Турист Дарья Сергеева (ladydolly)
Дарья Сергеева
была 14 марта 13:27

Рио-де-Жанейро — Бразилия Май 2015

Мы постарались исправить ошибку планирования, совершенную год назад в Штатах. Тогда мы оставили на Нью-Йорк всего 3 неполных дня, снимали жилье на отшибе и порядком убегались перед изматывающей дорогой домой и возвращением к работе. На этот раз мы целиком посвятили Рио последнюю неделю нашего отпуска и обещали себе никуда не спешить и не планировать увидеть слишком много — как следует отдохнуть после беготни по горам и бессонных ночей Перу. Кроме того, жилье мы выбирали ближе к океану, т. к. мечтали как следует расслабиться на знаменитых пляжах.

Как всегда в крупных городах, я сразу пошла на Airbnb. Недолгие муки выбора привели меня к объявлению Sergio: отдельная мастер-спальня на крыше пентхауса, бассейн, в комфортном и безопасном районе пляжа Копакабана. Стоило это счастье всего 50 долларов в сутки, а отзывы были 100% пятизвездочные. Сержио моментально подтвердил мою бронь, написал пространное письмо и прислал целую составленную им брошюру о Рио: как добраться из аэропорта, куда непременно сходить и чего не следует делать. Тут я поняла, что наш отзыв тоже будет пятизвездочным:)

Скажу честно, после этого я расслабилась и решила не планировать Рио по дням, а полностью положиться на рекомендации нашего хозяина и на погоду. Предыдущие две недели отпуска были расписаны буквально по минутам, хватит.

Прилетев с двумя пересадками из Куско, мы взяли рекомендованное такси со счетчиком и потащились в час-пик через весь город. Определенно, таксист мухлевал, т. к. итоговая сумма перевалила за 100 реалов вместо ожидаемых 80. Сделать ничего с этим было нельзя, и я только послала ему максимальные проклятия. К счастью, это была наша единственная неприятность! Для планирующих поездку: возможно, стоит пользоваться такси с фиксированной ценой, там хотя бы не будет неожиданности. Впрочем, в менее загруженное время счетчик может быть выгоднее. Также ходят автобусы во все районы города.

Наша квартира расположена в 4 квартальчиках от пляжа, на 11 этаже. По сути, в нашем распоряжении оказалась целая квартира на крыше: отдельно построенная спальня с ванной, стиральная машина, а также бассейн и крытое помещение типа бара, где мы завтракали. Сержио наверх не заходил вообще. Прямо с кровати открывался вид на гору Корковадо и статую Христа, немного левее — другая огромная гора, с которой свисают лачуги фавелы. Такой вот контраст.

Неделя в Рио без карнавала

Но, несомненно, главное впечатление от удачного выбора места — это сам хозяин. Коренной бразилец 50 лет, говорящий на 6 языках, учившийся в Германии физик-ядерщик, по совместительству владеющий большой фермой в трех часах езды от Рио. Живет один на 350 квадратных метрах. Последние пару лет не работает в офисах, всю жизнь много путешествует (посетил 102 страны!) и радушно принимает гостей.

Прогулки и популярные места

Сержио сводил нас на экскурсию по историческому, а ныне деловому, центру города. В будний день в светлое время суток там совершенно безопасно, а вот вечером и по выходным пустынно и опасно: там никто не живет постоянно, зато могут шататься подозрительные личности. Всего на этом пятачке работает 5 миллионов человек, сложно представить! Как следствие, невероятно много ресторанов, ориентированных на бизнес-ланчи, и почти все они расположены в отреставрированных домах, сохранившихся со времен начала Рио. Купить такой дом, говорит Сержио, можно очень дешево, но вот приспособить его к современному быту и поддерживать — невероятно дорого…

Неделя в Рио без карнавала

Масса красивых колониальных зданий, в том числе церквей. Простой люд ходил в одну церковь, знать — в другую, а у рабов и вовсе была своя крошечная часовня.

Неделя в Рио без карнавала

Эта библиотека — «единственное хорошее, что оставили нам португальцы», — смеется Сержио. Сейчас эти книги запрещено трогать, не то что читать.

