Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Хуст — Украина Май 2015

Начало

Продолжение

Утро второго дня в Хусте порадовало солнцем и блестящей мокрой зеленью.

Хуст. Полшага до цели
Немного позаглядывали в хустские дворы
Это не требует больших усилий - глухих заборов вы тут почти не найдете

Планов было много, но технические подробности их осуществления были не особенно ясны. Хотелось снова забраться на Замковую гору, чтобы увидеть город при солнечном свете, но слишком свежи были воспоминания о скользких тропинках))

Отправились в центр. Очень заинтересовал старинный костел, который, к сожалению, оказался закрыт.

Хуст. Полшага до цели

Бабушка, гуляющая с собачкой, подсказала, где живет священник, сказала, что он откроет, если попросить. Приняв к сведению информацию, решили еще немного прогуляться.

Было воскресенье, народу было немного, от вчерашнего рынка не осталось и следа))

Хуст. Полшага до цели

Магазины тоже были закрыты. На площади рядом с исчезнувшим рынком поблескивал куполами новый православный собор Кирилла и Мефодия, построенный в 2008 году.

Совсем недалеко- синагога, 1872 года постройки- единственная синагога в Закарпатье, не прекращающая своей службы с момента основания.

Хуст. Полшага до цели

В городе есть еще и Греко-католический храм, реформаторская (протестантская) церковь, римско-католический собор.

Пришли к памятнику погибшим воинам Великой Отечественной войны, он скромный, но ухоженный — иначе и быть не может.

Небольшой кружок по городу

Памятник Т.Г.Шевченко
Хуст. Полшага до цели

и мы снова у старинного костела.

Хуст. Полшага до цели

Оказывается, это и есть та самая реформаторская церковь. Мы застали ее открытой и зашли. Внутри показалось удивительным все. Здесь очень красиво, душевно и спокойно- настоящий райский уголок.

Хуст. Полшага до цели

Пока мы осматривались во дворе, к нам вышел дедушка. Он играет на органе в этой церкви. Поинтересовался откуда мы, и завязалась беседа. По происхождению он венгр, как и большинство прихожан этой церкви. Всего их на сегодня осталось около 250 человек. Многие разъехались, а тем коренным жителям Закарпатья, чьи предки жили здесь до 1945 года, Венгрия оформляет гражданство, поэтому молодежь почти вся отправляется на историческую родину. Сам же он, женившись на украинке, остался здесь.

— Жена моя ходит в православную церковь. Мы с ней дружно живем, никакой религиозной розни нет.

За короткое время, что мы пробыли в Хусте, заметили, что люди здесь очень дружелюбны. Закарпатье- многонациональный край. Кого здесь только нет- и венгры, и чехи, и словаки, и русские, и украинцы, и немцы, и поляки. И все живут в мире и согласии.

К слову, такая национальная «разношерстность» населения не могла не сказаться на языке. Удивительное ощущение- вроде бы слышишь украинский язык, а понимаешь далеко не все. Во-первых, речь закарпатцев намного быстрее, чем привычная моему уху. Во-вторых, ударения расставлены в полной противоположности украинскому литературному языку. Ну, и в-третьих, слова, пришедшие из языков всех перечисленных национальностей, явно мне не знакомые и от этого иногда смешные.

Спичка, например, по-закарпатски будет шваблик, свинья- чіня, штаны- ногавиці, носки- штримфлі, а улитка- чіга-біга))

Так что я быстро забросила попытки говорить на украинском, он все равно звучал там, как иностранный. Русский язык воспринимается там абсолютно нормально, а для сближения с местным населением достаточно иногда говорить «дякую», «доброго дня» или «будь ласка» (девочка-официант в кафе нашего отеля говорила «будь ласочка»)) Практически все, с кем мы общались, в разговоре с нами переходили на русский язык.

Дедушка пригласил нас внутрь и объяснил особенности веры.

Хуст. Полшага до цели

Протестанты не крестятся, не вешают в храмах икон. Во время службы сидят на скамейках, мужчины отдельно от женщин. Служба длится около часа и прихожане во время ее поют по книге определенную главу, которая заранее сообщается на стенде внутри храма.

