Anna_08
Анна Кудрявцева Пользователь — была сегодня 21:49

Путешествие в юность

9 июня 2015 г. 18:47 Комсомольск-на-Амуре — Россия Сентябрь 2009
53 35

Комсомольск-на Амуре — мой родной город. Здесь я родилась, пошла в школу, потом родители уехали строить новые города, и я приезжала сюда в гости к бабушке, потом вернулась учиться дальше, осталась работать, пока сама не уехала на новую большую стройку. В тяжелые 90-е перевезла родителей поближе в среднюю полосу, а в родном городе не была почти двадцать лет. Осенью 2009 года я поехала на родину.

О Комсомольске писать просто и в то же время очень сложно, очень многое изменилось за последние десятилетия.

В январе 1932 года, в таежное село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода. Первыми 10 мая 1932 года в село Пермское прибыли навербованные, вольнонаёмные и комсомольцы, обладатели путёвок ЦК ВЛКСМ. От г. Хабаровска их доставила небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», выполняющий роль ледокола, на буксире у него была баржа — бывший плавучий дом отдых амурских речников «Клара Цеткин», и в кильватере — пароход «Колумб».

Об этом событии напоминает установленный на берегу Амура на месте высадки первого десанда памятный камень с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы — строители города». Рядом на берегу стоит Дом молодежи.

5
1

Начинали строительство на голом месте, в 49 домах села Пермское можно было разместить немного приехавших. Поэтому с первого дня началось сооружение временного жилья. Это были землянки, брезентовые палатки, шалаши, но и такого жилья не хватало. Дорог не было, все материалы носили из леса и с реки вручную. И все силы были брошены на возведение заводов. Весь начальный период стройки был периодом сплошного штурма. Первые строители города стали заложниками плана индустриализации страны. Их нечеловеческий труд в труднейших условиях считался нормальным явлением и провозглашался как подвиг.

Мне приходит на ум освоение Западной Сибири спустя сорок лет, балки и болота Нижневартовска и Сургута в 80-х. Но не будем сравнивать: тогда были голодные 30-е годы, не было техники и механизмов, инструментов, продовольствия и одежды.

Через семь месяцев после прибытия первых строителей село Пермское было преобразовано в город. Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре» из села Пермского, основанного в 1860 году.

4
Памятник комсомольцам 30-х годов.

Сейчас многие пренебрежительно говорят: «Да какие там комсомольцы! Город строили заключенные!». Да, в городе нет ни одного предприятия, заложенного в 30-40-е годы, в строительстве которого не принимали бы участие заключенные. Еще первая опытная стройка (строительство Беломоро-Балтийского канала, начавшееся в 1931 году) показала, что в условиях полного отсутствия жилья, дорог, механизмов, автотранспорта и продовольствия возможно вести строительство, если использовать труд заключенных. И этот опыт активно применяли в последующие годы, особенно перед войной и в годы массовых репрессий. Лагерь не только поставлял рабочую силу предприятиям и организациям, но и строил сам. Лагерь строил многие здания в городе, улицы, железную дорогу на Хабаровск, газопровод с Сахалина и многое другое. К 15-летию Комсомольска-на-Амуре сто работников Нижне-Амурского ИТЛ были награждены значком «Почетный строитель Комсомольска-на-Амуре».

Но были и комсомольцы, и не комсомольцы, были просто люди, построившие этот город: наши соседи, родители моих друзей и мои родители. Моего отца в 1941 призвали в армию и везли на запад, довезли до Читы, и началась война. Состав развернули и отправили не на фронт, а в Комсомольск, так как в составе в основном были дети «врагов народа». Отец всю войну работал в стройбате на строительстве завода «Амурсталь», потрял здоровье и заработал медаль «За доблестный труд». А мама после войны в 1946 без всякой комсомольской путевки приехала в Комсомольск из Орла с подругой. До пенсии оба работали на стройках города. Да не важно, кем они были, строители Комсомольска-на-Амуре! Этот город — памятник всем его строителям!

3

Просто пройдем по улицам города, на Туристире о нем почти нет информации. Конечно, за пять лет город изменился, мои фотографии устарели и изрядно уже растащены по сети.

5

Город протянулся на 32 километра по левому берегу Амура в 348 км от города Хабаровска. По правому берегу реки крутые отроги хребтов Сихоте-Алиня. Высота сопок порядка 300 метров, хоть они не выглядят такими, просто ширина русла в районе города достигает 2,5 км. Жаль, в последние годы посреди реки выросла коса.

1 / 3

Это здание, похожее на корабль, — построенный в 1976 году по проекту ленинградского архитектора речной вокзал, самый большой на Амуре. Знал когда-то лучшие времена. Я помню, как теплоходы с именами дальневосточных первопроходцев — «Семён Дежнев», «Василий Поярков», «Георгий Седов», «Ерофей Хабаров», возили туристов из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, а мы бегали на пристань на них смотреть. Все уже отправили в металлолом.

Набережная благоустроена, здесь любят гулять горожане. Надеюсь ее уже привели в порядок после наводнения 2013 года.

6

В 1982 году, в год 50-летия Комсомольска-на-Амуре на набережной установили Монумент Первостроителям. Проект ленинградских архитекторов и скульпторов, отлит также на ленинградском заводе «Монумент и скульптура».

6

От Монумента Первостроителям начинается главная улица города — проспект Первостроителей и заканчивается у железнодорожного вокзала. На участке до Аллеи труда зданий нет, здесь посадили парк. В парке стоит памятник военным строителям, участникам ледового перехода Хабаровск-Комсомольск зимой 1933–1934 года. Правительство СССР, озабоченное медленными темпами строительства авиационного завода, отправило на помощь стройке военных строителей. 6,5 тысяч красноармейцев со строительными специальностями в пургу и мороз преодолели 400 километров по бездорожью и торосам замерзшего Амура без потерь и заболеваний, а потом ударно трудились на строительстве города и заводов.

3

Рядом здание Драматического театра, которое было введено в 1982 году в дни 50-летия города. Театр в городе возник благодаря Дальлагу, первый спектакль — «Чапаев» по книге Д.Фурманова прошел 1 января 1934 года, и режиссером стал актёр-заключенный П. А. Вознесенский. Официально драмтеатр в городе открыт в 1947 году.

2

Проспект Первостроителей шириной 100 метров, застроен зданиями по проектам хабаровских и комсомольских архитекторов, но общая концепция застройки этого широкого и прямого проспекта принадлежит ленинградцам. Вроде уже ухо режет, но что же делать: в те времена это был еще Ленинград!

1 / 7

Памятник писателю Николаю Островскому стоит на проспекте у библиотеки, которая тоже носит его имя.

4

Собор Казанской иконы Божией матери построен на пересечении с проспектом Ленина в 2001 году.

1 / 2

Напротив — гостиница «Восход», а рядом памятник «Нерушимая дружба», подаренный городу правительством китайского города Цзямусы в 2007 году.

4

Тут и до вокзала недалеко, но до него дойти я не успела. Поэтому свернем на проспект Ленина и начнем с главной площади города — площади Ленина. На ней конечно же есть памятник В. И. Ленину, но когда я там была, солнце оказалось не в нужном месте, думаю памятник вы можете представить и без снимка. Первым зданием на площади был Дом Красной Армии, построенный военными строителями в 1939 году. В 1949 году его передали стройтресту № 6 и он стал клубом, а потом Дворцом культуры «Строитель». Сейчас судьба обычная, далекая от культуры.

1

«Дом со шпилем» — жилой дом в стиле советского неоклассицизма, неофициальный символ и визитная карточка города. На его фасаде есть надпись: «Труд в СССР — дело чести, доблести и геройства». Дом построили в 1956 году силами заключенных. Этот дом — отражение послевоенной идеи о строительстве в Москве высотных зданий с башнями и шпилями. В Комсомольске собирались построить около 10 таких зданий, но успели только три.

6

Проспект Ленина застраивался в 1950-е годы.

1 / 3

В 1944 году в городе был открыт Строительный техникум, но свое здание для него было построено спустя три года. Так и работает уже семьдесят лет, только теперь это колледж.

1

В 1955 году в Комсомольске открыли политехнический институт, а в 1958 на проспекте Ленина построили его главный корпус. Он выпускал специалистов для всех отраслей промышленности города — механиков, литейщиков, корабелов, самолётчиков, строителей, электриков. В КнаПИ я училась, а потом работала почти восемь лет. Времена изменились, теперь это технический университет.

1 / 2

Пройдем еще по одному проспекту города, он начинается от набережной Амура, от того самого камня на месте высадки первого десанта. Это проспект Мира, до 1961 года он носил имя Сталина. Для меня это самая красивая улица города.

Первое здание, которое было построено на проспекте, это судостроительный техникум, первый техникум, открытый в городе в 1938 году. Потом это был политехнический техникум, а теперь авиационно-технический, образованный в результате объединения политехнического и металлургического.

1

Основная застройка проспекта Мира началась сразу после Великой Отечественной войны, это было грандиозное по тем временам жилищное строительство! Работы вел строительный трест № 6, поскольку рабочей силы не хватало, в распоряжение строителей предоставили армию заключенных и японских военнопленных. Строительные площадки были своего рода зонами с высокими заборами и колючей проволокой наверху. Моя мама, работавшая в подразделении треста, рассказывала об этом, о пленных японцах, о первых экскаваторах, работавших на дровах.

В 1991 году у гостиницы «Амур», построенной японскими военнопленными в 1947 году, на проспекте Мира установили памятный знак японским военнопленным. На 1.01.1946 в Комсомольске находилось порядка 12,5 тысяч японцев.

1 / 8
Из трех воплощенных в жизнь проектов зданий с башнями и шпилями, первым стал вот этот дом на пересечении проспекта Мира с улицей Орджоникидзе, построенный в 1952 году.

Неподалеку от кинотеатра «Факел» стоит памятник лётчику, Герою Советского Союза, первостроителю и почётному гражданину города А. П. Маресьеву, прототипу повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

3

Проспект Мира и проспект Ленина — это украшение города на фоне унылой застройки последующих лет. И этим город обязан ленинградским архитекторам, по чьм проектам застраивались эти улицы, а также главному архитектору города.

В центре проспекта Мира, там где его ось смещается, по проекту 1939 года была площадь Сталина, оформленная красивыми зданиями. Построено было только здание судостроительного техникума и Дворец культуры — первый в городе. Его построили в 1939–1944 годах по проекту ленинградских архитекторов. Это Дворец культуры судостроителей. Мало кто уже помнит, как он выглядел по первому проекту, так как здание перестроили в 1960-е опять же по проекту ленинградцев, работы завершились только в 1975 году. Теперь перед дворцом работают фонтаны, а площадь называется площадью Юности.

1 / 2

А это традиционно зеленое здание строительного треста № 6, история которого началась еще в 1932 году. Сейчас там таможня, транспортная прокуратура и пр.

6

Еще одно здание, которое вошло в историю города, — Дом Советов, построенный в 1937–1944 годах. Оно до настроящего времени используется по своему назначению — здесь находится администрация города.

2

Комсомольск — зеленый город, весной на его улицах цветут яблони.

1 / 5

Изначально город строился на двух площадках рядом со строящимися заводами. Площадки были расположены на расстоянии, по плану оба района должны были развиваться навстречу друг другу и когда-нибудь соединиться. Этого не произошло, Центральный и Ленинский район города разделены речкой Силинкой и парком на ее берегах.

Ленинский район города — это район авиационного завода на месте бывшего нанайского стойбища Дзёмги, так его и называют до настоящего времени — Дзёмги. Из этого района я покажу немного:

Кинотеатр «30 лет Октября» строили японские военнопленные, его открыли в 1947 году. Проект типовой для того времени, с небольшой разницей в оформлении фасада построен кинотеатр «Родина» в Орле. Теперь это торгово-развлекательный центр «ХХХ».

2

Напротив в сквере имени Ю. А. Гагарина в 2007 году построен Кафедральный собор Святого Пророка Илии.

1 / 2

С именем Юрия Гагарина в этом районе связано многое. В 1967 году Гагарин приезжал на празднование 35-летия города, стал Почётным гражданином Комсомольска-на-Амуре. Его имя в 1977 году присвоено авиационному заводу. Памятник Ю. А. Гагарину на площади рядом с заводом установлен в 1982 году.

5

А еще я съездила посмотреть район своего детства, где мы жили в небольшом доме в коммуналке на два хозяина (разъехавшись дружили еще не один десяток лет), где с братом рыли зимой пещеры в сугробах на огороде; где летом на сопке собирали землянику, а зимой катались с отцом на лыжах; ходили гулять в парк, где играл духовой оркестр и смотрели кино в клубе «Металлург».

2

Дом жив, а от поселка Амурсталь мало что осталось.

Не судите город строго, он пережил не лучшие времена: промышленность города, ориентированная на оборону, на два десятка лет оказалась никому не нужна. Но город живет и строится. Просто в этом альбоме собраны фотографии города периода моей юности, я гуляла по знакомым с детства местам. А современный Комсомольск — когда-нибудь в следующий раз. Я сюда еще вернусь!

x

Комментарии

onegina17
+1
10 июня 2015 г. 7:47
Очень симпатичный город! Такой уютный, не пафосный. Может, жизнь и не бурлит в нем, но люди в таких городах всегда душевные и гостеприимные!
Anna_08
+1
10 июня 2015 г. 17:37
Я родителей увезла в 95-м в Орел, отец так там и не прижился, почти каждый год ездил назад летом. А мама все вспоминала синее дальневосточное небо зимой.
albygan
+1
10 июня 2015 г. 8:23
Помню Комсомольск в начале 2000-х... Это был островок времен СССР. Было чисто, аккуратно, хорошо ходил общественный транспорт. Но как-то грустно было от вида города. Тогда он был в запустении.
А 100 шириной проспект это круто!
Anna_08
+1
10 июня 2015 г. 17:35
Сейчас обстановка лучше. Хочу еще съездить в ближайшие пару лет, остались друзья, сестры двоюродные. Да и более подробно посмотреть город хочется.
albygan
10 июня 2015 г. 19:25
Ну пусть становится всё краше!
Yurijvar
+1
10 июня 2015 г. 9:47
Советская сталинская архитектура, широкие проспекты и как, наверно, холодно и ветрено там зимой!
Anna_08
10 июня 2015 г. 10:03
Ветров там зимой хватает и снега
NaDanya
10 июня 2015 г. 11:23
да не то слово!!!Я 3 дня из дома не выходила) а в этом году там просто зашкаливали снегопады!
NaDanya
+2
10 июня 2015 г. 11:22
родной город моего мужа)))Да, была я там в ноябре)))ну, кто, кто вы мне скажите додумался стоить город с широкими проспектами( тремя)))) в городе с такими зимами и ветрами???)))))Все комсомольцы ооооочень громкие))))Видимо ветер перекрикивают))))))
Тут в Москве их целый клан)))еще половина в Краснодаре, Питере и Калининграде)))))
Anna_08
10 июня 2015 г. 11:46
Так питерцы же проектировали, им к ветрам не привыкать
NaDanya
10 июня 2015 г. 13:03
Питер вообще антимой по проживанию город))))
borisnov
+1
10 июня 2015 г. 12:10
В советское время по работе все города на востоке проехали. Приятно вспомнить
vasilets
+1
10 июня 2015 г. 12:30
Аня,

Родной горд детства, в котором уже давно не живешь, всегда воспринимается с особой грустью и ностальгией...
Anna_08
10 июня 2015 г. 14:23
Иногда кажется, что лучше не возвращаться
vasilets
+1
10 июня 2015 г. 14:42
Иногда кажется, что лучше не возвращаться