Неделя в Рио без карнавала

Также в центре — университет. Он бесплатный, но последние месяцы все бастуют вместо учебы: недовольны урезанием бюджета на образование. Нам это немного непонятно…

Осмотрев Centro, мы перешли в соседний богемный район Lapa. Днем Лапа тоже считается вполне безопасной. Там сосредоточено большинство ночных клубов Рио, вмещающих до 5 тысяч человек разом. Нас даже зазывали на вечеринку с жонглированием и огненным шоу, но мы забоялись пробовать.

Неделя в Рио без карнавала

Главная достопримечательность Лапы — это лестница Селарона. Селарон был местным художником, и в течение 40 лет каждое утро он приклеивал одну кафельную плитку на серые ступени лестницы улицы, на которой он жил. Вскоре художник и лестница стали известны миру, и туристы начали привозить Селарону плитки: кто с изображением своих городов, кто нарисованные от руки сюжеты, кто что… Из этой, казалось бы, полной эклектики получилась очень милая и даже со вкусом оформленная лестница. Увы, два года назад Селарона убил его бойфренд. Лестница осталась незавершенной.

Питер!

Еще одним интересным местом Лапы можно назвать новый кафедральный собор. Честно говоря, если не знать, что это собор, — никогда не возникнет такой идеи.

Неделя в Рио без карнавала

Внутри же он очень просторный, сквозь красочные витражи красиво падает свет. Сфотографировать не удалось, но, поверьте, такой необычный собор встретишь нечасто. От лестницы или центра — десятиминутная прогулка.

Воспользовавшись распогодившимся вечером, мы к закату поехали на Сахарную Голову — знаменитую гору, с которой открывается потрясающий вид на город. Сержио рекомендовал встречать там закат и остаться до темноты, когда загораются все огни города. Мы прислушались и не прогадали.

Неделя в Рио без карнавала

На гору возит фуникулерчик. До станции фуникулера мы доехали из центра на автобусе номер 107. Билет на гору стоит 62 реала, принимают карты. Подъем происходит в два этапа: сначала с земли на первую гору, затем второй фуникулер уже на саму Сахарную Голову.

Неделя в Рио без карнавала

Наверху мы встретили пару русских, которые живут в Риге. Они рассказали нам, что на гору Корковадо к статуе они поднялись пешком за два часа и заплатили только за посещение самого памятника 12 реалов. Мы любим забираться на горы пешком и не любим платить лишнего, так что мы решили последовать их примеру. Когда же мы сообщили этот план Сержио, он категорично принялся нас отговаривать. А дело в том, что на горе Корковадо расположены две опасные фавелы, и ничего не стоит случайно свернуть в них с пешеходной тропки, а без знания языка будет сложно объяснить, что мы просто гуляли. Мы не уверены, что дело обстоит настолько плохо, но решили не расстраивать нашего друга и не испытывать судьбу.

Если не пешком, то на гору возит поезд. Билет на поезд вместе с памятником стоит тоже в районе 60 реалов, принимают карты. Обычно за билетами стоит очередь, может доходить до трех часов. Поэтому рекомендуется покупать билеты в интернете за ту же цену. Однако мы были в Рио в низкий сезон и не самую лучшую погоду. Покупать билет заранее — это риск потерять деньги, т. к. в назначенный день может быть ничего не видно из-за облаков: ведь люди приезжают не только посмотреть на Христа, но и на город с большой высоты. Билет онлайн нельзя купить на сегодня, только на будущее.

Поэтому мы просто приехали к железнодорожной станции Cosme Velho к 9 утра: в это время отправляется первый поезд. Добирались на метро с автобусом: вышли из метро на станции Largo do Machado и там сели на 569 автобус. Нам говорили, что ходит еще специальный автобус сразу до поезда, но мы его не нашли либо не дождались. Действительно, в это время очереди еще почти не было. Было облачно с прояснениями, даже ясно, тем не менее, девушка на кассе отговаривала нас покупать билеты, показывая трансляцию с веб-камеры на горе: почти весь вид был закрыт облаками. Но мы решили не отступать! В другие дни погода могла быть еще хуже, да и ехать еще раз не хотелось. Дождались же мы вида с Мачу Пикчу, в конце концов!

Билет нам продали с пометкой «без видимости», чтобы потом мы не предъявляли претензий. Также на кассах висят объявления, что возврат средств в случае плохой погоды не предусмотрен. Оно и правильно: ведь в основном ты платишь за поезд, а эта услуга оказана.

Неделя в Рио без карнавала

Мы не влезли в девятичасовой поезд и поехали в 9.20. Поезд поднял нас на гору, и действительно, все было в дымке. Но все равно, количестве туристов явно превышало вместимость двух поездов! Большинство туристов приехало в рамках каких-то туров на микроавтобусах…

Статуя прекрасна и величественна. Попытки людей сфотографироваться с нею из положения «лежа на асфальте» очень смешат.

Мы же просто воспользовались смартфоном

Вид на город нам тоже периодически доставался, за 2.5 проведенных на смотровой площадке часа мы успели все рассмотреть.

Неделя в Рио без карнавала

Место однозначно обязательное к посещению. Все-таки одно из семи современных чудес света. Их у нас за поездку было целых два! Мачу Пикчу, конечно же.

После Корковадо целесообразно посетить ботанический сад. Всего пара остановок на том же или одном из многих других автобусе. Вход в парк стоит 9 реалов, есть бесплатный wi-fi. Парк очень большой и очень популярен среди местных, особенно с детьми.

По земле и по деревьям скачут крошечные, размером с белку, обезьянки.

Неделя в Рио без карнавала

Сама флора парка не очень впечатляет разнообразием, но все красиво, аккуратно. Провести часа три, гуляя и сидя на скамейках, очень даже неплохо. Завидую жителям района, которые имеют возможность гулять там постоянно.

Неделя в Рио без карнавала

А вот сад орхидей немногим лучше любого цветочного магазина:)

Есть дорожки, которые ведут прямо в джунгли, но они были перекрыты. Мы решили не нарушать правила, сочтя, что видели достаточно джунглей за поездку. Но я помню отчеты, в которых более дикая часть парка вызывала у людей восторг.

Подслушав, как один гид расхваливал своей группе закат между пляжами Ипанемой и Копакабаной, мы решили пройтись после сада туда. Вообще, в Рио нет честного вида на запад, но с некоторых точек, например, с Сахарной Головы, можно наблюдать, как солнце садится за горы. Второй такой точкой можно считать небольшой каменистый мыс на границе Ипанемы и Копакабаны. Мы немного не рассчитали время и дошли только к пяти вечера, когда остался только красивый свет после заката. Весь мыс был заполонен людьми с фотоаппратами!

Неделя в Рио без карнавала

Прогулка получилась тоже очень интересная. Мы прошли фешенебельный район Leblon, где самые дорогие квартиры.

Прошли всю Ипанему, но наше внимание привлекли не девушки, как в песне, а играющие в футбол юноши. Группками человек по пять они перекидывают мячик, не касаясь руками. Мы так обычно играем в «волейбол». Кстати, волейбольные площадки они тоже приспособили для игры в «футбол» через сетку! Очень зрелищно и видно, что требует мастерства.

Неделя в Рио без карнавала

На пляже мы, увы, провели всего один, первый, день. Он же был единственным по-настоящему солнечным. Я первый раз купалась в Атлантическом океане! Вода прохладная, волны сильные. Пляж заполнен народом и навязчивыми торговцами. Тем не менее, впечатление очень положительное, песок и вода чистые, виды красивые.

Шопинг

В целом, погода нас не очень баловала. Дождь шел каждый день с переменным успехом. Но жаловаться грех: мы умудрились и попляжить, и посетить обе горы с ботаническим садом в хорошую погоду.

В плохую же погоду мы посетили воскресную ярмарку в начале Ипанемы. От нас можно было либо дойти пешком, либо проехать на метро до станции General Osorio, которая выходит прямо на ярмарочную площадь.

Сержио очень рекомендовал нам эту ярмарку, т. к. там представлены в основном именно бразильские товары, а не китайские, как большинство одежды и сувениров в Рио.

Неделя в Рио без карнавала

Нельзя сказать, что мы остались в бешеном восторге и скупили все на своем пути, как, по рассказам, делали другие гости. Но побродить интересно, купить подарки и что-то себе на память можно и нужно.

Больше всего нам понравились великолепные картины на коже.

Неделя в Рио без карнавала

Мы прикупили нарисованную на коже карту Южной Америки у очаровательной пожилой сеньоры, которая сама же их и рисует. Все ее картины — истинные произведения искусства! Карта размера А3 обошлась нам в 160 реалов. Для ручной работы и такой красоты совсем недорого.

Неделя в Рио без карнавала

На ярмарке многие торговцы принимают карточки, но однозначно предпочитают наличные, что выражается в приятных скидках. Например, наша покупка по карте была бы в 200 реалов.

Много где в мире в продаже можно встретить вьетнамки Havaianas. Это бразильский бренд, и покупать их нужно именно здесь. Сержио отвел нас в магазин с широким выбором и приятными ценами, куда интереснее, чем в официальном магазине рядом с нашим домом. Приятные и удобные тапочки, накупили на подарки.

Я люблю бразильскую кожаную обувь, у меня много пар бразильских туфель, купленных в России и Штатах. Конечно, хотелось воспользоваться моментом и закупиться на их родине. Мы поленились ехать в большие моллы, да и Сержио показал нам несколько магазинов на главной улице Копакабаны, уверив, что там все хорошо и недорого. Увы, не сложилось у меня обувного шопинга. Никогда такого не видела, но туфли у них спрятаны в витринах со стеклом! Ни пощупать, ни примерить без общения с продавцами. Продавцы не говорят по-английски, и каждая пара обуви — это пантомима. Цены на обувь очень хорошие, обувь вроде бы тоже, но эта странная система отбила все желание. Наверное, стоило провести тщательное исследование заранее, найти магазины известных мне брендов и ехать целенаправленно. Но это же было экспериментальное исследование города без подготовки:)

Из подарков накупили еще кофе и шоколада.

Еда

В Рио популярны рестораны, продающие еду на вес. Есть фиксированная цена за килограмм, ты набираешь все, что угодно: салаты, фрукты, мясо, суши — и платишь по весу. Не очень выгодно, т. к. все под одну гребенку, но зато можно перепробовать множество блюд и ты четко видишь, что ты будешь есть. Стоимость килограмма еды примерно 50–70 реалов в разных местах. За десерты отдельная плата, дороже.

Нам система пришлась по душе, и большую часть обедов мы съели в таких кафе. Часто отличное мясо, которое можно есть не полностью прожаренным. На удивление вкусные суши, очень свежие.

Другой популярной формой питания, более дорогой и специфической, не на каждый день, являются шураскарии. Это ресторан МЯСА. Нужно искренне любить мясо:) Ты платишь за вход фиксированную цену (например, 60 реалов) и отдельно за все напитки, а остальное — буфет из разных гарниров и закусок и разнообразнейшее жаренное на углях мясо. Ты, набрав гарнира, сидишь за столом, к тебе вереницей подходят официанты с шампурами и жаровнями. Ты либо берешь конкретный кусок, либо отказываешься и смотришь на следующий. Начинают подачу со всякой ерунды: сарделек и жареной курицы. Это, конечно, смешно и даже как-то обидно, что таким простым способом пытаются сэкономить. Надо найти в себе силы и не налопаться вкуснейшими закусками и первыми типами мяса. Мы, будучи предупрежденными, стоически выдержали паузу, не брали тяжелых гарниров, только овощной салат, и были вознаграждены изумительными стейками и аппетитными большими кусками говядины средней прожарки.

Неделя в Рио без карнавала

Мы провели 2.5 часа, поедая мясные деликатесы под красное чилийское вино. Эксперимент для желудка тяжелый, но ощущение скорее приятное:) Мы были в ресторане Carretao, он почти на берегу океана. Его нам, конечно, рекомендовал Сержио, и мы остались очень довольны. Впрочем, повторять не рискнули. Тяжело и дорого. Один раз — сходить обязательно, если вы любите мясо.

О чаевых. В ресторанах "на вес" чаевые не приняты (что логично). А в других местах 10% сразу прибавляются к чеку. В чем-то удобно. Если обслуживание не понравилось, говорят, можно вызвать администратора и отказаться платить за сервис.

Разумеется, в Бразилии нужно есть экзотические фрукты. Они очень спелые, вкуснейшие и невероятно дешевые. Манго, авокадо, папайя, гуава… Папайю и гуаву я раньше вообще не любила, но оказалось, что просто не пробовала действительно хороших и спелых. Манго прекрасны и в Азии, но здесь они немного других сортов и вкуса, больше размером и, возможно, даже слаще. Авокадо огромны и легко мажутся на хлеб, как масло.

Неделя в Рио без карнавала

Сержио учил нас делать традиционный бразильский коктейль — кайпиринью. Он состоит из кашасы — местного тростникового рома — сахара, лаймов и льда. Эту кайпиринью предлагают везде: на пляже, в любом кафе и ресторане, в клубах. Крепкая штука, надо сказать, не знаю, как ее можно пить на пляже. Но вот дома дождливым вечером пошло просто замечательно:)

За пределами роскоши

Мы жили в очень благополучном районе у очень богатого человека. В основном мы видели красивую, причесанную часть Рио, где любят туристов и можно без опаски фотографировать (не светя при этом камерой постоянно, впрочем).

Но наш же хозяин настойчиво предлагал нам посетить одну из фавел, чтобы получить более полное представление о городе. На юге Рио большинство фавел очищено от наркоторговцев, которые делали эти места опасными для жизни. Круглосуточно дежурит полиция, и считается, что в светлое время суток можно безопасно гулять и даже фотографировать.

Что такое фавела? Это незаконно захваченная людьми земля. Жители не платят за землю, не платят налоги, строят дома сами, крадут электричество, роют колодцы для получения воды. Множество таких соседствующих домиков образуют фавелу.

Каждая гора в Рио, а их немало, приютила фавелу, да не одну. Жителей фавел больше, чем жителей легальных районов. Тем не менее, правительство в основном делает вид, что фавел нет, не обозначает их на официальных картах, предпринимает недостаточно попыток узаконить существование этих людей.

Прямо с нашей чудесной крыши открывается вид на одну из безопасных фавел. Туда мы и пошли под предводительством Сержио.

Неделя в Рио без карнавала

Всего 10 минут пешком — и из роскошной Копакабаны мы попали в другой мир. В фавелу ведет всего одна дорога, по которой может проехать автомобиль. Это местный Невский:) От главной улицы вверх и вниз по горе отходят крутые ступенчатые переулочки, вдоль которых вырастают одно-трехэтажные домики. Невероятно, сколько же приходится жителям верхних построек ходить туда-сюда по крутым лестницам, с тяжестями. Дома — самострой. Три этажа — максимум, выше которого без инженерного проекта строить не решаются: на горьком опыте выяснили, как быстро обрушиваются такие здания при землетрясениях и даже сильных ливнях. Этажи надстраивают поэтапно, каждый этаж — отдельная семья.

Вообще, все оказалось куда лучше, чем мы себе представляли. Дома в основном все-таки из какого-никакого, а кирпича. Есть свои магазины, парикмахерские, кафешки. Все они не платят аренду и налоги, все дешево. Есть даже школа и церковь! Разумеется, люди выглядят бедно, не всегда здорОво, на улицах грязно. Но живут почти нормальной жизнью, моются, стирают одежду. Большинство из них работает в городе. Например, большая часть таксистов — жители фавел. Консьержи нашего дома — тоже.

Что нас потрясло, пожалуй, больше всего, так это наличие спутниковой тарелки, а то и не одной, на крыше каждой развалюхи. Люди настолько не представляют свою жизнь без телевизора, что покупают в рассрочку тарелку, даже если при этом не будет денег на покрытие крыши шифером. Сержио говорит, что комплект спутникового телевидения стоит около 1000 долларов. Проверять не стали, хотя и кажется неоправданно дорогим.

Неделя в Рио без карнавала

Жителям фавел откровенно было пофиг на нас, глазеющих по сторонам и щелкающих камерой. Даже злобных завистливых взглядов мы не уловили. Наоборот, кое-кто приветливо улыбался и здоровался. Они привыкли к такой жизни и радуются тому, как она улучшается. А она действительно улучшается: школы — это новшество, вывоз мусора за государственный счет — тоже, на паре улиц даже легализовали электричество и поставили счетчики! Чемпионат по футболу и Олимпиада — это хороший стимул для правительства. А уж как обычные люди должны быть рады уходу наркомафии из своих поселений…

Эпилог

Конечно, мы многого не увидели в Рио за счет расслабленного отдыха. Тем не менее, мы считаем нашу программу по осмотру достаточно насыщенной, а уж насколько интересными были вечера, проведенные за беседами с Сержио!

Пожалуй, можно будет как-нибудь и вернуться, особенно если снова попадутся удачные билеты:) Но лучше не поздней осенью, а поздней весной. После Олимпиады город должен еще раз преобразиться, надеемся, что к лучшему. Но он и так нам очень понравился!

Неделя в Рио без карнавала
Очень метко в международном аэропорту…