Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 9:35

Домбай — Россия Июнь 2015

ПОПАДАЕШЬ СЮДА И ВЛЮБЛЯЕШЬСЯ СРАЗУ
В КРАСОТУ ЗДЕШНИХ МЕСТ, ЧТО ТАИТ ЭТОТ КРАЙ.
Я ЗА ЭТУ ЛЮБОВЬ БЛАГОДАРНА КАВКАЗУ —
ДОЛГИХ ЛЕТ ТЕБЕ, ДРЕВНИЙ, ПРЕКРАСНЫЙ ДОМБАЙ!

Перевал по дороге из Минеральных вод в Домбай-так-то ты встречаешь нас?
А это уже на перевале по дороге назад, после плодотворного отдыха!! А уезжать-то почему-то совсем не хочется!!

Аланы- предки балкарцев и карачаевцев, потомки скифов, известные на Северном Кавказе с первых веков нашей эры, перекочевывали на огромные пространства вместе со всем своим скарбом, семьями, сохраняя образ жизни, бытовые и культурные традиции своих предков-кочевников древней эпохи.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

В середине IX века для аланов открываются благоприятные условия, они объединяются в мощное раннефеодальное государство, активно воздействующее на весь ход истории на Северном Кавказе, они начинают играть активную роль в международных отношениях не только Кавказа и всего юга России, но и Византии. В начале X века они принимают христианство, начинается строительство древнейших храмов.

Но в 20-x годах XIII века мощное аланское государство потерпело страшный погром от монголо-татарских полчищ и Северный Кавказ был включен в состав Золотой Орды, плодородные долины Предкавказья превратились в кочевья золотоордынских ханов.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Аланы-горцы не желали мириться с таким положением, они вели ожесточенные войны с отрядами завоевателей, нападали на них, угоняли их скот, сжигали посевы и пастбища. Но силы были неравными, и Северный Кавказ надолго оказался под властью Золотой Орды, которая с целью держать в повиновении покоренные народы насаждала среди них новую религию — ислам, строила мусульманские мечети.

К этому времени горцы уже представляли собой сформировавшийся народ, сохранивший названия своих предков — алан, балкарцев и карачаевцев.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

В войнах, которые вела Золотая Орда на Северном Кавказе, золотоордынскому хану всяческую поддержку оказывал завоеватель Тамерлан. Походы Тамерлана окончательно заперли горцев в каменный мешок, основательно сократили их этническую территорию, которая некогда охватывала большую часть Северного Кавказа.

Много существует легенд о том страшном для горцев времени, легенд о героях, но мне особо до души пришлась одна-легенда-быль…. Где правда, где вымысел-уже и не понять…, да это и не столь важно.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Местные жители строили свои крепости и укрепления на вершинах гор в труднодоступных местах и забраться туда было чрезвычайно сложно вследствие их недосягаемости.

Казалось что крепости были совершенно неприступны, они как гнезда хищной птицы находились на таких вершинах, что пущенная стрела до них не долетала и у смотрящего на них вверх мутился глаз и шапка валилась с головы.

Кажется дождь начинается, а ведь мы с таким трудом поднялись сюда!!
Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Отчаянно сражались горцы с монголо-татарскими полчищами за свое будущее, за свою землю и Родину, за свои дома, они занимали входы в ущелья и шли на сражения, отрекаясь от жизни. Но путем неимоверных трудностей и больших жертв в рядах своих войск Тамерлан одолевал вершину за вершиной, крепость за крепостью.

Оставшиеся в живых, но непобедимые горцы смогли убежать в ущелье горы Эльбурз. Войско Тамерлана разгромило и сожгло их дома, взяло бесчисленную добычу. В это время кто-то из дозорных принес известие, что три отряда неверных, убежав, взошли на склон горы и стоят там. Тамерлан двинулся против них, одержал победу, многих взял в плен и сжег обреченных!

