Турист Ирина (1rina)
Ирина
была 29 января 2020 21:14

Италия Март 2015

Хочу рассказать о поездке в Рим с 14-летней дочкой в период весенних каникул — с 20 до 27 марта 2015 г. Экскурсии мы не покупали, так как пользовались путеводителем и осматривали город самостоятельно.

Для проживания мы выбрали отель «Republika», так как он имеет очень удобное расположение: одна минута пешком до одноименной станции метро, десять минут — до станции Termini, что на другой ветке и десять минут пешком в другую строну — метро Barberini, где рядом дворец Барберини и фонтан Тритона. Однако завтраки в этом отеле оставляют желать лучшего…Однообразные, с отвратительным кофе, никаких горячих блюд. С тоской вспоминали о завтраках в Праге.

Погода в Риме в марте довольно приятная, от 12 до 20 градусов тепла. Для экскурсий в самый раз!

Билеты на метро можно купить либо в киосках с печатной продукцией либо в автоматах метро (но не советую пользоваться там крупными купюрами, автомат может «зависнуть» и не дать сдачи). Стоимость билетика — 1,5 евро. Действует он строго ограниченное время, в автобусах можно проехать несколько раз, в метро — только единожды.

Теперь о главном: достопримечательностей в Риме очень-очень много. Советую отвести для Рима в поездках не менее 4 дней, чтобы ознакомиться хотя бы с главными ценностями этого города. А так же заранее приобрести и прочитать хороший путеводитель. Не слишком уповайте на экскурсии!

Проходя мимо одной из экскурсий, я слышала, как гид долго рассказывала группе о слоненке работы Бернини, стоя рядом с собором, в котором был осужден инквизицией Галилео Галилей и где он отрекся от своих взглядов, но гид ни слова не сказала об этом, не взглянула в сторону собора, а резво понеслась в сторону Пантеона.

В Пантеоне, кстати, обязательно стоит побывать! Древний храм всех богов с уникальным куполом и массой интересного внутри (одна могила Рафаэля чего стоит!)

А вот Колизей, Форум и музеи Капитолия меня не впечатлили. О вкусах не спорят, но я не люблю ходить по развалинам и смотреть на печальные остатки былого великолепия.

Про Ватикан

С Ватиканом у нас вышла особая история. У стены Ватикана стоят две очереди: одна для самостоятельных путешественников, другая — для организованных групп. Мы подумали, что с группой пройдем скорее и купили экскурсии по 50 евро. Но ни тут-то было! Остальные, похоже, сделали тоже самое, и в результате мы простояли в «групповой» очереди два часа.

В связи с долгим стоянием наша экскурсия «усохла» до часа вместо двух, так как гид торопился на следующий заход (в день у гида три захода). В результате нам было предложено осмотреть только одно крыло музея и выйти через Сикстинскую капеллу в собор святого Петра. Мы дошли с гидом до Сикстинской капеллы, попрощались, сдали наушники и пошли в левое крыло сами искать станцы Рафаэля.

Найдя их, мы поняли, что сюда не водят только русские группы, ибо работы Рафаэля находятся далековато от Сикстинской капеллы. А французы и немцы там экскурсии проводят. Обидно за наших! В Сикстинской капелле полно народа, но, тем не менее, разглядывая фрески на потолке, можно посидеть на боковых стульчиках.

Собор святого Петра в Ватикане является одновременно и музеем, и действующим храмом. По средам собор утром закрыт — папа дает аудиенции. Справа от входа в собор — шедевр Возрождения, скульптура Микеланджело «Пьета». В то время мастеру было всего 24 года. В соборе хранится кусочек наконечника копья, которым был пронзен распятый Христос.

Бронзовая статуя Петра с ключами от рая в давние времена служила святыней. Сейчас у статуи всегда стоит очередь, чтобы потереть ей ножку и загадать желание.

