Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 14:35
На Кипре

Умауака, Пурмамарка, Тилькара + 1 город — Аргентина Май 2015

На этот раз нам предстояло проехаться по соседней провинции Жужуй, где находится знаменитое цветное ущелье Умауака (Quebrada de Humahuaca) и познакомиться как с его уникальными природными объектами, так и с колоритными городками и посёлками, где живут прямые потомки инков — индейцы кечуа, аймара и колья. Что в общем-то совсем неудивительно, ведь по этому ущелью проходил когда-то торговый путь империи инков. В тот день нас ждал мощный коктейль из рукотворных и нерукотворных достопримечательностей провинции Жужуй. Нам предстояло познакомиться с древней историей еще доколумбовых эпох, с традициями и археологией этой зоны и к тому же вдоволь налюбоваться природными чудесами ущелья. Надо сказать, что Ущелье Умауака безумно известное и раскрученное в Южной Америке и считается одной из главных природных достопримечательностей Аргентины. Позиционируется где-то на уровне водопадов Игуасу и ледника Перито-Морено. Ко всему прочему это признанный объект ЮНЕСКО в номинации культурное и природное достояние человечества, причём столь высокий статус вполне оправдан, а не притянут за уши, как это нередко случается. Ущелье образует естественный природный коридор в направлении Север-Юг и, по сути, соединяет долину Жужуй с зоной высокогорной пустыни Пуна. Размеры ущелья весьма внушительны — 155 км в длину и приблизительно 13 км. в ширину. Ну, а его цветовая гамма способна привести в изумление даже самых искушенных ценителей природы, к каковым я себя нескромно и причисляю.

Столь звучным названием Умауака ущелье обязано местной легенде, гласившей, что здесь находилось место захоронений, которое в народе прозвали «Голова, которая плачет». Вот почему Умауака это плачущая голова, теперь всё стало просто и понятно.

За окном автобуса мелькает уже привычный глазу калейдоскоп природных зон.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Тропическую сочную зелень сменяет степной пейзаж, а затем и пустынно-скальный. Это значит, что мы оказались уже внутри знаменитого ущелья. Уникальное зрелище предстаёт перед глазами, скажу я Вам.

При виде этих разноцветных холмов и скал возникает ощущение, что это творчество Всевышнего, настолько органично и шедеврально всё смотрится. Говорю это совершенно объективно, без преувеличений. Ведь склоны пестрят разными красками, а скальная порода переливается всеми оттенками радуги. И это при том, что мы еще не доехали до признанных шедевров ущелья. Это так сказать на закуску, для разгона.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Первая остановка в уже хорошо мне знакомом посёлке Пурмамарка (Purmamarca), прилепившемся прямо к подножию знаменитого Семицветного холма (el Cerro de los siete colores). Здесь-то я и понимаю, насколько выразительнее он смотрится при дневном освещении по сравнению с вечерним. Как говорится, почувствуйте разницу. В лучах утреннего солнца холм предстаёт перед нами во всём своём великолепии — переливается разными оттенками, играет нежными пастельными переходами.

Необыкновенно эффектные комбинации красок, потрясающее зрелище. У меня этот холм вызвал ассоциацию с марципановой фантазией сверх креативного кондитера. Такой необычный эффект, оказывается, получился в результате тектонических процессов, когда земная кора выгибалась, прогибалась, разламывалась и на поверхность выступали геологические отложения различных временных периодов. Да и океанические волны добавили своих красок. Вот и получилось то, что мы сейчас видим — семицветный холм, расцвеченный чёткими полосками розового, бордового, коричневого и зелёного. Наследие времён, что и говорить.

Сама же Пурмамарка оказалась на редкость живописным и очень туристическим местом. Её часто сравнивают с чилийским Сан-Педро-де-Атакама, но, на мой взгляд, такое сравнение не совсем уместно, ведь Сан-Педро — начисто искусственный туристический посёлок, созданный под туристов, а в Пурмамарке течёт обычная повседневная жизнь, здесь издавна жили индейцы, и только в последнее время посёлок приобрёл туристическую направленность. Так что, Пурмамарка, она более аутентичная, настоящая, что-ли.

