Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Нерехта — Россия Март 2014

Цель поездки — Нерехта.

Дата поездки — 23.03.2014.

Бюджет поездки — примерно 1200 руб. (на двоих).

Вот все мечтают побывать в Париже, а я — непременно в Нерехте. Есть такой замечательный и весьма заманчивый городок в соседней с нами Костромской области. Название знакомо с детства, сколько раз видела я его на схеме железнодорожного сообщения, а вот побывать, не смотря на прекрасную транспортную доступность, все не получалось. А хотелось очень давно. Особенно после прочтения рассказов о путешествиях в Нерехту, которые изредка да появляются в Интернете. Интересуется народ старинными русскими городками, что весьма приятно.

А оказывается Нерехта входит в число городов Малого Золотого кольца России. Еще ее называют «музеем под открытым небом». Для однодневной поездки небольшая Нерехта замечательно подходит, правда, путешествие займет целый день. А еще можно посетить не менее занимательные окрестности Нерехты — в этом случае лучше запланировать двух — трехдневный вояж.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

В весенних поездках есть своя прелесть, даже если стоит слякотная погода. Впрочем, воскресенье радовало нас безоблачным голубым небом, ярким солнцем, теплым ветерком — чувствовалось, что весна прочно вошла в свои права. Из Ярославля до Нерехты мы едем по железной дороге — мой любимый способ путешествия. Костромской поезд до Нерехты отходит с вокзала Ярославль-Главный в 08.42, время прибытия — 10.10, стоимость билета 110 руб. с человека. Обратно возвращаемся вечером, из-за прогулки до Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря успеваем только на ивановский поезд в 19.13 (в Ярославль пребывает в 20.41), стоимость билета — такая же.

Используемые материалы: путеводитель «Нерехта» автора С. В. Демидова, сайты: http://www.nerehta44.ru, http://kostromka.ru, http://7chydes.vnerehte.ru, http://www.nerehta.org (официальный сайт администрации), www.nerekhta-museum.ru (официальный сайт краеведческого музея г. Нерехты), http://kostroma.ru, http://www.nasledie-rus.ru, http://strana.ru, http://tonkosti.ru, http://sobory.ru (информация о храмах).

ОТ МЕРЯН ДО ДВОРЯН

Нерехта — в волшебном, напевном названии чудится говор финно-угорских племен, шепот старинных дубрав, журчание рек, нечто языческое — древнерусское, безумно интересное, интригующее и завораживающее своей сказочностью. И действительно, имя свое городок получил по мерянскому названию речки Нерехты. Слово это с языка мерян переводят как «река в низкой болотистой местности». Речка, конечно, протекает в низине, город, будто плавно спускается к ней. А вот ученые утверждают, что никаких болот здесь не было в помине. Например, в книжечке-путеводителе, купленной в местном музее, я прочитала, что «слово «Нерехта» состоит из двух мерянских слов: «нере» — название рыбы гольца из семейства карповых и «хта» — место нереста. Посему правильней трактовать топоним как «место нереста гольца». Что же, вполне вероятно.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Первое летописное упоминание о Нерехте относится к 1214 году «в связи с междоусобной борьбой сыновей Великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо». Тогда князь в нарушение порядка престолонаследия передал свой титул второму сыну Юрию. Старший Константин, понятное дело, обиделся и отобрал у братьев их вотчины: у Юрия — Соль-Великую (современный поселок Некрасовское), а у Ярослава — Нерехту. Еще одно упоминание о древней Нерехте мы встречаем в «рукописном Житии Преподобного Пахомия Нерехтского», датированном 1362 годом. Этот святой основал близ города Троице-Сыпанов монастырь, существующий и по сей день.

В разное время Нерехта принадлежала различным историческим персонажам, знакомым нам из школьного курса, к примеру, Александру Невскому или сыну Ивана Грозного — Федору. Почему-то чаще всего вотчиной владели женщины, самая известная — жена Дмитрия Донского, Великая княгиня Евдокия. Еще русские князья любили одаривать нерехтскими землями своих супруг: князь Василий Дмитриевич — свою жену Софью Витовтовну, Великий князь Московский и Владимирский Василий Темный — Марию Ярославну. С давних времен славилась Нерехта своими промыслами: сначала — солеварением, позднее — возделыванием льна. Но всегда, прежде всего, городок был мирным, торговым, ремесленным, а практически все его население составляли мещане да купцы. В период Смуты Нерехта была жестоко разорена и сожжена польскими войсками во главе с паном Лисовским, да так, что очень долгое время не могла восстановиться.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

В 1778 году стараниями императрицы Екатерины II Нерехте был присвоен статус уездного города и дарован герб, на котором были изображены две улитки — символы протекающих здесь рек — Нерехты и Солоницы. То, что на первый взгляд показалось странным — какие улитки могут водиться в костромской провинции — объяснялось тем, что реки действительно были богаты моллюсками. В городе активно развивалась текстильная промышленность, появлялись мануфактурные предприятия. Так, «нерехтские полотняные фабрики выпускали льняные ткани — фламское полотно, равендук и коломенок», пользующиеся спросом в России и даже в Англии.

Через волнения и невзгоды нового времени пронесла милая Нерехта свой купеческий колорит и дух тихой русской провинции. За что, видимо, и получила в 1970 году статус «города Малого Золотого кольца».

Герб Нерехты: «В золотом поле одна подле другой — две чёрные раковины улитки, подобные рогам, отверстиями вправо и вверх».

7 ЦЕРКВЕЙ, 1 МУЗЕЙ И СТРАННЫЙ ПАРК

Вот не люблю я брать в наши с мужем краеведческие поездки других людей. Потому что у меня есть строго намеченный план, а друзьям надо просто весело провести время. Да и наш с мужем темп мои знакомые не выдерживают. В результате — мучаются все, и теряется драгоценное время. А все моя жалость — дала уговорить себя взять в Нерехту двух нешустрых мадамов, жалующихся на свое скучное существование. Ну и устроила всем нам незабываемый квест — по другому наше бегание по городу с не слишком хорошей картой и не назовешь. Впрочем, кажется, все остались довольны.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Когда планировала поездку (какая-то информация была найдена еще год назад, когда я тоже собиралась в Нерехту, да так и не доехала, что-то буквально за день до путешествия), повторяла как заклинание: «7 церквей, 1 музей и парк; 3 храма – действуют, 2 – не действуют, еще в 2-х – музеи». И на карте все было понятно, только улицы не подписаны. Но на деле, конечно, все вышло не совсем так, как я себе представляла. Например, ни в один из действующих храмов нам попасть не удалось – по какой-то странной причине они даже в воскресенье закрывались рано. Так что если планируете побывать именно внутри и поклониться святыням – лучше запланируйте посещение церквей на первую половину поездки, ведь музеи работают до 5 вечера. А еще принадлежащие музею Богоявленскую (Никольскую) и Воскресенскую (Варваринскую) церкви в ближайшем времени передадут РПЦ. Так что, можно сказать, мы получили уникальную возможность увидеть музейные экспозиции в церковных интерьерах – выглядит весьма необычно, в первый раз такое вижу. Музеям предложат новые здания, скорей всего тоже памятники архитектуры, а вот церкви, видимо, некоторое время будут стоять закрытыми. Так что, поторопитесь!

Пока мы нарезали круги по нерехтским окраинам в поисках Крестовоздвиженской церкви и как всегда тупили с картой, успели изучить город. И даже хорошо, что у нас получилось начать именно с музеев — там мы также получили емкое представление о Нерехте. А вообще в любом городе главное — это люди. Нерехта не стала исключением среди других маленьких провинциальных городков, где народ намного проще и добрее, чем в мегаполисах. Нам с удовольствием показывали дорогу, старались поподробнее рассказать, как пройти на ту или иную улицу, едва ли не провожали до нужного объекта. На удивление никто не проходил мимо, не отмахивался от наших просьб. Отдельно стоит сказать о сотрудницах музея — на всех экспозициях работают удивительно милые и душевные женщины, которые с удовольствием делились с нами информацией, подсказывали, чему особенно стоит уделить внимание. Еще обратила внимание на местных водителей: ездят довольно аккуратно, а в центре, где в принципе нет светофоров, на переходах пропускают прохожих. После ярославских лихачей сей факт приятно удивил. Так что, населению Нерехты — полный респект!

