость в почти 80 км.

Здесь же неподалеку находится и самое глубокое место Байкала — отметка в 1642 м. Говорят, с каждым годом все глубже становится разлом, и на несколько сантиметров еще расходятся берега Байкала.

Свое название мыс Хобой получил от бурятского «клык, коренной зуб». Этот самый северный мыс острова Ольхон — скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом.

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Поэтому местное название скалы — Дева. Существует и для этой скалы бурятская легенда, согласно которой это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» — превратили ее в скалу. С воды мы, к сожалению, мыс не видели, но сбоку немного, и правда, напоминает профиль головы. В общем, легенды, не легенды, но место это — волшебной красоты. Особенно если повезет с погодой, и ветер не будет очень сильным.

Обратный путь мне уже дался с большим трудом, желание побыстрее увидеть Хобой уже не подстегивало, так что тащились к месту стоянки мы долго.

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

По пути, правда, засняли много чаек, которым, судя по всему, до нас дела нет, они там себя чувствуют хозяевами.

Наконец, мы вырулили на финишную прямую, где нас ожидала горячая уха, бутерброды и таежный чай с пряниками.

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

На этом с Хобоем пришла пора прощаться и двигаться в дальнейший путь.

Кстати, отсюда часто отправляются на расположенные чуть восточнее Ушканьи острова, чтобы понаблюдать за лежбищем байкальской нерпы. Высадка формально там запрещена, но, как нам сказали, этот вопрос решается посильными материальными взносами. =) Я узнала, что туда ездят, начиная с июня, тогда у нерп начинается «пляжный сезон». =)) Это фото я взяла, чтобы проиллюстрировать, из интернета:

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Мыс Шунтэ-Левый (4ая остановка). Шунтэ-Левый — мыс на северо-восточной оконечности острова Ольхон, первый мыс (и первая остановка) от мыса Хобой. «Шунтэ» (точнее, «шэнэтэ») по-бурятски значит «лиственница» — из-за произрастающих там лиственниц. Но нам эта точка экскурсии была представлена иначе — по местному названию — мыс Любви. Поскольку гид наш и водитель — мужчина, никаких подробностей мы от него не услышали. =) Однако, я выяснила, что есть предание, о том, что если у супружеской пары нет детей, им нужно поставить юрту на этом мысу для решения этой проблемы. Привлекателен же этот мыс тем, что там находится уникальный тектонический меландж из мраморов и метагабброидов.

Группа уже довольно вяло реагировала на новые впечатления, сил маловато осталось. Но муж и здесь нашел, куда бы залезть. =)

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Узуры (5ая остановка) — это пологая падь восточного берега Ольхона. Это единственное место на севере острова, где дорога (если это можно так назвать) спускается к воде. На берегу расположен небольшой поселок Узуры, в котором постоянно действует метеостанция и проживают 3 семьи. Быт их выглядит очень незамысловатым, но не без технических наворотов. =) До этой точки проведенное на остров электричество уже не доходит.

Поэтому тут и ветряки, и солнечные батареи. А нам тут больше всего запомнился чудесный галечный пляж.

Путешествие по Байкалу — Северное кольцо острова Ольхон

Эта остановка была немного печальной — потому что последней. Как ни жаль, но экскурсия подходила к концу, мы двинулись обратно, в Хужир.

В дороге началась метель, такая сильная, какая в Москве бывает разве что в феврале, ну в крайнем случае — в марте. А тут — в мае! =) Вот такими получились наши впечатления от посещения Ольхона, которое позволило нам поближе и разносторонне познакомиться с Байкалом и чудесной природой этого края. Но путешествие на этом еще не закончилось, нас ждал Иркутск. Так что продолжение следует!