Турист Марина (MiroSlava)
Марина
была 25 июня 2020 15:36

Рим — Италия Октябрь 2014

Дегустировать — значит внимательно изучить продукт, качество которого хотят оценить; подвергнуть его испытанию органами чувств, прежде всего органами вкуса и обоняния; попытаться познать его, выявить и выразить его достоинства и недостатки. Дегустация — это исследование, анализ, описания, оценка и классификация.

Ж.Риберо-Гейон.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Caput mundi. Одна из самых популярных тем, одно из самых популярных направлений, тысячи публикаций…. Но всё равно хочется говорить и говорить о Риме. И я решила внести свою лепту. Свои впечатления и ощущения, свой взгляд в объектив фотокамеры. В Риме я была дважды: в октябре 2013 г. и в октябре 2014 г., поэтому эти два посещения буду объединять. Объясняю. Изучение, исследование каждого города (а именно такими терминами я заменяю общедоступные: были, посмотрели) очень напоминает дегустацию.

Вид на собор Святого Петра с Палатина.

Вот, обратите внимание, в дегустации последовательно оцениваются: внешний вид, текстура, аромат, вкус и возраст. Возраст играет свою немаловажную роль в составе букета. А оценить с одного глотка (простите), с одного посещения, мне, как непрофессионалу, сложно, если не сказать — оказалось невозможным. Два посещения тоже не позволили по достоинству оценить букет, но, во всяком случае — начало положено.

В бокале отражение церкви Santa Maria della Consolazione.

Этапы Дегустации Рима.

1) Предварительная подготовка.

Piazza del Popolo.

Оба посещения — это самостоятельные путешествия в общем количестве в 10 дней.

2013 год — Атака (использую дегустаторский термин, который обозначает первое ощущение, вызываемое вином во рту). Это Колизей, Палатин, Римский Форум, Ватикан, Замок Св. Ангела, чуть-чуть площадей и улиц (как говориться, стандартный набор). Плюс (то, что в этот рассказ не войдёт, так как требует быть самостоятельным) Лидо ди Остия, Остия Антика, Аппиева Дорога.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

2014 год — Послевкусие (продолжающееся ароматическое и вкусовое воздействие, после того, как был сделан первый глоток в 2013 г.). Это Тибр и остров Тиберина, Пантеон, Священная площадь, повтор некоторых мест из прошлого посещения, больше площадей и улиц. Плюс — город Витербо.

Sacro Cuore di Gesu in Prati - титулярная церковь.

Маршруты были составлены заранее. Продуманы. Осмыслены и подтверждены Второй Половиной (ВЮ). В планы не входило посещение музеев (это мы оставили на потом). Цель была направлена на внешние ощущения. И если музеи, то только под открытым небом (например, Колизей).

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Однако, мы в итоге не удержались, и таки заглянули в Базилику Сан Клементе аль Латеран (Basilica di San Clemente al Laterano). Интересна она тем, что состоит из трёх уровней. Верхний — это непосредственно сама базилика Сан Клементе (XII век), ниже — раннехристианская базилика IV века, ещё ниже — митреум (I век н. э.) -храм бога Митры. Который был позаимствован у персов и появился в Риме как, культ массового поклонения, как раз в конце первого века и завоевал особую популярность у легионеров.

Бог Митра убивающий быка.

Вот так, одна на другую наслаивались религии, сменялись эпохи, нравы и обычаи. А Рим впитал всё это в себя как губка и остался цельным. Если хотите, толерантным ко времени.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

2) Визуальная фаза («Глаз»).

Первое, что мне запомнилось — это кипарисы и пинии…. Пинии, которые тянутся к небу и своими кронами уже создают отдельный ярус города и как бы парят над ним, создавая тень от яркого итальянского солнца. Пинии, которые так вплелись в окружающий пейзаж, что сами собой становятся достопримечательностью.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

«Сосна Августа» растущая на руинах дворца императора (Палатин).

Второе, это Aeterna urbs (Античный Рим). Античные памятники, которые окружают и погружают город в свои молчаливые свидетельства тысячелетней истории. Глядя на Колизей, в ушах не много-разноголосье сотен туристов, а возгласы:

Ave, Caesar, morituri te salutant! — («здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя»).

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

И Колизей поражает своей грандиозностью. И пусть века стёрли весь лоск и богатство этого сооружения, но дух остался. В камни впечаталась мощь человеческого тщеславия и героизма. Этакие Страсти Античности.

Отдельное слово о центрально холме Рима — Палатине (Palatium), который ещё называют «колыбелью Рима». Колыбель колыбелью, а сейчас это скорее кладбище былого величия и богатства. Тишина, покой, птицы поют и вокруг…. осколки могущественной империи.

...всё тленно под луною;

Как волны следом за волною,

Проходят царства и века. (А. С. Пушкин)

Палатин. Стадион Домициана.

Но прогулка там доставляет необыкновенное удовольствие. Как объяснить сие чувство, непонятно. Похоже на гаденькое человеческое злорадство. Вот, дескать, по заслугам Вам поработители и угнетатели Античности. Вот и всё что осталось от несокрушимого Вашего могущества.

Базалика Максенция и Константина, церковь Санта Франческа Романа.

Для некоторых же современников Палатин хороший пример тщетности бытия и привет из глубин вечности. Но спустимся на Римский Форум. Испытаем гордость за шедевры античных зодчих. Богатство фантазии дорисует недостающие фрагменты и, о-па, ступая по Священной Дороге (via Sacra) почувствуй судорожный трепет и смятение перед Величием. Пусть и прошлого.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Храм Антонина и Фаустина.

Преимущество нашего современника в том, что можно совершенно спокойно шагать по святая святых, куда тысячи лет назад вход простому смертному был воспрещен, и делать групповые селфи. Это я про храм Весты (Tempio di Vesta) и объединенный в комплекс с ним Дом Весталок. И мне показалось это кощунством. С одной стороны любопытно потрогать и посмотреть, с другой…… Это только мой личный взгляд на памятники истории. Ad narrandum, non ad probandum — «для рассказывания, а не для доказывания».

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Статуя весталки Теренции Флаволы.

А вот собор Святого Петра меня не впечатлил… Напомню о внешнем созерцании. И даже не то чтобы не впечатлил, а разочаровал. Не почувствовала я там ни святости, ни величия. Красивое архитектурное сооружение и …. Всё? Собор Мария-де-ла-Седе в Севильи гораздо грандиознее, хотя и менее знаменит и растиражирован.

И всё же дегустация — это тонкий процесс, который несёт на себе отпечаток множества условий. Может быть это было не то время суток, не та температура?… В Ватикан придётся вернуться.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Что ещё отмела я взглядом, так это то, что Рим действительно «город цвета охры». Только я бы добавила тёмно-зелёные оборки (кроны пиний) и оливковую драпировку (река Тибр).

Замок Святого Ангела - мавзолей императора Адриана.

3). Ольфактивная фаза («Нос»).

В городе важно уловить едва ощутимые летучие вещества и определить их интенсивность, определить индивидуальные оттенки аромата.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Отправляемся на остров Тиберина «остров между двух мостов». Издалека он похож на огромный корабль. Недаром его опутываю легенды и сказания, а в Античности на острове находились святилища и жертвенники, но до наших дней они не сохранились. Христианская церковь, а затем и монахи ордена Бонифраторов поглотили останки язычества.

Остатки моста известного еще в Древнем Риме — мост Ротто называют его в народе, но в действительности это мост Эмилио. Был построен в 179–142 гг. до н. э. цензорами Марко Эмилио, Шипиньоне Эмилио и Лучио Муммио. На сегодняшний день от древнеримского моста остались опоры из травертина 2 века до н. э. и один арочный пролёт 16 века.

На острове можно отдохнуть от суеты столицы Италии, понаблюдать за плавными волнами Тибра, попробовать порыбачить с местными жителями, понежиться в лучах солнца.

Насладиться великолепием итальянской флоры. … Где всё «никак у людей»! Даже куст растёт странно вертикально.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Далее нужно покрутить бокал, ой, покрутится по улицам и площадям. Сделать вдох, остановиться и уловить мгновение.

Город очаровывает. Но входить в состояние опьянения никак нельзя. Двигаемся дальше.

Под воздействием кислорода свойства города начинают «раскрываться» в виде раскопок прямо в центре города, среди потока автомобилей и спешащих людских потоков. Это место — Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra), где находилось четыре древних языческих храма. А там где сейчас находится тротуар и улица Виа Торре-Арджентина находился портик театра Помпея, где на заседании Сената в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь. И мои кеды, значит, оставили где-то на том месте следы.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Храм Удачного Дня (Aedes Huiusce Diei).

Как естественно и непринужденно чувствуют себя руины в современном Риме. Исследуя улицу за улицей, имеешь возможность любоваться и прикасаться к экспонатам Музея под открытым небом, под кронами пиний. Они же ни сколько не портят городской ландшафт, а подчеркивают характер, возраст и опыт города.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Храм Минервы (Tempio di Minerva Medica) находится на улице Джолитте.

«Чтобы описать аромат вин невысокого уровня, бывает достаточно двух-трех слов. Напротив, букет великих вин отличается тонкостью, изысканностью и необыкновенным многообразием оттенков». Осторожно нужно быть с восприятием аромата и терпкое вино отличить от цельного.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

Арка Януса (Arco Quadrifronte (Arco di Giano) была построена Константином II в. IV веке. Обычно такие арки ставили на перекрёстках дорог. Арка полностью обновлена, ничего античного в ней не осталось.

Колокольня церкви святого великомученника Георгия Победоносца (Chiesa di S. Giorgio in Velabro).

Совсем рядом — Бычий Форум и Храм Геркулеса Победиля, построеный в I  в. до н. э. во время правления Тибериана. Первый мраморный храм в Риме украшенный живописцами.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

А на первом плане фотографии — Фонтан Тритонов (Fontana dei Tritini) построенный по приказу папы Клемента XI в. 1717 г. скульптором Франческо Моратти (не путайте с Франческо Маратти — ботаником).

Фрагмент. Арка Константина (аттик), южная сторона. Фигуры даков (312-315гг.).

Вот так и весь Рим…. Общее количество «ароматов» составляет ни одну сотню. Поэтому и все дороги в Рим ведут — осталась у меня не начатой Фаза вкусового восприятия, а ещё есть культура потребления вина, хранения, правила подачи на стол…. Продолжение следует.

Но не хочу заканчивать рассказ так бонально. Нужно поделиться ощущениями и вынести мотивированную оценку. Рим — уравновешенный, концентрированный, богатый ароматоми, с длительным послевкусием город.

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

И как было выше сказано — толерантный во многих аспектах.

Я бы ещё по-дивчачьи добавила, Рим — непревзойденный Арбитр Изящества!