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Но вернемся к самому городу. Первое впечатление — много-много солнца. Это погода нас так баловала, совсем весенняя, а значит, долой шапки и перчатки, и куртки нараспашку. Здание нерехтского железнодорожного вокзала — маленькое, яркое, такой желтый домик-скворечник под бордовой крышей. Вокруг него — какой-то стихийный мини-рынок, типичный для маленьких городочков, с яркими пятнами искусственных цветов — их так много, как на кладбище.

Перед вокзалом через дорогу разбит сквер. За время прогулок где-то интуитивно отмечала деревья с привязанными к ветвям ленточками, все не могла понять, к чему бы это? И уже перед возвращением домой вновь увидела в привокзальном сквере дерево с цветными ленточками — да это же заявляет о себе языческой прошлое нерехтских земель! Вот так, среди 7 городских церквей, коих местные власти к их чести возрождают после «мракобесия» Красного Октября, почудился романтичный древнеславянский ветерок:).

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Вообще же, город пленил меня своей настоящностью. В нем всего было в меру. Исторические здания — в приемлемом состоянии, не слишком ухоженные, не жутко разрушенные, но без лубочного напускного глянца. Особенно порадовало отсутствие высотных зданий, не только в историческом центре — везде. Так, видели на окраинах типовые пятиэтажки, но они совершенно не диссонировали с нетронутым старинным центром.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Нерехта — ведь купеческий город, посему очаровательные двухэтажные особнячки несказанно радовали меня своими яркими цветами и изящным декором.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Зажиточные обитатели старинного города строили для себя прекрасные усадьбы, весьма аристократичные по архитектурному стилю, а для городских нужд — не менее интересные образцы общественных зданий: присутственные места, гостиные ряды, гимназии, училище, фабрику, аптеку, больницу, духовное правление.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Теплые впечатления оставило розовое здание местной школы (бывшая мужская гимназия), украшенное белой лепниной, над фасадом его можно было рассмотреть милую фигурку девочки, кормящей курочек.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

А еще целые улицы потрясающих деревянных домиков с не менее изумительными кружевными наличниками (на них я тоже «больная»). Не то что бы, не встретишь такой прелести в других северных городках (вспомнились Любим и, конечно же, Вологда).

Потрясло образцовое состояние деревянной застройки (хотя, конечно, встречались и запущенные здания).

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Большинство домов крепкие, добротные, ярко окрашенные, наличники сверкают сочными красками и белоснежным кружевом.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Видно, что хозяева ухаживают за своими домами, подновляют, стараются сохранить для своих потомков, да и просто жителей и гостей Нерехты это волшебство.

Понятное дело, фотографий наличников я сделала чуть больше чем до фига, успевая со своими нерасторопными спутницами энергично щелкать кнопочкой цифромыльницы. А столько еще осталось за кадром!

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

В витиеватых узорах грезились мне прекрасные цветы и диковинные растения, в ажурной резьбе угадывались силуэты волшебных птиц-фениксов и крылатых змеев, в резных завитках видела я кипучую пену морскую и буйные локоны мифических сирен.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Словно кружевницы местные мастера-резчики воплощали в нерехтских наличниках свои фантазии и народные предания. И проскальзывали среди, на первый взгляд, простых сюжетов те древнерусские, мерянские символы — сакральные знаки, родовые обереги.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Ведь не секрет, что наличники — глаза дома, и надо их непременно охранять, ограждать свой очаг, семью от горестей и недобрых людей.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Посему и вырезали на наличниках охранительные символы, умело пряча их в кипучую пышность деревянного кружева, — непосвященный не поймет, прохожий — подивится, а злой человек обязательно пройдет мимо.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Бытует мнение, что в Нерехту из-за одних только кружевных наличников стоит ехать — не даром называют город «музеем под открытым небом»!

