Турист Павел Киселев (PavelK)
Павел Киселев
был 23 мая 2018 0:08

Муром, Горбатов — Россия Апрель 2015

Что ж, когда евро перевалил за 70, стало понятно, что Европа временно (надеюсь) стала менее доступной. Однако это вовсе не повод сидеть дома. Скорее наоборот — мотивация к освоению просторов необъятной России. Да, путешествие по родной стране, к сожалению, пока сопряжено зачастую с преодолением трудностей, и все же эти трудности никак нельзя назвать фатальными. И потом — это наша страна, мы говорим на одном языке, у нас одна валюта…
В общем сразу по прошествии новогодних праздников мы начали активную подготовку к весеннему отпуску. Из всего разнообразия маршрутов мы решили остановиться на маршруте, который мы условно назвали «От Оки до Волги». Основная цель маршрута — посещение крупных городов поволжского региона — Нижний Новгород и Казань. В процессе проработки маршрута добавили Муром и Болгар. По пути также запланировали посетить несколько симпатичных мест, чтобы сделать пару хороших пейзажных снимков.

Но одно дело запланировать маршрут и совсем другое его реализовать. В планы вмешивается и погода и человеческий фактор и много чего еще. Поэтому далеко не все, что отмечено на карте удалось посмотреть и побывать на всех запланированных точках. Но оно может и здорово — есть куда отправиться в следующий раз, а может для кого-то эта маршрутная карта станет небольшим путеводителем.

Как видно на карте, свое путешествие мы начинаем с трассы М7, которая ведет нас через Владимир в города Муром.

Муром

От Москвы до Мурома ехать примерно 340 км., то есть около пяти часов. В нашем случае мы приехали на место примерно в 12 часов по полудни и сразу отправились на осмотр города и достопримечательностей.

Свято-Троицкий женский монастырь

С погодой нам немного не повезло — пронизывающий ветер и не очень комфортная температура. Все это совершенно не способствовало длительным прогулкам по городу и хорошим ярким фотографиям. Может поэтому город показался несколько сероватым и унылым. Хотя история

От Оки до Волги. Муром

Мурома очень богата и начинается с IX века. Любой источник, в котором упоминается Муром, естественно рассказывает о богатыре Илье Муромце. В этой связи нередко возникает казус с названием города. Может показаться, что Муромом город назвали как раз в честь легендарного богатыря, но на самом деле все наоборот — своим именем скорее воин обязан городу. Свое название Муром ведет от угро-финского племени мурома, жившего здесь задолго до прихода славян-кривичей. «Мурома» в переводе с финского означает «люди, живущие на горе у воды». Слово «муром» — синоним глубокой древности, былин и сказаний, ассоциирующееся с дремучими лесами, неведомыми тропами, тремя соснами на Муромской дороге да свирепыми разбойниками — от эпического Соловья до исторического Илейки Муромца (Горчаков, сподвижник Лжедмитрия). Едва ли найдется человек, который не знал бы об этом из сказок, былин и песен. Но реальный Муром расположен совсем недалеко от Москвы и стоит на крутом берегу Оки.

Старинный Муром вплоть до конца 1920-х годов сохранял очарование уютного, заповедного городка. Из-за зелени садов возвышались стрельчатые колокольни, золоченые главки церквей, напоминая о «золотом» XVII веке города, когда он был наполнен звоном колоколов, который слышали окраинные уголки заречья. Сюда спешили жители с окрестных мест на праздничные службы и ярмарки. Нарядные муромки, одетые в расшитые полушубки и расписные валенки, плавно покачивая деревянными ведрами на изогнутых коромыслах, спускались к реке; детишки гурьбой на резных раскрашенных салазках скатывались с гор. Приезжавшим сюда людям из отдаленных мест все здесь казалось ожившей сказкой.

В конце 1920-х годов сказочный город исчез: взорвали собор, разрушили храмы, колокола сбросили, разбили. Действующим оставался только один храм — Благовещенский, где несколько лет настоятелем служил будущий патриарх Пимен. Зато улица Ленина и памятник ему прекрасно расположились в самом центре города.

От Оки до Волги. Муром

Ильич — он всегда с нами, лучший друг туриста и путешественника

В наши дни Муром тоже нельзя назвать заповедным уютным городком. Разбитые дороги, огромные лужи, покосившиеся дома.

От Оки до Волги. Муром

Старые постройки и «современный вариант ограды

В Муроме долгое время проживал отец цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский (вероятно, с 1873 г.). Более того, фотограф и ученый во всех анкетах указывал Муром в качестве места своего рождения. В 1873–75 гг. его отец работал в качестве агента Ярославско-Костромского земельного банка в Муроме. Недавно местным краеведам удалось найти сведения о двух домах, принадлежавших Прокудиным-Горским, в приходе Сретенской церкви (сохранилась до нашего времени).

В этом древнем городе у нас запланирована ночевка. Мест для комфортного ночлега в городе не очень много. Букинг предлагает меньше десятка вариантов. Зато есть выбор апартаментов. Мы остановились в уютной квартире у гостеприимных хозяев на улице Свердлова. Если окажитесь в Муроме, могу смело рекомендовать этот вариант размещения.

Утром отправляемся в сторону Нижнего Новгорода, но по дороге останавливаемся в паре интересных мест.

Сначала любуемся вантовым мостом через Оку. Сооружение как с эстетической, так и с технической точки зрения грандиозное.

От Оки до Волги. Муром

вантовый мост через реку Оку в районе города Мурома Владимирской области и города Навашино Нижегородской области. Связывает Владимирскую и Нижегородскую области и несколько федеральных магистралей на трассе Владимир — Муром — Арзамас

1 августа 2013 года муромский мост был назван самым красивым мостом России. Это звание мост получил, заняв первое место во всероссийском конкурсе, проводимым Федеральным дорожным агентством.

Горбатов

Переезжаем мост и оказываемся уже в Нижегородской области и движемся по трассе P125. Не доезжая примерно 60 км. до Нижнего Новгорода сворачиваем на Горбатов. Ничего особенного или примечательного в этом городе нет, кроме того, что это самый маленький городок области, здесь проживает чуть более 2 тысяч человек. Туристический же интерес это место вызывает вовсе не статистические показатели численности населения, а пейзажи, которые открываются с высокого берега Оки.

От Оки до Волги. Муром

Погода, увы, внесла свои коррективы и фотографии получились сероватыми, а пейзаж унылым. Но природа остается природой и замечательна в любом одеянии. На этом же берегу расположен Собор в честь Пресвятой Живоначальной Троицы и его вид на фоне свинцовых облаков выглядит весьма живописно.

СОБОР В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ. Год постройки 1814 — 1823 года — по преданию освящен в честь победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Если кто-то решится повторить наш маршрут и поехать в Горбатов любоваться Собором и видами Оки, будьте осторожнее — дорога и с «покрытием», очень низкого качества. А мы отправляемся в Нижний Новгород

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия