Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Люксембург Апрель 2015

Решение посетить Люксембург пришло естественно и просто. Ну, скажите, а откуда еще, как не из Брюсселя, добраться сюда быстрее? К тому же «наш муж» никак не мог упустить такую возможность — поискать «свежих» люксембургских монеток. Была суббота, и в 6 утра день обещал быть светлым и солнечным. К тому же накануне вечером бельгийские предсказатели погоды обещали солнце.

И мы отправились в путь, нисколько не сомневаясь в правдивости пророчеств «погодных див». Как оказалось, зря. Не успели мы проехать и середины пути, как на наш поезд налетел штормовой ветер, и с неба посыпались крупные капли дождя. «До Люксембурга еще долго», — успокаивал меня супруг, все рассосется… Ага, рассосалось, но через 12 часов. Как только мы уселись в поезд, чтобы вернуться обратно в Бельгию, на небе ярко засияло солнце. На часах было 8 часов вечера. На небе не было ни одной хмурой тучки, а на наших бренных телах не было ни одной сухой нитки. Но не буду вдаваться в «гнусные инсинуации» по поводу непрекращающегося люксембургского дождя, а расскажу об этом удивительном уголке Европы.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Как добраться из Брюсселя в Люксембург: самый экономичный путь — иметь Rail Pass (10 поездок из любого города Бельгии в любой город Бельгии — 76 евро), по этому билету вы должны ехать из Брюсселя до пограничного города Arlon, а там вступает в силу дополнительный билет, который надо приобрести в международной кассе Брюссельского вокзала. Проезд Арлон — Люксембург будет стоить 6.5 евро. Итого 7.6 + 6.5 = 14 евро на одно лицо в одну сторону. Пересадок никаких нет.

Кстати, из отзывов от туристов, посетивших Люксембург на авто, сплошные ругательства и разочарования, поскольку с бесплатной парковкой здесь большие проблемы.

Что мы знали об этом крошечном государстве, точнее Великом Герцогстве, до поездки?

• Богатейший и самодостаточный край.
  • Нигде в мире больше нет такого маленького Великого Герцогства.
  • 20 место в мире — благодаря своим мизерным размерам
  • Эффективный бизнес Люксембурга не дорос только до Финляндии и Дании.
  • Где-то на «барахолке» есть старые люксембургские франки, которые мы должны найти для семейной коллекции.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

• Минимальный оклад для работающих более 1600 евро, и это самая высокая в Евросоюзе «минималка»
  • В Люксембурге есть официально признанный люксембургский язык, он является праязыком (древний летцебургеш), в средние века на нем писали не только богословские трактаты, но и любовные поэмы. В прошлом веке он расцвел трудами классиков литературы, поднялся на театральную сцену. Сейчас он лишь иногда появляется на печатных страницах, но слышишь его повсюду: на улице, на рынке, в кафе, на вокзалах. На слух — это «гремучая» смесь немецко-французско-голландских наречий. В школах Люксембурга обязательно учат немецкий язык, а все государственные бумаги пишутся на французском.
  • А еще под крепостями города Люксембург вырыты тоннели длиной более 20 км, и там надо побродить…

• 8
    Люксембург. В гостях у Бога дождя

• Люксембург — это банки, повсеместная грамотность и высочайший уровень образования.
  • В Люксембурге много португальцев, которые играют роль самой дешевой рабочей силы.

• 8
    Люксембург. В гостях у Бога дождя

Есть там и негры, и арабы, каким-то божьим попущением обретающиеся в Европе.

• Люксембург — один из членов — основателей Евросоюза, НАТО, ООН,

• 10
    Люксембург. В гостях у Бога дождя

а где-то рядом — городишко с вожделенным названием Шенген.