Ну, и чтобы немножко разбавить мои радужные эмоции, расскажу о настоящей беде Нерехты, впрочем, она одинакова по всей России. В Нерехте нет дорог. Потому что нечто разбитое и тонущее в грязи под колесами машин назвать дорожным полотном язык не поворачивается. А тротуары отсутствуют в принципе как понятие. Хорошо, что на мне были подвернутые джинсы и удобные сапоги, которые было не страшно «убить» по грязи. А она была везде.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Около домов было невозможно пройти из-за похожих на моря грязных луж, под ногами постоянно хлюпала зловещая жижа (все-таки, может, не зря название города связывали с болотом?), приходилось прыгать по каким-то скользким кучам. По дорогам ехали замызганные машины, не быстро, дабы не сбить пешеходов, которые шлепали прямо по шоссе, — там лужи грязи были не такими глубокими. Обратила внимание на обувь нерехчан — большинство ходило в резиновых сапогах. Причем, люди шли совершенно спокойно (привыкли?), в то время как приезжие угадывались именно по этим скачкам вокруг луж в тщетных поисках более-менее чистого местечка. Меня, конечно, грязью не удивишь и тем более не испугаешь, у нас полстраны в ней по уши живет. Но с этой ситуацией надо что-то делать, ребята!

Но вернемся к нашему квесту — пора ставить «галочку» на карте около первой найденной достопримечательности:).

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Церковь Воскресения Христова (Варваринская), 1770—1787 гг., адрес: улица Володарского, д. 34. Пока принадлежит Нерехтскому краеведческому музею. Музей работает с 10 до 17, кроме понедельника. Стоимость билета — 50 руб., фотосъемка — 70 руб.

Для строительства этой одной из самых красивых церквей Нерехты был приглашен местный архитектор Степан Андреевич Воротилов. Родившийся в посаде Большие Соли, практически земляк нерехчан, Воротилов сначала «обучался портновскому и кузнечному ремеслам, а затем поступил в одну из артелей каменщиков». Самородок земли нерехтской самостоятельно обучился черчению, алгебре, геометрии, рисованию и вскоре начал делать прекрасные архитектурные проекты.

Правда, работы из-за недостаточного финансирования затянулись на долгие 17 лет. Но зато, какой красавицей получилась выполненная в нарядном стиле барокко новая святыня! Каменный двухэтажный храм имел интересный по архитектурному решению план кораблем и два этажа, чтобы под одной крышей разместить обе церкви: зимнюю, на первом этаже, освещенную в честь великомученицы Варвары, а над ней — летнюю, светлую и торжественную, основанную в честь праздника Воскресения Христова. Окрашенный в нежно-розовый цвет храм богато декорирован белоснежными узорами, увенчан небольшой серой главкой с золотыми звездами. Четырехъярусная ажурная звонница завершена колоколообразным куполом со шпилем.

Правда, с приходом советской власти всю эту потрясающую красоту изуродовали, лишив главы и двух верхних ярусов колокольни, не пощадили и церковную ограду. В Воскресенской (Варваринской) церкви организовали инкубатор, мастерскую, общежитие, а в послевоенные годы и вовсе «приспособили под жилье с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок». Только в конце прошлого века началась реставрация храма, были восстановлены росписи в верхней церкви, заново выстроили церковную ограду. Работы проведены отлично. По реставрационным надстройкам даже и не определить, что они выполнены уже в наше время. Храм выглядит старинным и удивительно красивым, хотя, конечно, некоторое подновление ему бы не помешало. «Невестушка» — так хотелось назвать мне эту прекрасную церковь.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Сейчас Воскресенская (Варваринская) церковь пока еще принадлежит Нерехтскому краеведческому музею, но постепенно готовится к переселению. Например, «Отдел природы» уже не работает. Нам же удалось побывать на интереснейшей экспозиции «Возрожденное наследие: фресковая, станковая живопись», включающей в себя выставку «Русь Православная — обряды и обычаи жителей Нерехтского края конца XVIII — начала XX веков».

