Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 24 марта 9:38

Стамбул — Турция Май 2015

19 мая Турция отмечала национальный праздник — День памяти Ататюрка, молодежи и спорта. Музеи Стамбула в этот день не работали, и у нас появился повод провести время на природе.

Мы отправились на Принцевы острова.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Нам казалось, что мы выбрали очень подходящее время для знакомства с легендарным архипелагом. Также думали и многие другие люди — жители и гости Стамбула…

В 9-ть утра мы, вместе с другими любителями природы, отправились в плаванье к самому большому острову — острову Бюйюкада или Принкипо, как его называли греки.

Судно шло вдоль берегов Босфора, разворачивая перед нами чудесные панорамы Стамбула.

Мы плыли мимо бухты Золотой рог, с перекинутым через нее Галатским мостом и стоящей на ее берегу Новой мечетью.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Мы огибали исторический полуостров, обнесенный старинной стеной, над которой нависали террасы Гюльхане и дворец Топкапи.

И расположились Святая София и Голубая мечеть.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Люди на пароме оживленно болтали и угощались бубликами. Запах моря смешивался с аромат чая и свежей выпечки. Крики чаек вплетались в разговоры людей…

Все вокруг было напитано хорошим настроением и предвкушением хорошего отдыха.

Через час мы причалили к Бюйюкаде.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Высадились на берег и тут же влились в многоголосую толпу людей прибывших сюда раньше нас.

Движение автотранспорта на острове запрещено, поэтому у нас было всего три варианта знакомства с островом. Мы могли прокатиться по острову на фаэтоне, арендовать велосипеды или использовать свои собственные ноги. Мы выбрали последний вариант и не спеша отправились вслед за такими же пешими туристами.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Долго или коротко мы шли, не скажу, но в итоге набрели на ворота, ведущие на мыс Диль-Бурну. Место это оказалось очень живописным. Вся территория мыса покрыта соснами и цветами

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Здесь множество оборудованных мест для пикников

С южной стороны мыса, в бухте Йёрюкли (yörükali — кочевая), находится пляж.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Берега мыса круто обрываются в море. Красота!

Уходить отсюда не хотелось и мы, сняв кроссовки, уселись на травку, погрузив ноги в прохладу молодой зелени. Перед нами открывался вид на соседний остров Хейбелиада.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Надо сказать, что Принцевы острова не всегда были тем местом, куда люди устремляются с радостью. Во времена Византийской империи сюда ссылались опальные члены императорского дома, священники и знатные вельможи. На островах было множество мужских и женских монастырей, которые по совместительству исполняли роль тюрем.

Расскажу немного о трех византийских императрицах, побывавших узницами острова Бюйюкада.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Незадолго до своей смерти на острове томилась властолюбивая Ирина — византийская императрица, правившая страной в конце 8 и начале 9 века. Ирина, в борьбе за власть, ослепила собственного сына. А до этого, как предполагают, она отравила своего мужа. Несмотря на содеянное зло, православная церковь канонизировала Ирину в лике святых, оценив ее вклад в восстановление иконопочитания. Ирина оказалась узницей Бюйюкады, когда в ходе заговора власть в Византии захватил логофет Никифор. Он то и сослал на остров лишенную власти императрицу.

Здесь же, на Бюйюкаде, в одном из монастырей, провела свое детство и юность будущая императрица Ефросинья — внучка Ирины. В раннем возрасте Ефросинью вместе с матерью (Марией Амнийской) постриг в монахини и сослал сюда собственный отец — император Константин VI (единственный сын Ирины).

Юную Ефросинью заметил овдовевший император Михаила II Травл. Он не мог похвастаться знатным происхождением, да и к власти пришел только благодаря случайным событиям. Перспектива породниться с потомками прежних императоров его настолько прельстила, что он решил, вопреки существовавшим законам, взять в жены монахиню. Свадьба состоялась в 824 году, а через 5 лет Михаил умер. Что стало с императрицей Ефросиньей мне, увы, неизвестно. Возможно, ее вернули в монастырь.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Вспоминая об узницах Бюйюкады нельзя не упомянуть известную своей вечной молодостью и пикантным поведением императрицу Зою. До старости лицо императрицы цвело молодостью, а ее любвеобилие стало притчей во языцех. Вопросы любви начали интересовать Зою только после того, как в 50 лет она впервые вышла замуж. До этого Зоя ни о чем таком не помышляла. Все свое время она посвящала разработке чудодейственных косметических рецептов.

На остров Бюйюкада, Зоя попала после смерти своего второго мужа — императора Михаила IV.

Его приемник — приемный сын Зои, сослал ее на остров в 1042 году, опасаясь заговора. Но вспыхнувшее в связи с этим недовольство народа, заставило его вернуть Зою в Константинополь. Но гнев народа унять не удалось, и император с позором бежал, а Зою провозгласили самодержавной императрицей. Вскоре она вновь вступила в брак, выбрав себе в мужья Константина Мономаха. Это был ее третий и последний брак.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Находясь на острове и глядя на счастливые лица людей, трудно представить, что его берега вместо смеха и улыбок долгое время видел слезы и слушал скорбные речи своих многочисленных узников…

Остров Бюйюкада сохранил память и об античных временах. В 1930 году здесь был найден клад, принадлежавший, как утверждают исследователи, отцу Александра Македонского — царю Филиппу II.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Кроме этого история острова хранит память о наших соотечественниках. После революции и вплоть до своей кончины в 1920 году здесь жил князь Д. Б. Голицын — герой русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов. В 1929 году, сразу после высылки из СССР, сюда приехал Лев Троцкий. Он прожил на острове 4 года до своего отъезда в Мексику.