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Но в плен он брал только детей, достигших роста не более колеса телеги. Среди этих несчастных оказался мальчик Карча. На глазах малыша, спрятавшегося в высокой траве на лугу злой воин-янычар зарезал всю его семью и поджег жилище. Ничего не осталось у него от родных, кроме крошечного мешочка, висевшего на тонкой шее ребенка. Карча как зеницу ока берег омулет, подаренный ему отцом-в мешочке хранились засушенные веточка и цветок прекрасного горного цветка-рододендрона, символа его Родины.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Шли года, дети, взятые в рабство Тамерланом и увезенные далеко от своей Родины, выросли. Некоторым их них, под предводительством Карчи, удалось бежать из плена и они стали искать свою Землю-Родину. Много мест прошли, но никак не могли найти ту, которая снилась им долгие годы на чужбине. Однажды, уже совсем отчаявшись, взрослые, высокие и сильные юноши пришли в очень красивый край к подножию огромной горы.

Вокруг были прекрасные горы в снежных вершинах,

Забралась, практически вскарабкалась на самую вершину!!!

на которых огромными пятнами лежали ледники,

Снежное нечто распласталось под ярким жарким солнцем и тает, тает!!!

стекающие тонкими струйками в мощные бурлящие водопады.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Леса, стройными рядами расступались перед ними, высокая трава призывно манила пробежаться по лугу и поваляться на цветущих полянках.

Горные озера сверкали своей прозрачной гладью и показывали картины-отражения!

А после дождя все вокруг задышало свежестью.
И озера подарили прекрасные отражения!!

И все окружающее настолько было прекрасно, что эта Земля напомнила юношам их Родину.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Немного посовещавшись- решили здесь остаться жить, построили себе жилища, развели скот

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

и стали называться балкарами. Шло время и вот уже у поседевшего Карчи взрослый сын со своими сверстниками ушел воевать с племенами-захватчиками. И пришла беда- убили сына в сражении.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Друзья решили не бросать тело своего героя, а похоронить его у родного селения и чтобы защитить погибшего воина от назойливых птиц и зверей, на месте сражения нарвали веток кустов с огромными светло-золотистыми цветами и укрыли тело друга. Всю дорогу горевали друзья, не знали, как же сказать отцу, что его сына больше нет в живых!

Косуля наблюдает за нами, долго провожая взглядом.

Но Карча задолго почувствовал беспокойство и вышел в поле, завидев воинов со страшным грузом, он сразу все понял и бросился к ним. Безутешное горе и радость испытал он одновременно, едва только обнял сына- давно знакомый запах, который чудился ему с детства, исходил от веток и цветов, которыми был укрыт его сын, молодой воин! Да, это были они- рододендроны!

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Карча стал расспрашивать друзей, где же они рвали эти ветки и просил подробно рассказать и показать путь. И едва похоронив сына, не в силах ждать больше ни дня, быстро собрался и отправился в путь-на свою Родину! Не многие смогли так же бросить обжившиеся места и пойти с ним.

А Карча шел и шел не чувствуя усталости, пока не увидел на склонах гор яркие пятна цветов и слезы покатились по его сморщенным щекам — да, это его Родина, он нашел ее и теперь не уйдет никуда, что бы не случилось!

И с тех пор стали называть эту землю — Карачай, а народ, живший на ней- карачаевцами! А кусты с яркими, как солнце или золотистыми цветами стали символом Карачая.

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

С тех самых пор и по сегодняшний день живут в дружбе и роднятся два народа-карачаевцы и балкарцы и отдают в жены дочерей и берут в зятья сыновей.

В наше время термин «алан» у балкарцев и карачаевцев употребляется при обращении в смысле сородич, соплеменник. Карачаи до сих пор чтут обычаи своих предков, среди которых есть такие, казалось бы естественные- это беспрекословное уважение к старшим, бережное отношение к женщине и гостеприимство!

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Именно в эту чудесную страну рододендронов я и отправилась в тур, тур не простой, а пешеходный, с радиальными выходами по различным достопримечательностям, с конкретным погружением в природу, с прикосновением к ее прелестям, чудесам и красОтам. Шесть полных дней были отданы Домбаю и его окрестностям (плюс два дня дорога): горам,

рекам,

ледникам,

лавинам,

озерам,

водопадам,

Домбай — край гор, ледников и рододендронов
Нам надо как-то пробраться ближе к водопаду,: для фото конечно же. А вы что подумали?
Пробрались, но бедная техника!!

лугам и конечно же рододендронам!

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Мой наметанный на эти огромные ярко оранжевые и золотистые цветы глаз, умудрялся выцеплять их повсюду: в лесной чаще, на берегах скал,

обрамляющих бурные водопады, на склонах гор.

Вот они-яркие брызги оранжевых рододендронов на склонах гор!

И этой игрой я заразила всю нашу немногочисленную группу, состоящую из восьми человек и даже гида-юную, изящную девушку!

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Все эти шесть дней нас поддерживали повара, оттачивая на наших желудках свои умения, навыки и фантазии, прекрасно понимая, что мы не можем пролететь по горам,

среди камней,

подъемов

и поваленных деревьев

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

десять, а иногда даже четырнадцать километров в день и для восстановления сил нам необходимо было кушать, кушать и еще раз кушать! Встречая нас по вечерам на крылечке отеля, после возвращения из очередного похода, измученных, уставших, иногда даже грязных по колени или мокрых после дождя

Начался!!!!

мы не раз слышали: «А что вы такие грустные и поникшие? Ужин как обычно в семь и вас ждет сюрприз!» И сюрпризы были: то количество блюд выводило из равновесия даже самого главного обжорку, то традиционное местное творение повергало в ступор и шок, даже после того, когда почти все было съедено, то романтичный ужин при свечах, в виду ночной грозы, наделавшей проблем — свет и связь исчезли на пару дней! В дороге мы подкреплялись обедами, заботливо собранными поварами и упакованными в ланч-боксы, пили травяной, безумно вкусный горячий чай, который таскали в термосах гиды и один турист из нашей группы.

Но самым большим сюрпризом было то, что целых четыре дня мы жили в пятиэтажном отеле "Эльбрус" совершенно одни! Это прекрасный новый отель находится на возвышенности и все окна номеров выходят на одну сторону, а именно с видом на горы и Домбайскую долину!!

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Перед поездкой общение с Метеопрогнозом как обычно не принесло никакого удовлетворения-картинки с ежедневными ливнями и грозой расстроили и рассердили: опять дожди, сколько же можно?

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Сейчас пишу, а за окном опять поливает, но сейчас я уже дома.

Каждое утро в горах начиналось одинаково: часов с четырех едва забрезжит рассвет

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

и до восьми утра, лежа в кровати, периодически просыпаясь и чуть приоткрывая глаза мы следили за небом

-что же сегодня преподнесет нам, расположенная прямо напротив окон, капризная вершина Суфруджу, высокая- 3781 метровая грозная бесформенная громадина, чем порадует?

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

В первый же день нас напугали и предупредили, что всем нашим парадом и погодой рулит именно она: не дай бог с раннего утра она в депрессии или без настроения и над ее вершиной повисло микроскопическое воздушное облачко,

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

то все-пиши пропало, быть дождю и день не удался! О как же мы ее уговаривали с вечера, ласково прощаясь с Суфруджу на ночь, хотя ее прищуренные глаза не предвещали ничего хорошего,

а зловещий оскал губ явно насмехался над понаехавшими городскими туристами-ну, ну, посмотрю я на вас, да вы дальше поселка-то и не пройдете!

Суфруджу зловеще прищурилась!!

Но если честно, то одну из своих симпатий я все же отдала не ей, а Зубу Суфруджу, в переводе- клык тигра, который меня просто очаровал и более всего, стоя на балконе, я любила наблюдать за ним!

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Отдохнувшие за ночь, в девять утра мы выходили к сервированному завтраку, не спеша в несметных количествах поглощали изыски кулинарного искусства, поглядывая на Суфруджу, обсуждали с гидом сегодняшний маршрут и часам к десяти выходили на старт-что принесет нам очередной день?

Домбай- сердце гор

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Христианские храмы на скалах

К Чухчурскому водопаду.

Каньон "Чертова мельница" или в гости к Суфруджу

Заповедник, Шумка и озеро Туманлы-Кель.

Каскад горных Бадукских озер.