Очень чувствуется, что здесь сохранились следы доколумбовой эпохи, и все это на фоне фантастически красивых горных пейзажей. В этом особая прелесть и изюминка Пурмамарки. В посёлке обитают добродушные местные жители, которых всего-то чуть больше пятисот человек

и толпы туристы, непонятно даже, кого больше. Многие туристы любят останавливаться в Пурмамарке на одну ночь, чтобы иметь возможность с утра пораньше полазить по Семицветному холму или совершить трек по живописным окрестностям.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Те же, кто подобно нам приезжает сюда в составе однодневной экскурсии лишены такого удовольствия. Что я с грустью и констатировала. Но, как известно, нельзя объять необъятное, всегда приходится чем-то жертвовать, а иначе и жизни не хватит, чтобы всё посмотреть. Семицветный холм по-настоящему доминирует в пейзаже посёлка, куда ни глянь, везде просматриваются его сочные краски.

Повсюду множество хостелов, сувенирных магазинов, народных ресторанчиков и рынков. Вся центральная площадь как один большой ремесленный рынок.

Чего там только не продают, всё пёстрое, яркое, этническое. Рябит в глазах и сразу же хочется всё это скупить. Цены божеские — приличное изделие из шерсти альпаки можно купить за 20 долларов. Вот только торговаться они не хотят ни в какую. На мой взгляд, в Пурмамарке самый лучший выбор шерстяных этнических изделий, да и цены тоже адекватные. Поэтому сувениры и подарки такого рода лучше всего покупать именно здесь. Мало, очень мало времени дали нам в Пурмамарке. Сорока минут явно не хватает на знакомство с этим очаровательным местечком. Но надо ехать дальше, впереди еще много интересностей.

Следующая остановка в окрестностях посёлка Тилькара. Здесь мы посетили древнюю крепость Пукара де Тилькара. Основанная местными индейцами в 12 веке крепость перешла позднее к инкам, а затем была уничтожена испанскими конкистадорами. Сегодня это археологическое культовое место бережно восстановлено и там можно увидеть типичные жилые постройки тех времён, а также церемониальный алтарь.

Виды сверху — потрясающие, вся долина отлично просматривается, неудивительно, что древние индейцы выбрали такое стратегическое место для строительства крепости.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Именно из-за роскошных видов очень стоит подняться на самый верх крепости, невзирая на жару и обжигающее солнце. Внизу же можно посмотреть кактусовый ботанический сад.

По дороге в Умауаку нас завезли в один сувенирный магазин, ставший местной достопримечательностью из-за гигантской статуи ламы, установленной перед его входом.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Лама, сделанная из ракушек и камней, действительно производит неслабое впечатление своими размерами. Живые ламы, мирно пасущиеся в загоне на контрасте с ней не произвели особого впечатления.

В городке Умауака у нас была большая остановка и обед. Здесь нас повсюду сопровождал местный гид, коренной индеец-колья.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Так уж заведено в этих местах, экскурсии по Умауаке имеют право проводить только местные гиды. По окончании экскурсии пришлось всем дружно скидываться по мелочи, чтобы его отблагодарить. Такие уж тут порядки. Умаука считается как-бы исторической столицей знаменитого одноимённого ущелья и сердцем карнавала. В феврале здесь проводится один из самых знаменитых, самобытных и красочных карнавалов в Аргентине, когда ряженые в масках заполоняют все улицы города и чествуют Пачамаму, главную богиню Земли и плодородия в мифологии кечуа.

Умауака неожиданно понравилась своей самобытностью и аутентичностью. Городок этот намного больше, чем Пурмамарка, здесь живёт более 8 тысяч человек, по местным меркам — серьёзный город. Но архитектурный формат тот же — низенькие яркие домики из адобе, узкие мощёные улочки.

Здесь тоже немало хостелов и соответственно разношёрстных туристов, ресторанчиков, сувенирных магазинов и ремесленных рынков. Попадается оригинальное граффити с индейскими языческими мотивами.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Есть и серьёзные достопримечательности.

На главной площади — кафедральный собор и белоснежное здание Ратуши в лучших традициях испанского стиля мориско. А на холме — Монумент Независимости или Монумент Индейцу. Очень стоит подняться по широкой лестнице на самый верх холма к этому монументу, откуда открывается отличный вид на саму Умауаку.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

В общем, Умауака очень понравилась своей самобытностью и индейским колоритом, не случайно там много туристов из самых разных стран, в основном, конечно, в формате рюкзачников. Но высота, более 3 тысяч метров, даёт о себе знать, голова начинает побаливать и появляется заторможенность, особо не побегаешь.

