Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 23:53

Ереван, Дилижан — Армения Май 2015

начало истории здесь

Вкусная Армения

ДЕНЬ 5. ЕРЕВАН ГУРМЕ-Тур. После напряженной трехдневной экскурсионки решили «отдохнуть» в Ереване. Чтобы было не скучно, я составил легкую программку по городу: Площадь революции, ж/д вокзал, центральный рынок, Рынок-ГУМ, дегустация в Арарате, Каскад и посиделки у Арташа. Солнце сияло с голубых небес, гора Арарат манила белыми снегами, радость переполняла сердца: мы увидели ту Армению, которую ожидали — яркую, праздничную и безмятежную. От нашего хостела Rafael рукой подать до пл. Республики, раньше она была им. Ленина, и даже монумент вождя стоял, но нынче иные времена — Ленина снесли и название сменили. Днем это место смотрится совсем иначе, чем вечером, когда мощные струи фонтанов, подсвеченные цветными прожекторами, взмывают в небо под звуки армянской музыки. Десятки, если не сотни людей собираются посмотреть на шоу в ночи. А по утрам поющий фонтан спит, и площадь почти пуста. Мы видим широкое пространство, опоясанное невысокими, но примечательными зданиями, с доминирующим зданием исторического музея.

Вкусная Армения
По вечерам у исторического музея шоу "поющих фонтанов"

Справа от музея станция метро, откуда всего две остановки до вокзала. Помпезное терракотовое здание со шпилем, перед ним стоит конная статуя очередного армянского богатыря — Давида Сасунского. Огромные залы, ряды касс, по виду отсюда должны отправляться поезда во все концы земли, ан нет, границы закрыты зловредными соседями — Турцией, Азербайджаном и Ираном. Здесь тишина и покой, это вокзал одного поезда, идущего в Тбилиси всю ночь (270 км), и нескольких электричек. Даже в Москву отсюда не уедешь из-за терок с грузинами. Армяне с надеждой говорят о том, что РЖД выкупила почти все армянские ж/д, и надеются на лучшее. За вокзалом памятник паровозу неизвестного назначения, а справа от вокзала рынок.

Вкусная Армения
Центральный вокзал города. Вокзал одного поезда...
Памятник паровозу

Заглянули на секунду, а зависли надолго. В Армении потрясающий выбор сухофруктов и изделий из них, смотришь на прилавки, а глаза разбегаются: висят длинные плети коричневой, темно бардовой, красной и желтой чучхелы, здесь ее называют армянским сникерсом. Ярко-оранжевые крупные лепешки вяленых персиков сразу приковывают взгляд — кисло-сладкая и невероятно сочная мякоть буквально тает во рту. Ел давно, пишу сегодня, а слюнки до сих пор текут от воспоминаний. Армяне даже помидоры научились вялить, но это на любителя. Отдельно лежат ароматные листы фруктовой пастилы из сливы, вишни и яблок — их называют фруктовым лавашом. Апофеоз армянской кондитерки — это фрукты, фаршированные дробленым грецким орехом с сахаром. Из фруктового лаваша формуют большие ягоды и начиняют их грецким орехом — вид восхитительный, вкус изумительный. Здесь же красуются фруктовые рулеты с орехом. Отдельно на тарелочках красиво разложены орешки, вставленные в вяленые вишенки и другие ягодки. Все выглядит потрясающе красиво, это невероятно вкусно и очень сытно. Цены на чучхелу — 4 тыс драм, на остальное выше — 7–8 тыс драм. Молодой армянин так умело взял нас в оборот, что отказаться было невозможно. Искусство завлечения отточено до совершенства, лишь задержал взгляд, а продавец тут же отрезает изрядный кусок чучхелы — пробуй!, затем дает сухофрукты, потом пастилу и хурму. Через пять минут рот полон вкуснятиной, в руках не умещаются кусочки на пробу, и ты сражен наповал!

Вкусная Армения
Огромный выбор сухофруктов (невероятно вкусно, но недешево)
По грузински - чучхела, а в Армении - армянский сникерс
Вкусная Армения

Много решили не брать, надеясь на Центральный рынок, а там облом — здание очень красивое, а рынка уже нет, лишь один прилавок с сухофруктами и много-много магазинов. Настоящий рынок расположился в бывшем ГУМе, что рядом с к/т Россия — странная рокировка местами. На рынке-ГУМ собрались разгуляться — длиннющие прилавки с сухофруктами манят к себе разноцветьем и фруктовыми ароматами, торговцы умоляюще протягивают вкусности. Но приключился облом — традиционные армянские сладости для туристов стали портить добавлением арахиса. Для большинства едоков все равно, а я запах арахиса на дух не переношу, поэтому покупать сладости здесь не стали. Зато отоварились бастурмой — потрясающе вкусным вяленым мясом в толстом слое перченой обсыпки (7–8 тыс драм). Да еще и соленых сыров типа брынзы прихватили (2–2,5 тыс. драм) — вкуснотища!

Бросил жену, обвешанную аппетитно пахнущими пакетами, на лавочке у храма Лусаворича, а сам рванул на коньячный завод дегустировать настоящий армянский коньяк. Водитель попутного автобуса не только сказал, куда ехать, так еще и высадил меня не на остановке, а где удобнее. Виды от здания завода Арарат на одноименную гору потрясающие, даром, что она в Турции возвышается. Турки пытались через суд запретить использование символики Арарата, но их послали по известному адресу. Группа собралась огромная, экскурсия получилась куцая, коньяка налили всего два сорта — 10-летний оказался очень хорош. Но, в целом, дегустация за 5 000 драм не порадовала — суетно и мало. Если бы не пошел, ничего бы не потерял. Жена в это время решила вдарить по шоппингу, типа, здесь платья дешевые по 2 000 рублей купить можно. Только с нулями на ценниках она без очков не разобралась, хорошие товары стоят совершенно недешево: платья по 15–20 тысяч рубликов идут…

Об Арарате уже писал здесь

Собор Григора Лусаворича

Перейдя мост Победы над живописным Разданским ущельем, от Арарата легко попасть к еще одному алкогольному гиганту с библейским именем Ной. А от Ноя по пр-кту Маштоц совсем недалеко до Оперы и знаменитого Каскада. Архитектор Таманян задумывал много каскадов, чтобы соединить разные уровни города, но построили лишь один, зато какой! Вместо второго каскада построили канатную дорогу, но она не работает. У подножия уютный скверик с лавочками и странными статуями — вот лежит здоровенная толстая баба с молочными железами угрожающих размеров, а рядом столь же толстый и голый воин с мечом и мизерным мужским достоинством. И что пил автор перед изготовлением статуй?!? Справа и слева от каскада два пивных ресторана — армяне их хвалят: цены немаленькие, но пиво отменное. Побывать не успел, сам везде пил пиво Киликия и Арарат — очень неплохо и вполне бюджетно, даже в ресторанах.

Вкусная Армения
Знаменитый каскад. Жаль фонтаны не работали
Вкусная Армения

Снизу кажется, что бесконечные ступеньки уходят прямо в небо, подняться до самого верха непросто, но нужно, ибо панорама открывается потрясающая. Если повезет с погодой, тогда увидите Арарат во все красе! По всей длине каскада разбиты фонтаны, в начале мая они не работали. Бесконечная лестница упирается в безобразный недострой, но если обойти его слева, можно подняться на смотровую площадку, где стоит монумент 50-летия Победы.

Усталым, но довольным путникам осталось зайти в кафешку у Арташа, что на Московян,31, это недалеко от каскада и Оперы. Здесь жарят мясо на вынос, можно перекусить в зале, а если спуститься в подвал, там обслуживают а-ля карт. По отзывам ереванцев здесь подают лучшие в городе кебабы. Понятное дело, я заказал бараний кебаб, жена бараний шашлык, взяли пива, вина, салат, сырку и лавашей. Кебаб оказался восхитительным — мягкий, из натуральной баранины и невероятно сочный — показалось, что нигде в мире я не ел ничего лучше. С шашлыком не повезло, решили повторить пивка, винца и кебаба. Объевшись до отвала, хмельные и веселые выползли на улицу — это оказалась самая плотная и самая дешевая трапеза в стране (7 000 драм). Оно и не мудрено: кебаб стоил всего 700 драм! Еще одна местная фишка — это хинкали, пусть не обижаются на меня армяне, но грузины готовят их лучше. Почему-то их подают не менее 5 штук сразу, за соседним столом сидела миловидная армянка и с удовольствием уминала пельмени-мутанты за обе щеки. Жена даже позавидовала: «…пять огромных хинкалей на ночь и никакого вреда фигуре…(((. В хостел вернулись без ног — для самостоятельного отдыха в Ереване нужны богатырские силы!

Расходы: 40 000 сухофрукты, сыр, бастурма, 13 000 драм — еда

ДЕНЬ 6. ЦАХКАНДЗОР. СЕВАН. КЕЧАРИС. Чуть расслабившись в Ереване, с помощью турагентства Hyur service вновь вернулись на нелегкие туристические тропы. Сегодня великий день — 70-летие Победы! Отец поздравил по телефону, заодно и пожурил: «…все здравомыслящие люди в этот день стремятся на Красную площадь, а вы незнамо куда отправились». Оно и верно, направились на восток Армении к озеру Севан, по дороге заехав в горнолыжный курорт Цахкандзор. В мае там нет ни снега, ни лыжников — весна, однако. Лишь высоко в горах виднеются редкие снежные проплешины. Множество турбаз стоят пустыми — для армян сюда ездить дорого, а иностранцы бывают только при снеге. Весной-летом здесь миленько, но не интересно, а снижать цены хозяева не собираются: коммуналка очень дорогая, в несезон легче закрыть базы. На окраине селения монастырь Кечарис — строго, сумрачно, но красиво, благо, что успели его посмотреть до дождя.

Вкусная Армения

Мы шустро двигались в сторону Севана, где-то впереди виднелось солнце, оно будто играло с нами в прятки — только домчались до озера, и вновь доставай зонты. Вдалеке виден монастырь Севанаварк, но в программу он не входит. Взглянули на озеро, оно в погожий день должно быть ультрамариновым, но в пасмурную погоду его воды серые и совершенно не впечатляют. В годы социализма озеро поставили на грань катастрофы, пристроив к нему гидростанцию. В погоне за дешевой энергией уровень Севана понизили на 21 метр. Пришлось принимать срочные меры, направив по рукотворным подземным тоннелям стоки соседних рек в гибнущее озеро, пока удалось вернуть лишь 3 метра. У Севана обязательно надо пробовать кебаб из севанских раков, но нам этот деликатес программой не положен.

Вкусная Армения

Через тонкую кишку длинного и темного тоннеля въехали в долину р. Ахстев, и по живописному серпантину спустились в г. Дилижан — тот самый, куда направлялся Мкртычан в фильме Мимино. Я-то думал, что это придуманный город, а он существует в реальности, более того, это курорт. До сих пор в городе живет множество потомков русских староверов. На главной площади стоит бронзовая троица — Фрунзик, Леонов и Кикабидзе. Жаль, что фотаться на их фоне пришлось под сильным дождем, а наш путь лежит дальше — в неприметное село Таваш к монастырю Гошаванк.

Вкусная Армения

Гористая местность, небогатые дома, утопающие в белом кружеве цветущих фруктовых деревьев. В Москве я знавал множество армян, это очень уважаемые и совершенно небедные люди. Повидав деревни армянской глубинки, показалось, что здесь живут очень небогатые люди. Многие деревни выглядят даже беднее русских. Итак, Гошаванк — мрачные и строгие серо-коричневые стены древних храмов, книгохранилища, вечная реставрация и едва уловимое дыхание древности. Здесь же у церкви Гр. Просветителя можно увидеть покосившийся камень-хачкар 13 века с непревзойденной резьбой. Был уверен, что лучшие камнерезы в мире — это индусы, но после визита в Армению засомневался, армянские мастера тоже творили чудеса. В былые времена при монастыре был даже университет, и как студенты добирались в такую глушь?

Вкусная Армения

На обратном пути заехали в придорожный ресторанчик у быстрой горной речки. Улыбнула шутливая надпись: «Выбросил мусор, не забудь хрюкнуть». Здесь дают уже настоящие армянские порции — объемные, сытные и вкусные. Кебаб из раков нам не подали, севанская форель в озере перевелась, зато есть севанский сиг. Его-то я и заказал, вкусно, но без экстаза. А на десерт предложили самогонки за доплату, мы взяли по 100 грамм. Показалось, что недолили, наш стол постеснялся, а соседи сказали свое фэ, тогда им бесплатно выдали целую бутылку на дорожку. Бывают же чудеса в нашем мире! У кого после армянского обеда остаются силы на сладкое, тот не останется без вкусностей. Пахлава — толстый слой ореховой начинки между слоями теста, цена от 150 до 1500 драм за кусок. Это одна из главных сладостей страны, конечно, ее не сравнить с нежнейшей турецкой пахлавой, но тоже очень вкусно. А еще подают гату (рулеты с орехом) — она суше и жестче пахлавы, но попробовать надо обязательно.

Вкусная Армения

Напоследок, попетляв по лесистым склонам гор, заехали в монастырь Агарцин 10-13вв в его составе церкви Св. Григория, Св. Богородицы и Св. Степана. Считается, что он очень гармонично вписан в окружающий горный рельеф. Постройки восстанавливают на деньги эмиратского богача. Вот это я понимаю — толерантность: мусульманин реставрирует христианские святыни! Удивительно, но, несмотря на отдаленность и плохую погоду, туристов много, они очень мешают делать фото. Эта экскурсия показалась самой скучной из тех шести, что мы посетили.

Вкусная Армения

Домчались до отеля быстро, обогнав все дожди. Но день-то не закончился, и это великий праздник — День Победы. Пинками подняв утомленную жену, помчались в Парк Победы к монументу Мать-Армения, построенному в честь годовщины победы СССР в Отечественной войне. Кстати, раньше вместо Матери-Армении стоял Сталин…

Вкусная Армения

У подножия монумента в честь праздника устроили народные гуляния: музыка, выступление военных, продажа сладостей, народ, почему-то, лузгает семечки — мы тоже не удержались. В сумерках обелиск красиво подсветили, народу стало больше, а среди гуляющих резко выделялись десятки ментов, порой казалось, что их больше, чем отдыхающих.