После того, как выйдете из собора святого Петра, при желании можете купить билеты на купол. От души советую брать билеты, в которых возможно использование лифта, потому что даже после лифта вам придется пройти 320 ступенек наверх по узкой винтовой лестнице. Подъем по лестнице — это улица с односторонним движением. Если передумаете — то уже не протиснетесь обратно через восходящий поток туристов. Так что если решились — ни шагу назад! И вам откроется прекраснейшая панорама города.

Направо, если смотреть от выхода собора св. Петра, есть отделение почты Ватикана. Будет здорово, если пошлете оттуда красивую открытку с видами Рима или Ватикана родным и друзьям! На открытке будет штемпель Ватикана, что очень памятно. Правда, до Москвы открытка идет около 2-х недель.

Испанская лестница и дом Гоголя.

Все, кто был в Риме, обязательно приходят на площадь Испании. На большой открытой лестнице всегда полно народа. Здесь можно услышать все языки мира. У подножия лестницы — фонтан Баркачча (Лодка), работы Пьетро Бернини, отца знаменитого скульптора. Но перед тем, как пойти наверх, советую зайти в чайный магазинчик-кафе, что налево от лестницы. Там можно купить интересные и полезные сувениры в виде красиво упакованных маленьких коробочек с чаем или кофе. Эта чайная существует с 1896 г., о чем написано на витрине. Да, в Италии умеют хранить традиции.

Итак, если вы являетесь поклонником творчества Н. В. Гоголя или просто хотите посмотреть на жилище, где писатель прожил несколько лет, то надо будет подняться вверх по Испанской лестнице до конца и повернуть направо на улицу Sistina. Пройдите по ней примерно 10 минут и на левой стороне увидите очень-очень старый 6-ти этажный дом коричневого цвета (адрес: via Sistina 126).

Римские каникулы

Большая белая табличка на уровне второго этажа с профилем писателя сообщает на русском и итальянском языках о том, что именно здесь были написаны «Мертвые души». Судя по виду, этот дом не видел ремонта как раз с гоголевских времен.

Галерея Боргезе

Именно галерея и её великолепный сад с цветущей сакурой врезались мне в память надолго. Обязательно, обязательно постарайтесь побывать в галерее Боргезе!

Это, вероятно, лучшее частное собрание скульптуры и живописи! Здесь вы увидите работы Бернини: «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины», «Давид», самую известную работу Кановы «Паолина Бонапарте в образе Венеры-Победительницы». Живопись представлена шедеврами Рафаэля, Тициана, Караваджо, Рубенса.

Даже потолок галереи представляет интерес. Он расписан так, что создается ощущение выпуклости и объемности. Как будто это скульптуры по углам…В галерее Боргезе туристов меньше, чем в музеях Капитолия. Русских мы там не встретили вообще, хоть бродили около двух часов.

Предупреждаю о том, что в галерею Боргезе можно войти только по предварительной записи. Для того, чтобы попасть в тот день, когда вы пришли, надо подойти к музею к 9 часам утра. Тогда попадете около 11 (у нас получилось именно так).

А если проспите, то рискуете получить билет только на следующий день.

Самые красивые соборы Рима

Многие римские соборы имеют не только красивое оформление, но и святые дары внутри.

Расскажу лишь о тех, в которых удалось побывать.

Собор Сан-Джованни-ин-Латерано, пожалуй, один из древнейших, но выглядит великолепно. Это старинная вотчина Ватикана, хотя находится далековато от него. Тем не менее, именно отсюда папа благословляет паству в четверг страстной недели.

Римские каникулы

Примечательно, что фасад собора окончательно оформил….Галилео Галилей в XVIII веке! Когда я об этом прочитала, глазам не поверила. Талантливые люди талантливы во всем.

Направо от собора через дорогу отдельно стоит церковь Скала-Санта. Снаружи церковь совсем непримечательна. Главное в ней — Святая лестница, по которой поднимался к Понтию Пилату Иисус Христос в терновом венце. По лестнице можно пройти только на коленях, не спеша, читая молитвы и прикладываясь к окошечкам в тех местах, где падала кровь. Сбоку есть другая лестница, по которой можно спуститься вниз.

Собор святого Павла «за стенами» — самый большой собор в Риме после собора св. Петра в Ватикане. Примечательно, что в кратких путеводителях его нет. Нет его и на туристической карте. Потому что находится этот собор поодаль от основных достопримечательностей — у метро «Basilica S. Paolo». О, это мой самый любимый собор в Риме! И самый загадочный, как будто запрятавший свою красоту. Со стороны входа, как только вы идете к нему от метро, собор выглядит совсем непримечательно, как рядовая церковь. Но стоит только туда войти, вас поразят внутренние размеры и убранство! А самая красота раскрывается с другой стороны — за стенами: когда выходишь во внутренний дворик и видишь квадратный скверик с пальмами, колоннаду вокруг (те самые стены), монументальную фигуру св. Павла и, подняв голову наверх — великолепие мозаичного фасада собора, украшенного сияющей отреставрированной мозаикой XIII века с изображением Христа и апостолов!

Здесь получаются великолепные фото, ибо туристов мало и никто не мешает. В соборе хранятся святыни: вериги св. Павла (цепи, которыми он был закован), дароносица, канделябр XII века.

Теперь от святого Павла перейдем к святому Петру. Церковь Сан-Пьетро ин-Винколи (святого Петра в цепях) очень красива снаружи, но туристы туда идут из-за рогатого Моисея работы Микеланджело. Согласно легенде рогатым он стал по ошибке: в тексте ветхого завета написано, что у Моисея должны были отходить лучи от головы, а в скульптуре получились рожки. Для верующих главное здесь — цепи святого Петра. Они под алтарем, в дароносице. В соборе так же есть очень красивая фреска «Снятие с креста» (первая капелла направо).

Собор Санта-Мария—Маджоре находится в районе вокзала Термини, поэтому наши соотечественники, которых турфирмы заселяют в дешевые отели этого района, рано или поздно натыкаются на данный собор. Он снаружи огромен и великолепен! А внутри — тем более. Собор славен тем, что здесь погребены известные скульпторы — отец и сын Бернини (могила на полу, справа в конце, ближе к выходу). В середине собора, внизу, находится здешняя святыня — золотой ларец с кусочками Вифлеемских яслей, перед которыми стоит на коленях огромный мраморный папа Пий.

Перечисленные соборы — лишь малая толика того, что мы с дочкой посмотрели и что есть смысл посмотреть. Ведь помимо их в Риме еще масса церквей, имеющих интересную историю и несущих в себе шедевры Микеланджело и Караваджо. Поэтому, проходя мимо какого-нибудь собора, загляните туда на несколько минут. Уверена, вы обязательно найдете что-то интересное или просто красивое.

Интересные места Рима

Самое романтичное место в Риме — это фонтан Треви. Он затерян в переулках, поэтому появляется перед вами неожиданно. Во время нашего посещения Рима фонтан, увы, был на реставрации и стоял в лесах. Надеюсь, что к лету его приведут в должный вид.

Кстати, около фонтана Треви самый большой выбор мороженого!

Много чего интересного можно увидеть с площади Барберини, в центре которой фонтан Тритон. Если стоять лицом к Тритону, то по диагонали налево, через проезжую часть, будет небольшойфонтанчик Пчелки, а за ним на улице Венето возвышается самое мракобесное место Рима — церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, капуцинская церковь, полная костей! Внутренний интерьер отделан костями 4000 умерших монахов. Даже подсвечники из костей. Если вы бывали в Костнице на Кутной Горе под Прагой, вам будет с чем сравнить!

Опять-таки если стоять к Тритону лицом, то по улице справа можно выйти к дворцу Барберини, где размещается Национальная галерея античного искусства. В собрании галереи мы видели интересные произведения Караваджо («Нарцисс» и «Юдифь, убивающая Олоферна»), подлинник Рафаэля «Фарнезина» (портрет его любимой женщины).

А еще мне запомнились две рядом находящиеся картины с изображением Марии Магдалены от разных художников, но по одному сюжету.

В районе Трастевере можно недорого покушать и посмотреть древнейшие экспонаты. Санта-Мария-ин-Трастевере — одна из самых старых церквей Рима. Главное здесь — мозаика фасада: в центре Богоматерь, кормящая младенца, пять мудрых евангельских дев с горящими светильниками и пять — с потухшими. Внутри собора, в дальней капелле слева от входа — древняя икона VII века, изображающая Мадонну в натуральную величину. Еще есть 22 гранитные колонны нефа из древнеримских построек.

Народная площадь Пополо — одно из красивейших местечек Рима, а в давние времена — место казней. Три улицы сходятся лучами к центру площади, украшенной египетским обелиском и, конечно же, фонтанами с фигурами.

Римские каникулы

Там, где улицы вливаются в площадь, стоят две однотипные церкви, но самая интересная церковь находится справа от ворот — это Санта-Мария-дель-Пополо. Здесь подлинники картин: «Распятие святого Петра» (на котором изображено, как переворачивают вниз головой на крест великомученика) и «Превращение по пути в Дамаск» (в капелле слева от алтаря).

Вечерние гуляния хорошо проводить на площади Навона. Это вроде нашего московского Арбата, где целый день идут уличные представления фокусников, музыкантов и прочих творческих личностей. Идеальное места для релакса после утомительных забегов по музеям! В центре площади бьет фонтан Четырех рек, а по краям — еще два фонтана: Мавр и Нептун. Вечером фонтаны особенно красивы благодаря подсветке.

Римские каникулы

«Уста истины», показанные в старом фильме «Римские каникулы», до сих пор не потеряли своей актуальности и даже более — стали известными настолько, что очередь к ним выстраивается огромная. Поэтому в церковь Санта-Мария-ин-Космедин, где находится данный экспонат, стоит идти только в том случае, если у вас достаточно времени на осмотр Рима — например, неделя или более. Потому что эта церковь находится далеко от метро и каждому подходящему к «устам» отводится всего одна минута, чтобы сфотографироваться с рукой в «устах» и с выражением честного человека на лице. В общем, аттракцион для детей.

Посмотреть на Рим сверху можно не только с собора Петра в Ватикане, а еще и с площади Венеции, где находится белоснежный и монументальный Алтарь Отечества.

Не поленитесь подняться по широкой белой лестнице и посмотреть на караульных солдат. Внутри строения продаются билеты на лифт, который доставит вас на смотровую площадку.

Куда бы еще поехать?

Неподалеку от Рима (в 30 км.) находится живописное местечко Тиволи. Туда мы ездили на рейсовом автобусе. Смотрели виллу д^Эсте и её великолепные фонтаны, которых там более ста. Церковь и дворец расположены сверху, а сад разбит ярусами вниз. Дойдя по конца каждого яруса, обнаруживаешь большой фонтан, украшенный скульптурными группами. А маленькие фонтанчики — по всей длине дорожки. В хорошую погоду там получаются замечательные фото!

Римские каникулы

В Тиволи есть еще две виллы — Грегориана и Адриана. Мы туда не попали, так как очень устали. Кроме того, выяснилось, что в эти места лучше добираться не автобусом, а электричкой, так как они ближе к вокзалу.

Из Рима можно съездить во Флоренцию на один день. Но это весьма утомительная затея.

Расстояние от Рима до Флоренции около 274 км., обычной электричкой ехать долго. Есть экспрессы, которые доставляют туда за 1,5 часа. Но они весьма дорогие, и что самое неприятное — билеты на экспрессы продаются только заранее, даже не за день, а за три-пять дней как минимум. В общем, мы не попали, хотя первоначально собирались посмотреть галерею Уффици.

Наверно, стоило деньков пять взять в Риме, а три — во Флоренции. Но все упирается в авиабилеты: если прилететь в Рим, а обратно улететь из Флоренции — в один конец билет всегда дороже чуть ли не в два раза. Такие уж у нас в России порядки.

С другой стороны, я не люблю бегать «галопом по европам», хочется каждый город посмотреть как следует, неторопливо прочувствовать его, сложить в уме свою «картинку». И по Риму она у меня однозначно сложилась. Желаю и вам того же!