Теперь мы держим курс на город Сан-Сальвадр-де-Жужуй, но по дороге заезжаем ещё в одно примечательное место. Это деревушка Укийа (Uquia), совсем крошечная, но здесь находится знаменитая церковь святого креста Сан Франсиско де Паула 17 века, куда непременно стоит заглянуть.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Церковь эта знаменита своими картинами кусканской школы. Картины ангелов-солдатов в испанской одежде и с крыльями за спиной смотрятся очень красиво и необычно. Вот только фотографировать внутри церквушки строго-настрого запрещено и следят за этим делом, как церберы.

Фото из интернета.

В качестве компенсации этой неудачи мы попали на какой-то деревенский религиозный праздник,

увидели красочный парад и принаряженных местных жителей, и даже познакомились с местной семьёй гаучо.

Всего 10 минут, а сколько впечатлений!

Едем дальше и видим ещё одно знаковое место ущелья Умауака — холм под названием «Палитра художника» (Paleta del Pintor). К этому холму прилепился посёлок Маймара, но он совершенно безликий, невыразительный. Чего не скажешь о самой Палитре художника, при виде которой все дружно ахнули. Да и как было не ахнуть, когда перед глазами пестротканные треугольнички и складки горной породы играют всеми оттенками пастельной гаммы от жёлтого до красного, переливаясь и бликуя в лучах заходящего солнца.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

До чего же правильно сделали, что привезли нас сюда ближе к вечеру. Перед заходом солнца этот холм предстает в самом выигрышном свете. Казалось бы, все мы были уже пресыщены местным разноцветьем, но Палитра художника произвела мощное впечатление. Не могу определить, что произвело на меня в тот день более сильное впечатление — Палитра или Семицветный холм. Совершенно уникальные горные образования, фантазийная колористика. Попозировать на фоне этого произведения природы сочла за честь.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Наконец, уже ближе к вечеру приехали в столицу провинции Жужуй, одноимённый город Сан-Сальвадор-де-Жужуй. Город этот ничем особо не примечателен, но его название ох как режет ухо русскому человеку.

Ведь Жужуем его целомудренно обозвали наши советские картографы и энциклопедисты, исходя из принципа благозвучности. А на самом деле произносится он совсем даже не Жужуй, а Хухуй, что, согласитесь, звучит несколько фривольно и даже я бы сказала неприлично. Название же это в переводе с индейских диалектов всего-навсего означает боевой клич, что-то вроде нашего «Вперёд!», и никакого отношения к известной части тела не имеет.

Хухуй (называем вещи своими именами) встретил нас дождём и холодом, говорят, здесь всегда сырая погода, даже, несмотря на близость к Тропику Козерога.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

К тому же здесь нередки землетрясения. В общем, ничего хорошего, в плане климата и сейсмического положения этот город собой не представляет. По местным меркам это достаточно крупный город, с населением более 200 тысяч человек.

За полчаса посмотрели только центральную площадь Белграно, дворец правительства и кафедральный собор.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Собор очень понравился, особенно внутри, с необыкновенно красивым алтарём и резным потолком.

Очень неожиданно для такого захолустья. Удивил и Дворец Правительства своим изящным фасадом дворцового типа, в котором органично сочетались колониальный архитектурный стиль, неоклассика и бель-эпок.

Плачущая голова в пастельных тонах — Умауака

Просто три в одном. На втором этаже дворца находится любопытный Зал флагов, где собраны флаги разных стран мира. Мы туда заглянули, наш российский флаг там тоже присутствует.

В целом этот город не произвёл особого впечатления, да и плохая погода подпортила нам впечатления от его визита. Моё мнение — специально уж точно сюда не следует ехать, а в составе комбинированной экскурсии, почему бы и нет.

В общей сложности за этот день мы проделали 400 км, вернувшись в Сальту уже затемно. Вот и еще одно интересное неожиданное открытие добавилось в копилку наших впечатлений по северу Аргентины. И теперь я могу с уверенностью констатировать — Ущелье Умауака это безусловное must-see в Аргентине.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры