Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Нерехта — Россия Март 2014

Часть 1

Часть 2

Собор Казанской иконы Божией Матери, 1709—1713 гг., адрес: улица Ленина, д. 2. Не действует, планируется к возрождению.

Когда-то Казанский собор был главным в городе и служил украшением его центральной площади. Белокаменный красавец был воздвигнут на месте деревянного собора, посвященного первым русским святым — Борису и Глебу. Указание на строительство каменного главного храма Нерехты было дано самим Петром I, причем строго оговаривалось о принятии на работу мастеров, не задействованных в грандиозном строительстве нового императорского града — Санкт-Петербурга, дабы не отвлекать лучших зодчих от нового детища царя. Спустя век была перестроена трапезная собора. В 40-х годах XIX века на месте традиционной шатровой колокольни началось возведение 60-метровой звонницы, призванной стать центральной доминантой города. С приходом советской власти Казанский собор «лишился куполов, алтаря, барочных крылец, ограды с часовней, внутреннего убранства», даже странно — а колокольню-то почему пожалели? В некогда центральной нерехтской святыне разместился хлебокомбинат.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Конечно, узнать в безликом блекло-сером строении некогда прекрасный собор довольно трудно. Наверное, надо обладать достаточно творческим воображением, чтобы мысленно дорисовать над обезображенным четвериком с чудом сохранившимися полукружиями кокошников высоко поднятое пятиглавие куполов. К счастью, хлебопекарное производство в скором времени свернут, и главный городской собор будут восстанавливать, вернув ему высокий статус. А пока что нам остается любоваться красавицей-колокольней, возвышающейся над низкоэтажной Нерехтой.

Торжественная архитектура белоснежной городской доминанты сразу притягивает взгляд. Это колокольня-праздник, массивная и одновременно воздушная, с узкими арочными проемами, украшающими ярусы полуколоннами и симпатичными серебристыми «шашечками», называемыми «декоративными пинаклями». Пышность похожей на безе архитектуры венчает стальной шпиль с крестом. Колокольня мне очень нравится, посему фотографирую ее с разных ракурсов. А представьте, какой это будет грандиозный комплекс, если восстановят Казанский собор?

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Владимирская церковь, 1678—1686 гг., адрес: улица Ленина, д. 28. Действует.

Это самый древний каменный храм Нерехты, принадлежащий некогда Богородицкому Сретенскому монастырю, основанному в 1634 году. С основанием его связана легенда, события которой начались в нашем родном Ярославле. Некому Иоанну Аверкиеву трижды во сне являлась Богородица с велением купить у местного иконописца Владимирский образ Богоматери и принести его в Нерехту на место сгоревшей Вознесенской церкви. Ярославец не поверил снам, за что был наказан болезнью. Исцелился он только, выполнив волю Богородицы. Посему и новый девичий монастырь нарекли Сретенским — «в честь принесения в город чудотворной иконы в Нерехту и ее встречи (сретения)». В 1700 году была возведена не сохранившаяся до наших дней шатровая колокольня, «прообразом для которой послужила колокольня церковного комплекса в Коровниках» нашего родного Ярославля. Позднее монастырь обзавелся каменной оградой и игуменскими кельями. В период секуляризации церковных земель монастырь был упразднен, и Владимирская церковь стала приходской. Храм неоднократно подвергался перестройкам, правда, они практически не затронули основной объем. В советское время церковь закрыли, снесли купола, варварски взорвали красавицу-колокольню и ограду, уничтожили прекрасные интерьеры, а обезображенное помещение приспособили под дом культуры. Возрождать храм начали в 90-е годы прошлого века.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Еще издали мы увидели купола Владимирской церкви, возвышающиеся над невысокой беленькой оградой с весьма антуражными кругленькими башенками. Обошли территорию бывшего монастыря по периметру, но кроме все той же стены, которая плавно перешла в краснокирпичную, видимо, еще не оштукатуренную, ничего нового не обнаружили. Просто крепость какая-то неприступная, вокруг которой все та же непролазная грязь. Читала, что в храм трудно попасть. Что же, жаль, конечно, но пришлось любоваться древней красавицей из-за ограды. В архитектуре Владимирского храма даже мне, слабо разбирающейся в этом вопросе, видны черты ярославского церковного зодчества. И от того церковка мне нравится еще больше. В основе храма — массивный краснокирпичный четверик, увенчанный пятью крупными зелеными главами-луковками на богато украшенных белокаменной резьбой крепких шейках-барабанах. Немного диссонирует с общим обликом храма охряного цвета трапезная, решенная в стиле классицизма, украшенная по фасадам нарядными портиками, увенчанная куполом, — та самая позднейшая переделка. Кажется, Владмирская церковь потихоньку восстанавливается, за оградой удалось разглядеть еще какие-то постройки. Может, здесь снова будет монастырь?

Церковь Преображения Господня (Ильинская), 1787—1791 гг., адрес: Красноармейская улица, д. 10. Действует.

Этот храм был построен на месте пострадавшей от пожара Ильинской церкви знаменитым зодчим С. А. Воротиловым, уже покорившим город своим талантом. Преображенская церковь, решенная в стиле позднего барокко, имеет 2 этажа, овальная в плане, увенчанная световой ротондой-барабаном с компактной серебристой луковкой, с невысокой изящной колокольней, завершенной шпилем. Ярко-желтый позитивный колер и элегантные, декорированные белым цветом фасады делают храм удивительно симпатичным. И совершенно нетипичным для провинции. Я назвала его «церковь-корабль», наверное, такие ассоциации возникли из-за необычной архитектуры. А еще Преображенская церковь неуловимо напомнила мне Спасо-Архангельский храм в Тутаеве — тогда меня тоже потрясло неординарное решение святыни. В советское время в полуразрушенной церкви размещались ремонтные мастерские. Сейчас отреставрированный Преображенский храм открыт для прихожан, было бы интересно оценить внутреннее убранство. Но, как я уже упоминала, церкви в Нерехте закрываются рано, и мы пришли к запертым воротам. Но храм понравился, очень понравился, вот еще бы штукатурку подновить — и вообще будет загляденье!

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Церковь Благовещения, 1713—1716 гг., адрес: улица Розы Люксембург, д. 21. Действующая, восстанавливается.

Предположительно была построена в начале XVIII века на месте деревянной святыни, достоверно известны лишь даты освящения одного из приделов храма — в честь святых Кирилла и Афанасия Александрийских (1713—1716 гг.). Церковь относят к древнейшим культовым постройкам, выдержанным «в традициях допетровской архитектуры». В 1772 году храм был несколько перестроен, архитектор С. А. Воротилов спроектировал для святыни нарядную трехъярусную колокольню с колоколообразным завершением взамен прежней — шатровой. Судя по рисунку, это была прекрасная высокая церковь с торжественным пятиглавием — гордость нерехчан. Но в 1930-е годы Благовещенский храм изуродовали до неузнаваемости, уничтожив колокольню, завершения, ограду и внутреннее убранство. В церкви до недавнего времени размещалась макаронная фабрика. Кстати, в музее нам посоветовали при уточнении дороги спрашивать «церковь в «макаронках» — так ее традиционно называют местные. Вот, за что я еще люблю свои краеведческие поездки, — они позволяют изучить местный фольклор:).

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Конечно, трудно представить былое величие в этих грустных остатках — лишь традиционная композиция «восьмерик на четверике» — говорит, что некогда это было культовое здание. Но производство уже перевели, и под облезлой штукатуркой затеплилась свечкой жизнь. И пусть на территории груды строительного мусора, зато под аркой входа уже подвешены колокола, над одним из приделов робко возвышается маленькая золоченая главка. На решетке заметили расписание служб — редкое, но все же! Есть надежда, что Благовещенская церковь когда-нибудь снова будет радовать нас своей красотой. Как же приятно, когда храмы на Руси восстанавливаются!

Вернувшись в центр, заглянули в примеченный ранее хлебный киоск при комбинате — Казанском соборе. Купили хлебушка и булочек — оказались вкусными и свежими! Примечательно, некоторые изделии носят «церковные» названия, что еще раз напоминает о возвращении собора верующим.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

По горбатому зеленому мостику перешли речушку. Вот в этом месте и возникает то самое чувство, когда находишься в сердце древнего города и со всех сторон видны нерехтские храмы — вот она, найденная, возвращающаяся старина!