Этих знаний было достаточно, чтобы ЗАХОТЕТЬ посмотреть на этот маленький «золотник». О свободе их нравов говорят повсеместно, и подтверждением тому — вчерашняя гей-свадьба премьер — министра Люксембурга, репортаж о которой облетел все TV — каналы мира. Жители столицы рады за своих руководителей и искренне желают молодоженам счастья…

Великое герцогство стало застрельщиком в приравнивании «извращений» к нормальным отношениям: здесь не только разрешили гомосексуалистам брачеваться, но и позволяют им усыновлять детишек… Ничего личного, но слышу много недовольных мужских голосов.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Представьте хоть на секунду репортаж о свадьбе какого-нибудь «Дмитрия Анатольевича " с каким-нибудь молодым бизнесменом, и радость москвичей по этому поводу, мне что-то с трудом удается пофантазировать.

Возвращаясь к нашему путешествию, скажу, что в Люксембурге нам пришлось купить 3 зонта! Выскочив из здания вокзала в проливной дождь, мы небольшими перебежками, словно бойцы спецназа, домчались до ближайшей китайской лавки и приобрели супругу зонт аж за 4 евро.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Китайцы дали понять, что складывать и раскладывать его можно только 1 раз, но мы и этому были рады. Впереди и справа от главного здания вокзала нас манила главная улица Avenue de la Liberte, ведущая к основной достопримечательности Люкса — мосту Адольфа.

Сколько раз я любовалась на сайтах мостом Адольфа, ведь он является визитной карточкой города и именно этим однопролетным мостом Люксембург представлен в парке " Европа в миниатюре». Мне так хотелось скорее увидеть, пусть сквозь пелену дождя, эту картинку, но увы и ах. Вместо красавца — моста мы увидели безликие транспаранты с его названием и поняли, что наше утро началось очень весело.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Чтобы пережить утрату впечатлений (реставрация моста шла полным ходом), зашли в кафе, отведали местных чаев-кофеев с очень вкусной выпечкой, вооружились еще одним зонтом, уже приличным (старый пришлось выкинуть — после первых 20 минут жизни он отказался нам служить) и решили смириться и сделать вид, что на улице прекрасная погода.

Первое, на что мы обратили внимание, была Площадь Конституции.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Именно с ее смотровой площадки туристы обычно делают потрясающие фото. И именно с неё началось государство Люксембург. В центре площади вознеслась Золотая Леди с лавровым венком в руках.

Это символ столицы и всего государства. Гранитная стела 20-метровой высоты является памятником жертвам Первой Мировой войны. Статистика подсчитала, что из 4000 люксембургских добровольцев, воевавших на стороне Антанты, погибла примерно половина. А это для всей страны — около 1% всего населения, что само по себе немало. У ее ног — погибший солдат и его скорбящий друг.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Голден Фрау (Гёлле Фра) напомнила мне Волгоградскую Родину — мать, созвучие было и в том, что германские нацисты в 1940 году почти полностью разрушили этот европейский монумент, но золотая фигура исчезла. Нашлась фрау спустя 40 лет, уже после освобождения Люксембурга. Церковь вначале не одобрила её возвращение на постамент, поскольку посчитала её фигуру чересчур откровенной, но общественность победила. К этому времени композицию дополнили напоминаниями про участие крохотного государства во Второй Мировой и Корейских войнах.

Здесь же на площади Конституции расположен великолепный храм — Собор Люксембургской Богоматери.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Нельзя не упомянуть, что этот Собор является еще одним примером бережного отношения к родной истории и культуре. Больше полутора веков на его месте стояла церковь иезуитов, заложенная в 7 веке. После того, как орден «вытурили» из пределов австрийских владений, церковь переосвятили и отдали местной общине. Церковь 3 раза меняла своего святого патрона. В 19 веке Собору придали неоготический вид.

С 1870 года он является Кафедральным. В Нотр-Даме находится особо почитаемое изображение Богоматери «Утешительница скорбящих», покровительницы города.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

К этому образу в третью и четвертую неделю после Пасхи организуется массовое паломничество. Я видела на одном нашем сайте, как много организуется сюда паломнических поездок из разных городов Украины и России.

Богоматерь расположена в алтарной части, окружена множеством свечей. Справа и слева от алтаря — мозаичные изображения святых, колонны украшены мавританскими узорами. Внизу под собором расположена крипта с усыпальницей Великих герцогов Часы работы собора: 9.15–18.15, сб 9.15–18.30, вс 9–10.30, 12–18. Крипта до 17.30, выходные — до 18 часов.