Всю первую половину дня мы провели в тени сосен на берегу мыса Диль-Бурну. Надо сказать, что большое число людей совсем не мешало нашему общению с природой. Может быть, мы бы и остались здесь до вечера, но нам хотелось посмотреть на знаменитый монастырь св. Георгия. Поэтому мы отправились на бывшую Ярмарочную площадь, называемую теперь Луна Парк.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Находится эта площадь в седловине между двух холмов острова. От нее лучами во все стороны расходятся дороги, одна из которых ведет на южный холм Йорги. Это самая высокая точка острова и здесь расположен интересовавший нас монастырь.

Попасть на холм Йорги можно только пешком. Дорога имеет приличный уклон с самым крутым участком на подступах к монастырю. Путь не близкий, приблизительно полчаса. С обеих сторон мощеной тропы растут деревья, но в середине дня они не очень защищают от палящего солнца.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Несмотря на трудности похода, множество людей вместе с нами штурмовали исторический холм. У каждого была своя цель. Кто-то стремился попасть в монастырь, кто-то хотел достичь вершины, чтобы полюбоваться открывающимися отсюда панорамами, а кто-то хотел поесть в находящемся здесь ресторане. Нам хотелось и того и другого и третьего.

Наконец мы достигли цели. Немного отдышались и отправились знакомиться с монастырем.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

На территорию монастыря Святого Георгия Кудунского, основанного в 963 году, попасть нельзя. Есть возможность осмотреть только маленькую церковь, в которой, увы, запрещено фотографировать.

За посетителями зорко следит монах и пресекает все попытки фотографирования. Войдя в ворота, украшенные колокольней,

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

посетители попадают в маленький дворик

Дальше в открытые двери посетители заходят в притвор церкви, где находятся металлические ящики с песком, в которых стоят зажженные свечи. В самом храме свечи зажигать нельзя. Из светлого притвора посетители попадают в полумрак церкви. Здесь очень торжественно, и, несмотря на большое число людей, тихо. На стенах множество икон, есть среди них и чудодейственная икона Георгия Победоносца. Именно к ней стремятся попасть тысячи паломников. Удивление вызывает то, что среди паломников есть как христиане так мусульмане.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Во времена Византии рядом с монастырем находилась мощная башня, построенная монахами для защиты от пиратов.

В 1453 году, во время осады Константинополя, командующий османским флотом Балтоглу высадился на острове и приказал гарнизону башни сдаться, но защитники ответили ему отказом. Башню пытались обстреливать из пушек, но ее стены устояли. Тогда турки собрали хворост, смешали его с дегтем и серой и подожгли. Большинство защитников башни погибли в дыму и пожаре, остальные были схвачены и казнены. После захвата башни Балтоглу собрал всех жителей острова и продал их в рабство.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

От героической башни не осталось и следа, хотя возможно остатки ее фундамента укрыты за стенами монастыря, куда вход для туристов, увы, закрыт.

С холма Йорги открываются потрясающие виды на Босфор и Стамбул.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

И маленький остров Седефада (перламутровый остров), большая часть которого частные владения.

Кроме этого с Йорги хорошо виден северный холм Христос, на котором ярким пятном вырисовываются крыши полуразрушенного Греческого приюта — самого большого деревянного здания Европы.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

А вот ресторан на холме Йорги нас не вдохновил. Виды с его террасы, конечно, были изумительными, но он был до отказа забит народом и очень напоминал фаст-фуд. Поэтому мы отказались от идеи здесь пообедать.

Еще немного полюбовавшись окрестностями, мы спустились вниз к Ярмарочной площади (Луна Парк). Здесь, отстояв длинную очередь, мы сели в фаэтон, на котором вернулись в поселок Бюйюкада, откуда стартовали утром.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Здесь творилось что-то невообразимое. Народу было столько, что мы буквально протискивались сквозь толпу. Увидев все это и подумав о последнем пароме, который будет уходить с острова через три часа, меня объял ужас. Перед моим мысленным взором замелькали картины времен первой эмиграции из России в 1918 году, когда тысячи людей в Крыму штурмовали корабли, уходящие в Константинополь.

— Надо отсюда бежать. — тихо сказала я.

Пробившись к зданию причала, мы увидели человека выкрикивающего знакомые слова «Кадыкёй», «Кабаташ», и радостно бросились к готовящемуся отчалить парому. Не успели мы вбежать на борт, как судно медленно отшвартовалось и направилось в Стамбул. Со вздохом облегчения мы пошли искать свободные места. Мест не было ни на одной из трех палуб. Все лестницы были облеплены людьми… и только на полу еще оставались участки, где можно было хоть как-то устроиться.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

Мы уселись на нижней палубе. Рядом с нами, также на полу, расположилась группа детей с родителями. Всю дорогу ребятишки пели веселые песни. Народ вокруг смеялся и хлопал в ладоши. Какие-то молодые ребята при помощи своих телефонов организовали певцам аккомпанемент. Так под веселые песни, в тесной, но дружеской обстановке наш паром вошел в воды Босфора, открывая нам виды на знаменитый вокзал Хайдарпаша.

На красивое, но не известное мне здание.

Стамбул, Бюйюкада и снова Стамбул

И, конечно же, на Девичью башню, овеянную множеством легенд

Благополучно причалив в Кабаташе, мы сошли на берег и отправились ужинать в Ортакёй, район славящийся своей мечетью, красивыми видами на Босфор и отличными ресторанами…

Подводя итоги нашей поездки на остров, хочу сказать, что побывать на Бюйюкаде стоит, но для этого лучше выбрать будний день!