Турист Оксана Бриль (ksutravel)
Оксана Бриль — была 27 ноября 2023 20:23
У меня сложный выбор Валенсия или снова на юг Италии?

Бамберг — Германия Май 2015

Не думала, что когда-нибудь еще смогу влюбиться в другой город, кроме Праги. Но это случилось, и этим волшебным, ярким и сказочным городком, расположенным на семи холмах, оказался Бамберг.

Сейчас вы сами все увидите и согласитесь со мной.

А пока немного углубимся в историю. Бамберг, какой он есть. Франкский Рим, как его еще называют — это музей под открытым небом: в одном только центре города находится ни много, ни мало 1200 памятников архитектуры.

Так как бомбардировки во время Второй Мировой войны не затронули Бамберг, его исторический центр представляет собой сложившееся тройное деление: духовный «Горный город» (окружение императорского собора), гражданский «Островной город», (между рукавами реки Регниц) и «Садовый город».

Какое же Средневековье без церквей, монастырей и замков! И всего этого в городе предостаточно. Древние церкви Бамберга образуют собой Гигантский крест, длинная часть которого состоит из церкви Св. Иакова, собора, церквей Св. Мартина и Св. Гангольфа, а поперечные балки образуют церковь Святого Стефана, собор и церковь Св. Михаила.

Старый город занимает площадь в 250 га. В 1993 г. ЮНЕСКО включил этот архитектурно-исторический ансамбль в список объектов мирового культурного наследия. В настоящее время Бамберг — один из 400 городов мира, являющихся памятником мировой культуры (и один из 12 в Германии).

В 2007 г. исполнилось 1000 лет бамбергскому епископству.

Другими словами, хочется петь, когда встречаешься с красотой удивительного, сказочного города Бамберг.

Город-сказка, город-мечта,

Попадая в его сети, пропадаешь навсегда

Глотая его воздух, аромат цветов

С запахом колбасок и копченого пивка…

Итак, теперь отправляемся в путешествие по увлекательному и привлекательному Бамбергу.

Наш экскурсионный автобус из Праги до Бамберга ехал 5 часов, конечно, на машине было бы гораздо быстрее — около 3 часов езды.

Конечная остановка автобуса — вблизи Малой Венеции. Первое впечатление от увиденного сложилось, что город — чистый, ухоженный, с аккуратными и симпатичными местными домиками, очень красочный и сказочный.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

У Баварцев есть вкус к жизни

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Ну посмотрите, какой милый домик с гаражом

На северной стороне, на холме Домберг возвышается громада кафедрального собора — с любой точки видна какая-либо его часть.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Экскурсию слушать, к сожалению, не получилось, так как фотографировать приходилось каждый домик и каждый уголок, настолько красота этого города начинала меня зачаровывать.

Сразу за мостом мы очутились в бывшей рыбацкой деревушке на реке Регниц под названием «Малая Венеция», состоящей из множества жилых домов XI столетия, которые тянутся вдоль реки, образуя необыкновенно живописный вид.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Перед глазами открывается вид на черепичные крыши с фонарями, балконами и террасами.

По желанию можно прокатиться на настоящей венецианской гондоле, на резиновых лодках или поплавать на прогулочном катере.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Времени насладиться пейзажем «Малой Венецией», к сожалению, не было, так как нужно было бежать за гидом. Мы сворачиваем на узкую улочку, прочь от рыбацкой деревушки.

Итак, мы находимся в горной части города, а эта улочка ведет в островную часть.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Все дома — в стиле фахверк, в которых обычно селились бюргеры и ремесленники.

Маленькая Госпитальная церковь Св. Елизаветы. О самой церкви известно мало, но от нее начинается старинный крестный путь к монатырю Михельсберг. Но мы его посетим в конце нашей прогулки. Домик слева от церкви, который совсем чуть-чуть попал в кадр: окна этого дома зарешечены и выдают в нем тюрьму, построенною в 1754 году.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Магазинчик с национальной одеждой. В этой федеральной земле, единственной в Германии, еще до сих пор носят традиционный национальный костюм.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Девичья одежда под названием Дирндл, включает короткую белую блузку, сарафан, состоящий из корсета на застежке и очень широкой юбки и пестрый фартук. Один комплект костюма обходится примерно в 700–800 евро.

В национальных костюмах баварцев часто можно встретить и в повседневной жизни.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Подходим к центру, попадая на переулок Katzenberg

Здесь множество ресторанов, баров, биргартенов и просто кафешек на открытом воздухе. Это сердце старого города, кварталы единого фасада трёхэтажных домов разного времени и стиля, не лишённых фасадного декора.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Внешний облик Бамберга практически не изменился с XVII века. Очень много домов построено с использованием техники «фахверк» — когда несущий каркас состоит из диагональных деревянных балок, пространство между которыми заполнено глиной, кирпичом или саманом.

Во многих домиках расположены небольшие таверны и пивные. В Бамберге работают минимум 9 пивоварен, а вокруг города еще около 8 десятков! И каждая делает свое неповторимое пиво.

А вот и знаменитая бамбергская пивоварня, где варят то самое копченое пиво Aecht Schlenkerla Rauchbier (подлинное дымное пиво Шленкерлы). Шленкерла — это название знаменитой сейчас таверны (Dominikaner straße 6, работает ежедневно). Слово «Шленкерла» происходит от местного диалекта, который используется во Франконии. «Шленкерн» означает ходить, шатаясь/покачиваясь/переваливаясь. Соответственно «шленкерла» обозначает человека с такой походкой. Говорят, это было прозвище одного из первых владельцев пивоварни. Подобный человечек изображен на ее эмблеме над входом в пивную. Рядом шестиконечная звезда — эмблема гильдии пивоваров Франконии. Из этой же эмблемы мы узнаем, что пиво здесь варили с 1405 г.

Но к нашему копченому пиву мы вернемся позже, а пока продолжаем осмотр города.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Немцы напротив таверны мило попивают копченое пивко.

Средняя часть города Inselstadt — большой остров, образованный Регницем и каналом. Это и раньше был, и сейчас остается торговый центр города — магазины, кафе, рыночная площадь, барочные фасады домов и барочная церковь св. Мартина.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Вот мы и подошли к самой главной достопремичательности — к старой ратуше. Ее стены с 18 века расписаны техникой тромплёя, создающей эффект объемности.

Статуя королевы Кунигунды. Она была первой королевой Германии, о которой сохранились упоминания в исторических документах. Она была женой короля Генриха II. За время их правления завершились основные процессы создания немецкого государства. Рядом установлена памятная доска, посвященная жертвам Третьего рейха: павшим воинам, депортированным и убитым евреям.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Такие милые катрины перед глазами, как детишки зарабатывают на разных безделушках или просто помогают родителям.

Каскад стилей, от готики и барокко до позднего романтизма, формируют архитектуру старого имперского и архиепископского города, возраст которого — более 1000 лет. Все это создает особый колорит и позволяет без натяжек называть его «сказочным». Здесь Гофман писал свои очаровательные сказки, а Гегель работал над «Феноменологией духа».

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Покинув нижний мост, идем по берегу Регница в сторону Старой Скотобойни.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Рыбацкий квартал заканчивается у старого порта домиком бывшей скотобойни — Schlachthaus

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

На фронтоне под скульптурой быка выбита глубокомысленная и загадочная фраза на латыни: «По законам природы быком может стать только теленок, меня же рука художника прежде сделала быком, чем природа создала теленком».