Кстати, совсем недалеко есть еще один любопытный храм, посвященный святому Альфонсо.

Внутри достаточно аскетично, но когда я вижу «нашу» Богородицу, то кажется, что попала в родное и знакомое место, для меня такой храм запоминается очень надолго…

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Видимо, морфогенетический разум и вера предков просыпается в такие моменты… И хочется всегда сказать себе " стоп», посидеть «до тишины», помолиться и с чувством выполненного отправиться дальше…

Еще одна площадь, которая есть во всех путеводителях — Place Guillaume II, где расположен туристический офис. К тому времени мы поняли, что не попадаем на блошиный рынок, и нам требуются монеты Люксембурга. К слову сказать, магазинчик внутри турофиса приличный и монет мы накупили достаточно. Муж был счастлив пополнением коллекции, у нас открылось второе дыхание. Развернув карту (есть на русском), мы побежали дальше.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Ансамбль площади Гийома II сложился относительно недавно, после того как события времён Наполеона привели к разрушению древнего монастыря францисканцев, занимавшего приличную территорию в центре города больше пятисот лет. Освободившееся пространство переоформили и стали использовать для проведения ярмарок, фестивалей, концертов и других мероприятий. В центре площади красуется статуя голландского короля Вильгельма II, который был известен также как великий князь Люксембурга Гийом II. Его память горожане увековечили в знак признательности за дарованную им конституцию образца 1848 года, одну из наиболее либеральных во всей Европе. На постаменте памятника изображены герб дома Оранских и геральдические знаки всех люксембургских кантонов.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Стоит также обратить внимание на здание по правую руку короля-герцога. На южной стороне Place Guillaume II высится городская мэрия, интересная тем, что при её строительстве в 1830-е годы широко использовались камни упомянутой обители францисканцев. Вот так две достопримечательности Люксембурга сменили одна другую… И на этих самых ступенях городской мэрии вчера «тусили» фотографы желтой прессы, и мило улыбались «молодоженки»)))

А вот маленький, украшенный изваянием лисицы, фонтан — напоминание о люксембургском поэте Мишеле Роданже.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

В этот субботний день в центре площади был развернут богатейший овощной рынок, где мы увидели какие-то удивительные грибы, может, кто знает, что это за сорт? Неужели такие вешенки?

На этой же площади есть шикарный ресторан с «морскими гадами», у Сергея Васильца я видела в альбоме этот объект и моей мечтой было отведать там какого-нибудь лобстера. Но дождь загнал сюда такое количество страждущих, что выстоять очередь не было никакой возможности. Иначе нам грозило утопление в собственных секретах слюнных желез.

Выбрав ресторанчик попроще и скромно откушав, мы отправились искать, где же восседает любимый всеми Великий Герцог Анри. Искать оказалось просто, и через 5 минут неторопливой прогулки мы уже любовались на дворец Великих герцогов.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Честно говоря, хотя фасад выглядит симпатично, мимо него вполне можно пройти, поскольку приятных на вид зданий в Люксембурге полно. Значение конкретно этого архитектурного ансамбля выдают разве что будки солдат почётного караула возле входа. Причем одного. Соседняя будка пустовала. Не знаю почему, мне всегда жаль этих бедолаг.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

И всегда хочется хоть на секунду узнать, о чем они думают, когда целый день их снимают на фото, чтобы приехав домой, стереть. Сегодня Герцогский Дворец функционирует исключительно, как рабочая резиденция. Семья же Великого Герцога живет в другом месте.

Совсем рядом — ансамбль Place de Clairefontaine. Сама по себе площадь неплоха, её окружают вполне презентабельные здания, в центре установлен памятник великой герцогине Шарлотте.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Но зачем рядом с прелестной женщиной кто-то смастерил жестяных монстров из ржавых банок?

Лучше бы слоников не увозили… Как же мне хотелось увидеть разношерстных элефантов, с такой любовью описанных Оксаной! Но они, видимо, гостят уже в другой стране.