Поднимаемся по деревянной скрипучей лестнице. «Что, высоко мы забрались?» — шутит смотрительница. Покупаем билеты и начинаем осмотр экспозиции. Без экскурсии. Но милая женщина все нам подробно объясняет, охотно отвечает на вопросы. И все-таки как это крайне необычно: видеть купеческие интерьеры в стенах храма! Солнечный весенний день заглядывает в высокие окна, оставляя светлые блики на полу.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Странно, все эти вещи — абсолютно мирские, не кажутся здесь лишними, они вполне органично вписываются в просторное помещение храма с высоченными потолками. Может, потому что люди, которым они принадлежали, — люди прошлого, прошлые люди — были набожными, более чистыми, светлыми, чем мы? А, может, потому, что хозяев этих вещей крестили, женили, отпевали в Воскресенской (Варваринской) церкви? А значит, и ушедшие хозяева, и сохраненные бережными их потомками вещи сроднились, стали частью храма?

Мы с интересом рассматриваем коллекцию старинных прялок и начищенных до блеска самоваров, деревянную посуду и добротный буфет с кухонной утварью.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Более всего меня впечатляет огромный увешенный баранками самовар, гостеприимно встречающий гостей прямо у порога экспозиции.

На массивном комоде — часы, тоже показывают время, но еще то, давно минувшее, и словно возвращают нас в эпоху купеческой Нерехты.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

На маленьком столике и комодиках видим миниатюрные круглые чайнички — интересно, какой напиток предпочитали богатые нерехчане?

Тускло белеют клавиши до блеска отполированного рояля — чьи нежные пальцы касались их? А вот настоящий раритет — патефон. Да, во все века музыка занимала важное место в жизни людей.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

И, конечно же, туалетный столик — вот мимо чего я не могу пройти равнодушно! Кружевная салфеточка, подсвечники и фотографии родных — это не просто модный сейчас винтаж, это целая жизнь! Богатые девицы не только расчесывали свои косы и душились привезенными «с самого Парижу» духами, но и, наверняка, Крещенской ночью гадали на своих женихов. Интересно, кого же увидела в этом старинном зеркале купеческая дочка?

Выставку органично дополняют портреты знаменитых нерехчан и симпатичные картины с видами города. А еще документальные материалы — куда же без них! Ведь в любом документе — наша история.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Но центральное место в экспозиции занимает, конечно же, прекрасный иконостас XIX века, привезенный из Троицкой церкви села Красное-Сумароково. Высокий, белоснежный, богато декорированный в золотисто-бардовых тонах, он торжественно поднимается к высоченным сводам храма. Любуемся огромной сверкающей люстрой. Здесь, кстати, можно поставить и свечку. Что тоже весьма необычно, не так ли?

Вспоминаем, что первоначально верхний храм был расписан в 1795 г. Благодаря реставраторам мы можем любоваться прекрасными яркими фресками, покрывающими купол и стены церкви.

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Видя наш неподдельный интерес, смотрительница предлагает посетить еще одну выставку-реконструкцию «Келья монаха» (вход — 20 руб.). Конечно, иноки никогда в храмах не жили, и эту комнатку можно воспринимать лишь как весьма условное монашеское жилье. Но все равно ведь интересно!

По ужасно узкой крутой каменной лестнице, обтирая боками побелку, пробираемся наверх. В крошечной беленькой келье все предельно аскетично: каменная кровать, глиняные чугунки и кринки, монашеское облачение и место для молитвы с древними церковными книгами, лампадкой перед иконами и распятием. Становится немного жутковато: вот так, добровольно, заточить себя в эту комнатушку, все время проводить в молитве…

Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1

Для нас, современных, это кажется диким. А как же развлечения, Интернет? Все-таки, монашество — это состояние души.

Уходим потрясенные — вот на какой интересной экспозиции в Воскресенской (Варваринской) церкви побывали!