Площадка порта называется просто «У кранов», и на ней действительно стоят подъёмные механизмы т. е. железные краны. Они напоминают о Регнице, как о части Судоходного канала. Раньше здесь был причал для грузовых барж, а сейчас для катеров, на которых можно совершить прогулку по Регицу и Новому каналу Дунай-Майна.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Напротив здания бывшей Скотобойни стоит ренессансный дом свадеб, построенный городом в 1620 г. После Второй Мировой войны здание востановили, к сожалению, упростив внешнее оформление. Сегодня это один из университетских корпусов.

Кстати, а рядом с домиком бывшей скотобойни, для тех кто проголадался или просто хочет отдохнуть, перекусить и насладиься видами на город, можно отведать Матьесбрётхен — бутерброд с сельдью… Выглядит аппетитно.

Но мы держим путь в сторону площади Максплац.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Бамбергские колбаски, сложно пройти мимо. Кстати, каждая немецкая земля имеет свой уникальный сорт этого явства — франкфуртская, нюрнбергская, мюнстерская — всего около 1500 видов.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Итак, выходим на площадь Максплац к Зеленому рынку.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Там, где улица превращается в настоящую площадь, стоит фонтан «Нептун» (1698), иронично называемый горожанами «Парень с вилами». Мы находимся в самом центре города.

А вот и очередь за немецкой колбасой)

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Площадь Максплац — это место ежедневных рынков — овощного и цветочного.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Кстати, а вы знали, что Бавария — это центр по выращиванию «королевы овощей» — спаржи. И мы как раз попали в сезон спаржи. В Баварии есть даже музей спаржи. Возделывать спаржу в Баварии начали более 250 лет назад. Многие века в Германии спаржа считалась пищей королей и простому люду была не доступна. Конечно, мы не упустили шанса и взяли 1 кг. спаржи за 4 евро.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

А это сырные пироги, попросту говоря — чизкейки с разными начинками, но выглядят очень привлекательно, а народ расхватывает на глазах. Вот и мы взяли пирог на подарок.

Здесь наибольший интерес вызывает церковь св. Мартина. А точнее — она стояла на месте Иезуитского монастыря до 1805 года. При ее строительстве в конце XVII в. за образец была взята Иезуитская церковь Святого Михаила в Мюнхене.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Барочные строения вокруг красноречиво говорят о благосостоянии горожан, проживавших тут в XVIII в.

Еще один квартал, и перед нами просторная площадь. На северной ее части стоит здании мэрии. В конце XIX века на площади установили фонтан. Пять его скульптур-персонажей связаны с историей Бамберга: король Макс I Баварский в окружении Генриха II и его супруги Кунигунды, епископа I и короля Конрада III. На этой площади и на соседних улочках еще множество интересных исторических объектов, но мы вынуждены бежать за гидом обратно на Зеленый рынок.

Необыкновенные цветы, таких я еще не видела…

Мальчишник

Но вернёмся к старой ратуше, которая стоит на искусственном острове прямо посреди русла Регница.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

На Верхнем мосту установлена скульптурная группа «Распятие»

Почему было выбрано столь экзотическое место, сегодня доподлинно не известно — все источники ссылаются на легенду, по которой епископ не согласился выделить участок, но хитрые горожане нашли нестандартный выход. Ратуша упоминалась ещё в конце 14 века, но современные формы приобрела в 1467 году. Два древних (15 в.) каменных моста — Верхний и Нижний — соединяют ратушу с обоими берегами.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Фахверковый домик (домик десятников) на южной стороне сохранился в своем первозданном виде.

С этого же моста взглянем вверх по течению реки Регниц на бывший мельничный квартал. Когда-то там работали Хлебные мельницы, мельницы для размола древесных масс, а сегодня находятся гостиницы и общежития.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Несмотря на то, что водяные мельницы давно уже не действуют, плотина от неё осталась и радует начинающих любителей сплава по «белой воде». А слева виднеется часть дворца Geyerswörth — ещё одной (городской) резиденции епископов, которые к 1580 году выкупили поместье на Мельничном острове у прежнего владельца Гейера и перестроили в стиле ренессанс.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Выходим на Каролинештрассе с множеством кафешек и пивных таверн.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Помещения прежней ратуши принимают у себя в 1995 году коллекцию шоколадного фабриканта Людвига с титульным названием «Блеск Барокко». При этом речь идет об одной из самых обширных частных фарфоровых коллекций Европы и одновременно об одной из самых обширных коллекций страссбургского фаянса.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Верхний мост, который ведет через башню Ратуши, получил нынешний вид в 1453 году. С него открывается красивый вид, в том числе и на замок Гейерсверт, а также церковь Святого Штефана и на главную приходскую церковь Бамберга.

Вприпрыжку мы догоняем гида, который забежал в один из красочных двориков с большим рестораном и инфо-центром.

Все быстро забежали в туалет, и мы почапали дальше.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Из дворика открывалась великолепная панорама на город.

Такой красочный и привлекательный магазинчик, как и сам Бамберг.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Ну, а мы возвращаемся от Ратуши и спешим на широкую площадь Domplatz с Императорским собором.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Поднимаемся на холм Домберг с величественным Императорским собором. Считается очевидным, что у него 4 башни: они не отличаются рекордной высотой — всего лишь по 75 м.

Генрих Святой всегда тщательно планировал свои проекты, вот и собор он заложил за 3 года до основания самого епископства. Учитывая, что в Средневековье абсолютной власти не было даже у королей, и столь масштабные акции всегда сопровождались конфликтами интересов, никаких гарантий у данного начинания не было. В 1007 году епископы дали согласие Генриху II на учреждение епископства Бамберг. Строится мощный собор. Новоявленный епископ освятил готовый храм в 1012 году в честь Девы Марии, Св. Петра и Св. Георга. К сожалению, собор дважды горел впоследствии и был заново отстроен в нынешнем облике в 1237 году, сочетая в себе признаки как романского, так и готического стилей.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Напротив собора расположена Новая резиденция, построенная в 1703 году. Епископы владели этой шикарной недвижимостью ровно 100 лет: после секуляризации здание отошло в распоряжение баварских королей, а сегодня его занимают библиотека, картинная галерея, выставочные залы, и всё равно остаются свободные площади — здание подобного масштаба мог бы абсорбировать разве что город-миллионник.

Зайдем в Кайзердом через главный вход. Какие сокровища предстали перед нами в соборе: саркофаги Генриха и Кунигунды и римского папы Клемента II (уже второй бамбергский епископ был избран на эту высшую должность), кафедра с епископским троном, т.н. Бамбергский всадник — редкая для средних веков конная статуя, крипта, орган, несколько алтарей и часовен, множество скульптур, статуй и росписей.

Под хорами Георга сохранились трехнефавая закрытая крипта. С 19-го века она приютила у себя саркофаг первого Бамбергского епископа, а также короля Конрада III, который умер в Бамберге в 1152 г. после своего возвращения из крестового похода и был здесь захоронен.

Макет начала строительства собора

За решеткой в подвале мы наткулись на короны императора Генриха II и Кунигуды. Через собор можно пройти в крытую галерею, которая является частью епархиального музея, размещенного в соседнем здании Соборного капитула.

Самый красивый портал храма Княжеский (1225) он открывается только по праздничным дням. В наполненном фигурами тимпане представлен Страшный суд, слева блаженные, справа — осужденные.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Помимо собора, замковая территория включает ещё несколько комплексов, дворцовых и служебных. Собор и оба епископских дворца, старый и новый и к ним примыкает Старый Епископский двор.

Построенный в течение 15–16 веков, он занял место прежнего дворца Бабенбергов и первой резиденции епископа.

После переезда епископа в новую резиденцию, старый двор стал выполнять административные функции, а сейчас в нём размещается исторический музей Бамберга.

Заходим в Старый дворик, в зданиях которого размещались канцелярия, библиотека и зал заседаний.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

В бамбергском историческом музее собраны многочисленные экспонаты, документирующие историю города с древних времен до прошлого века. Помимо постоянной выставки «100 шедевров» и «Бюргерская культура Бамберга XIX в." здесь размещена выставка «Регниц — нерв истории Бамберга». В рождественское время выставляются «Ясли Христовы». Знакомиться с культурныем наследием Бамбега в наши планы не входило, и выйдя из дворика, мы направились осматривать сад роз.

Главная достопремичательность Новой резиденции — сад роз, находящийся в ее дворе, на большой террасе. В саду растут около 4000 кустов роз почти 50 сортов, в летние месяцы — это просто потрясающее зрелище.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

В мае, конечно, розы еще не начали цвести, но все равно вид был прекрасным.

В центре сада находится фонтан, от которого убегают в разные стороны дорожки, пересекающиеся между собой и образующие многочисленные клумбы. Вокруг растут липовые деревья.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Панораму Бамберга невозможно представить без монастыря Святого Михаила. Возвышаясь на холме, Михаэльсберг главенствует над Бамбергом так же, как крепость Хоэнзальбург над Зальцбургом. Муж предложил сбегать на гору к монастырю. Но я все-таки решила закончить осмотр этого красочного старинного города и отправиться уже поскорее в таверну на обед. Не все сразу. За один день оббежать все невозможно. Пора и расслабиться.

Панорама на сказочные фахвертские крыши Бамберга

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Мы спускаемся вниз по лестнице, попадая на переулок Katzenberg. Здесь множество ресторанов, баров, биргартенов и просто кафешек на открытом воздухе. Текут слюнки, скоро нас ждет вкусный обед с местным копченым пивом.

Как я вам и обещала, мы возвращаемся в таверну «Шленкерла».

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Таверна оказалось очень просторной — в 3 этажа. Мест хватит всем. Мы решили в прекрасную погоду выйти на террасу.

Меню оказалось на немецком, а людей большие толпы, и все столы заняты. Это немного смутило, но мы все-таки нашли местечко рядом с местной молодой парочкой. Официанта долго ждать не пришлось. Конечно, нашим желанием было попробовать местные колбаски с квашеной капустой. Но этого блюда не оказалось. В результате муж взял спаржевый супчик. А я — вкусное вегетарианское блюдо — сладкие бататы с козьим сыром и салатом, ну и, несомненно, копченое пиво.

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Я не большой специалист по пиву. Честно скажу, я даже не ожидала, что мне оно настолько понравится. Основной сорт Шленкерлы — мартовское пиво, низового брожения. Вкус пива — дымный, копченый, с таким же резким запахом. По мнению знатоков, только после третьей кружки начинает ощущаться вкус копченого пива. Кстати, видов этого копченого пива очень много. Но времени осилить больше одного у нас не было.

Стол был накрыт уже через 5–10 минут. Блюда оказались невообразимо вкусными, правда, немного островатыми. Обслуживание на пятерку.

При пивоварне есть небольшой магазинчик, где можно приобрести копченое пиво всех видов на подарок. Мы не упустили такой возможности. И вот подарочная сумочка с пивом уже у меня на плече!

Осталось сбегать на Зеленый рынок и срочно отведать Бамбергские колбаски

Бамберг, какой он есть — горный, островной и садовый

Очень вкусно, но времени больше нет — пора бежать в автобус!

Самое место закончить экскурсию по Бамбергу! За три часа прогулки весь город посмотреть не удалось — даже в центре я прошла не по всем улицам, а в остальные районы старого города едва заглянула, не говоря уже об удалённых объектах — монастырях или замке Альтенбург. Тем не менее, в любой точке города, даже куда попадаешь случайно, было живописно, интересно и познавательно — Бамберг произвёл прекрасное впечатление. Надо бы удостоить его какой-нибудь номинации: город заведомо попадает в тройку городов этого года. Однозначно рекомендую побывать при первой возможности.

Бамберг, я тебя люблю! Жди меня и я вернусь!