Богоявленская (Никольская) церковь

Воскресенский (Варваринский) храм

Решили зайти в Нерехтский парк, отдохнуть и перекусить. Он был заложен в далеком 1960 году к очередной годовщине со дня рождения Ильича, посему, видимо, и сейчас называется Ленинским. В благоустройстве места отдыха участвовали все горожане, особенно понравился тот факт, что «каждое предприятие сажало свою аллею: механический завод — тополиную, овощемолочный — липовую и т. д.». Целый сад дружбы получился — «40 видов деревьев и кустарников»!

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Парк отдыха довольно большой, тенистый, засаженный высоченными деревьями, утопающими в весенних лужицах и островках талого снега. Заметенная центральная аллея, грязные лужи на тропинках и редкие синие лавочки, сквозь кроны деревьев не пробивается солнце, и, кажется, что здесь вечно царит полумрак. Не самое удачное место для прогулок весенней распутицей. Даже холодно стало.

Посмотрели на детский городок, состоящий из каких-то качелек и странных ярко окрашенных деревянных кубиков — сначала подумали, что это — избушки, но входа так и не обнаружили. Такие вот дома-загадки, «дольмены по-нерехтски» :). Я спустилась к берегу речки: все тот же снег, серые откосы, тянущие руки-ветви деревья — немного жутковато от такой вот панорамы затянувшейся весны. Еще обратила внимание, что в парке много спиленных деревьев: сваленные в кучи ветви, свежие пни. И как-то хаотично посаженные молодые елочки. Впрочем, в аллеях давно нет порядка, и парк напоминает лес. Странное место.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Странное еще и тем, что в парке обитают две неоднозначные скульптуры. На центральной аллее на высоченном некогда белоснежном постаменте со ступеньками протягивает в светлое будущее руку кажущийся весьма миниатюрным Ленин — памятник провалившейся идее постройки коммунизма.

А в глубине парка — на маленьком постаменте, но тоже «ступеньками» странная гранитная стела, похожая на надгробие. И надпись на ней: «г. Нерехта — родина первого русского воздухоплавателя Крякутного, который в 1731 г. впервые в мире поднялся в воздух на воздушном шаре». А все дело в фальсифицированном историческом факте, когда некий коллекционер и, по всей видимости, большой выдумщик А. И. Сулакадзев сочинил от имени рязанского воеводы Боголепова «записку», согласно которой «нерехтец Крякутной фурвин» на воздушном шаре поднялся в воздух, за что и был с позором и обвинениями в пособничестве нечистой силе изгнан из города. Впоследствии оказалось, что первоначально подделанная фраза звучала как: «немец крещеной Фурцель», да и самих воеводиных записок вроде как никогда не существовало. А, значит, не только русский ученый Крякутный, но и православный немец Фурцель — персонажи вымышленные. Так что стела в честь полета «нерехтца Крякутного» — памятник развенчанному мифу. Прямо парк несбывшихся надежд и разоблаченной лжи какой-то!

Ну, а мы, пообедав, отдохнув и потеряв уйму драгоценного времени, решаем все-таки побывать в Троице-Сыпановом монастыре — самой известной достопримечательности в окрестностях Нерехты. Отправляем наших разморенных и уставших от ходьбы спутниц ближе к вокзалу, а сами мимо центра, гостиных рядов и «дома-носка», не забывая щелкать интересные особнячки и кружевные наличники, направляемся к святой обители.

ТРОИЦЕ-СЫПАНОВ ПАХОМИЕВО-НЕРЕХТСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь находится в селе Троица, до которого можно доехать на маршрутке. Мы же решили, что дойдем быстро, и пошлепали по весенней грязи, ориентируясь на улицу Красноармейскую, которая ближе к окраине отчего-то меняет свое название на улицу Красной Армии. По этой улице, по сути, и можно дойти до монастыря, ну и там немножко, за переезд — и вот уже видны золотые купола собора. Не слишком обременительная прогулка, если вы никуда не спешите (у нас до поезда оставалось часа 2) и не исходили уже вдоль и поперек всю Нерехту. В общем, от центра (гостиных рядов) шли мы примерно километра 3, столько же — обратно, но в бешеном темпе. Думали, уедем от монастыря на маршрутке, но она так и не подошла, а мы потеряли время. Потом как-то несуразно шли до вокзала, даже увидели красную крышу уезжающего поезда. Впрочем, если бы изначально решили уезжать позднее, времени на неспешную прогулку до монастыря и обратно нам бы вполне хватило. Ну и ладно, ради Троице-Сыпанова монастыря стоило и пройти столько, и на поезд опоздать, ибо это местечко того стоит. Даже не своей архитектурой пленяет (а закончат его восстановление — глаз будет не отвести), а скорее своей энергетикой и богатой историей.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Древний монастырь на берегу речки Гридевки был основан в конце XIV века преподобным Пахомием Нерехтским, прибывшим в те края из Владимира. Выбранное для строительства обители место располагалось на возвышенности и издавна носило название Сыпаново. Нерехчане помогали иноку в строительстве монастыря, тогда же была заложена первая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Игумен Троице-Сыпанова монастыря преподобный Пахомий «был образцом смирения и послушания, отличался удивительной кротостью, вниманием к людям и заботой о них», всем делом его жизни были молитвы. По молитве же старца под горкой вблизи монастыря забил святой источник, к которому и по сей день спешат все страждущие. Как и его основатель, монастырь был тихим и душевным местом, небогатым, отчего три века все его постройки оставались деревянными. Только при игумене Харлампии была возведена каменная церковь Святой Троицы (1675—1676 гг.). При ее строительстве были обретены мощи преподобного Пахомия, над которыми воздвигли придел его имени. Чуть позднее к Троицкому храму была пристроена «теплая» Покровская церковь, возведена шатровая колокольня, на территории появились кельи, а вокруг — каменная ограда со Святыми воротами. Рядом с монастырем была слободка, в которой располагались хозяйственные постройки, на реке Солонице стояла монастырская мельница.

В 1764 году по указу Екатерины II маленький монастырь упразднили, и Троицкий храм стал обычным приходским. Некоторое время на территории бывшей обители размещалась школа для мальчиков. Но всегда почитался нерехчанами и паломниками преподобный Пахомий, бережно хранили они память и святыни Троице-Сыпанова монастыря. Правда, не уберегло покровительство святого обитель от всполохов Красной Революции. Последнего настоятеля обители, как водится, расстреляли, сам монастырь закрыли. Каким-то чудом жителям Нерехты удалось получить разрешение властей и «перенести надгробную икону преподобного Пахомия с его раки в единственную действующую тогда церковь Нерехты — Крестовоздвиженскую». Святой источник тоже пытались уничтожить, но, видимо, его отстояли паломники, не забывающие сюда дорогу даже во времена всеобщего неверия. А вот Троицкий храм продолжал погибать, постепенно превращаясь в печальные руины. К счастью, в конце 80-х годов прошлого века наконец-то началась реставрация Троице-Сыпановой обители, а чуть позднее ее вернули РПЦ, открыв женский монастырь. И снова все стало на свои места.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Такая вот интересная и нелегкая судьба была у этого монастыря, к которому мы так долго шли по мартовской распутице. И какого же было наше восхищение, когда на фоне нежно-голубого неба мы увидели сверкающие золотом купола и точеную маковку шатровой колокольни! Пожалуй, такой миниатюрной и трогательной обители я еще не встречала. И как замечательно, что она восстанавливается, да еще какими темпами! Я все не могла понять: где же тот впечатляющий вид монастыря на холме, который я видела на фотографиях? И только дома сообразила: к старинной белокаменной монастырской ограде уже успели пристроить новую краснокирпичную стену с круглыми угловыми башнями и новыми воротами, значительно увеличив территорию Троице-Сыпановой обители. И уже видны за забором новенькие краснокирпичные кельи, и даже церковка с одной золоченой главкой, как потом узнала — храм Алексия, митрополита Московского, при детском приюте. По всему видно — ведется активное строительство.

Кроме того, к обители приписаны уже знакомые нам: по костромской поездке — Никольская часовня на Молочной горе, а по нерехтским прогулкам — Владимирская церковь. При Троице-Сыпановом монастыре действуют богадельня и приют для девочек-сирот, есть свое подсобное хозяйство. Главные святыни: чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Божией Матери, рака с мощами преподобного Пахомия Нерехтского, Святой источник.

Ну, а мы проходим через белокаменные Святые ворота с маленькими серебряными главками-луковками. Внутри территория кажется совсем крошечной, к стенам соборной церкви подступает старинное кладбище.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Сам Троицкий храм величественен и красив. Под слоем недавней штукатурки улавливается мощь древней архитектуры: основной объем церкви, украшенный рядами кокошников, увенчан тяжелым позолоченным пятиглавием, центральный вход обрамляют изящные полуколонны.

Впечатляет составляющая одно целое с храмом белоснежная шатровая колокольня, темно-серое завершение которой заканчивается крошечной главкой. Жаль, буквально перед нами монашенка закрыла двери главного входа, и мы лишь обошли Троицкий храм по периметру. А было бы интересно посмотреть на внутреннее убранство. Пока стояли на остановке в бесполезном ожидании маршрутки, видели идущих к монастырю монашенок. Так вот почему закрыли центральный вход — прошло время праздношатающихся туристов, пришло время молитвы.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Над поселком с чудесным названием Троица, над белокаменной сказкой возрожденного Троицкого собора, ожившего Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского монастыря, да и над нами, грешными, по синему мартовскому небу разлился мелодичный колокольный звон. Это легкой, праведной поступью возвращалась в милый город нерехтская старина…

* * *

Вот и закончилось наше знакомство с Нерехтой. По традиции бросили монетки в воды давшей ей название реки — чтобы непременно вернуться. Ведь городок этот, в 2014 году готовящийся отметить свое 800-летие, вполне активно восстанавливается. А значит, наверняка появятся новые интересные объекты, будут возрождены из руин оставшиеся храмы, да и в окрестностях Нерехты найдется, что посмотреть.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Мне, не любящей шумные мегаполисы (большие города так утомляют), более всего интересны вот такие маленькие душевные городочки. В них и люди добрее, и дышится легче, и витает та неповторимая атмосфера провинциальной тишины и размеренности, которая просто необходима в нашей сумасшедшей жизни. В Нерехте я отдохнула душой, хоть и утомилась физически, целый день на ногах, сколько километров намотали!

Ведь по таким городкам надо непременно ходить пешком, чтобы впитать ту чарующую атмосферу старины, которую они сохранили. Да и вообще по России надо путешествовать только так: в набитых до отказа автобусах, душных плацкартных вагонах — ближе к народу, с народом. Не отгораживаясь тонированным стеклом дорогой иномарки, не прячась в свой уютненький мирок, где непременно должны быть только красивые картинки из глянцевых журналов об экзотических путешествиях. Нельзя так жить: из благоустроенного особняка за высоким забором — в пафосный офис крутой фирмы, где снова отгораживаемся экранами ЖК-мониторов, из дорогущего ресторана, где вход непременно только для VIP-персон, — на элитный курорт. Не надо бояться поездок по России, того, что вы можете увидеть грязь, неухоженность и нищету, — все это тоже наша страна. И, может быть, в наших руках сделать ее чище, лучше, интереснее.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 3

Патриот — не тот, кто гордится выигранной Олимпиадой или победой на выборах «Единой России». Патриотизм заключается в любви к своей Родине, в принятии ее такой, какая она есть, со всеми достоинствами и недостатками. С маленькими полусонными городками, с обшарпанными особнячками, весенней грязью под ногами, но и с резными наличниками, восстанавливаемыми храмами, с умнейшими и талантливыми людьми. Патриотизм — это знание истории своей страны, своего городка. Это желание сохранить эту историю для потомков. Сделать свой край, свою страну лучше. Это гордость за свою Родину.