А у меня родной город Керчь, расположенный с Крыму, я всегда туда еду с удовольствием!
Последний раз ездил туда еще до возвращения Крыма в Россию, праздновали там 50 летие моей первой школы....
https://www.tourister.ru/responses/id_4012
tinka61
+1
10 июня 2015 г. 16:50
Мне всегда нравилось название этого города, романтическое такое, в духе того времени. А теперь и сам город посмотрела, имею представление.
Anna_08
+1
10 июня 2015 г. 17:38
Спасибо, Ирина!
Olejka
+1
10 июня 2015 г. 18:21
Ностальгический рассказ у тебя получился,Аня! А какие имена! И Н. Островский,и А. Маресьев,и Ю.Гагарин...! История страны!
Anna_08
+1
10 июня 2015 г. 18:23
Это погода навеяла, Оля!
PVV
+1
PVV
10 июня 2015 г. 20:03
Я и не знал,что Маресьев первостроитель Комсомольска-на-Амуре
Anna_08
10 июня 2015 г. 20:07
Он в 19 лет в 1934 приехал по комсомольской путевке и три года работал до армии, одновременно занимался в аэроклубе. В 1937 его призвали в армию и оттуда уже поступил в авиационное училище.
PVV
PVV
10 июня 2015 г. 20:20
Butyrskii
10 июня 2015 г. 20:47
Думаю, что город сейчас выглядит лучше, жаль, что после союза забросили развитие городов особенно малых и особенно далеких.
Anna_08
+1
10 июня 2015 г. 20:49
Конечно, за пять лет многое изменилось. Я в основном в курсе, с друзьями общаюсь регулярно. Но город после развала союза сильно подкосило, жили только за счет китайских заказов.
Butyrskii
10 июня 2015 г. 21:01
Печально это... китайцы скоро там все займут уже
Anna_08
+1
11 июня 2015 г. 22:25
Нет, Игорь. Не знаю, как сейчас, но тогда я за десять дней встретила одного китайца на пороге студенческого общежития. А боялась, что толпами ходят
Butyrskii
12 июня 2015 г. 4:41
Сейчас что-то с землей им разрешили делать, что-то вроде аренды на долгий срок. Они ребята хитрые своего (или чужого) не упустят
Maksim_Starostin
10 июня 2015 г. 23:29
Честно говоря, не пойму, зачем было строить заводы именно здесь. Особенно КнААПО, где теперь производят знаменитые Су-27 и пассажирские "Суперджеты". Почему так далеко? Ну вот понятно Норильск - там руда рядом. Но здесь-то?
Anna_08
11 июня 2015 г. 0:20
Была программа по индустриализации и повышению обороноспособности в том числе Дальнего востока. Цитирую: "Первый самолет выкатили из цехов этого завода уже в 1936 г. Это был самолет-разведчик «Р-6» конструктора Андрея Туполева. Другую моделью, которую начали осваивать на заводе, стал дальний бомбардировщик «ДБ-3» конструкторского бюро Илюшина. Для своего времени это была скоростная и современная машина. Уже в годы Второй мировой войны бомбардировщик и его модификация «ИЛ-4» стали легендами. В первом полугодии 1941 г. завод выпустил 82 самолета, а во втором полугодии – 303."
Maksim_Starostin
11 июня 2015 г. 0:26
Ну это я в курсе. Просто каков смысл строить авиазавод в настолько труднодоступном месте.
С подводными лодками еще как-то понятно - в низовьях Амура было меньше шансов, что завод захватят интервенты десантом с моря. Но вот авиазавод к рекам и морям не привязан был. Хотя может решили, что раз уж верфь строить, то уже все равно город будет.
kindus
18 декабря 2015 г. 9:48
Это был захват земель, заселение территорий, осовечивание нанайцев. Коротко - расширение зоны своего влияния, постройка такого форпоста, крепости, да ещё и с авиазаводом. А о том, как строить и зачем, тогда никто не задумывался. Получили приказ - выполняйте. Руками носите, живите в шалашах, питайтесь подножным кормом или что у нанайцев заберёте... Обычная практика.
Svet-lanka
+1
11 июня 2015 г. 0:51
Немножко грустно стало, хочется чтобы такие города развивались все больше. Ведь находятся так далеко, такие условия... Очень уважаю людей, которые его создавали, сколько труда и сил потрачено!
Anna_08
+1
11 июня 2015 г. 15:48
Не грусти, это не худший вариант!
gonczaryk
11 июня 2015 г. 22:00
Как много сделали ленинградские архитекторы в этом городе! А мне он показался похожим на Орск. Даже названия. Те же два проспекта, Ленина и Мира, застроенные сталинскими домами, такие же трамвайчики. Но...китайские иероглифы