Несколько слов о Шарлотте, любимой героине люксембуржцев.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Вот что говорит нам Вики: Шарлотта — великая герцогиня Люксембургская, правившая государством с 1919 по 1964 годы. Дочь великого герцога Люксембургского Вильгельма IV и Марии Анны Португальской. Шарлотта встала во главе государства 15 января 1919 года после отречения старшей сестры Марии Аделаиды. Во время референдума 1919 года, касающегося новой конституции, 77,8% населения Люксембурга голосовали за продолжение герцогской монархии с Шарлоттой в качестве главы государства.

6 ноября 1919 года Шарлотта вышла замуж за Феличе Бурбон-Пармского, у них было 6 детей.

Во время Второй мировой войны правящее семейство покинуло Люксембург незадолго до немецкой оккупации. С 1943 года, великая герцогиня Шарлотта обосновалась в Лондоне, откуда управляла Люксембургским правительством. Любимая народом, она стала символом сопротивления государства. Вернувшись в страну в апреле 1945 года, она совершила поездку по регионам, пострадавшим в войне. В 1956 году Шарлотта получила от папы римского Пия XII Золотую розу. Это искусственная роза с лепестками из золота, которой папа римский редко и в исключительных случаях награждает католических принцесс и женщин-монархов.

12 ноября 1964 года великая герцогиня Шарлотта отреклась в пользу старшего сына Жана.

В 1969 году Шарлотта и принц Феличе отпраздновали 50-летие совместной жизни. Принц умер год спустя. Последний раз Шарлотта появилась на публике в мае 1985 года на встрече с папой римским Иоанном Павлом II. Она умерла 9 июля 1985 года и похоронена в усыпальнице собора Нотр-Дам де Люксембург.

23 июня — национальный праздник в Люксембурге. День Рождения Шарлотты приходился на 23 января. Однако праздновалось оно в летний день 23 июня. Это число огласилось национальным праздником после того, как Великим Герцогом стал Жан. Праздник начинается с приветствия герцогской семьи. С этой целью перед дворцом организуется парад с зажженными факелами, после чего тысячи участников праздника отправляются к мосту Адольфа на салют. Затем каждая площадь Люксембурга предлагает свою программу развлечений. Здесь собираются артисты, ансамбли, музыканты, клоуны, духовые оркестры. После принятия парада Великий Герцог со своей семьей отправляется в кафедральный собор. Здесь совершается благодарственный молебен в честь Люксембургского Дома. Празднование национального дня происходит в каждом из ста восемнадцати городских образований Великого Герцогства.

Есть в Люксембурге и мост, названный в честь великой герцогини,

Люксембург. В гостях у Бога дождя

но громада моста Шарлотты как-то не очень гармонирует с её изяществом и легкостью.

Для тех, кто не был в Люксембурге, припомню замечательную поговорку — гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В случае с Люксембургом это не овраги, а живописные ущелья и долины, разрезающие каменистые плато.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Достопримечательности расположены компактно, если смотреть на карту, но на местности все оказывается несколько иначе. Ведь город расположен на скале и состоит из трех частей, находящихся абсолютно на разных уровнях. В силу данной особенности Люксембург изобилует различными мостами.

Считается, что в Бельгии надо пить пиво, а в Люксембурге — вино. Мы так и сделали. Мозельские вина, от дешевых до дорогих, порадовали вкус. Мы прихватили по паре бутылочек в дорогу и весь обратный путь смаковали их с местными сырами.

Люксембург. В гостях у Бога дождя
    В Люксембурге производится несколько сортов высококачественного пива, а также отменные мозельские вина (самые популярные — «вормелданг», «крехен», «кемих», «ан», «эннем», «маетум»), несколько сортов ликеров («кетш», «кирш», сливовый, яблочный, грушевый, черносмородиновый) и черносмородиновое вино из замка Бофор. Времени на дегустацию у нас, конечно, не было, но люди хвалят, часто сравнивая мозельские с высококачественными эльзасскими винами. Ведь виноградники Мозельской долины расположены совсем рядом с Францией, поэтому ничего удивительного.

Пять-шесть десятилетий назад только вином славился Люксембург да еще и саженцами роз. Отсюда выписывала их толстовская Ясная Поляна, чем здешние садоводы не преминут похвастать.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Ездили в Люксембург и за орехами, на специальную «ореховую ярмарку» в городок Вианден. Словом, Люксембург был, в сущности, фермером.

Нынешний же Люксембург — прежде всего сталевар. На монете достоинством в один франк недаром вычеканен рабочий-металлург у пылающего мартена

А вообще история этого города уходит вглубь столетий. Уже во времена Древнего Рима, на скале, где сейчас и размещается Люксембург было древнее поселение, состоящее из двух перекрещивающихся улиц. На перекрестке же стояла укрепленная дозорная башня. В 963 году этот участок земли приобрел близкий родственник французского короля граф Зигфрид. По преданию, его женой была фея Мелюзина. Она и посоветовала ему выменять эту землю у монастыря и заложить на скале Бокфельсен (Гнилой зуб) укрепленный замок, предсказав ему долгое и счастливое будущее. Укрепление было названо просто Люцилинбурхук, что на языке проживающего здесь населения и означало «Маленький замок». Впоследствии из этого наименование и родилось современное название города — Люксембург. Руины же замка на горе до сих пор демонстрируют туристам.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

В течение веков город укреплялся и отстраивался, ведь находясь на горе, его властители могли контролировать окрестности. К тому же он находился на перекрестке путей, связывающих важнейшие страны Европы, что также способствовало его процветанию. В те времена город называли Гибралтаром Европы и борьбу за него вели многие государства. Однако настоящей столицей город стал лишь в 19 веке, после обретения Люксембургом самостоятельности. Особое же влияние он обрел в последние десятилетия, когда именно здесь, в центре Европы были размещены многие учреждения Евросоюза.

Что до прародительницы Мелюзины, на многих эмблемах Люксембурга можно видеть змею и ключ. Говорят, фея иногда выходит из своего пещерного убежища в образе змеи. Во рту змея держит золотой ключ. Кто выследит ее, отнимет ключ, тот и хозяин всех богатств страны. Многие покушаются на этот ключ, и люксембуржцам предстоит сделать немало, чтобы удержать его в своих руках. Помните? «Мы хотим остаться теми, кто мы есть». Эта крылатая фраза облетела весь мир. В Люксембурге она высечена повсеместно. Самый известный балкончик, где можно прочесть этот лозунг независимости и самости — недалеко от Герцогского Дворца.

Нельзя не сказать о самом главном, что потрясло нас в Люксембурге — это великолепная цепочка смотровых площадок! Официально променад, проложенный вдоль старинных стен, называется Chemin de la Corniche, более известен он как Балкон Европы.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Укрепления, некогда созданные французскими инженерами, давно утратили военное значение, и сейчас Корниш Люксембурга действительно служит балконом, откуда так приятно глазеть на окружающие панорамы и русло реки Альзет. Аккуратные домики, разбросанные по склонам соседних холмов, придают пейзажу дополнительную живописность. Вся часть внизу, под старым городом, называется Грунд и считается одним из лучших уголков столицы великого герцогства.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

А вот — стильная церковь Сен-Мишель.

Она считается самым старым из сохранившихся храмов страны, некоторые камни её стен и фундамента лежат на своих местах с конца X века.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Храм несколько раз перестраивали и видоизменяли, тот вид, который предстаёт перед нами сейчас, являет собой смесь барочного и романского стилей архитектуры. Сегодня храм выглядит так, как и 300 лет назад. Внутреннее убранство достаточно интересно, я сделала там несколько снимков.

Еще в эпоху варварских королевств на высоком холме над рекой Альзетт был основан форт, а в продолжение следующих столетий сам холм был полностью изрыт подземными ходами и казематами, куда исчезали припасы и защитники крепости в случае ее захвата.

Сегодня крепость и казематы Бок — главная достопримечательность города Люксембург.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

В развалинах крепости наиболее интересными для путешественника являются казематы, построенные в виде лабиринта в 1644 году, когда крепость находилась под испанским владычеством (отсюда и мавританские узоры в храмах и на зданиях города). Казематы эти представляют собой множество сырых камер и соединительных туннелей в глубине скалы Ле Бок (вероятно, отсюда пошло выражение «козлиные тропы», ибо слово Le Bock переводится как «Козел»). Первоначально прорытые на глубине 40 м подземные оборонительные коридоры протяженностью 23 км вскоре стали предметом зависти для европейских агрессоров и благодаря этому крепость получила прозвище «Северного Гибралтара». Эта репутация подтвердилась во время Второй Мировой Войны, когда казематы служили бомбоубежищем для 35 тыс. людей. В настоящее время казематы занесены в список Мирового наследия ЮНЕСКО и 17 км из них открыты для обозрения публики.

Стоя на Балконе Европы я не могла оторвать глаз от долин и нижнего города Грунд.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Большое красивое здание внизу, окруженное парком прямо в версальском стиле с прудами, оказалось госпиталем, вдали виднеется мостик, по краям которого парочка симпатичных башен (17 век), выше, на холме башни «три в одном» — 12–13 вв. С другой стороны — просторная площадь, окруженная зданиями бывшего гарнизона, церковь Святого Джона (17 век), мощная крепостная стена и башня (15–18 вв.), и живописный жилой квартал, раскинувшийся вокруг.

Люксембург. В гостях у Бога дождя
    Как же, наверное, здесь хорошо в теплую, солнечную погоду!!! Живописный, мощеный булыжником квартал с милыми домами и уютными улочками. Виадуки радуют глаз и так удачно вписываются в городской пейзаж, как будто с римских времен тут стоят, а остальной город вокруг них строился.

С обеих сторон от дороги, которая идет из Верхнего города, находятся обзорные площадки, где стоят специальные щиты для туристов

Люксембург. В гостях у Бога дождя

— на них нарисовано все, что отсюда видно, и указано, где что находится, как называется, и даже с коротенькой исторической справкой.

Находясь на бастионе, оцениваешь высоту и неприступность стен в полной мере!

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Центральным звеном композиции является Ноймюнстерское аббатство.

На этой просторной площади когда-то тренировались солдаты, сейчас на площадь выходит фасад церкви Святого Джона и несколько столиков кафе.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Рядом — дворик с прозрачной крышей, на стене которого нарисовано множество лиц.

Церковь Святого Джона в Грунде была основана в 1308 году Генри VII, немецким императором и графом Люксембурга. В 1542 году в мясорубке войн между французским королем Франсуа I и Карлом V бенедиктинское аббатство, которые к тому времени выросло вокруг церкви, было разрушено, и только в начале 17 века здесь была построена новая церковь, высокий острый шпиль которой пронзает небо в Нижнем городе.

Глядя на все это благолепие, начинаешь поневоле уходить от суетных мыслей и возвращаться к чему-то настоящему.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Сейчас практически не осталось неизведанных земель, нет необходимости искать новые торговые пути, но… Но все равно в путешествии, в движении по пути есть какая-то внутренняя необходимость. И это не просто любопытство, не просто «охота к перемене мест». Что-то изнутри подталкивает нас делать шаги, стремиться вперед, сталкиваться с трудностями, преодолевать испытания и побеждать себя.

Паломники, пилигримы, странники все время шли и идут — во все времена и эпохи. Иногда их было больше, иногда совсем мало, но не было, наверное, такой минуты, когда хотя бы один из них не находился в Пути. Это зов, который не дает покоя, зов из самых глубин человеческого сердца. Так было, есть и будет всегда.

Люксембург. В гостях у Бога дождя

Люксембург, возможно, не пользуется такой бешеной популярностью у туристов, как соседние Франция или Германия, но он, несомненно, имеет свое уникальное очарование. «Mir welle bleiwe wat mir sin» — «Мы хотим оставаться такими, какие мы есть».

Это знаменитый балкончик с девизом жителей Люксембурга.
    Это знаменитый балкончик с "девизом" жителей Люксембурга.
    После посещения страны мы в этом не сомневаемся.