— Оттого, что мы не крестимся, многие люди говорят, что наша вера неправильная… — с грустью рассказывает дедушка,- но мы верим, что главное жить в соответствии с заповедями.

Мы поднялись наверх и услышали орган.

Хуст. Полшага до цели

И пусть он маленький и скромный, это была самая душевная и самая красивая органная музыка, которую я когда-либо слышала.

Со времен, когда церковь была католической, в ней сохранились фрески, их обнаружили реставраторы. Прихожане не против- это история.

Хуст. Полшага до цели

— А это старинные ключи от церкви,- показывает дедушка.

В этом спокойном уютном уголке все планы отодвинулись и почти растворились, но пора уходить, скоро начнется служба…

Выйдя из церкви, мы увидели такси и решили прервать прогулку по Хусту в пользу поездки за город с целью найти… водопад. По информации из Интернета, называется он Городилов, имеет высоту около 3-х метров и находится во вполне живописных местах.

Вообще-то, этот авантюрный поход предполагалось осуществить пешком. Но такие это заколдованные места- Закарпатье, что спешить не получалось никак. Расстояние было неблизким, пункт назначения не особо определенным (помните, как мы шли к замку)), поэтому решено было воспользоваться помощью местного жителя, коим и был таксист по имени Иван. Он, конечно, искренне удивился, что в окрестностях Хуста есть такое чудо, но поскольку я знала ориентир!- Свято-Троицкий горный мужской монастырь и его расположение поблизости от Городилова урочища совпадало с названием водопада, взялся нас туда отвезти.

На вопрос, сколько это может стоить, ответил: «По счетчику», имея ввиду скорее всего спидометр))

Водопада мы не нашли. Когда немного позже на вопрос хозяина отеля: «Где вы были?» (о том, как мы познакомились, расскажу чуть позже), мы ответили, что искали Городилов водопад, он ухмыльнулся:

— Нашли?

— Нет)

— Ну, правильно. Потому что его там нет!

Однако, свою долю позитива мы получили и без водопада. Побывали на службе в монастыре.

Хуст. Полшага до цели

Он не старинный, но очень светлый, тихий и уютный. Добираться сюда правильнее было бы пешком, но люди приезжают на машинах, так что мы были не одни такие. Прогулялись по лесу вдоль одного из многочисленнейших ручьев. Ручей не маленький- у него даже есть свое имя- Вар.

Хуст. Полшага до цели

В итоге, почти трехчасовая поездка, с приличным километражем и ожиданием, обошлась нам в 200 гривен (по нынешнему печальному курсу это примерно 10 долларов)

Раз уж завела речь о ценах, скажу, что в Закарпатье они более чем приятные. Завтраки у нас не были включены в стоимость номера. Так вот, за самый дорогой завтрак в последний день пребывания мы заплатили 80 гривен (4 $) на троих. За эти деньги каждый съел по салату из свежих овощей, по порции сосисок+ омлет+ кофе или чай. А так, до этого, кушали вкуснющие домашние пельмени по 13 гривен за порцию))

Вернулись в отель, где нас уже ждал Ярослав Юрьевич- владелец заводов, газет, пароходов гостиницы. Еще вчера мы договорились, что он отвезет нас в долину нарциссов. Можно было и пешком туда сходить- это порядка четырех километров от места нашей дислокации, но все тот же недостаток времени и счастливая случайность решили иначе. А дело было так. Вечером предыдущего дня, вернувшись из замка и заказывая завтрак, мы увидели на ресепшн объявление: «Организация экскурсий…" Позвонили по указанному телефону, нам ответил Ярослав Юрьевич. Оказалось, что он в свободное время абсолютно бесплатно организовывает досуг своих гостей. Если предупредить его заранее о желании совершить более дальнюю экскурсию, на Синевир, например, он поможет присоединиться к группе, сформированной местным турагентством. А по городу и окрестностям может провезти вас сам или даст водителя.

— Завтра до 12-ти я в спортзале, а потом смогу отвезти вас в долину.

По дороге в долину сделали приличный крюк заехали на дачу владельца отеля, которую он летом сдает для гостей.

Хуст. Полшага до цели

Помечтали, как здорово было бы отдохнуть в этом сказочном местечке, получили в подарок бутылку домашнего вина и отправились, наконец, к нарциссам.