Anna_08
11 июня 2015 г. 22:04
Нет, китайцы по городу не ходят Я боялась, что будет много китайцев. За десять дней встретила одного на пороге общежития своего института.
gonczaryk
11 июня 2015 г. 22:14
Я просто увидел на одном из домов иероглиф вместо вывески. Необычно, на обычном советском доме
Anna_08
+1
11 июня 2015 г. 22:22
Поняла где, это японский ресторан "Суши-сити", это японский иероглиф.
Запись с ответом была удалена.
spatefillum
+1
11 июня 2015 г. 22:07
Как подумаешь иногда, какая Россия огромная .... ))
Anna_08
+1
11 июня 2015 г. 22:15
Огромная... Живем всю жизнь и сотой доли не видим
Leolik
+1
12 июня 2015 г. 6:14
Город из песен и героических книг комсомольской юности!
А какой он просторный. Мне понравился, Аня!
Chedty
+1
13 июня 2015 г. 2:18
Смешанные чувства вызывает заметка о истории города. С одной стороны героизм людей с другой безжалостность и безразличие властей к из судьбам. Мы с вами наверно лучше других понимаем, что там происходило. Конечно нам было легче, но понять каково было им мы можем. Как жаль что так мало написано о тех людях которые создавали нашу страну ценой собственной жизни...
marsada
+1
15 июня 2015 г. 11:46
прекрасный рассказ в стиле ностальджи)))
Anna_08
17 июня 2015 г. 19:23
Спасибо, Маша!
annaabrosimova
+1
16 июня 2015 г. 6:01
Аня, спасибо! Очень хорошее путешествие в юность получилось!
Я была в Комсомольске-на-Амуре больше 10 лет назад. Мне очень понравились его широкие улицы и проспекты. Один местный житель нам рассказывал о первых строителях. Много печального и героического хранит этот город...
NataliaC
+2
17 июня 2015 г. 16:40
Родной город-это Родина, туда тянет, чтобы просто подышать воздухом воспоминаний! Хороший рассказ, Аня, очень много красивых зданий,
теперь это технический университет.
-наш университет практически один-в-один!
kusena
+1
7 августа 2015 г. 7:23
А я живу в этом городе вот уже 15 лет, живу и наблюдаю как приходит у упадок все что здесь когда- то было с любовью выстроено и запланировано. Самый большой речной вокзал - страшное обшарпанное здание, в летний период окруженное массой дурно пахнущих вонючих пивнушек, парки- запущенные и захламленные общественные туалеты, улицы и дороги - покрытые выбоинами и ямами направления, которые никто не ремонтирует. Половина магазинов- алкомаркеты. Наверное, это неплохой город, бывают в России и хуже, но больно смотреть во что превращается город, построенный таким трудом таким героизмом, такими великими но обыкновенными людьми, верящими в в то, что их труд не бессмысленнен и вечен. Но я здесь живу, привыкла к нему, лучшее, что здесь есть- это люди и природа. Про природу напишу. Позже. Не обижайтесь на написанное мной, но это тоже правда сегодняшних дней
Anna_08
7 августа 2015 г. 7:42
На что, мне обижаться, все это так и я все это знаю. У меня там живут родственники и друзья. Поэтому хочется поехать еще, но не хочется расстраиваться.
kindus
+1
18 декабря 2015 г. 9:38
Как же далеко Ваша Родина!
Anna_08
+1
18 декабря 2015 г. 9:43
Далеко! Но надо поехать, навестить друзей и родственников, заодно до Владивостока добраться. Думаю про 2017 год.
kindus
18 декабря 2015 г. 12:14
Нужно, Анна.
А у меня вот тёща на Сахалине, а я там ещё ни разу не был..
pervuhinsergey1961
+1
4 мая 7:35
Мощно написано!
Anna_08
+1
4 мая 8:24
Спасибо, Сергей! Настроение было, уже не помню, что подтолкнуло. Поехать хочется, но все что-то заставляет передвинуть. Сейчас вот и подруга из Хабаровска уедет. Билеты дорогие, так сразу и не поедешь.
pervuhinsergey1961
+1
4 мая 8:53
Даже с Сахалина и дорого и время нужно. У меня Татьяна в Комсомольске 7 лет прожила, в детстве, в школу там ходила. Остались школьные подружки. Тоже все откладывает, хотя кажется все близко, что бы не съездить. Наверное каждой поездке-свое время!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.