Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был 12 апреля 21:14
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Севан — Армения Май 2015

Хор Вирап — Нораванк — Севан. 6 мая.

Попасть из Еревана в Севан можно за час с небольшим по хорошей прямой трассе М-4 (около 60 км). Но мы не ищем легких путей, поэтому мы поехали ровно в противоположную от Севана сторону до монастыря Хор Вирап, оттуда до монастыря Нораванк (около 140 км), а уже оттуда, строго на север, через горы до Севана (еще столько же). О том, сколько всего интересного мы увидели по дороге, я и попробую рассказать в этой главе.

Для начала мы остановились около вокзала, мимо которого проезжали — солнце было с нужной стороны, и мы сфотографировали Давида Сасунского в правильном освещении.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Дорога до Хор Вирапа идет параллельно турецкой границе, километрах в десяти от нее. Монастырь находится около городка Покр Веди километрах в 40 от Еревана. С утра погода была хорошая, и по дороге открывался вид на Арарат — ближе к нему, пожалуй, и не подъехать.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Мы надеялись, что погода продержится еще немного, пока мы доберемся до монастыря — он расположен прямо на фоне горы. Но нет, откуда-то взялись облака, и ровно в тот момент, когда мы парковались у монастыря, Арарат окончательно скрылся за облаками…

Почти сразу за нами на стоянку заехал здоровенный автобус с японским десантом — от них уже никуда не деться! Мы быстренько сделали пару кадров пока еще пустынного монастыря,

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

и, спасаясь от наших восточных соседей, решили подняться выше на холм, на котором и стоит монастырь-крепость. С холма открывался изумительный вид на монастырь, и окружающие его пейзажи, начиная от спрятавшегося за облаками Арарата с одной стороны, заканчивая коричневым хребтом Урцский с другой.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Противоположные от монастыря склоны холма были сплошь поросшие маками, ромашками и еще какими-то желтыми цветочками — от этого зрелища захватывало дух!

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

История этого монастыря снова возвращает нас к уже знакомым нам Трдаду III и Григорию Просветителю. Ранее, на месте монастыря, была царская тюрьма, представлявшая из себя глубокую каменную яму («вирап» на армянском — яма). В эту-то яму и посадил злобный Трдат Григория, который, согласно легенде, просидел в ней целых 13 лет.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

В 642 году над этой ямой была построена церковь Сурб Геворг, последний раз перестроенная в 1879 году после очередного землетрясения. Главная церковь Святой Богородицы со Звонницей (Сурб Аствацацин) была построена в 1662 году на месте белокаменной часовни, построенной на тысячу лет ранее.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Монастырь окружен невысокой, но мощной каменной стеной. Внутри главной церкви все ровно тоже, что и в любой другой,

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

а вот из церкви Святого Григора можно попасть в ту самую каменную яму. Для этого нужно спуститься вертикально вниз через узкую каменную трубу по металлической лестнице, а потом, как бы выйдя из стены, спуститься на дно ямы. Решившим посетить яму, я советую оставить сумки и прочие рюкзаки наверху — каменная труба узкая, при спуске приходится упираться спиной в стену. Если бы у меня было что-то кроме фотоаппарата, лезть туда было бы крайне неудобно, если не невозможно. Внутри ямы находится небольшой алтарь.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Осмотрев монастырь, мы решили прогуляться по цветочным полям, которые мы видели с холма. Мы пошли, и зависли там часа на полтора. Если залезть на холм и встать к монастырю спиной, то впереди, между холмами, будет видно большое, густо заросшее камышом, озеро. Туда-то мы и ушли. Ксю фотографировала цветы, а я обалдевал от количества и разнообразия обитающих на озере птиц.

Через некоторое время, с трудом оторвав друг друга от местных красот, мы вернулись к машине, и продолжили наш путь до Нораванка.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Туда ведет все та же трасса М-2, по которой мы ехали в Хор Вирап. У городка Ерасх нужно свернуть левее, а то можно уехать в Иран, до которого там рукой подать. После поворота, до Нораванка останется около 50 километров. По левую руку вдоль дороги проходит Урцский хребет, отделенный от дороги огромными цветочными полями. Понятное дело, что мы снова остановились, и буквально окунулись в это красно-желтую благодать. Ни до, ни после я не видел такого количества цветов и маков в частности. Просто наслаждение для глаз!!!

Немного позже разноцветные поля заканчиваются, и к дороге с обеих сторон подбираются зеленые горы — дорога к монастырю ведет через перевал.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Тут мы попали в пробку — по дороге гнали огромную отару. Бестолковые овцы орали как потерпевшие, бросались под колеса, и вообще всячески мешали проезду.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Пастухи громко матерились по-армянски, и стегали овец прутиками и куртками. Словом, шоу было на все 100%.

Разминувшись с овцами, мы свернули направо, монастырь находится в нескольких километрах от трассы.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Нораванк был основан в XII веке на месте предыдущих построек. Сейчас комплекс состоит из двух основных церквей — высокой и богато украшенной церкви Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), также называемой Буртелашен, по имени финансировавшего ее строительства князя Буртела Орбеляна,

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

и церкви Сурб Карапет с пристроенной к ней часовней Сурб Григор.

Бурталашен была построена в 1339 году, и это самая красивая церковь, из виденных мной в Армении. На первом, полуподвальном этаже находится усыпальница князей Орбелянов, на втором этаже, попасть куда можно только по узким внешним лестницам, находится молельня.

Вопреки обыкновению, церковь построена из светло-коричневого туфа, что делает ее еще наряднее и светлее, и внутри, и снаружи.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя) была построена в 1220-х годах, и считается главным храмом монастыря. Немного позже к ней был пристроена церковь Сурб Григор — усыпальница князя Смбата Орбеляна.

Церкви отличаются прекрасными барельефами, расположенными над входами.

А с территории монастыря открываются изумительные виды на ущелье реки Гнишик.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Мы уже собирались уходить, как пошел дождик, ускоривший наше прощание с эти красивейшим местом. Перед выездом на трассу был обнаружен ресторанчик, где мы употребили стандартные кебабы — нам предстояла дорога до Севана. Километрах в 15 от поворота на Нораванк, с трассы М-2 надо свернуть налево на трассу М-10, которая почти по прямой выводит к южному берегу Севана в районе города Мартуни. Большая часть дороги идет через горы, в районе перевала Варденяц, который находится на высоте 2610 метров, дорога пересекает Варденисский хребет, и уже потом спускается к Севану.

Тут-то погода на нас и отыгралась. Сначала продолжал поливать начавшийся еще в Нораванке дождь. По мере того, как мы по изрядному серпантину поднимались в горы, он превратился в мокрый снег. Местами дорогу накрывал туман — интересно, особенно, если учесть, что с одной стороны дороги почти все время был обрыв. В районе перевала мы остановились, что бы заснять покрытые туманом горы. Погодка была еще та! Ветер, мокрый снег, и если температура и была плюсовая, то максимум на градус-другой. А какие красоты там были бы в хорошую погоду!

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Промокнув и замерзнув, мы продолжили свой путь до следующей долины, настолько красивой, что не остановиться там было просто невозможно.

По мере того, как мы спускались, мокрый снег превращался в дождь. Мы проехали через несколько мокрых небольших городков, совершенно не понимая, как можно жить в такой глуши, и вот уже впереди виден указатель на Мартуни. Тут нам нужно было свернуть налево, на трассу, идущую вокруг озера, но мы тупанули, и свернули налево раньше, благодаря чему попали в городишко под названием Неркин Геташен, откуда еле выбрались, так как дороги там отсутствовали как класс.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Однако вскоре наш навигатор (в моем лице) исправил сделанную ранее ошибку, и вывел-таки машину на нужную трассу. Наконец-то по правую руку мы увидели воды озера Севан.

Пока мы ехали вдоль озера, тучи разбежались, появилось уже низкое солнце, и мы остановились около монастыря Айраванк ради очередной потрясающей панорамы.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Дорогу от голубого озера отделяла широкая полоса травы ярко зеленого цвета с пасущимися на ней лошадьми.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

По другую сторону озера было прекрасно видно припорошенный снегом Арегунийский хребет, а левее, на скале, чернел Айраванк. Было сложно представить, что где-то существует такая красота.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Насладившись панорамами, мы продолжили наш путь — время уже поджимало. Тут обнаружилось, что я не распечатал подробную карту, что бы найти наше жилье, а хилая схемка на распечатке от Букинга почти не помогала. Дело в том, что наша гостиница располагалась не в городе Севане, а немного дальше него, на трассе, в паре сотен метров от полуострова Севан. Но мы, не разобравшись в этом, свернули с трассы в город — и тут же пожалели об этом.

В Армении есть очень много мест, где кто-то украл с дорог асфальт. Причем украл давно, и крал грубо, оставив после себя сплошные ямы и рытвины. Именно в такое место мы и попали, пытаясь выехать из города — дорога (обыкновенная дорога, между домами) исчезла, превратившись в какой-то танкодром.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Причем, помимо нас, там «ездили» и другие машины. Мы встали с краю (припарковались около обочины — не про это место), вылезли из машины, и, стараясь не провалиться в ямы, стали снимать, как местные преодолевают ЭТО. Ребята ржали и махали нам из окон — видимо, это был известный в городе аттракцион.

Дороги в Севане

Убедившись в том, что тут можно проехать на легковой машине, мы преодолели эту улицу, и выехали на нормальный асфальт! Откуда он тут взялся и куда пропал тот — осталось без ответа. Итак, мы продолжили крутить по городу, пару раз спрашивали дорогу, ехали не туда — словом, Севан оказался очень запутанным городом. В результате, нам все-таки удалось выбраться на трассу, к нашей радости и облегчению. В отель «Нирвана», располагавшийся на берегу озера в нескольких километрах от города, мы приехали уже по темноте, надеясь, что нас ждут.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 4

Нас действительно ждали, тем паче, что мы были первыми и единственными его посетителями — сезон на Севане открывается немного позже, и основной народ приезжает тоже позже.

Гостеприимные хозяева в лице двух армян выдали нам ключи от номера и маленький обогреватель, так как к вечеру температура стремилась к нулю, и в номере была такая же, как на улице. Наш номер представлял из себя небольшую комнату, санузел и кухню, и располагался в длинном одноэтажном строении. Двери номеров выходили на общую веранду. Немного дальше стояли отдельные бунгало, а за ними проглядывалась озерная гладь.

На наш вопрос — где тут можно поесть, ответ был чисто армянский — ай, дорогие, заказывайте что хотите, мы вам все приготовим! А как же меню? Нет никакого меню, ресторан еще не работает, не сезон, просите, чего хотите, мы все купим и приготовим! В результате, через полчаса, нам прямо в номер принесли двух жареных сигов с картошкой, салат, хлеб и бутылку белого вина — всего на 8000 драм…

Принеся нам ужин, ребята с нами попрощались — на ночь они закрывают ворота и уезжают в город. Мы поставили обогреватель поближе, и вкусили нежнейшего севанского сига. Под белое винцо он шел на ура! Доев, мы обнаружили подставу — нагреватель воды в ванной не работал. С учетом нулевой температуры, это было совсем не то, что мы хотели, ледяной водой даже зубы было чистить проблематично, что уж тут про умыться. Мы немного поматерились, перенесли обогреватель с кухни в комнату, накрылись всем, чем только можно, и, немытые, уснули.